— расширение знаний о мире вещей, созданных руками человека;
— формирование УУд: анализ объекта; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков; сравнение результатов своей деятельности с заданными эталонами; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по рисункам; формирование нравственных качеств: уважение к культурному наследию.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.
Ход урока
1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Зачитываем на с. 8 тему — «Лепка декоративных пластин», и задание на урок: «Сделай из глины одну декоративную пластину для себя, а другую — для декоративного раскрашивания в подарок первокласснику».
Сообщаем, что декоративные пластины, созданные керамическим производством, ведут свое начало от русского изразца. Изразец — это керамическая плитка, которой в старину украшали печи в комнатах и стены домов. Изразцы делали из глины, окрашивали специальным раствором, они ярко блестели на солнце, отчего всё становилось нарядным и праздничным. В настоящее время изразцы не делают, но изготавливают керамическую плитку, которой украшают станции метро, подземные переходы на улицах, жилые помещения.
Анализ конструкции образца
Предлагаем прочитать первые этапы лепки и назвать детали изделия. (Примеры ответов: «Детали изделия — пластина и объемное изображение»; «Детали объемного изображения — это голова, руки, ноги, волосы, рубашка (кофточка), брюки (юбка), туфельки».)
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Просматриваем условные обозначения на с. 8, 9. Предлагаем обсудить технологический процесс изготовления декоративной пластины.
Просим объяснить по рисунку, как расплющить тонкую пластину. (Ответ: «Сначала скатанный шар расплющивают между ладонями, а затем на подкладной доске».) Поясняем: расплющивать заготовку и лепить декоративную пластину надо на кусочке картона — так ее удобно будет сушить и хранить. Края готовой пластины подравнивают стекой. Поверхность пластины сначала выравнивают пальцами, а затем разглаживают водой.
Предлагаем рассмотреть рисунки и назвать этапы лепки несложных стилизованных фигур девочки и мальчика. (Ожидаемые ответы: «Первый этап: надо рассмотреть формы частей выбранной фигурки и определить, сколько материала надо взять для работы. второй этап: из подготовленных комочков глины надо скатать большие шарики для деталей головы, юбочки или брюк, маленькие шарики для ушей, волос, бантика и туфелек. Третий этап: надо раскатать комочки глины в форме конуса для деталей рук и ног. Четвертый этап: каждой заготовке надо придать нужную форму. Форму юбочки вырезать стекой из расплющенной прямоугольной заготовки, а чтобы получились брюки, расплющенную заготовку разрезать до нужной точки».)
Демонстрируем и объясняем прием лепки: чтобы скатать маленькие шарики, небольшие комочки глины прокатывают кругообразными движениями пальцев и расплющивают между ними.
Предлагаем зачитать на с. 9 последние этапы работы: «Расположи вылепленные детали на пластине и прижми их». Поясняем, что готовую пластину осторожно полируют водой.
«высушите изделия. Раскрасьте свои пластины, а нераскрашен- ные подарите первоклассникам для раскрашивания» Организация рабочего места
Предлагаем рационально разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления для лепки: перед собой располагают подкладную доску. Около подкладной доски кладут стеку, перед подкладной доской ставят открытую коробку с пластилином, рядом чашку с водой, около чашки кладут салфетку для вытирания рук.
Практическая работа
Наблюдаем за работой детей. Тех, кто затрудняется при лепке пластины, приглашаем к учительскому столу для демонстрации приемов.
Рефлексия. Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
Просим детей завершить работу. Оцениваем в готовой работе умение точно передавать пропорции и форму деталей.
Напоминаем, что перечень материалов, инструментов и приспособлений, которые необходимо приготовить на следующий урок, находится на с. 60.
Предлагаем убрать рабочие места: уложить пластилин в коробку; протереть стеку и подкладную доску салфеткой; вымыть руки.
Тема «устройство из полос бумаги» (1 урок)
Задачи урока:
— знакомство с новыми терминами: чертежная бумага, эскиз, шило;
— знакомство с новыми приемами работы: разметка деталей при помощи линейки, выполнение прокола шилом;
формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение эскиза; выполнение разметки с опорой на эскиз; составление практических действий; воспроизведение по памяти размещения на рабочем месте
— материалов, инструментов и приспособлений и правил безопасной работы ножницами; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; применение приемов рациональной безопасной работы с ручными инструментами; формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, объяснение, фронтальный показ, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа, эксперимент.
Ход урока
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Работаем с учебником на с. 10, зачитываем тему урока — «Устройство из полос бумаги» и задание: «сделай для уроков по окружающему миру устройство из двух полос чертёжной бумаги*, карандаша и скотча для демонстрации изменения формы тела, вращающегося вокруг своей оси».
Предлагаем объяснить, используя словарь учебника, что такое чертежная бумага («Плотная гладкая белая бумага»). Поясняем, что чертежная бумага широко используется специалистом-чер- тежником для изготовления чертежей, отсюда и ее название.
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Просим прочитать первый этап работы («Выполни по эскизу* разметку двух полос из чертёжной бумаги»). Спрашиваем: что такое эскиз? (Ответ: «Рисунок или набросок, служащий основой для изделия».) Поясняем, что эскиз состоит из тех же общепринятых рабочих линий, как и чертеж. Предлагаем детям рассмотреть рабочие линии на эскизе, называем их: толстая линия — обозначает контур детали, по ней детали вырезаются. Тонкая линия со стрелками — размерная, на ней указывают цифры. Две тонкие линии — выносные, между ними размещается размерная. Делаем вывод, что у каждой линии свое назначение, они помогают понять эскиз (чертеж).
Читаем эскиз, просим назвать длину и ширину полос («Длина — 300 мм (30 см); ширина — 30 мм (3 см)»). Спрашиваем, сколько надо разметить полос («Две»).
Просим рассмотреть на доске, как последовательно разметить полосы при помощи линейки.
Объясняем. 1-й этап. Прикладываем линейку нулевой отметкой к верхней кромке листа с левого края, откладываем длину заготовки и ставим в нужном месте риску (черточку). Эту операцию повторяем на нижней кромке листа. 2-й этап. Прикладываем линейку к двум рискам и проводим прямую линию. 3-й этап. Прикладываем линейку нулевой отметкой к боковой кромке листа с левого края, откладываем ширину двух полосок и ставим в нужных местах риски. Эту операцию повторяем на размеченной вертикальной линии. 4-й этап. Прикладываем линейку к двум противоположным рискам и проводим две прямые линии.
Последовательно зачитываем дальнейшие этапы работы: «вырежи их. Положи полосы крест-накрест и склей». Спрашиваем: как точно сложить полосы крест-накрест? (Ответ: «Между двумя полосками надо положить угольник».)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по технологии для 2 класса »
Тема: «Лепка декоративных пластин» (1 урок)
Задачи урока:
закрепление приемов лепки;
расширение знаний о мире вещей, созданных руками человека;
формирование УУд: анализ объекта; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков; сравнение результатов своей деятельности с заданными эталонами; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по рисункам; формирование нравственных качеств: уважение к культурному наследию.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.
Ход урока
1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Зачитываем на с. 8 тему — «Лепка декоративных пластин», и задание на урок: «Сделай из глины одну декоративную пластину для себя, а другую — для декоративного раскрашивания в подарок первокласснику».
Сообщаем, что декоративные пластины, созданные керамическим производством, ведут свое начало от русского изразца. Изразец — это керамическая плитка, которой в старину украшали печи в комнатах и стены домов. Изразцы делали из глины, окрашивали специальным раствором, они ярко блестели на солнце, отчего всё становилось нарядным и праздничным. В настоящее время изразцы не делают, но изготавливают керамическую плитку, которой украшают станции метро, подземные переходы на улицах, жилые помещения.
Анализ конструкции образца
Предлагаем прочитать первые этапы лепки и назвать детали изделия. (Примеры ответов: «Детали изделия — пластина и объемное изображение»; «Детали объемного изображения — это голова, руки, ноги, волосы, рубашка (кофточка), брюки (юбка), туфельки».)
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Просматриваем условные обозначения на с. 8, 9. Предлагаем обсудить технологический процесс изготовления декоративной пластины.
Просим объяснить по рисунку, как расплющить тонкую пластину. (Ответ: «Сначала скатанный шар расплющивают между ладонями, а затем на подкладной доске».) Поясняем: расплющивать заготовку и лепить декоративную пластину надо на кусочке картона — так ее удобно будет сушить и хранить. Края готовой пластины подравнивают стекой. Поверхность пластины сначала выравнивают пальцами, а затем разглаживают водой.
Предлагаем рассмотреть рисунки и назвать этапы лепки несложных стилизованных фигур девочки и мальчика. (Ожидаемые ответы: «Первый этап: надо рассмотреть формы частей выбранной фигурки и определить, сколько материала надо взять для работы. второй этап: из подготовленных комочков глины надо скатать большие шарики для деталей головы, юбочки или брюк, маленькие шарики для ушей, волос, бантика и туфелек. Третий этап: надо раскатать комочки глины в форме конуса для деталей рук и ног. Четвертый этап: каждой заготовке надо придать нужную форму. Форму юбочки вырезать стекой из расплющенной прямоугольной заготовки, а чтобы получились брюки, расплющенную заготовку разрезать до нужной точки».)
Демонстрируем и объясняем прием лепки: чтобы скатать маленькие шарики, небольшие комочки глины прокатывают кругообразными движениями пальцев и расплющивают между ними.
Предлагаем зачитать на с. 9 последние этапы работы: «Расположи вылепленные детали на пластине и прижми их». Поясняем, что готовую пластину осторожно полируют водой.
«высушите изделия. Раскрасьте свои пластины, а нераскрашен- ные подарите первоклассникам для раскрашивания» Организация рабочего места
Предлагаем рационально разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления для лепки: перед собой располагают подкладную доску. Около подкладной доски кладут стеку, перед подкладной доской ставят открытую коробку с пластилином, рядом чашку с водой, около чашки кладут салфетку для вытирания рук.
Практическая работа
Наблюдаем за работой детей. Тех, кто затрудняется при лепке пластины, приглашаем к учительскому столу для демонстрации приемов.
Рефлексия. Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
Просим детей завершить работу. Оцениваем в готовой работе умение точно передавать пропорции и форму деталей.
Напоминаем, что перечень материалов, инструментов и приспособлений, которые необходимо приготовить на следующий урок, находится на с. 60.
Предлагаем убрать рабочие места: уложить пластилин в коробку; протереть стеку и подкладную доску салфеткой; вымыть руки.
Тема «устройство из полос бумаги» (1 урок)
Задачи урока:
знакомство с новыми терминами: чертежная бумага, эскиз, шило;
знакомство с новыми приемами работы: разметка деталей при помощи линейки, выполнение прокола шилом;
формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение эскиза; выполнение разметки с опорой на эскиз; составление практических действий; воспроизведение по памяти размещения на рабочем месте
материалов, инструментов и приспособлений и правил безопасной работы ножницами; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; применение приемов рациональной безопасной работы с ручными инструментами; формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, объяснение, фронтальный показ, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа, эксперимент.
Ход урока
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Работаем с учебником на с. 10, зачитываем тему урока — «Устройство из полос бумаги» и задание: «сделай для уроков по окружающему миру устройство из двух полос чертёжной бумаги*, карандаша и скотча для демонстрации изменения формы тела, вращающегося вокруг своей оси».
Предлагаем объяснить, используя словарь учебника, что такое чертежная бумага («Плотная гладкая белая бумага»). Поясняем, что чертежная бумага широко используется специалистом-чер- тежником для изготовления чертежей, отсюда и ее название.
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Просим прочитать первый этап работы («Выполни по эскизу* разметку двух полос из чертёжной бумаги»). Спрашиваем: что такое эскиз? (Ответ: «Рисунок или набросок, служащий основой для изделия».) Поясняем, что эскиз состоит из тех же общепринятых рабочих линий, как и чертеж. Предлагаем детям рассмотреть рабочие линии на эскизе, называем их: толстая линия — обозначает контур детали, по ней детали вырезаются. Тонкая линия со стрелками — размерная, на ней указывают цифры. Две тонкие линии — выносные, между ними размещается размерная. Делаем вывод, что у каждой линии свое назначение, они помогают понять эскиз (чертеж).
Читаем эскиз, просим назвать длину и ширину полос («Длина — 300 мм (30 см); ширина — 30 мм (3 см)»). Спрашиваем, сколько надо разметить полос («Две»).
Просим рассмотреть на доске, как последовательно разметить полосы при помощи линейки.
Объясняем. 1-й этап. Прикладываем линейку нулевой отметкой к верхней кромке листа с левого края, откладываем длину заготовки и ставим в нужном месте риску (черточку). Эту операцию повторяем на нижней кромке листа. 2-й этап. Прикладываем линейку к двум рискам и проводим прямую линию. 3-й этап. Прикладываем линейку нулевой отметкой к боковой кромке листа с левого края, откладываем ширину двух полосок и ставим в нужных местах риски. Эту операцию повторяем на размеченной вертикальной линии. 4-й этап. Прикладываем линейку к двум противоположным рискам и проводим две прямые линии.
Последовательно зачитываем дальнейшие этапы работы: «вырежи их. Положи полосы крест-накрест и склей». Спрашиваем: как точно сложить полосы крест-накрест? (Ответ: «Между двумя полосками надо положить угольник».)
«ПРОКОЛИ ШИЛОМ* отверстие в середине бумажного креста». Спрашиваем: что такое шило? («Инструмент, острая металлическая спица, вставленная в рукоятку».) Обращаем внимание на знак-помощник рядом с заданием, просим объяснить его значение («Указывает на безопасную работу с инструментом»). Демонстрируем детям, как удобно и безопасно держать шило во время прокола отверстия: ручку обхватываем тремя пальцами (большим, средним и безымянным), указательный палец правой руки должен лежать на игле, стоящей строго перпендикулярно подкладной доске, пальцы левой руки находятся в стороне от прокола. Объясняем, что прокалывать отверстие шилом надо на толстом подкладном листе.
Зачитываем последний этап работы: «Соедини и склей четыре свободных конца полос. в отверстие вставь карандаш и обмотай скотчем, как показано на рисунке». Предупреждаем детей, что просовывать в отверстие карандаш надо осторожно, чтобы не разорвать полоску. Обматывать карандаш скотчем надо в паре: один держит конструкцию, другой ровно обматывает карандаш.
Организация рабочего места
вспоминаем организацию рабочего места с бумагой: бумагу размещаем на углах стола, рядом ставим подставку с инструментами за ней клей, салфетку и скотч, коробку для отходов будем использовать на двоих, поэтому поставим ее посередине стола.
Называем правила безопасной работы с ножницами: передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед; не оставляй на столе ножницы в раскрытом виде; не держи ножницы концами вверх.
Практическая работа
наблюдаем за выполнением детьми правил безопасной работы с инструментами.
Организованное прерывание практической работы, обобщение усвоенного материала и уборка рабочих мест
По завершению работы обращаем внимание на условное обозначение, расположенное рядом с последним заданием, предлагаем объяснить его значение («Выполни опыт»). Просим прочитать содержание опыта, выполнить его и ответить на вопрос учебника.
оцениваем в готовых работах умения: точно размечать полоски по линейке; ровно резать по прямой линии; крест-накрест складывать две полоски; делать отверстие шилом; прочно склеивать концы поло; ровно обматывать скотчем карандаш.
Зачитываем на с. 60, какие материалы, инструменты и приспособления необходимо приготовить на следующий урок: чертежную бумагу, клей ПВА, скотч, кисть для клея, простой карандаш, линейку, угольник, шило, ножницы, салфетку, подкладной лист.
дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют кисточку и руки.Тема «Мера для измерения углов» (1 урок)
Задачи уроков:
расширение знаний о мире вещей, созданных руками человека и материалах, из которых создаются эти вещи;
закрепить разметку при помощи линейки;
формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение эскиза; выполнение разметки с опорой на эскиз; воспроизведение по памяти размещения на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений, правил безопасной работы с ножницами; сравнение результатов своей деятельности с эскизом; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; формирование социально-ценностных качеств: любознательность.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.
Ход урока
1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Открываем учебник на с. 11, вспоминаем значение знака- помощника рядом с заданием («Надо высказать предположение»).
Читаем задание: «Рассмотри рисунки и расскажи, кто, где и как использует картон. Приведи примеры предметов, сделанных из картона». (Ожидаемые ответы: рис. 1 — «Дети делают из картона домик»; рис. 2 — «Переплетчик использует картон для обложки книг»; рис. 3 — «Продавец упаковывает в картонные коробки продукты»; рис. 4 — «Строитель картоном обшивает стены»; «Из картона делают игрушки, рамки, папки, календари, открытки, одноразовую посуду, мебель».) Делаем вывод, что картон широко используется людьми разных специальностей, из него делают много нужных и полезных вещей.
2.Сообщаем тему урока — «Мера для измерения углов». Просим прочитать задание на урок и объяснить, используя словарь учебника, значение нового слова: «Сделай меру* для измерения углов на уроках математики». («Мера — это то, с помощью чего измеряют (определяют длину, площадь, углы и т. п.»)).
3. Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Рассматриваем условные обозначения, обсуждаем технологический процесс изготовления поделки. Последовательно зачитываем этапы работы и обсуждаем их. 1-й этап: «Подбери для изделия картон разных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый». 2-й этап: «Выполни разметку шаблона по эскизу». Прочитаем эскиз: какой формы мера? («Треугольной».)Чему равна ширина и длина меры? («длина — 115 мм, ширина — 30 мм».) Рисуем на доске форму кусочка картона. Просим показать, как разметить шаблон.
3-й этап: «Вырезанный шаблон используй для разметки шести деталей. Вырежи их». обращаем внимание детей на условное обозначение, расположенное рядом с последним заданием: «Проверь правильность выполнения задания. Прямой угол равен шести изготовленным мерам».
Организация рабочего места
дети организуют рабочие места, проверяем рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений: перед собой — подкладной лист, цветной картон — на правом и левом углах стола, рядом — подставка с инструментами (ножницы, карандаш, угольник), коробка для отходов — посередине стола.
Вспоминаем правила безопасной работы с ножницами: передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед; не оставляй на столе ножницы в раскрытом виде; не держи ножницы концами вверх.
4. Практическая работа
Внимательно следим за ходом работы. Напоминаем, что во время разметки надо сравнивать свои результаты с эскизом.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
5. Рефлексия. Просим детей завершить работу. оцениваем умения: точно размечать по эскизу, ровно вырезать ножницами.
Зачитываем на с. 60 список материалов, инструментов и приспособлений, которые необходимо приготовить на следующий урок: цветной картон, цветную бумагу, лист в клетку, клей, кисть
Тема «Подставка для письменных принадлежностей»
(2 урока)
Задачи уроков:
знакомство со свойствами картона;
знакомство с новыми терминами: блестящий, матовый, рицовка;
знакомство с новыми приемами: делать рицовку, размечать при помощи клеток;
знакомство с правилами безопасной работы макетным ножом;
формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; наблюдение и сравнение; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; подбор доступных в обработке материалов для изделия; распознавание и чтение простейшего чертежа; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выполнение разметки с опорой на чертеж; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану, инструкционной карте, рисункам, схемам; применение приемов рациональной безопасной работы с ручными инструментами; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; формирование нравственных качеств: организованность.
Ход уроков
й урок
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Открываем учебник на с.13, сообщаем тему урока. Рассматриваем знак-помощник рядом с заданием, дети говорят, что он означает («Надо провести опыт»).
Опыт и наблюдение
Знакомимся с содержанием опыта («Рассмотри картон, который лежит у тебя на столе. Опиши его. Он может быть гибким, тонким и толстым, гладким и шероховатым, однослойным и многослойным, с блестящей* и матовой* поверхностью, цветным и белым»). Просим узнать в словаре значение новых слов («Блестящий — яркий, отражающий луч света»; «Матовый — не блестящий, тусклый, без глянца»).
Просим детей в парах сравнить картон, который лежит у них на столе в наборах. По завершении наблюдения предлагаем детям рассмотреть рисунки на с. 11, где используется картон, и ответить на вопрос: для чего надо знать свойства картона? («Чтобы правильно подобрать картон для поделок».)
Зачитываем задание учебника: «Выбери картон, который тебе нужен для изготовления подставки для письменных принадлежностей». Спрашиваем, какими свойствами должен обладать картон для подставки и почему. (Ожидаемый ответ: «Картон для работы нужен цветной, матовый, толстый, так как коробка должна быть прочной и красивой».)
Анализ конструкции образца
Предлагаем рассмотреть образец подставки, назвать ее детали, материал, из которого они сделаны, и способ соединения. («Коробка и фигура слонёнка сделаны из картона, детали оформления — из цветной бумаги, соединены детали при помощи клея».)
Просим рассмотреть на техническом рисунке конструкцию подставки и назвать ее части. («У подставки есть боковые стенки и дно».)
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Обращаем внимание детей за знак рядом со следующим заданием. Предлагаем последовательно зачитывать этапы изготовления поделки и обсуждать их.
«Рассмотри чертеж развертки* коробки и выполни ее разметку». дети называют значение словарного слова РАЗВЁРТКА — плоская заготовка, из которой получают объёмную фигуру.
Просим детей прочитать чертеж, отвечая на вопросы: какую форму имеет развертка коробки? («Прямоугольную».) Каковы общие размеры развертки? («длина — 240 мм, ширина — 180 мм».) Каковы размеры боковых стенок коробки? («длина узких стенок — 40 мм, а широких — 80 мм; ширина стенок — 140 мм».) Каковы размеры дна коробки? («длина — 80 мм, ширина 25 мм».) Какой линией обозначены контуры развертки коробки и надрезов? («Сплошной толстой».) Какой линией обозначены места сгибов? («Пунктирной с двумя точками».) объясняем, что боковые стенки будут соединяться между собой при помощи КЛАПАНоВ. длинный клапан нарисован около левой боковой стенки, короткие клапаны — внизу боковых стенок.
Предлагаем детям рассмотреть и рассказать о разметке развертки с помощью линейки и угольника. (ожидаемый ответ: «Сначала отложим с помощью линейки указанные размеры на верхней кромке листа картона, поставим в нужном месте риски. Затем отложим указанные размеры с помощью линейки на боковой кромке листа картона, поставим в нужном месте риски. Потом от рисок с помощью угольника проведем вертикальные и горизонтальные линии. обведем контур развертки, уточним форму клапанов».)
Называем следующий этап работы на с. 14: «Вырежи размеченную развертку. Сделай рицовку*». Спросим, что такое рицовка? («Легкий надрез до половины толщины материала заготовки».)
Просим объяснить назначение условного обозначения рядом с заданием («Правила безопасной работы»). объясняем, что надрезать картон макетным ножом (резаком) надо только на подкладной доске с помощью фальцлинейки. опишем инструмент. Фальцлинейка — это линейка с бортиком. Бортик высокий, он защищает пальцы левой (правой) руки от лезвия ножа, на бортик опирается нож при движении, что облегчает резание. Фальцлинейу можно заменить металлической линейкой.
демонстрируем, как безопасно и удобно держать макетный нож во время работы: чуть выдвинутое лезвие ножа сначала закрепим фиксатором, чтобы во время работы лезвие не выходило из ручки; ручку обхватим четырьмя пальцами (большим, средним, безымянным и мизинцем), указательный положим на ручку сверху перед выдвинутым полотном, надрезать будем осторожно концом лезвия. Предупреждаем, что нельзя сильно давить на ручку, иначе можно прорезать картон насквозь. На материале должна остаться неглубокая царапина, по которой материал легко сложится. Причем надрез надо делать на лицевой стороне изделия. Его месторасположение на лицевой стороне можно наметить, если сделать прокол шилом с изнаночной стороны в начале и в конце линии сгиба.
Предупредим, если картон тонкий, линию сгиба достаточно продавить пустым стержнем от шариковой ручки по линейки, на месте сгиба появится неглубокая канавка, которая тоже обеспечит качество работы.
Надрезать ножницами клапаны надо на глубину, указанную на чертеже.
Организация рабочего места
Просим объяснить, как рационально разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления. («Цветную бумагу и картон разместим на правом и левом углах стола, рядом — подставку с инструментами (угольник, фальц- линейка, ножницы, карандаш, резак, кисточка для клея), за ней поставим клей и положим салфетку, а перед собой — подкладную доску. Коробку для отходов будем использовать на двоих, поэтому поставим ее посередине стола».)
вспоминаем правила безопасной работы с ножницами. Объясняем возможные травмоопастные ситуации при работе с макетным ножом: травмоопасная ситуация может возникнуть, если полотно ножа слишком выдвинуто вперед — оно очень тонкое, при сильном нажиме может сломаться и поранить пальцы. Полотно перед работой надо зафиксировать в ручке. Работать ножом надо на подкладной доске — это повышает безопасность резания.
Практическая работа
По ходу выполнения детьми практической работы внимательно следим за точностью выполнения разметки, безопасными приемами работы с ножницами и ножом.
Напоминаем о контроле в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Приглашаем к учительскому столу для индивидуальной демонстрации нового приема работы тех, кто затрудняется в его выполнении.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
По завершении работы оцениваем умения: подбирать картон и бумагу по свойствам и гармонично по цвету; точно размечать детали по чертежу и ровно вырезать их ножницами; делать рицовку на картоне на нужную глубину; четко сгибать по рицовке; чисто и прочно склеивать части при помощи клапанов.
й урок
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Работаем с учебником на с. 14. Зачитываем последовательно этапы изготовления поделки и обсуждаем их.
«Сделай по клеткам шаблон фигурки слоненка, его глаза и уха». Просим объяснить, как разметить шаблон по клеткам. (Ожидаемый ответ: «Сначала надо подготовить сетку из такого же количества квадратов, что и в учебнике, но большего размера, затем в эти клетки перенести контур рисунка по частям».) Уточняем, что нарисовать большие клетки можно на тетрадном листе, размер одной клетки будет равен четырем маленьким тетрадным клеткам. Обратим внимание на то, что контуры деталей надо воспроизводить точно, а фигурный край вокруг детали уха можно нарисовать на глаз.
«Разметь детали по шаблонам и вырежи их»; «Склей детали между собой. Приложи слоненка к готовой коробке и приклей его». Подсказываем: чтобы прочно соединить детали между собой, готовую фигуру слоненка, намазанную клеем, надо плотно прижать к коробке и подержать так немного.
Оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
Оцениваем умения: точно размечать по клеткам и шаблонам, ровно вырезать, чисто оформлять, прочно склеивать детали между собой.
Зачитываем на с. 60 список материалов, инструментов и приспособлений, которые необходимо приготовить на следующий урок: цветной картон, цветная бумага, клей, кисть для клея, ножницы, резак, шило, угольник, фальцлинейка, карандаш. Поясняем, что фальцлинейку можно заменить металлической линейкой.
Тема «Коробка со съемной крышкой» (2 урока)
Задачи уроков:
знакомство с новыми терминами: эластичный, прорези;
знакомство с новым приемом «сделать прорезь»;
формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из учебника и словаря; наблюдение и сравнение; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; подбор доступных в обработке материалов для изделия;
Ход уроков
Мобилизующий этап.
Открываем учебник на с. 15, сообщаем тему — «Коробка со съемной крышкой» и задание на урок: «Сделай коробку из картона для хранения мелких предметов»).
Осознание недостаточности ранее полученных знаний.
Просим детей объяснить значение знака-помощника, располо-женного рядом с заданием («Надо выполнить опыт»). Предлагаем прочитать содержание опыта и рассмотреть к нему рисунки («Ты уже знаешь, что картон значительно толще и прочнее бумаги. Убедись, что он не такой гибкий и эластичный*, Волокна в картоне неоднородны, немного крупнее и грубее, чем в бумаге. Проверь это с помощью лупы»). Просим объяснить значение словарного слова ЭЛАСТИЧНЫЙ — упругий и гибкий.
Дети сравнивают кусочки бумаги и картона, которые лежат у них на столе, рассматривают через лупу края разорванной бумаги и картона.
По окончании наблюдений делаем вывод: картон значительно толще и прочнее бумаги, он не такой гибкий, при сгибании лома¬ется. Это объясняется тем, что в картоне волокна неоднородны и значительно крупнее и грубее, чем в бумаге. в этом легко убе¬диться, если внимательно рассмотреть оторванный край мате¬риалов.
Анализ конструкции образца
Анализируем образец коробки по рисунку в учебнике, дети отвечают на вопросы: какая форма у коробки? («Форма коробки квадратная».) Из каких деталей и материалов сделана коробка? («Коробка и крышка сделаны из картона, плетеный узор из цвет¬ной бумаги».) Как соединяются детали? («Детали соединяются при помощи клея».) Объясняем, что полоски соединяются по типу ЩЕЛЕвОГО ЗАМКА — это соединение предполагает наличие про¬рези (щели), в которую вставляется «замок». При переплетении щель образуется между двумя лежащими рядом полосками, а третья — «замок» «проскакивает» в щель.
Анализ технологической последовательности изготовле¬ния изделия
Просим прочитать и назвать первый этап изготовления подел¬ки: «выполни разметку развертки коробки и крышки по черте¬жу». Читаем чертеж. (Ожидаемые ответы: «Развертка квадратной формы»; «Длина и ширина развертки коробки — 160 мм, клапа¬нов — 40 мм, дна — 80 мм»; «Длина и ширина развертки крыш¬ки — 122 мм, клапанов — 20 мм, дна — 82 мм, а вырезанного окна — 50 мм»; «Линия сгиба обозначена на развертках пункти¬ром и двумя точками, место надреза — толстой линией».)
Дети зачитывают второй этап работы: «вырежи размеченные детали. Надрежь линии сгиба на вырезанных деталях. Сделай про-рези*». Спрашиваем, что такое прорезь? («Отверстие или жело¬бок, сделанные насквозь».) Уточняем, что прорезь нужно разре¬зать ножницами на глубину, которая указана на чертеже — 40 мм.
Зачитываем задание со с.16 «Разметь и вырежи на крышке окно для узора». Демонстрируем и объясняем, как вырезать окно: сначала фиксируют двумя проколами с помощью шила начало и конец разреза, чтобы ограничить его длину. Затем к линии раз¬реза прикладывают фальцлинейку, сильно прижимают ее к мате¬риалу, чтобы она не сдвинулась во время выполнения операции, и разрезают материал лезвием ножа, ведя его непрерывно вдоль бортика фальцлинейки, чтобы получилась ровная линия разреза. Уточняем, что прокалывать заготовку надо только на подкладной доске, иначе можно повредить поверхность стола.
Перечисляем, какие операции надо выполнить на первом уроке: разметить детали коробки, вырезать их, сделать прорезь, на крышке разметить и вырезать окно.
Организация рабочего места
Предлагаем рационально организовать рабочее место. Дети помещают цветную бумагу на правом и левом углах стола, рядом — подставку с инструментами (угольник, линейка, фальц¬линейка, ножницы, карандаш, нож, кисточка для клея), клей, сал¬фетку, перед собой кладут подкладную доску, коробку для отходов ставят посередине стола.
Просим найти условное обозначение «Правила безопасной работы с инструментом». Дети называют правила безопасной работы с ножницами: передавай ножницы в закрытом виде коль¬цами вперед; не оставляй на столе ножницы в раскрытом виде; не держи ножницы концами вверх.
Называем возможные травмоопасные ситуации при работе макетным ножом: травмоопасная ситуация может возникнуть, если полотно ножа слишком выдвинуто вперед — оно очень тон¬кое, при сильном нажиме может сломаться и поранить пальцы. Полотно перед работой надо зафиксировать в ручке. Работать ножом надо на подкладной доске — это повышает безопасность резания.
Практическая работа
Внимательно наблюдаем за выполнением детьми правил без¬опасной работы с макетным ножом. Приглашаем к учительско¬му столу тех, кто нуждается в повторном показе нового приема работы и как разметить и вырезать окно треугольной или круглой формы.
Рефлексия. Организованное прерывание практической работы, оцен¬ка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
По завершении работы оцениваем умения: подбирать кар¬тон и бумагу по свойствам и гармонично — по цвету; точно раз¬мечать детали по чертежу; ровно вырезать детали ножницами, ножом — окно; делать рицовку на картоне на нужную глубину; четко сгибать по рицовке; чисто и прочно склеивать части коробки при помощи клапанов.
дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют кисточку и руки.
- й урок
Анализ технологической последовательности изготовле¬ния изделия
открываем учебник на с. 16, предлагаем обсудить последние этапы изготовления коробки. дети последовательно зачитывают этапы работы.
«Разметь заготовку и полосы для узора». Просим объяснить разметку полос. (ожидаемые ответы: «Размечаем две квадрат¬ные заготовки из бумаги разного цвета, складываем одну заготов¬ку пополам. На двойной заготовке при помощи линейки сверху и снизу размечаем полоски шириной 5 мм. По линиям разметки про¬резаем двойную заготовку, не дорезая до верхней кромки 5 мм. На заготовке другого цвета тоже размечаем полоски по 5 мм».)
«Выполни узор по готовому варианту или сплети свой». Предупреждаем о трудности, с которой могут столкнуться дети при плетении узора: отдельные полоски при плетении подвижны относительно друг друга, поэтому постоянно разъезжаются по заготовке; чтобы плетеное полотно получилось плотным, концы полос поочередно подклеивают по краю заготовки с изнаночной стороны.
«Вклей узор с внутренней стороны». обращаем внимание детей на то, что клей надо наносить только по краю сплетенной заготовки.
«Сложи части коробки и части крышки». Поясняем, что клапа¬ны соединяют боковые стороны с внутренней стороны коробки и крышки.
обращаем внимание на знак-помощник рядом с заданием: «Проверь, закроется ли коробка крышки». «Склей коробку и крыш¬ку». дети выполняют задание.
Организация рабочего места
Дети размещают цветную бумагу на правом и левом углах стола, рядом — подставку с инструментами (линейка, ножницы, карандаш, кисточка для клея), клей, салфетку, перед собой кладут подкладную доску. Коробку для отходов ставят посередине стола.
вспоминаем правила безопасной работы с ножницами: пере¬давай ножницы в закрытом виде кольцами вперед; не оставляй на столе ножницы в раскрытом виде; не держи ножницы концами вверх.
Практическая работа
Наблюдаем за работой детей. Напоминаем о необходимости сравнения результатов своей деятельности с заданным эталоном в учебнике.
Организованное прерывание практической работы, оцен¬ка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
Оцениваем в готовых работах умения: подбирать гармонично бумагу по цвету; точно размечать детали по рисунку, ровно выре¬зать детали ножницами; плотно переплетать полоски в шахмат¬ном порядке; чисто вклеивать плетеную заготовку в крышку; проч¬но склеивать части коробки при помощи клапанов.
Зачитываем на с. 60 список материалов, инструментов и при-способлений для следующего урока: папиросная бумага, шпагат, скотч, линейка, карандаш, ножницы. Поясняем, что папиросную бумагу можно заменить тонкой альбомной бумагой.
Дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют кисточку и руки.
Тема «устройство для определения направления движения теплого воздуха» (1 урок)
Задачи урока:
знакомство с новым термином «шпагат»;
знакомство с новым приемом «крепление с помощью скотча»;
формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; выполнение разметки с опорой на рисунок; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; осознанное выполнение правил безопасной работы с ножницами; овладение новым технологическим приемом; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; осуществление совместной продуктивной деятельности в паре; наблюдение и сравнение; формирование социально-ценностных личностных качеств: инициативность.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, наблюдение за практической работой учащихся, наблюдение и опыт, самостоятельная практическая работа, организация парной работы.
Ход урока
Мобилизующий этап. Подготовка рабочих мест к уроку.
Зачитываем тему урока на с. 17. Просим прочитать задание на урок: «Для уроков по окружающему миру изготовь устройство из шпагата*, полос папиросной бумаги и скотча».
Рассматриваем перечисленные материалы на рисунке, предлагаем объяснить, что такое шпагат («Прочная скрученная нить, применяемая для обвязки мелких упаковок и зашивки мешков»).
Осознание недостаточности ранее полученных знаний. Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Просматриваем условные обозначения рядом с заданиями, объясняем их значение («Технологический процесс изготовления поделки»; «Правила безопасной работы с инструментами»; «Опыт»).
Просим прочитать описание изготовления поделки и назвать этапы работы. (Ожидаемые ответы: «1-й этап — разметка полос»; «2-й этап — вырезание полос»; «3-й этап — отмеривание шпагата длиной 1 метр«4-й этап — закрепление полос».)
Подскажем, что папиросную бумагу можно заменить тонким листом альбомной бумаги. Крепить полосы скотчем удобнее на натянутый шпагат, тогда полосы расположатся на одинаковом расстоянии друг от друга, соединение будет прочным и аккуратным. Значит, эту работу надо выполнять в парах.
Организация рабочего места
Дети организуют рабочие места: папиросную бумагу размещают на правом и левом углах стола, рядом — шпагат, скотч, подставку с инструментами (ножницы, линейка, карандаш), перед собой кладут подкладную доску, коробку для отходов ставят посередине стола.
Вспоминаем правила безопасной работы с ножницами: передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед; не оставляй на столе ножницы в раскрытом виде; не держи ножницы концами вверх.
Практическая работа
Наблюдаем за работой детей. Помогаем организовать работу в парах.
Опыт и наблюдение
По завершении работы предлагаем провести опыт в паре, прикрепив устройство в проеме открытой классной двери.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
оцениваем умения: точно размечать детали; ровно вырезать полосы; на одинаковом расстоянии прочно крепить полосы скотчем.
Зачитываем на с. 60 список материалов, инструментов и приспособлений для следующего урока: лоскутки сукна и драпа, фурнитура, нитки швейные, мулине, калька, игла швейная, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, напёрсток.
дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют
Тема «Куклы для пальчикового театра» (2 урока)
Задачи уроков:
формирование первоначальных представлений о профессии ткачихи, ковровщицы, швеи, кружевницы;
расширение знаний о мире вещей, созданных руками человека, и материалах, из которых создаются эти вещи;
знакомство с новыми терминами: сукно, драп;
знакомство с новым приемом «выполнение петельного шва»;
формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; выполнение разметки на просвет; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; воспроизведение по памяти правил техники безопасности при работе с инструментами; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение приемами выполнения петельного шва; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; формирование нравственных качеств: трудолюбие.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, объяснение, демонстрация хода рабочих движений, фронтальный показ, индивидуальный показ, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.
Ход уроков
й урок
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Открываем учебник на с. 18, дети объясняют назначение знака-помощника, который стоит рядом с заданием («Надо высказать предположение»).
Читаем задание: «Рассмотри, кто, где и как использует материалы: нитки, тесьму, ленты, ткани. Приведи примеры предметов, сделанных из текстильных материалов». (Ожидаемые ответы: рис. 1— «Ткачихи на ткацкой фабрике ткут из ниток ткани на ткацких станках»; рис. 2 — «Портные в швейной мастерской шьют из ткани одежду»; рис. 3 — «Кружевницы при помощи коклюшек плету кружева»; рис. 4 — «Ковровщицы на ткацких фабриках ткут ковры»; «Из тканей шьют постельное белье, сумки, чехлы; делают обувь, туристическое снаряжение — палатки, спальные мешки. Из ниток вяжут шарфы, свитера, шапки, рукавицы и т. д.».)
Зачитываем на с. 19 тему — «Куклы для пальчикового театра» и задание на урок: «Делаем куклы для пальчикового театра в подарок первоклассникам». Говорим, что куклу дети будут шить в течение двух уроков.
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Предлагаем обсудить этапы изготовления куклы на первом уроке.
Дети зачитывают описание первого этапа: «Для изготовления куклы тебе понадобится выкройка. Ты можешь взять готовую из учебника и перевести ее через кальку или сделать свою». Поясняем: если ученик будет делать свой вариант куклы, на копии выкройки надо нарисовать форму ушей выбранного животного. Так можно сделать собачку, кошку, волка и других животных. Формы головы и туловища остаются без изменений.
Зачитываем описание следующего этапа работы на с. 20: «Раскрои детали выбранной куклы по выкройке из сукна* или драпа* и вырежи». Просим объяснить, что такое сукно и драп («Драп — толстый шерстяной материал, используемый для пошива пальто»; «Сукно — шерстяная ткань с гладкой поверхностью»).
Спрашиваем, почему во время раскроя выкройку прикалывают к ткани булавками с колечком («Чтобы выкройка во время раскроя не сдвигалась»).
Организация рабочего места
Просим объяснить, как рационально разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления. (Ожидаемые ответы: «Разместим кальку на правом и левом углах стола, рядом расположим коробку с материалом (лоскутки натуральной ткани, портновский мел), за ней игольницу с булавками, наперсток и подставку с инструментами (ножницы). Коробку для отходов поставим посередине стола».)
Обращаем внимание на знак-помощник, расположенный рядом с заданием: «Правила безопасной работы с инструментами». Называем правила безопасной работы с ножницами: передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед; не оставляй на столе ножницы в раскрытом виде; не держи ножницы концами вверх.
Вспоминаем и проговариваем правила безопасной работы с булавками: «Храни булавки в игольнице»; «Никогда не бери булавки в рот!»; «Не вкалывай булавки в одежду!»; «Проверяй булавки перед началом и после окончания работы. Оно должно быть одинаковым».
Практическая работа
По ходу практической работы внимательно следим за точностью выполнения детьми раскроя, наблюдаем за выполнением правил безопасной работы с булавками и ножницами.
й урок
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
открываем учебник на с. 20, напоминаем, что на втором уроке дети должны завершить работу по изготовлению куклы для пальчикового театра.
Предлагаем детям последовательно зачитывать этапы работы и обсуждать их.
«оформи глаза и нос куклы бусинками или пуговицами». Поясняем, что глаза и нос кукле можно сделать не только из бусин, бисера, пуговиц, но и в виде аппликации из бумаги или ткани, а также вышить нитками.
объясняем, как взаимно расположить глаза и нос: собирают на булавку с ушком бисер и бусинки для глаз и носа и прикладывают к мордочке до тех пор, пока не почувствуют, что они оказались на месте. После этого их можно пришить. отмечаем, что забавно выглядит кукла если ей сделать чубчик.
«Соедини детали куклы петельным швом». демонстрируем у доски прием выполнения петельного шва и объясняем, что проколы надо делать на одинаковом расстоянии друг от друга и от края изделия. длина вертикального стежка может быть от 3 до 5 мм. Спрашиваем, каким швом надо предварительно сметать детали? («Вперед иголку».) Уточним, что сметывать детали нужно швейными нитками, а сшивать — мулине.
Организация рабочего места
Просим объяснить, как рационально разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления. (ожидаемые ответы: «Разместим коробку с материалами (бусинки, пуговицы, нитки швейные, мулине и для вязания) на правом и левом углах стола, рядом расположим игольницу с иглами и наперсток, за ними — подставку с инструментами (ножницы), перед собой положим готовые выкроенные детали, коробку для отходов поставим посередине стола».)
Называем правила безопасной работы с ножницами.
Вспоминаем правила безопасной работы с иглами: «Храни иглы в игольнице»; «Никогда не бери иглы в рот!»; «Не вкалывай иглы в одежду!»; «Проверяй иглы перед началом и после окончания работы. оно должно быть одинаковым».
Практическая работа
По ходу выполнения детьми практической работы, внимательно наблюдаем за выполнением детьми правил безопасной работы с иглами и ножницами. Приглашаем к учительскому столу тех, кто затрудняется в выполнении петельного шва.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
По завершении работы оцениваем умения: точно раскраивать парные детали; ровно вырезать детали из ткани; взаимно располагать глаза и нос; ровно укладывать стежки петельного шва.
Зачитываем на с. 61 список материалов, инструментов и приспособлений для следующего урока: ткань, тесьма, нитки вязальные, проволока медная тонкая, пуговицы, бусины, бисер, картон, альбомный лист, ножницы, карандаш, линейка, клей-карандаш и
пва.
Дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют руки.
Тема: «Аппликация из ниток».
Задачи урока:
знакомство с новым приемом «засыпать нитками»;
развитие эстетических представлений;
формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; сравнение результатов своей деятельности с эталоном; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическим приемом «засыпать нитками»; формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу.
Ход урока
МЭ. Зачитываем на с. 26 тему — «Аппликация из ниток» и задание на урок: «выполни из ниток декоративное панно для украшения дома».
Обращаем внимание детей на первое условное обозначение, предлагаем прочитать соответствующее ему задание: «Рассмотри рисунки панно. Обсуди с соседом по парте, какие времена года изображены на них». («На рисунках изображены лето, зима, весна, осень».)
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
После обсуждения просим детей прочитать следующее задание: «выбери панно, которое тебе понравилось. Подготовь нитки и инструменты для работы теми приемами, которые показаны на рисунке». Просим описать приемы работы. (Примеры ответов: «Подготовленные нитки надо смотать в моток и мелко нарезать в коробочку»; «Намотать вязальные нитки на карандаш и приложенную к нему короткую нитку. Намотанные нитки осторожно снять с карандаша, связать короткой ниткой двумя узелками и расправить, чтобы получился цветок»; «Из полученного первым способом цветка можно сделать другой, если разрезать его «лепестки».) доске эскиз основы, спросим, чему равна ее ширина и длина («Длина равна 140 мм, а ширина 110 мм»).
Обсудим этапы работы на с. 27. Дети последовательно зачитывают их. «Сделай основу для панно из картона».
«Нарисуй композицию». Просим объяснить, как последовательно нарисовать ее. (Ожидаемые ответы: «Сначала надо определить место для дерева, границу неба и земли»; «Затем рисуют ствол дерева, начиная с его нижней части, которая сужается вверху и расходится на крупные ветки»; «Потом вокруг ствола рисуют крону».)
«Используя кисточку, промажь клеем элементы изображения и засыпь их мелко нарезанными нитками так, как показано на рисунке». Уточняем, что засыпают элементы изображения плотно, чередуя цвета ниток.
«Дополни композицию накладными деталями. Положи аппликацию под груз и высуши изделие». Поясняем, что готовую работу надо обязательно высушить под прессом, иначе она покоробится — изогнется.Организация рабочего места
Предлагаем рационально организовать рабочее место: картон — на правом и левом углах стола, рядом — коробка с вязальными нитками, за ней — подставка с инструментами (ножницы, карандаши, кисть для клея), клей и салфетка, перед собой — подкладной лист, коробка для отходов — посередине стола.
Вспоминаем правила безопасной работы с ножницами: передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед; не оставляй на столе ножницы в раскрытом виде; не держи ножницы концами вверх.Практическая работа
Внимательно следим за ходом работы и выполнением детьми правил безопасной работы с ножницами.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
Просим детей завершить работу, оцениваем в готовых работах умения: гармонично подбирать материалы по цвету; составлять композицию; плотно засыпать контур рисунка мелкими нитками; прочно соединять детали.
Рефлексия. Зачитываем на с. 61 список материалов, инструментов и приспособлений для следующего урока: цветной картон, калька, копировальная бумага, белая ткань, нитки мулине, игла для вышивания, булавки с колечком, ножницы, шило, макетный нож, линейка, карандаш, угольник, фальцлинейка, клей, кисть для клея.
дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют кисточку и руки.
Тема «Открытка-ландшафт» (1 урок)
Задачи урока:
развитие конструкторско-технологического мышления;
формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из учебника; осуществление совместной продуктивной деятельности; работа с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и читать их; выполнение разметки с опорой на чертеж; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по предложенному плану, схемам, фотографиям; формирование социально-ценностных личностных и нравственных качеств: добросовестное отношение к делу; потребность помогать другим.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, объяснение, организация коллективной работы, самостоятельная практическая работа.
Ход урока
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Открываем учебник на с. 38, сообщаем тему урока — «Открытка- ландшафт». Обращаем внимание детей на условное обозначение, расположенное рядом с заданием, предлагаем объяснить его значение («Коллективная работа»). Зачитываем задание для коллективной работы: «Делаем открытку “Этажи леса” для уроков по окружающему миру. Изучаем общий объём работы и распределяем его между собой».
Анализ конструкции образца
После ознакомления с работой просим назвать детали, которые надо разметить, и материал, из которого надо сделать детали («Основа открытки сделана из чертежной бумаги»; «Кроны деревьев и кустарников — из цветной бумаги»; «Стволы, ветки деревьев и кустарников — из цветной бумаги»; «Детали поляны — из цветной бумаги»; «Корешок — из цветной бумаги»).
Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Просим детей выслушать, как можно распределить работу между собой: первая пара учеников, сидящих за одной партой, будет размечать основу открытки, детали поляны, корешок, вырезать их и соединять между собой. вторая пара будет размечать и вырезать крону деревьев и кустарников. Третья пара будет размечать и вырезать стволы, ветки деревьев и кустарников. Четвертая пара будет наклеивать кроны на стволы деревьев и ветки кустарников. вырезанные детали им будут передавать дети из второй и третьей групп. Тот, кто выполнит свою работу, — приклеит деревья и кустарники на основу открытки по ярусам. Делаем вывод, что в изготовлении одной открытки может принять участие восемь человек.
Напоминаем, как работать в коллективе: 1. внимательно прочитайте задание. 2. Распределите работу между собой.
Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. 4. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим! 5. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку. 6. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их. 7. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он — за тебя».Организация рабочего места
Дети организуют рабочие места: размещают бумагу на правом и левом углах стола, рядом — подставку с инструментами (угольник, линейка, ножницы, карандаш, гладилка), перед собой кладут подкладную доску, коробку для отходов ставят посередине стола Называем правила безопасной работы с ножницами.
Практическая работа
Предлагаем детям определить, кто какую работу будет делать.
Приглашаем поочередно к учительскому столу группу детей, которые отвечают за конкретную работу, и поясняем, на что нужно обратить внимание. Тем, кто размечает основу открытки, рекомендуем линию сгиба на полосках продавить пустым стержнем от шариковой ручки, тогда полоска легко втолкнется пальцами внутрь основы, и основа свободно сложится.
Затруднения может вызвать разметка частей поляны на глаз. В этом случае покажем детям размеченные детали поляны и объясним, что надо размечать детали не только разной формы, размера и цвета, но следует учесть, что при наклеивании одна часть будет накладываться на другую, поэтому детали надо размечать с небольшим припуском.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
По завершении работы организуем выставку работ. Оцениваем умения: точно размечать детали, ровно вырезать их; делать надрезы на глубину, указанную на чертеже; чисто наклеивать деталь на деталь.
Зачитываем на с. 62 список материалов, инструментов и приспособлений для следующего урока: бумага цветная, лист тонкого картона, клей, кисть для клея, карандаш, линейка, ножницы, шило, игла швейная, напёрсток, нитки швейные, скрепка.
дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют кисточку и руки.