План урока по теме
План проведения урока технологии в 5 классе по теме: «Основные сведения о древесине»
План-конспект урока по теме «Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы» (2 часа)
Класс - 5 класс
Тема: «Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы»
Модуль: «Технология обработки древесины»
Цели урока:
- образовательные: ознакомить учащихся с древесиной как конструкционным материалом, с видами пиломатериалов и древесных материалов, научить определять по внешнему виду образцов древесные породы.
- развивающие: способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, формирование и развитие самостоятельности.
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к дереву, древесине.
Методы обучения:
- по источникам передачи и приобретения знаний и умений:
- словесные методы – объяснение
- наглядные методы – демонстрация
- практические методы – лабораторная работа
- по дидактическим задачам:
- приобретение знаний
- формирование навыков и умений
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная
Форма занятия: урок
Тип урока: комбинированный
Методическое оснащение урока:
- Материально- техническая база:
наглядные средства: мультимедиа проектор, экран, презентация «Основные сведения о древесине», образцы древесных пород, комплект древесных материалов, шпона, фанеры, ДСП, ДВП, измерительная линейка.
- учебник, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, тесты, кроссворды
Структура урока:
I. Актуализация ранее усвоенных знаний:
1.1 Организационная часть – (3 минуты)
— приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
— доведение до учащихся плана урока
1.2 Вводный инструктаж
- Сообщение темы и цели урока, объяснение их значимости;
- тестирование (по материалу, изучаемому на прошлом уроке «Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины») с целью актуализации знаний. – (10 минут)
II .Формирование новых знаний и интеллектуальных умений и навыков:
- Сообщение новых знаний и организация деятельности учащихся по
их усвоению: - (30- 35 минут)
План урока
1.дерево, основные части дерева
2.Породы
3.Характеристика пород древесины
4.Древесина, использование древесины в народном хозяйстве
5.Достоинства древесины, недостатки древесины
6.Строение древесины
7.Основные разрезы древесины
8.Виды пиломатериалов
9.Основные элементы пиломатериалов
10.Основные виды древесных материалов
Демонстрация компьютерной презентации (проекция на экран).
Рассказ учителя:
Дерево состоит из ствола, корней, кроны. Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную (слайд1).
Вся древесина делится на хвойные породы и лиственные породы (слайд 3-9 )
Породы древесины различают по следующим признакам: текстура, запах, твердость, цвет. К твердым породам, которые трудно обрабатываются, относятся дуб, бук, клен. Мягкие породы: сосна, ель, липа, осина. Рассмотрим характеристику древесины хвойных и лиственных пород (слайд 7;9). Использование древесины в народном хозяйстве (слайд 11-15). [11]
Древесина обладает достоинствами – имеет сравнительно высокую прочность, хорошо обрабатывается режущими инструментами, деревянные детали легко склеиваются, соединяются гвоздями, шурупами. Изделия из древесины имеют красивый внешний вид (слайд 16).
Но у древесины есть и недостатки (слайд): она портится от сырости, коробится при высыхании, легко загорается. Недостатками древесины являются и ее пороки (слайд): сучковатость, червоточины, трещины. Они ограничивают использование древесины в производстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий (слайд 17-18).
Свойства древесины (слайд 19-21) [17]
Текстура древесины – это рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания волокон (слайд 20 ).
Древесина по своей природе имеет волокнистое строение. В ней выделяют три основных разреза: поперечный, радиальный, тангентальный (слайд). (учащимся выдается раздаточный материал, и они подписывают на рисунке основные разрезы древесины)
Рассмотрим строение древесины (учащимся выдается раздаточный материал, и они подписывают на рисунке строение древесины) (слайд 24-31)
Снаружи ствол покрыт шероховатой корой. Кора имеет два слоя: наружный пробковый (слайд 26), который предохраняет дерево от мороза, жары, лесных вредителей, и внутренний лубяной (слайд 28) по нему идут питательные соки от кроны вниз к корням. Между корой и древесиной находится тонкий слой живых клеток – камбий, благодаря которому дерево растет в толщину. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины (ядро и заболонь). Породы, не имеющие ядра, называются безъядровыми или заболонными. Рыхлый и мягкий центр дерева называется сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи.
Древесина по своей природе имеет волокнистое строение. В ней выделяют три основных разреза: поперечный, радиальный, тангентальный (слайд 33-34). (учащимся выдается раздаточный материал, и они подписывают на рисунке основные разрезы древесины)
Древесина как природный конструкционный материал получается из ствола деревьев при распиливании вдоль волокон. Пиление происходит на лесопильных рамах (слайд 40-43). Виды пиломатериалов: брус, бруски, доски обрезные и необрезные, горбыль, пластина, четвертина (слайд 46-54) (учащимся выдается раздаточный материал).
Теперь рассмотрим основные элементы пиломатериалов (слайд 55-56) это: пласть, торец, кромка, ребро (учащимся выдается раздаточный материал, они на рисунке подписывают основные элементы пиломатериалов и по образцу считают, сколько кромок, торцов, ребер и пласти имеет обрезная доска). Теперь рассмотрим, что такое шпон (слайд 58-62). Шпон – это тонкие листы срезанные острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна. Такой шпон называется – лущеный (слайд 60). Строганный шпон получают таким способом: бревно неподвижно, а нож движется вперед и назад и слой за слоем срезает древесину. Строганный шпон используют для облицовки мебели, лущенный – для изготовления многослойной фанеры (слайд 61). Листы шпона смазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон у них было перпендикулярно друг другу. Так получают фанеру (слайд 62). ДСП получают путем прессования и склеивания древесины в виде стружки, опилок (слайд 63-65). Из ДСП изготавливают мебель, стены. ДВП получают путем прессования из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесины. ДВП применяется для отделки помещений, производства мебели, дверей. ДСП и ДВП имеют достоинства и недостатки(слайд).