Технологическая карта урока "Свойства древесины" 6 класс
Технологическая карта урока "Свойства древесины" 6 класс
План содержит технологическую карту урока по технологии с учетом примерной программы по учебному предмету Технология: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В.Синица.- Вентана - Граф.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Свойства древесины" 6 класс»
План – конспект урока
Занятие №5-6 «Свойства древесины».
Цель урока:
Цели: формирование основных понятий о физических и механических свойствах древесины; ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Образовательная: формирование основных понятий о физических и механических свойствах древесины, ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Развивающая: развитие экологического мышления; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Воспитательная: бережного отношения к природе
Ожидаемый учебный результат:
- общее представление о физических (плотность, влажность) и механических (твёрдость, прочность, упругость) свойствах древесины;
- приобретение опыта проведения исследований;
- умение распознавать и оценивать свойства древесины;
-приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.
Место проведения урока: школьные учебные мастерские, кабинет ручной (машинной) обработки древесины.
Дидактические средства обучения: образцы древесины различных пород, технические весы с набором гирь, калькуляторы, линейки, сосуд с водой, видеоматериалы, учебник технологии (§ 3), рабочая тетрадь.
Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторно-практическая работа.
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: визуальные материалы (плакаты, фотографии, слайды, видеоматериалы), иллюстрирующие применение изделий из древесины в доме или квартире, а также в окружающем мире.
Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: пп. 1-3 задания 3 из рабочей тетради, лабораторно-практические работы № 3 и 4 из учебника.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся:п. 4 задания 3 из рабочей тетради.
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: приобретение знаний, освоение знаний, сотрудничество, рефлексия, использование ИКТ.
Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ:ПК, мультимедийный проектор, сканер, принтер, текстовый редактор, программы для работы с ресурсами.
Возможные варианты организации занятия:при наличии только одного компьютеризированного места (учителя) учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.
Информационно-технологические материалы
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
1.Натуральная древесина. Модуль предназначен для изучения натуральной древесины: её ценных качеств, строения, физических свойств и способов сушки, эксплуатационных показателей. Материал сопровождается яркими иллюстрациями и слайд-шоу. Для закрепления знаний предлагаются задания для самопроверки. Модуль содержит дополнительные мультимедиаматериалы, развивающие тему относительно базового уровня, что позволяет высокомотивированным ученикам глубже усвоить тему и творчески применять знания в практической деятельности. Разобраться с работой модуля поможет анимированный помощник — маленький мастер.
2. Контрольные задания. Модуль предназначен для проверки знаний о древесине как природном конструкционном материале. Для успешного выполнения работы необходимо знать строение дерева и древесины, основные разрезы ствола, механические и физические свойства древесины. Модуль (одержит девять проверочных заданий разного уровня сложности, рассчитанных на высокомотивированных учащихся.
Технологическая карта с методической структурой урока 80мин
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный этап 2 мин.
Активация учащихся
Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия
Приветствие учителя, контроль своей готовности
к предстоящему занятию.
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим
Регулятивные: планирование занятия
Познавательные:порядок проведения и организация урока по технологии
Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке
2. Актуализация знаний -5 мин
Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.
Учитель предлагает учащимся привести примеры изделий из древесины, имеющихся в доме или квартире (двери, полы, шкафы, столы, стулья и др.) и в окружающем мире (дома, хозяйственные постройки, заборы, скамейки и др.). Просит учащихся назваnm изученные в 5 классе физические свойства древесины (цвет, запах), подводит к формулированию цели данного урока: изучение других физических (плотность, влажность), а также механических свойств древесины.
Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.
Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение планировать свою работу.
Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.
Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -5 мин.
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Информировать учащимся сведения об уроке:
- основные понятия о физических и механических свойствах древесины;
-ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение;
- умение проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород;
- формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих
действий.
Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое
Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности
Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.
4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.
Организовывать осмысленное восприятие новой информации.
Учитель называет основные физические и механические свойства древесины, которые следует учитывать при выборе заготовки для изготовления изделия. Демонстрируя физические свойства древесины — плотность, цвет и запах, показывает ученикам для сравнения значительно отличающиеся друг от друга образцы лиственных и хвойных пород (например, дуба и сосны).
Механическую характеристику древесины, как твёрдость, можно исследовать на образцах дуба и липы. Для этого в каждый образец на ручном прессе нужно одинаковым усилием вдавить стальной шарик. Чем меньше диаметр лунки, тем твёрже древесина. Упругость древесины можно продемонстрировать, изгибая деревянную линейку.
Урок предполагает проведение двух лабораторно-практических работ, имеющих познавательный характер. Поэтому перед учителем стоит задача достижения следующих предметных результатов в познавательной сфере: практическое освоение обучающимися основ опытно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований, и т. д. Овладение методами опытно-исследовательской деятельности будет способствовать в дальнейшем успешной работе учащихся над творческим проектом.
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.
Формулируют выводы об изучаемом материале в 6 классе.
Личностные: осознание своих возможностей;
Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.
5. Первичная проверка понимания 5 мин
Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме
Осуществляются в процессе выполнения задания 3 из рабочей тетради и лабораторно-практических работ № 3 «Исследование плотности древесины» и № 4 «Исследование влажности древесины» из учебника.
Объясняет порядок выполнения практической работы.
Слушают последовательность выполнения работы
Разбиваются на группы.
Учащиеся работают в парах или малых группах.
Но результатам измерений они определяют объём образцов, а по результатам взвешивания — их
массу. С помощью калькулятора рассчитывают плотность образцов, записывают все результаты в таблицу из рабочей тетради и делают по
результатам опытов вывод о том, какая древесина является менее, а какая более плотной.
Личностные: осознание своих учебных возможностей;
Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.
Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников
Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.
6. Первичное закрепление 43 мин
Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия
Для проведения лабораторно-практических работ учитель должен подготовить 15-30 образцов древесины различных пород размером примерно 6 х 4 х 1 см и пронумеровать их. Масса таких образцов (из сухой древесины) будет составлять примерно 9-23 г, поэтому для их взвешивания можно применить обычные технические весы, используемые в кабинете физики.
Для проведения лабораторно-практической работы № 3 необходимо подготовить линейки для измерения размеров образцов и калькуляторы для выполнения расчётов. Желательно взять образцы древесины ели, берёзы и дуба, плотность которых при влажности 15 % составляет соответственно 0,46; 0,64 и 0,72 г/см
Для проведения лабораторно-практической работы № 4 учитель подготавливает сосуд с водой, вмещающий необходимое количество образцов древесины, и груз, с помощью которого можно полностью погрузить образцы в воду на 5-10 мин. В это время можно проверить знания школьников, используя п. 4 задания 3 из рабочей тетради.
Во время проведения лабораторно-практических работ учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы.
В завершение они выполняют задание «Проверьте себя»
утверждение
да
нет
1
2
3
4
5
Во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы.
Выполняют лабораторно-практические работы
№3 и №4
Результаты опытов и выводы ученики записывают в рабочую тетрадь.
«Проверьте себя»
утверждение
да
нет
1
2
3
4
5
Личностные: осознание своих учебных возможностей;
Регулятивные: самоорганизация учебной деятельности, контроль, оценка, коррекция своих знаний.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6 мин
Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования
Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 3 учебника, оценивает их ответы, обсуждает с учащимися результаты выполнения лабораторно-практических работ № 3 и 4 из учебника и задания 3 из рабочей тетради, а также оценивает работу учащихся на уроке, отмечает лучшие результаты и вместе с учениками делает выводы по изученному материалу.
Контроль и оценка знаний
1.правильных ответов нет — отметка «5»
2.неправильных ответов 1-2 — отметка «4»
3. неправильных ответов 3-4 — отметка «3»
4. неправильных ответов 5 — материал темы не усвоен.
Использовать шаблон для оценки знаний учащихся и ни другим темам.
Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.
Вместе с учителем делают выводы по изучен-
ному материалу.
Личностные: осознание важности обучения предмету;
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;
Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 2 мин
Информация о домашнем задании
Учитель консультирует.
Три уровня домашнего задания:
- Стандартный минимум
(репродуктивный уровень)
- Конструктивный
- Творческий
1. Приготовить и принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, циркуль, ластик;
2.Выполнить пункт задания 3 из рабочей тетради.
Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.
Личностные: осознание важности обучения предмету;
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Лист самооценки (заполняется учащимся).
1) Сегодня на уроке я узнал (что?) ......
2) Сегодня на уроке я научился (что делать?)_
3) Самым интересным было (что?) ______
4) У меня___________ (получается, пока не получается) выбрать тему творческого проекта.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.
Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета;
Регулятивные: самооценка деятельности на уроке;
Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету;