5 класс
Тема: Первоначальное знакомство с блоком RCX и основными устройствами Лего-робота.( 2 часа).
Цель работы:
познакомить учащихся с управляющей системой роботов. Устройство RCX;
подготовить блок RCX к работе, собрать простейшую модель на его базе, ознакомиться с работой встроенных программ.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Подготовка к уроку:
проанализировать и отобрать материалы для занятия;
подобрать примеры и пояснения к новым понятиям для лучшего восприятия информации учащимися;
подготовить практическую работу на закрепление учебного материала .
Ход урока .
1. Организационный момент:
Учитель приветствует учащихся, проверяет подготовленность рабочего места к уроку и организует внимание учащихся. Отмечает отсутствующих. Проверяет домашнее задание( по вопросам):
1.Роботы. Использование роботов в технике и повседневной жизни. 2.Назовите пять признаков, которые позволят нам определить, является то или иное устройство роботом.
3. Какое устройство можно считать роботом?
2.Сообщение целей урока, задач урока, критериев оценивания.
Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством, входящим в наш комплект RoboLab- RCX. Рассмотрим устройство, назначение и функции.
Попробуем применить его на практике. Оценка за урок будет выставляться по итогам работы.
3.Знакомство с новым материалом:
Введение понятия RCX»
Вы уже знаете о том, что такое лего – конструирование?
Ответы детей. Лего-конструирование - это общетехнический школьный предмет, построенный на базе образовательных конструкторов известной датской фирмы LEGO® для обучения школьников конструированию, моделированию и автоматическому управлению с помощью компьютера.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием «робот», назначением, устройством, применением, выяснили, что роботы способны двигаться, выполнять программы, созданные человеком..
Сегодня мы познакомимся с автоматическое устройством, которое может без участия человека по-разному вести себя в разных ситуациях, которые зависят от выполняемой программы. Роботы обрабатывают информацию в соответствии с алгоритмом, придуманным человеком и записанным в виде программы в память робота.
Учитель знакомит учащихся с основными устройствами.
Устройство микрокомпьютера
Передача информации роботу
Программу для робота можно написать и передать роботу с помощью компьютера. Компьютер передает информацию Лего-роботу инфракрасными (ИК) сигналами через ИК-передатчик, подключаемый к компьютеру и имеющийся на блоке RCX ИК-порт.
3. Программирование Лего-робота в RoboLab
RoboLab — компьютерная программа, которая позволяет создавать программы для Лего-роботов и передавать их исполнителю.
Рис. 9. Программа RoboLab
Кнопка “Программист” дает доступ к различным уровням программирования в режиме Управление. Всего уровней четыре: первый — самый простой, четвертый — самый сложный.
Рис. 10. Создание программы в режиме “Управление”
Создание программы для Лего-робота в режиме Управление сводится к заполнению шаблона графическими командами. Достаточно щелкнуть по нужному значку и выбрать вариант команды.
Чтобы программа записалась в программируемый блок RCX, надо нажать на стрелку вправо.
Рис.11. Запись программы в блок RCX
Перед началом передачи проверьте, что написано на кнопке . Если там написано АВТО - все правильно, если нет, щелкните по кнопке и установите значение АВТО.
Теперь можно щелкать по кнопке ЗАГРУЗКА ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ и начинать загрузку. Внимание, перед началом загрузки необходимо включить блок RCX. Загрузка ОС будет продолжаться несколько минут. Ее ход будет отображаться на дисплее блока RCX. Когда загрузка будет завершена, вы услышите звуковой сигнал и увидите сообщение на экране компьютера.
Если что-то было сделано неправильно или не заряжены аккумуляторы, на экране компьютера появится сообщение.
Проверьте, все ли вы сделали правильно, и повторите попытку.
После того как ОС будет загружена, можно нажать кнопку и вернуться в главное меню программы. RCX полностью готов к работе.
4.Фронтальный опрос
1. Что такое RCX?
2.Каково устройство RCX?
3.Назовите основные устройства, входящие в состав робота.
Учащимся раздаются конструкторы.
Сборка модели.
Соберите модель, используя технологическую карту с. 1-15.
После сборки модели, сравните результат с рисунком на с.15 Технологической карты.
В случае совпадения можете преступать к программированию.
Программирование модели.
Запустите программу Robolab 2.5.4.
Установите начало и конец программы.
Запрограммируйте движение Вашей модели вперед.
Остановите модель. (Конец программы).
Проверьте наличие связей между командами.
Закрепление Эксперимент.
Подведение итогов урока
Учащиеся подводят итог урока, чему научились, что нового узнали.