Организационная информация |
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Мищенко А.Э. |
Предмет | Технология |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 5 класс, общеобразовательный, в классе 12 человек (мальчики) |
Продолжительность урока (занятия) | 90 минут |
Методическая информация |
Тема урока /занятия | Разметка заготовки |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | В.Д. Симоненко |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Комбинированный (систематизируются знания, полученные в начальной школе, и вводится понятие «Столярная разметка») |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Класс средних технологических способностей. Учащиеся работают в среднем темпе, но при этом трудолюбивые, способные творчески мыслить. Задания выполняют аккуратно и чётко. В течение урока сохраняют познавательную активность. |
Цели урока/ занятия | Познакомить учащихся с понятием «Разметка заготовки», обобщить знания о разметочных инструментах, акцентировать внимание учеников на безопасном выполнении разметки материала. |
Задачи урока/ занятия | Образовательные: Способствовать формированию знаний о правильном выполнении технологической операции Развивающие: Развить навыки безопасного выполнения разметки заготовок из древесины Развить интерес к изучению технологии Развить умение работать в группах Воспитательные: Сформировать положительную мотивацию на открытие нового учебного материала, познавательной активности на уроке Воспитывать уважительное отношение к мнению других членов учебного коллектива |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Планируемые результаты УУД Регулятивные : Определять цель деятельности на уроке, работать по плану контролировать выполнение заданий. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: Находить и предъявлять информацию о разметочных инструментах. Анализировать особенности разметочных инструментов и приспособлений. Работать измерительными инструментами и записывать результаты измерений. Познакомиться с разметочными приспособлениями (шаблон, рейсмус). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию сравнивать. Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе. Личностные: Развивать познавательный интерес, формировать трудовую активность, аккуратность. Самооценка. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Разметка, разметочные инструменты, базовая поверхность, риска, разметочная линия, рейсмус, шаблон |
Подробный конспект урока/занятия |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие | Создание благоприятной, позитивной атмосферы, настрой на рабочий лад | 5 мин. | Здороваемся глазами | заимствованный | Приветствие, создание положительного настроя на работу. Поздороваться с каждым из учеников, но не словами, а глазами, т.е. молча. При этом, учащиеся должны показать какое у них сегодня настроение | Учитель объясняет, что учащиеся должны поздороваться с ним глазами, при этом показывая своё настроение | Коммуникативные. Формируют умение сотрудничать с учителем и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия. | Социальная. Данная технология формирует способность определять по невербальному поведению состояние учащихся, учит управлять проявлениями своих эмоций. | Дети приступают к уроку с большим интересом, что положительно сказывается на достижении поставленных целей и задач урока. |
Вхождение в тему | Обеспечение мотивации обучения и осмысления процесса обучения | 5 мин. | Мозаика | Заимствованный, но изменённый. | Самостоятельно сформулировать тему и цель урока. Перед учениками ставится проблема, они предлагают пути её решения. Для проведения необходимо подготовить загадки по теме урока и разметочные инструменты, которые будут визуально нацеливать ребят на тему урока. | Учитель ставит перед учениками проблему отгадать загадку: «Линию прямую, ну-ка, сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь. (линейка). Учитель задаёт вопрос: какая же цель нашего урока? Учащиеся формулируют цель: научиться размечать заготовки. | Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать цель; умение осознанно строить речевое высказывание | Технология АМО формирует у учащихся умения находить необходимую информацию, формулировать цель, делать умозаключения. | Самостоятельное формулирование темы и цели урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей. |
Определение ожиданий и опасений | Концентрация внимания, создание психологически-комфортной обстановки | 10 минут | «Прогноз погоды» | Заимствованный, но изменённый | Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Карточки с изображением солнышка и тучки для каждого ученика, нарисованный глобус с параллелями, магниты. Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на параллелях нарисованного глобуса солнышки, не уверенные – тучки. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников, по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; учащиеся, которые прикрепили «тучки», позволяют планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме. | Учитель заранее раздаёт на парты вырезанные из цветной бумаги «солнышко» и «тучки» ( по 2 шт.) Предлагает написать на оборотной стороне «солнышка»-свои ожидания от предстоящего урока, а на «тучке» -опасения. Затем предлагает их прикрепить на ватмане, на котором нарисован глобус. На параллелях земного шара находятся надписи: -теоретическая часть; -практическая работа. Затем, те, кто написал, подходят к земному шару и прикрепляют свои прогнозы на ту или иную параллель. Учитель также может принять участие. Когда все прикрепят свои прогнозы, учитель их озвучивает и после организует обсуждения ожиданий и опасений. В завершении учитель подводит итоги. | Личностные Формируется способность установления связи между целью урока и её мотивом. Формируется позитивная моральная самооценка и чувства. | Технология АМО формирует у учащихся умения находить необходимую информацию, формулировать цель, делать умозаключения. | Позволяет установить эмоциональный контакт с классом для дальнейшего решения задач урока. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Закрепление изученного (обсуждение домашнего задания) | Актуализировать знания о графических изображениях изделия (предыдущая тема). | 15 минут | «Лови ошибку» | Заимствованный | Актуализировать знания о графических изображениях изделия (предыдущая тема). Учащиеся работают в бригадах по 3-4 человека. Каждая бригада должна составить предложения (3-4 шт.) с ошибками и без ошибок. Затем бригадир читает предложения, а члены других бригад ищут ошибочные высказывания. | Учащиеся работают в бригадах по 3-4 человека. Каждая бригада должна составить предложения (3-4 шт.) с ошибками и без ошибок. Затем бригадир читает предложения, а члены других бригад ищут ошибочные высказывания. | Личностные: - умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания. Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации Регулятивные: умение применять полученные знания. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях | Информационная Учебно-познавательная АМО формирует у ребёнка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы. Коммуникативная Данная технология способствует формированию умения учитывать разные точки зрения и приходить к общему правильному решению. | На данном этапе каждому учащемуся предоставляется возможность высказать своё мнение, а это побуждает к внутренней мотивации ученика на активную деятельность, что является необходимым компонентом для достижения целей урока. |
Инпут (интерактивная лекция) | Сообщение нового материала | 20 минут. | Интерактивная лекция «Почему и как?» | Заимствованный | Организация мыслительной деятельности по поиску путей решения задач. Компьютер, проектор , экран, листы бумаги, ручки. Первый этап – просмотр презентации и заполнение на листе ответов на вопросы: Почему и как? Обсуждение. Анализ предложенного варианта и высказывание своего мнения. | Учащихся объединяют в бригады по 3-4 человека, раздаются листы, разделённые на две графы «Почему?» и «Зачем?» Учитель проводит лекцию по новой теме (просмотр презентации), затем останавливает и просит учащихся кратко заполнить графы, отвечая на поставленные вопросы: почему разметку начинают от базовой стороны? Зачем нужен шаблон? Почему рейсмус имеет такую конструкцию? Затем идёт обсуждение заполненных граф. Бригадиры анализируют записи членов бригад. Делают соответствующие выводы. | Личностные: - умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания. Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: умение ориентироваться в понятиях | Информационная Учебно-познавательная АМО формирует у ребёнка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы. Коммуникативная Данная технология способствует формированию умения учитывать разные точки зрения и приходить к общему правильному решению. | На данном этапе каждому учащемуся предоставляется возможность высказать своё мнение, а это побуждает к внутренней мотивации ученика на активную деятельность, что является необходимым компонентом для достижения целей урока. |
Проработка темы | Усвоение нового материала, практическая работа | 25 минут | «Мастерская» | Авторский | Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Маршрутные листы, ручки, инструменты и приспособления(столярные разметочные инструменты), Проведение: Учащиеся распределяются на группы из 2-х человек. По сигналу учителя и в соответствии с маршрутной картой учащиеся переходят по рабочим местам и там уже выполняют другой вид работы и так до тех пор пока каждый учащийся не выполнит все запланированные учителем виды работ. Оценка результата: каждый ученик, пройдя все этапы, презентует маршрутный лист. | Учащиеся распределяются на группы из 2-х человек и выполняют практическую работу «Разметка деталей изделия». На верстаках разложены разные разметочные инструменты и написаны задания этапа работы (маршрутные карты). Учащиеся переходят от одного рабочего места к другому и выполняют все этапы работы, делая соответствующие записи в рабочих тетрадях. Время работы на каждом этапе регламентировано. | Познавательные: умение ориентироваться в понятиях; умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. Личностные: овладение нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; адекватная самооценка результатов учебной деятельности в сравнении с технической документацией Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и группой. | Учебно-познавательная АМО формирует способность оценить свои знания и применить их на практике. Коммуникативная Данная технология способствует формированию умения работать внутри малой группы, учитывать мнения участников группы. Социальная Учит управлять проявлениями своих эмоций. | На данном этапе учащимся предоставляется возможность практически применить свои знания, проявить активную деятельность. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снятие напряжения и усталости | 5 минуты | «Радуга» | Заимствованный | Снять физическое и психоэмоциональное напряжение учащихся, повышение умственной и физической работоспособности. Проведение: Дети делятся на 2 команды, встают друг напротив друга. По команде учителя (вдох) с закрытыми глазам делают глубокий вдох поднимаясь на носочках ног как можно выше одновременно поднимая руки в верх. | Учащиеся делятся на две команды, встают друг напротив друга. По команде учителя (вдох) с закрытыми глазам делают глубокий вдох поднимаясь на носочках ног как можно выше одновременно поднимая руки в верх. (Постараться представить, как будто поднимаются по радуге как можно выше.) Чья команда потянулась выше та и победила..По команде учителя (выдох) руки медленно опускаются делается выдох. Упражнение выполняется 3-4 раза | Личностные Формируются позитивная моральная самооценка и моральные чувства. | Социальная АМО Данная технология формирует способность владения развитыми формами игровой деятельности. | Позволяет учащимся снять напряжение и усталость, а значит позволит учащимся продолжить познавательный процесс. |
. Рефлексия | Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения | 5 минут. | «Прогноз погоды» | Заимствованный | Выявить уровень удовлетворённости своей работы на уроке учащимися. Карточки с изображением солнышка и тучки Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучку, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. | Учащимся вновь предлагается взять солнышко или тучку. Далее каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучку, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. | Регулятивные Формирует у учащихся умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Личностные Формируется позитивная самооценка. | Технология АМО формирует у учащихся умения находить необходимую информацию, формулировать цель, делать умозаключения. | У учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки, что положительно влияет на развитие мотивации на дальнейшую учёбную деятельность. |
Аналитическая информация |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | Применение на уроке АМО позволяет ученицам осуществлять самостоятельный поиск решения поставленных задач, активная деятельность на уроке. Процесс совместной работы способствует более тесному общению учащихся, создаёт условия для развития творческого мышления, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Урок соответствует новым ФГОС, т.к. на каждом этапе у учащихся формируются определённые УУД. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Урок предполагает развитие умения самостоятельно заниматься поиском информации, анализировать и выбирать её для решения поставленных задач, умения вести диалог, работать в группе. В ходе данного урока поставленные задачи выполнены. Учащиеся получили общее представление о разметочных инструментах (Вхождение в тему), актуализировали знания о графических изображениях изделия (Закрепление изученного), познакомились с безопасными способами столярной разметки (Инпут), а также продолжили совершенствовать навыки разметки заготовки из древесины (Инпут, проработка темы). Этап приветствие настроил ребят на позитивные эмоции, а этап Эмоциональная разрядка позволил снять усталость. Этап Рефлексия позволила учащимся оценить результат своей деятельности. Всё это формирует позитивную самооценку ученика, играет немаловажную роль в выполнении поставленных целей и задач урока. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В ходе урока в равной степени реализуются принципы современного образования от духовно-нравственного развития, до компетентностного. Реализация принципов здоровьесбережения –смена различных видов деятельности, работа в группах, использование АМО. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Благодаря использованию технологии АМО у обучающихся сформируется навык объективной самооценки, повысится учебная мотивация, укрепятся взаимоотношения в коллективе. |
Методическая ценность урока/занятия | Урок с использованием АМО помогает развить у учащихся интерес к самообучению, творчеству, умению анализировать и систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких уроках ученики не просто слушатели, а активные участники. |
Дополнительная информация |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | К уроку необходимо приготовить: Столярные разметочные инструменты (рулетка, линейка, угольник, рейсмус, карандаш, шило) Шаблоны изделий Маршрутные карты урока Цветные солнышки и тучки, нарисованный глобус Материал для отработки навыков разметки (доски, фанера) Дидактический материал (загадки, ошибочные высказывания) |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Рабочая программа разработанная на основе Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2014 к предметной линии учебников «Технология» для 5-8 классов, изданных Издательским центром «Вентана - Граф», под редакцией В.Д. Симоненко (2014г.) Учебник Технология. 5 кл. В.Д.Симоненко |
Примечания автора/ов | |