Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Развивающие: развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, моделировать схемы различных по происхождению продуктов, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
2. Задачи:
1. Раскрыть понятия «древесина», «пиломатериалы», «природные материалы».
2. Раскрыть технологию изготовления пиломатериалов и конструкционных материалов.
3. Уметь определять пиломатериалы и конструкционные материалы по внешнему виду, знать их основные элементы и отличия.
4.Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.
5.Делать выводы, обобщать.
3.Тип урока: урок открытия новых знаний
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Организационный момент мотивация к учебной деятельности
Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.
Готовит ЭОР к работе.
Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Приветствуют учителя.
3 мин
2. Актуализация опорных знаний
Предлагает из написанных на доске слов в произвольном порядке составить предложение («человек», «материал», «который», «древности», «в глубокой», «распространенный», «обрабатывать», «научился»).
Должно получиться предложение: «Распространенный материал, который человек научился обрабатывать в глубокой древности.».
Задает вопросы: «Ребята, как вы думаете, что это за материал?» (Ответ: Древесина)
«Ребята, оглянитесь вокруг и назовите мне, как можно больше предметов. сделанных из древесины.» (Ответы: мебель, полы, двери, рамы, столярный верстак и т. д.)
Обобщает ответы учеников, подводит к мысли о том, что этот урок будет посвящен изучению древесины.
Анализируют информацию, делают выводы, составляют предложение, отвечают на вопросы, перечисляют предметы из древесины.
7 мин.
3. Мотивация к учебной деятельности
Проблемный вопрос: В лесах нашей страны произрастают деревья более ста различных пород. Все они состоят из ствола, корней, ветвей, коры и листьев. Подумайте и ответьте, из каких частей дерева получают «деловую» древесину, которая идет на изготовление пиломатериалов (досок, брусков и т. д.)?
Анализируют, рассуждают, обсуждают, дают ответ, корректируют ответы товарищей, делают выводы.
4 мин.
4.
Формирование темы урока, постановка цели
Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень. Мы приходим к выводу, что древесина легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом. Поэтому вам необходимо знать, какие пиломатериалы и конструкционные материалы получают из древесины, т. к. они имеют широкое применение.
Объявляет тему урока: «Древесина. Пиломатериалы. Природные материалы» и ставит цели.
Принимают цели, высказывает своё мнение, помогают сформулировать тему, записывают тему в тетрадь.
4 мин.
5. Изучение нового
Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно
влияет на климат, на растительный и животный мир Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.
Рассказывает о преимуществах и недостатках древесины, сравнивая ее с другими материалами.
Спрашивает: «Какие древесные породы вам известны и на какие виды они подразделяются?» (Ответ: лиственные, хвойные).
Обсуждает с учащимися отличия видов деревьев друг от друга.
Объясняет, из чего состоит дерево.
Рассказывает, что при продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы: брусья, бруски, доски, пластины, четвертины и горбыли. Какие основные элементы они имеют (пласть, кромка, торец, ребро). Демонстрирует образцы пиломатериалов.
Объясняет, как получают конструкционные материалы, где применяют и что из них изготавливают. В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП.
Смотрят, слушают пояснения учителя, записывают понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выполняют задания.
Предлагает выполнить практические работы: 1) Определение свойств древесины; 2) Определение пород древесины по образцам.
1) Разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек волокон расщепление невозможно, даже при больших усилиях.
2) Пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов: фанеры, ДВП и ДСП.
Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо режущим инструментом (ножовка, напильник и т. д.).
2 мин.
30 мин.
7. Контролирующие задание
Организует индивидуальную работу с текстом учебника
Выполняют самостоятельно работу с текстом учебника делают выводы.
10 мин.
8. Рефлексия учебной деятельности
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тест.
- Что вызвало интерес?
- Что показалось трудным?
Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
5 мин.
9. Домашнее задание
Выучить материал параграфа из учебника;
Творческое д/з (по желанию). Придумать рассказ на тему: «Использование древесины как природного материала».
Оценивают свои возможности при выборе д/з.
Записывают д/з в дневник.
Оценивают свои действия и действия партнёров, усваиваемое содержание при помощи смайликов.
5 мин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Развивающие: развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, моделировать схемы различных по происхождению продуктов, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
2. Задачи:
1. Раскрыть понятия «древесина», «пиломатериалы», «природные материалы».
2. Раскрыть технологию изготовления пиломатериалов и конструкционных материалов.
3. Уметь определять пиломатериалы и конструкционные материалы по внешнему виду, знать их основные элементы и отличия.
4.Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.
5.Делать выводы, обобщать.
3.Тип урока: урок открытия новых знаний
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Организационный момент мотивация к учебной деятельности
Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.
Готовит ЭОР к работе.
Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Приветствуют учителя.
3 мин
2. Актуализация опорных знаний
Предлагает из написанных на доске слов в произвольном порядке составить предложение («человек», «материал», «который», «древности», «в глубокой», «распространенный», «обрабатывать», «научился»).
Должно получиться предложение: «Распространенный материал, который человек научился обрабатывать в глубокой древности.».
Задает вопросы: «Ребята, как вы думаете, что это за материал?» (Ответ: Древесина)
«Ребята, оглянитесь вокруг и назовите мне, как можно больше предметов. сделанных из древесины.» (Ответы: мебель, полы, двери, рамы, столярный верстак и т. д.)
Обобщает ответы учеников, подводит к мысли о том, что этот урок будет посвящен изучению древесины.
Анализируют информацию, делают выводы, составляют предложение, отвечают на вопросы, перечисляют предметы из древесины.
7 мин.
3. Мотивация к учебной деятельности
Проблемный вопрос: В лесах нашей страны произрастают деревья более ста различных пород. Все они состоят из ствола, корней, ветвей, коры и листьев. Подумайте и ответьте, из каких частей дерева получают «деловую» древесину, которая идет на изготовление пиломатериалов (досок, брусков и т. д.)?
Анализируют, рассуждают, обсуждают, дают ответ, корректируют ответы товарищей, делают выводы.
4 мин.
4.
Формирование темы урока, постановка цели
Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень. Мы приходим к выводу, что древесина легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом. Поэтому вам необходимо знать, какие пиломатериалы и конструкционные материалы получают из древесины, т. к. они имеют широкое применение.
Объявляет тему урока: «Древесина. Пиломатериалы. Природные материалы» и ставит цели.
Принимают цели, высказывает своё мнение, помогают сформулировать тему, записывают тему в тетрадь.
4 мин.
5. Изучение нового
Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно
влияет на климат, на растительный и животный мир Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.
Рассказывает о преимуществах и недостатках древесины, сравнивая ее с другими материалами.
Спрашивает: «Какие древесные породы вам известны и на какие виды они подразделяются?» (Ответ: лиственные, хвойные).
Обсуждает с учащимися отличия видов деревьев друг от друга.
Объясняет, из чего состоит дерево.
Рассказывает, что при продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы: брусья, бруски, доски, пластины, четвертины и горбыли. Какие основные элементы они имеют (пласть, кромка, торец, ребро). Демонстрирует образцы пиломатериалов.
Объясняет, как получают конструкционные материалы, где применяют и что из них изготавливают. В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП.
Смотрят, слушают пояснения учителя, записывают понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выполняют задания.
Предлагает выполнить практические работы: 1) Определение свойств древесины; 2) Определение пород древесины по образцам.
1) Разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек волокон расщепление невозможно, даже при больших усилиях.
2) Пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов: фанеры, ДВП и ДСП.
Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо режущим инструментом (ножовка, напильник и т. д.).
2 мин.
30 мин.
7. Контролирующие задание
Организует индивидуальную работу с текстом учебника
Выполняют самостоятельно работу с текстом учебника делают выводы.
10 мин.
8. Рефлексия учебной деятельности
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тест.
- Что вызвало интерес?
-- Что показалось трудным?
Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
5 мин.
9. Домашнее задание
Выучить материал параграфа из учебника;
Творческое д/з (по желанию). Придумать рассказ на тему: «Использование древесины как природного материала».
Оценивают свои возможности при выборе д/з.
Записывают д/з в дневник.
Оценивают свои действия и действия партнёров, усваиваемое содержание при помощи смайликов.
5 мин.
Список использованной литературы
1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
2. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012