В настоящее время все более необходимым становится формирование у школьников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью мы провели акцию по сохранению первоцветов, в ходе которой ребята учились наблюдать природные объекты, проводить исследования и поняли, что природа нуждается в бережном отношении к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Акция "Сохраним первоцветы"»
Проект «Сохраним первоцветы!»
В настоящее время все более необходимым становится формирование у школьников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью в школе проводится самая разнообразная внеклассная работа экологической направленности, где учащиеся имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать природные объекты, проводить простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней.
Разведка дел
Учащиеся 4 «А» класса МБОУ СОШ № 26 с. Краснокумского побывали на экскурсии в Подкумском лесничестве, являющемся ботаническим заказником Ставропольского края, с целью выявления видов раннецветущих растений своей местности. Первоцветы в нашем лесу образуют красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.
Ежегодно ранней весной мы наблюдаем оживленную торговлю первоцветами. Незаконная торговля дикорастущими подснежниками, цикламенами, крокусами и другими редкими растениями приобретает все более организованный характер и растущие масштабы, наносит огромный ущерб популяциям этих видов, а значит - и природе в целом. Если вдуматься, цена букетика первоцветов составляет всего 50 рублей, а ущерб, нанесенный природе – около 2000 рублей.
Наши мероприятия направлены на сохранение первоцветов. Но мы понимаем, что без помощи населения бесполезно принимать усилия для охраны первоцветов.
Анкетирование.
Ребята решили провести опрос людей по заранее заготовленным анкетным вопросам, учитывая число ответивших. Это даст интересный и полезный материал, который поможет в дальнейшем планировать работу по пропаганде охраны первоцветов и может стать основой для ежегодных исследований и поможет оценить эффективность нашей работы
Вопросы к анкетированию:
1. Расстроитесь ли Вы, если Вам подарят редкие дикорастущие цветы?
2. Покупали ли Вы первоцветы?
3. Если да, то, как долго они не вяли?
4. Интересуетесь ли Вы, где собраны покупаемые Вами весенние растения: в саду или в лесу, и не наносит ли это ущерба Природе?
Коллективное придумывание дел.
Принять активное участие в акции «Сохраним первоцветы» (с 25 марта по 10 апреля) и провести мероприятия, направленные на сохранение раннецветущих растений:
проведение исследований по первоцветам и защита индивидуальных исследовательских работ «Мой первоцвет»;
изготовление листовок и развешивание их на территории села;
организовать выступление агитбригады на родительском собрании и перед учащимися 4 классов;
провести конкурс творческих работ «Уникальность первоцвета» (сочинения, стихи, конкурс рисунков, поделок);
провести викторину «Первоцветы»;
пропаганда населения.
Приглашение к участию в мероприятиях.
Уважаемые ребята и родители! В рамках акции «Сохраним первоцветы» предлагаю принять участие в конкурсе "Сохраним первоцветы".
Номинации конкурса:
1. Самый активный участник акции «Первоцвет».
2. Сообщение "Первоцветы".
3. Исследовательская работа «Мой первоцвет».
4. Листовка "Не рвите первоцветы!"
5. Литературное произведение «Уникальность первоцвета» (сочинения, стихи о первоцветах).
6. Творческая работа«Первоцвет» своими руками» (рисунки, поделки).
7.Фотоисследование: а) вооружаемся фотоаппаратом и ищем места в окрестностях села пункта, где произрастают раннецветущие растения; б) фотографируем растение, по возможности необходимо сделать несколько фотографий в разные периоды цветения; в) записываем в бланк исследования географическое положение места произрастания растения; г) составляем краткое описание места произрастания растения; д) описываем погодные условия во время цветения (желательно указать температуру воздуха, при которой начали распускаться первые цветы и началось массовое цветение).
Листовка форматом А 4. Текст листовки должен призывать к сохранению раннецветущих растений. На лицевой стороне внизу листовки написаны фамилия, имя автора.
«Первоцвет» своими руками» дает возможность проявить способности в декоративно-прикладном творчестве. Оцениваются раннецветущие растения изготовленные из любого материала.
Татьяна Владимировна
Композиция мероприятия.
«Берегите первоцветы!» Сценарий выступления агитбригады «Подснежник».
Звучит музыка «Лесной марш» Ю.Чичкова. Выход агитбригады.
- Вас приветствует агитбригада
Все: «Подснежник»
-4 «А» класса школы №26 с. Краснокумского.
- По всей стране сейчас проходит Всероссийская акция «Первоцвет». В чем же заключается суть этой акции, и как каждый из вас может стать ее участником?
-Все вы, наверное, не раз видели на самых людных местах нашего города торговок с букетиками хрупких подснежников, голубых пролесок, ярко-розовых цикламенов, прострелов и других красиво цветущих ранней весной диких растений!?
- В природе все меньше и меньше этих растений от того, что их безжалостно и в очень большом количестве люди вырывают для продажи. И вскоре может наступить такой момент, что сойдет снег, а луга, степи и леса не украсятся этими первыми вестниками весны.
- На спасение этих растений, многие из которых уже охраняются Законом и занесены в Красную книгу направлена акция «Первоцвет».
-Поэтому темой нашего выступления мы избрали тему: «Стань первоцвету другом».
Звучит музыка вальса цветов из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
На сцену выходят 2 гнома.
1 Гном: Внимание, внимание! Сегодня в нашем лесном королевстве праздник.
2 Гном: Парад первоцветов.
1 Гном: Приглашены все жители сказочного королевства, а также все желающие.
2 Гном: Надевайте свои праздничные наряды и спешите к нам.
1 Гном: Сказочное на нашем параде только то, что растения разговаривают, остальное - правда.
Музыка.
2 Гном: Был очень хороший день. Солнце светило ласково. И никак не верилось, что весна только-только началась. В такой день растения просто не могли не заговорить. И они заговорили, завели между собой такой спор: какое из них, их растений, самое замечательное.
Мать-и-мачеха: Самое замечательное растение - это я. Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше вас всех - на первых проталинах!
Медуница: Подумаешь! Я вот зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, фиолетовые, есть и синие. Сначала-то все были красные, а потом взяли и переоделись! Да, самое замечательное растение - это я, потому что я самая разноцветная.
Хохлатка: Может быть, вы и смелые, и красивые, а я лучше вас. Потому что я самая нежная. Хороший человек до меня даже дотронуться не решится, такая я нежная. Совсем надолго радую людей своей хрупкой красотой. А потом увядаю.
Ветреница: Ну нет, это еще доказать надо, кто самый нежный! Меня вот от каждого ветерка качает. За это и ветреницей назвали. Посмотрите, какой у меня стебелек тонкий-тонкий.
Медуница: А я не только самая разноцветная, но и самая медоносная, недаром меня так любят шмели и пчелы.
Хохлатка: А у меня хохолки на цветках.
1 Гном: И тут появилась Природа. Она услышала спор растений, улыбнулась и сказала:
Природа : "Да мать-и-мачеха - самая смелая, медуница - разноцветная и медоносная, хохлатка и ветреница - самые нежные. Но замечательные вы все! Вы все, без исключения, дороги нам, людям!"
Звучит музыка вальса цветов из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. «Цветы» танцуют вальс.
Входят 2 мальчика и начинают «срывать цветы»(разлучают пары, связывают их ленточкой в «букет»), музыка прекращает звучать, «цветы», повесив головы, медленно опускаются на пол).
1 Гном: Стойте, остановитесь! Они же живые!
2 Гном: Вот будет он брошен вместе с сором,
Умирают, сжавшись, лепестки...
Это вы срывали без разбора
Беззащитные тугие лепестки.
Для чего вы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет -
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое.
Ведь подснежники не могут нам сказать:
"Наслаждайтесь нашей красотою -
Только очень просим вас не рвать!"
Мальчик: Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем - объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
2 Гном: А сколько бы он на лугу простоял!
Весна: Многие из раннецветущих растений занесены в Красную книгу с. Краснокумского или являются "кандидатами" в них. Это примулы, пролески, ветреницы, медуницы, хохлатки, воронцы (пионы), сон-трава (прострел), ирисы (касатики), ландыши..
Природа: Но первоцветы охраняются не только Красной книгой, но и международными договорами – такими, как Конвенция СИТЕС. Конвенцию подписали 169 стран с разных уголков мира. В нее входят и животные и растения.
2 Гном: Еще 100 лет назад первоцветов было гораздо больше. Но сейчас их численность все больше сокращается.
1Гном: Маленький, нежный, пушистый
Сон-трава - подснежник молодой,
Хрупок он, как лед весенний.
Не срывай его, пожалуйста, постой!
2Гном: Не рвите цветы, не губите,
Любуйтесь природой осторожно!
Для детей и внуков сохраните
То, что еще сберечь возможно
Природа: Не разрушайте, не растаптывайте природную красоту и гармонию! Не обедняйте пёстрое биологическое разнообразие! Сорванные нежные весенние цветы завянут по дороге или через несколько суток дома. Они принесут вам и вашим родным угасающую энергию (а некоторые из них - ядовиты!). Оберегайте весенние цветы. Больше будет цветов - радостнее, полнокровнее, вдохновеннее и счастливее будет ваша жизнь!
Мальчики развязывают цветы, снова звучит музыка «Вальс цветов», все кружатся в вихре вальса.
Пропаганда населения.
Продажа весенних растений, собранных в природе незаконна. Для того, чтобы бороться с ней, для начала нам необходимо выявить места в нашем городе, где ведется продажа дикорастущих первоцветов, а также весенних пищевых и лекарственных растений. Мы будем использовать разные приемы пропаганды для борьбы с этим явлением:
1. Разъяснительная работа с продавцами растений.
Следует помнить, что дикорастущие растения охраняются Кодексом РФ об административных нарушениях (статья 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений»). Разговаривая с людьми, необходимо владеть информацией о масштабах проблемы. Полезно иметь с собой и раздаточный материал в виде листовок. Ни в коем случае нельзя вступать в прямой конфликт с людьми. Нужно быть вежливыми. За помощью можно обратиться в администрацию рынка или местную торговую инспекцию.
2. Пропаганда среди покупателей.
Если не будет спроса, то не будет и предложения, так как продают именно то, что покупают. Учитывая, что люди также собирают весенние растения не для продажи, а для себя, то такая пропаганда становится особенно важной.
3. Распространение листовок.
1.Акция «Первоцвет» в начале весны проводится на территории России и направлена на сохранение уникальных видов первоцветов. Здорово, что людям не все равно! Давайте сохраним нашу чудесную природу в ее естественной красоте!
Учащиеся 4 «А» класса
2.Не торопитесь рвать цветы.
Как часто приходится видеть: несут люди из леса букеты – кто маленькие, хорошо подобранные букетики, кто большие охапки. Цветы быстро вянут, их выбрасывают. Некоторые считают, что сбор цветов – безобидное занятие. А между тем растений становится всё меньше и меньше и по видовому составу, и по количеству. Сорванные растения не смогут дать семян – ведь они ещё только цветут.
Каждый человек сам должен твёрдо следовать правилу – возвращаться домой без сорванных цветов. Пусть они растут на лесной поляне или опушке. Может быть, вместо букета ты привезёшь домой фотоплёнку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать тебе о встрече с прекрасным.
Учащиеся 4 «А» класса
3. Весна! Черные проталины земли, а на них яркие и красивые, словно брызги неба, первые цветы. Сразу же возникает желание сорвать, принести домой эту частичку весны. И рвем, приносим. А через день бросаем в мусорное ведро. Так ежегодно погибает огромное количество первоцветов. Вот уже продают букетики первоцветов бабушки. А в лесу с каждым годом все меньше этой красоты. Мы призываем всех не покупать первоцветы, чтобы сохранить их.
Учащиеся 4 «А» класса
Занимательная часть.
Викторина «Первоцветы».
Назовите первоцвет, соком которого раньше сводили бородавки? (чистяк)
Перечислите ядовитые раннецветущие растения (калужница, чистяк, печёночница, ветреницы, ландыш)
Назовите первоцвет, который растет по берегам водоемов? (калужница)
Какой первоцвет раньше использовали для лечения заболеваний печени? (печёночница)
Почему ветреницу назвали «ветреницей»? (ее цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от самого слабого ветра)
Назовите видовые названия ветрениц с желтыми и белыми цветами (лютиковая и дубравная).
Какое раннецветущее растение меняет окраску своих цветков от розового до синего? Почему? (медуница – такие цветы в лесу легче заметить шмелям)
Перечислите первоцветы, которые используется в медицине (медуница неясная, ландыш майский, мать-и-мачеха)
Как происходит распространение семян у хохлатки? (семена смазаны особым маслом, которое очень любят муравьи. Муравьи несут семена в муравейник, теряют их по дороге. На этом месте вырастает новая хохлатка.)
Почему гусиный лук назвали именно гусиным? (считается, что его всходы любят щипать гуси)
Перечислите первоцветы, у которых под землей – луковица (гусиный лук, подснежник, пролеска)
Какие первоцветы человек использует в пищу? (лук медвежий, первоцвет весенний)
Перечислите первоцветы, у которых под землей – клубень (чистяк весенний, хохлатка клубневая и полая)
Перечислите первоцветы, у которых под землей – корневище (ветреницы, ландыш, фиалка душистая)
Почему душистую фиалку назвали «душистой»? (другие наши фиалки не имеют запаха)
Назовите первоцвет, цветы которого в дождливую погоду прячутся по листья (фиалка душистая)
Из каких частей ландыша делают лекарственные препараты? Какие? (из ягод делают ландышевые капли, которые помогают при заболеваниях сердца)
Какое из раннецветущих растений называют «ключи весны»? Почему? (первоцвет весенний или примула – желтые цветы собраны на стебельке как связка ключей)
Почему появилось название «мать-и-мачеха»? (сверху листья гладкие и холодные - мачеха, а снизу теплые и мягкие, как прикосновение матери)
Для лечения каких заболеваний используют мать-и-мачеху? (при простуде, лечении кашля)
Бутон какого раннецветущего растения напоминает по форме каплю молока? (подснежника)
Назовите первоцветы с белыми цветами (ландыш, подснежник, ветреница дубравная).
Назовите первоцветы с синими и фиолетовыми цветами (пролеска сибирская, прострел луговой, печеночница благородная).
Почему первоцветы цветут рано весной? (они используют промежуток времени до распускания листьев на деревьях)
Какие факторы воздействия человека влияют на первоцветы? (сбор в букеты, вытаптывание и т.д.)
В каких целях человек использует лук медвежий? (в пищу)
Охраняются ли дикорастущие растения законами РФ? (охраняются Кодексом РФ об административных нарушениях - Статья 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Продавать собранные в лесах дикорастущие растения можно только по специальной лицензии)
Завершающая часть.
Защита индивидуальных исследовательских работ «Мой первоцвет»;
Подведение результатов участия в конкурсе "Сохраним первоцветы".
Награждение победителей и активных участников акции «Первоцвет».
Последействие.
Подведение итогов.
Благодаря работе в рамках акции «Первоцвет», мы узнали, какие растения относятся к первоцветам, где они растут в нашей местности, какие из них занесены в Красную книгу, какие наказания следуют за их уничтожение. Мы прочитали стихи и легенды об этих удивительных цветах, узнали, почему они имеют такие имена: подснежник, пролесок, крокус, примула, мать – и – мачеха, сон - трава…
Мы уверенны, что все участники акции задумались над тем, что необходимо охранять и спасать природу, и начинать нужно с себя!
Если каждый из нас осознает, что рвать цветы нет необходимости, то насколько ярче и красивее станет наша Земля!
Новым в нашей работе было коллективное придумывание дел, разработка мер и действий, направленных на защиту первоцветов с целью сохранения их видового разнообразия. Мы предлагаем объединить усилия всех любящих природу и принять участие в различного рода природоохранных мероприятиях и акциях.