Урок для учащихся 9 класса специальных коррекционных школ VIII-вида, по сверлению древесины.
План урока по трудовому обучению для учащихся 9 класса
Дата проведения:
Тема урока: Сверление древесины. Инструмент. Правила безопасной работы.
Цели урока:
обучающая – ознакомление с технологией сверления древесины, инструментом и правилами безопасной работы;
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при сверлении;
развивающая – развитие умений пользоваться инструментом.
1. Организационный момент (3 мин)
1.1 Проверка явки учащихся по журналу.
1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).
2. Вводный инструктаж (20 мин)
2.1 Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).
2.2 Постановка целей и производственных задач перед учащимися.
2.3 Объяснение нового материла.
При изготовлении многих изделий требуется получить отверстия цилиндрической формы. Они могут быть сквозными и несквозными (глухими).
Получение отверстия в сплошном материале путем снятия стружки с помощью сверла называется сверлением. При сверлении осуществляется два Вида движений: главное движение резания и движение подачи (рис.1).
Сверла бывают различных видов (рис. 2). Ложечные и винтовые служат для получения небольших по диаметру отверстий, центровые для сверления отверстий сравнительно большого диаметра. Пробочным сверлом получают глухие отверстия для специальных целей. Наиболее часто применяют универсальные спиральные сверла.
Рис. 1 Рис. 2
Для закрепления сверла в коловороте или дрели, которые вы изучали ранее, служит хвостовик. Он может быть коническим, цилиндрическим или пирамидальным (рис. 3). Различаются между собой и режущие части сверл (рис. 4).
Рис. 3 Рис. 4
Чаще всего применяют сверло с бесцентровой режущей частью (спиральное сверло).
Для более точного направления сверления используют сверла с центрами — плоским или винтовым. Сверло как инструмент вставляют в приспособление — коловорот или дрель. С одним видом дрели (с двухступенчатой передачей) вы уже знакомы. Более простыми дрелями являются винтовая и с одноступенчатой передачей (рис. 5, а, б). Для ускоренного сверления используют электрическую дрель (рис. 5, в).
Рис. 5
Центры будущих отверстий отмечают на лучшей пласти заготовки карандашом или шилом. Затем сверло ставят на отметку так, чтобы между ним и заготовкой был прямой угол, и производят сверление,
Под заготовку подкладывают отрезок доски и сжимают их с крышкой верстака при помощи струбцины (рис.6, а, б). Заготовку также можно закрепить клиньями или в зажиме верстака (рис. 7).
Рис. 6 Рис. 7
Использование подкладной доски позволяет избежать получения рваного отверстия на выходе сверла (рис. 8).
Рис. 8
Для сверления большого количества отверстий без разметки каждого из них пользуются кондуктором — приспособлением, которое дает точное направление сверлу (рис. 9). Для того чтобы расширить просверленное отверстие в верхней части (под шуруп с потайной или полупотайной головкой), используют зенковку или спиральное сверло (рис. 10). Эта операция называется зенкованием.
Рис. 9 Рис. 10
Знаете ли вы, как выбрать по диаметру спиральное сверло? Посмотрите на хвостовик: на нем выбиты цифры и буквы. Верхнее число обозначает диаметр сверла в миллиметрах. Если оно плохо заметно, зажмите сверло в тисках и измерьте линейкой ширину щели между их губками. Она и покажет диаметр сверла.
На производстве ручное сверление древесины заменено механическим. Его выполняют станочники сверлильных станков.
- Надежно закрепляйте сверло, заготовку, подкладную доску.
- Не допускайте перекоса сверла.
- В начале и в конце сверления нажим на упор коловорота (дрели) должен быть небольшим, вращение — медленным.
3. Практическая работа и текущий инструктаж (15 мин)
3.1 Расстановка учащихся по рабочим местам.
3.2 Выдача задания и контроль работы.
3.3 Проведение целевых обходов рабочих мест
4. Заключительный инструктаж (5 мин)
4.1 Указание типичных ошибок.
4.2 Отметка лучших работ.
4.3 Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
4.4 Выдача домашнего задания.
5. Уборка рабочих мест (2 мин)
Материально-техническое оснащение:
- Учебные пособия;
- Образцы древесины, инструмент.