Пояснительная записка.
Актуальность. Трудовое обучение имеет большие возможности для воспитания и развития личности учащегося. В процессе обучения на уроках у учащихся развиваются внимание, наблюдательность, память – образная, эмоциональная, двигательная (моторная); глазомер, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, познавательный интерес к изделию как к конструкции. Воспитываются личностные качества: ответственность, аккуратность, точность, бережливость; целеустремленность, настойчивость, осознанность, сообразительность, смекалка, чувства «уверенности» в свои силы и способности.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
Новизна. Урок разработан на основе традиционной классно-урочной системы с использованием компьютерных методов обучения. ИКТ используемые для реализации знаниевого подхода, решают следующие задачи:
-привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
- расширение спектра источников учебной информации;
- развитие познавательных интересов школьника;
- увеличение числа каналов восприятия информации.
Эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана.
Для данного урока используется мультимедийное сопровождение в виде презентации Power Point
Восприятие и закрепление учебного материала, формируют умение применять новые знания на практике, то есть мы реализуем деятельностный подход в обучении, способствуем переходу наглядно-образного мышления детей к логическому.
Концептуальная основа: Субъект-субъектные позиции в системе «учитель – ученик».
Содержание учебного материала:
Выход за рамки одного предмета «технология».
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, поисковый
Соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности.
Формы: беседы, наблюдения, учебно-практические работы.
Ожидаемые результаты:
Данная презентация способствует повышению интереса учеников к урокам технологии. Учащимся данная разработка даст возможность воспользоваться ею столько раз, сколько будет необходимо для достижения результата на практике.
Овладение навыками самостоятельного планирования, формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Также медиапродукт повысит интерес к изучаемому разделу и в целом к технологии, а значит в целом уровень успеваемости учащихся по предмету «Технология».
Тема урока "Изготовление столярных изделий"
Цели:
Образовательная: получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности; научить изготавливать столярные изделия из природных материалов.
Воспитательная: воспитывать конструктивность и вариативность мышления, умение четко организовать самостоятельную и групповую работу, чувство товарищества, взаимопомощи.
Создание положительного эмоционального фона к изучаемому предмету.
Развивающая: формирование мышления, памяти учащихся;
дать основные понятия и термины раздела, правильно употреблять их в речи;
развить творческие способности
Оборудование и инструменты:
столярный инструмент, столярный верстак, деревянные заготовки, лак, кисточки, клей ПВА, средне-зернистая шкурка.
Технологическая карта урока с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Комментарий хода урока | Время | Номер слайда | Развитие личностных качеств и психических процессов |
Репродуктив-ные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности |
1.Организационный момент: приветствие, вступительное слово учителя | 5мин | | Внимание | |
2. Вводная часть. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности. | 5мин | 1 | Внимание, память | Рефлексивность Аргументированность Точность речи Активность |
3 Проверка знаний | 5-7 мин. | 2,3 | Внимание, память | Активность, коммуникативная культура, мышление, точность речи |
4. . Изложение программного материала. ТБ. Практическая часть | 65-70 мин | 4,5,6,7,8,9,10 | Внимание, память | Активность Коммуник. культура Культура эмоций Аргументированность Рефлексивность Мышление Любознательность |
5.Заключительная часть урока | 5-7 мин | | Внимание | Аргументированность Коммуник. культура Культура эмоций |
Ход урока:
1. Организационная часть урока:
Приветствие учащихся;
Контроль посещаемости;
Проверка оснащённости рабочих мест;
2. Вводная часть:
Педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят на занятии, и главное, каковы его цель и задачи. Слайд №1.
3. Проверка знаний:
Повторение пройденной темы: “Сверление древесины”. Ответы по кроссворду Слайд №2,3.
Задание: определить слово по горизонтали, обозначающее инструмент.
Вопросы (по вертикали):
Что образуется в древесине при сверлении?
Инструмент, используемый для ручного сверления.
Инструмент для обозначения центра отверстия перед сверлением древесины.
4. Изложение программного материала
Работа с терминами.
Древесина – ткань растений, состоящая из клеток с одревесневшими стенками. Широко используется как конструкционный материал.
Заготовка – предмет производства, из которого изменением формы, размеров, шероховатости поверхности и свойств материала изготавливают деталь.
Изделие – предмет или совокупность предметов, подлежащих изготовлению.
Основные виды изделий – это детали, сборочные единицы и комплекты.
Творчество народных мастеров.
Какими ремеслами владели наши предки. Какие предметы вам знакомы, назовите их.
Многое в доме можно сделать своими руками, что придаст индивидуальность интерьеру.
Яркий пример этому - изготовление полочки.
Для изготовления полочки мы используем приобретённые знания, умения и навыки в области математики, физики, химии и технологии.
Закрепляем ранее изученный материал по таким темам, как «Разметка», «Сверление», «Ремонт мебели в быту».
В процессе выполнения изделия можно ознакомиться с технологией оформления интерьера, приобрести навыки по ремонту мебели.
Практическое назначение: на полочках удобно размещать и хранить предметы (фото, посуду, компакт-диски и т. п.);
Эстетическое — их поверхность используется для расстановки декоративных предметов (скульптур, картин, комнатных растений, живых цветов)
Выявление основных параметров и требований.
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
Изделие должно быть выполнено аккуратно.
Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
Изделие должно быть красивым.
Изделие должно быть прочным.
Экологические требования:
Изделия из натуральной древесины экологически безопасны. Они не наносят вред окружающей среде и полностью подлежат вторичной переработке.
Эколого-экономическое обоснование:
Для изготовления этого приспособления использованы экологически чистые материалы. Лак имеет государственный сертификат и разрешён к применению. Поэтому использование данного изделия не приведёт к нарушениям экологической среды общества. А использование древесных отходов для изготовления деталей изделия, позволит избежать их утилизации (сжигание, захоронение), которая способствует загрязнению окружающей среды.
Слайд №4,5,6,7,8,9,10.
Для выполнения полочки возьмем вагонку из древесины хвойных пород, например, из сосны, так как она больше подходит для жилых помещений, обладает высокой прочностью и легко обрабатывается. Лесоматериал должен быть сухим.
Для того чтобы фантазия заработала, показываются образцы работ учащихся, плакаты. Зарисовка будущей полочки в альбоме дает возможность лучше представить общий вид модели, пропорции, помогает понять конструкцию, расположение деталей, развивает фантазию в художественном оформлении.
Соединения - для соединения деталей используем клей и шурупы, потому что гвозди и болты дадут менее прочное соединение.
Отделка изделия - для придания эстетического внешнего вида изделие покроем лаком.
Крепление полки - На стене, где устанавливается полка, просверлить 2 отверстия, вбить нагели, ввинтить шурупы. Полку подвесить.
Практическая часть.
Повторение техники безопасности при работе с режущими инструментами, при ручной обработке дерева.
Вводный инструктаж. Зарисовка будущего изделия. Как пользоваться заготовками.
Учащихся раскладывают по деталям задуманную полочку (показ учителю).
Обработка каждой детали шкуркой.
Сборка и склеивание деталей.
Лакирование готового изделия.
Показ учащимся своих поделок.
. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ
1.При пилении древесины:
пользуйся упорами и направителями;
не держи левую руку близко к полотну пилы;
не сдувай опилки, сметай их щёткой-смёткой.
2.При строгании древесины:
надёжно закрепляй заготовку;
не проверяй остроту лезвия пальцами;
рубанок клади лезвием от себя;
не проверяй руками качество остроганной поверхности.
4.При работе на сверлильном станке:
правильно установи сверло;
надёжно закрепи деталь;
плавно и равномерно подавай сверло;
заканчивая сверление ослабляй нажим на сверло.
5.Выполняя лакокрасочные работы:
не держи долго открытыми банки с красками;
при работе не подноси краски к лицу;
работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;
используй защитные средства: перчатки, респиратор;
после завершения работы вымой руки с мылом.
6.При выполнении сборочных работ:
используй инструменты по назначению;
не клади в карманы острые предметы;
не бери в рот гвозди, шурупы.
5. Заключительная часть урока.
Учитель подводит итоги практической работы.
Выставление оценок.
Уборка рабочих мест и помещения мастерских.
Литература:
1.Учебник «Технология » для 6 класса ; В.Д. Симоненко;М.,«Вентана-Граф» 2008г.
2.Мещеряков, А. Ф. Создание интерактивных медиа пособий. Учебно-методическое пособие / А. Ф. Мещеряков. – Томск.: ТОИПКРО, 2007. – 40 с.
3.Бузуглов Ю.И. Управление качеством образования./ Бузуглов Ю.И.//Сборник научных статей ООИПКРО. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999.
4.Технология «Метод проектов в технологическом образовании школьников»; Сасова А.А.; М.,«Вентана-Граф» 2008 г
5.Технология «Сборник проектов»; Сасова А.А.; М.,«Вентана-Граф» 2008 г.;
6.Поляков С.Д. «Технологии воспитания», М., 2002г