· углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Задачи:
· активизирование знаний детей в области правил дорожного движения;
· развитие внимания, сообразительности;
· формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Автомобиль. Дорога. Пешеход. (внеклассное мероприятие) »
Автомобиль. Дорога. Пешеход (внеклассное занятие)
Цель:
углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Задачи:
активизирование знаний детей в области правил дорожного движения;
развитие внимания, сообразительности;
формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход мероприятия
Автомобиль. Дорога. Пешеход. Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим (слайд 1).
Девиз, с которым мы с вами отправимся занимательное путешествие: «Дисциплина на улице — залог безопасности”. Чтобы сохранить здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. Они совсем не сложные. И сегодня мы с вами их вспомним.
Город. Тротуар.
Посмотрите, как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит (слайд 2).
1. На какие части делиться дорога? (На тротуар и мостовую. Мостовая для машин. Тротуар – для пешеходов).
Правила придумали давно, ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н.э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. А в России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Первое решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже.
Первый светофор был изобретён в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: красным и зеленым. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управляли полицейские. Первый сигнал светофора появился в США в 1919 году. Так же как автомобиль, светофор прошел немалый путь, пока не стал таким, как мы его знаем.
Число дорожных знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке.
Это было 200 лет назад. В столице Франции — Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей у театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали… Что написали?
Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.
2. Как нужно двигаться по тротуару? (держаться правой стороны)
Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.
Наш маленький городок Спасск-Дальний отличается от крупных городов. Но и он имеет много дорог и перекрестков, поэтому нам тоже необходимо быть внимательными на улицах города.
Азбука движения
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Правила движения!
Транспорт разный на дороге:
Легковой и грузовой,
Государственный и частный,
Пассажирский городской.
По проезжей части ездят
Все по правой стороне,
Это Правило движенья
В нашей действует в стране.
Люди по обочине
Двигаться должны
Транспорту навстречу
С левой стороны.
Переход через дорогу
Мы с тобой всегда найдём:
Полосатая дорожка
Нарисована на нём.
Рядом знак дорожный ставят:
«Пешеходный переход»,
Здесь дорогу переходит
Весь сознательный народ.
Если же под перекрестком
Есть подземный переход,
По нему через дорогу
Ходит каждый пешеход.
Перекресток переехать
И дорогу перейти
Всем нельзя одновременно,
Не столкнувшись на пути.
Регулирует движенье
Электроприспособленье
Под названьем СВЕТОФОР.
Светит ярко он нам с вами
Разноцветными огнями,
И про них наш разговор.
Загорелся Красный Свет,
Это значит – хода нет.
Светофор сигналит строго:
«Не ходите на дорогу!»
Если Желтый Свет горит,
Подождать он нам велит.
А когда горит зелёный,
Ясно всем, определенно
Светофор тот говорит:
«Переход для вас открыт!»
Если светофора
Нет на переходе,
Посмотрите влево
Прежде, чем пойдёте.
Посреди дороги
Вправо посмотрите,
Транспорт пропустите,
А потом идите.
Где вдоль улицы барьер,
Там нет перехода.
Транспорт движется за ним,
Не сбавляя хода.
За барьером можно сразу
Под колёса угодить:
Ведь тяжёлую машину
Нелегко остановить.
Мчатся по дороге
Быстрые машины,
Там вы попадёте
Прямо к ним под шины.
Если транспорт на дороге
У обочины стоит,
Он обычно пешеходам
Закрывает общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно,
Это каждый пешеход
Должен знать прекрасно.
Чтоб дорогу видеть слева
И машины пропустить,
Грузовик или автобус
Надо сзади обходить.
Спереди трамвай обходят
Пешеходы, зная,
Что опасность им грозит
От встречного трамвая.
Во дворе играют дети,
По дороге транспорт едет.
Не случилась, чтоб беда,
Не ходи играть туда.
И всегда в любой игре
Оставайтесь во дворе.
На проезжей части
Может быть несчастье.
Виды транспортных средств
В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие группы. Какие? (воздушный, наземный, подземный, водный.)
История автомобиля
Знаете ли вы когда и при каких обстоятельствах появились первые автомобили?
Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э.
Мусколоход, (слайды 3 – 20) паровая тележка, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальний велосипед, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом, электроцикл — вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.
Статистика
Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности (слайд 21).
Прогнозы
По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%. И этим Земля будет обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может намного вырасти (слайд 22).
Статистика
По итогам прошлого 2011 года в России произошли почти 24 тысячи аварий, в которых погибли и были ранены школьников и дошколят. На пешеходов составлено 560 тыс. протоколов за нарушение ПДД. Получается, что каждый третий россиянин, включая младенцев и стариков, нарушил ПДД (слайд 23).
Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.
Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых…
24 тысячи получают ранения. И,- это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры.
Кто виноват в их смерти?
Виноваты сами пешеходы. Они не уважали дорогу, а дорога «отплатила” им за это. Дорога не терпит не послушания.
И как вы помните вчера к нам приходил инспектор ДПС (слайды 24, 25) и рассказывал нам, сколько детей, пострадали в нашем городе на дорогах за последние 11 месяцев. Кто из вас помнит? (25 чел.)
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Знает каждый гражданин,
Что в любое время года
Мостовая – для машин,
Тротуар – для пешехода!
Нельзя играть на мостовой!
Ведь ты рискуешь головой!
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Игра «Доскажи словечко»
(закончи стихотворения)
Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Вы будьте правилу верны-
Держитесь … (правой стороны).
У любого перекрестка
Вас встречает…(светофор)
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.
Свет зеленый –…( проходи),
Желтый – лучше …(подожди).
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться…(опасно).
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе…( «переход»)!
Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку,
Через дорогу полоски идут,
И за собой пешехода ведут.
Для пешеходов есть и подземные переходы.
Без промедленья машины снуют,
Улицу переходить не дают.
Ты осмотрись – под колеса не лезь,
Здесь переходы подземные есть!
В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке –
Все мы посетители.
А коль на улицу ты вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу…(ПЕШЕХОД)
Участники дорожного движения
Пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.
В наше время, каждый час
На дорогах погибает очень много ребят.
Каждый третий человек
Не соблюдает правила.
Закон для улиц и дорог
Один на всей земле,
Он всем необходим.
Всегда ты правила учи,
Чтоб жизнь свою спасти.
И бесконечен танец шин,
Он в ритме рока или блюза
Уносит множество машин,
Перевозя людей и грузы.
Каждый из дорожных знаков
Свой совет дает, однако.
Коль собрался в дальний путь,
Ты про знаки не забудь.
В «ПДД» их очень много,
С ними легче всем дорога.
А сейчас мы с вами попадём в школу светофорных наук (слайд 26).
А сначала мы вспомним с вами основные причины дорожно-транспортных происшествий (слайд 27).
Дорожные знаки
Как я уже говорила, знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие — круглые с красной каймой (Ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие — треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. — голубые круглые. Информационно — указательные знаки — они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, 6-угольные (слайд 28).
А теперь я посмотрю как вы запомнили виды и значения дорожных знаков — давайте поиграем с вами в игру «Исключи лишний знак» (слайды 36, 37, 38).
Сейчас мы с вами, ребята проведём минутку безопасности, я буду задавать вам вопросы о правилах поведения на дороге, а вы отвечайте. (Вспоминайте, что вам говорил сотрудник ДПС) (слайды 39-42).
Ребята, нам прислали зашифрованное письмо и мы должны отгадать какие же слова в этом письме пропущены (слайд 43).
Памятка
1. Умей не только видеть, но и слышать улицу.
2. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)
3. Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду выполнять!
А теперь, ребята, давайте проговорим с вами выводы, которые мы сделали после сегодняшнего занятия (слайд 44).
Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах — показатель культуры и воспитанности человека! (слайд 45).
Преподнесение гостям подарков – светофорчиков (из солёного теста). Пусть на ваших светофорчиках горит всегда только зелёный свет!
И завершим мы наше занятие песней о правилах дорожного движения: песня исполняется на мотив песни «33 коровы» (слайд 46):
В центре города большого очень много есть дорог,
И, конечно, важно, чтобы перейти их каждый мог.
И поэтому придумал кто-то правила, друзья,
Эти правила движенья, и хожденья, и вожденья
Забывать никак нельзя.
Припев:
Правила движенья, правила движенья
Все без исключенья дети знать должны.
Правила движенья с самого рожденья
Каждому полезны и нужны.
Мы по городу шагаем, мы по улице идем,
Никому мы не мешаем — нашу песенку поем,
Мы идем по тротуару, светофора рядом нет
На дороге оказались, но ничуть не растерялись
Ведь для всех нас не секрет:
Припев:
Правила движенья, правила движенья
Все без исключенья дети знать должны.
Правила движенья с самого рожденья
Каждому полезны и нужны.
Список использованной литературы
Белоусов В. Пленники добрых знаков. – Ставрополь, 1996.
Клочанов, Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004.
Маркин, Н. И., Денисов, М. Н. Пешеходы-вездеходы. – М. : ЭНАС-КЛАСС, 2006.
Маркин, Н. И., Денисов, М. Н. Что мы видим? – М. : ЭНАС-КЛАСС, 2006.
Маркин, Н. И., Денисов, М. Н. Спасибо, светофор! – М. : ЭНАС-КЛАСС, 2006.
Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.
Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
Шалаева, Г. П. Дорожные знаки. – М. : Эксмо, Филологическое общество «Слово», 2005.
Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом, безопасность на дороге и в транспорте. Учебное пособие по Правилам до¬рожного движения для учащихся, 5 класс [Текст] / М.Л.Форштат. – Спб.: Издательский дом «МиМ», 1998. – 77 с.
Интернет — источники
Школа безопасности. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме: http://zanimatika.narod.ru/OBJ.htm
Тимриева, Ф.Г. »Знакомство с историей возникновения транспорта» [Электронный ресурс] / Фания Габделвадутовна Тимриева // Все для детского сада : [сайт]. – URL:http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia/zanatia2074.html