Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к профессиональному обучению студентов»
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Костромской строительный техникум»
Методическое пособие
«Современные подходы к профессиональному обучению студентов»
Разработал мастер
производственного обучения
Останин Ю.В.
Кострома 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Формирование интереса студентов к выбранной профессии.
2. Дуальное обучение студентов как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте ФГОС.
3. Конкурсы профессионального мастерства – как форма внеурочной деятельности студентов.
4.Высококвалифицированный рабочий – основа современного предприятия.
1.Формирование интереса у студентов к выбранной профессии.
В формировании интереса у студентов к выбранной профессии решающая роль принадлежит мастеру производственного обучения.
Воспитание профессионального мастерства с более широкой задачей -
формированием личности молодого рабочего, творчески инициативно,
относящегося к выбранной профессии.
Чтобы быть инициативным, студент должен понимать необходимость
своего творческого труда, с любовью относиться к своей профессии и
вообще к любой выполняемой работе.
Важным условием воспитания профессионального интереса у студентов является наличие в учебной мастерской необходимого материала
и современного оборудования, инструментов, которые бы отвечали всем современным требованиям ФГОС.
Студенты, впервые пришедшие в учебную мастерскую особое внимание
обращают свое внимание на оборудование и оснащение учебной мастерской.
От первого впечатления в мастерской зависит дальнейшее настроение студента, что влияет на их трудовую деятельность в дальнейшем.
В первую очередь я, как мастер производственного обучения, объясняю
студентам нужность выбранной ими профессии, какого уровня
мастерства они могут достичь во время обучения в техникуме, какие
теоретические знания потребуются для этого.
Мастер главное внимание должен уделять рациональной
организации труда студентов, помогать преодолевать трудности на
пути к овладению профессией, создать условия для того, чтобы студенты
могли ощущать радость от успеха, от качественно выполненной работы.
Каждое задание студенты должны выполнять осмысленно и делать
работу интересную для себя, и необходимую для общества.
Во время производственной практики уделяю особое внимание каждому студенту
Присматриваюсь к его сноровке, деловым качествам, а затем определяю дальнейший план работы с каждым студентом.
Успех формирования профессионального интереса к выбранной профессии определяется содержанием, организационными формами и методами
обучения.
Производительный труд - это труд, соединенный с обучением, в результате
которого создаются материальные ценности, это практическое осуществление принципа соединения обучения с производительным трудом.
В ходе организованной деятельности студентов на уроках
производственного обучения формируется познавательный интерес,
активизируется процесс познания, владение профессиональными
компетенциями.
Участие о студентов в практической деятельности, в которой
сочетаются теоретическое обучение и производительный труд, способствует
возникновению и развитию интереса к выбранной профессии. В процессе
производственного обучения студенты применяют теоретические
знания, что помогает им правильно применять полученный практический
опыт, а производственное обучение помогает осмыслить теоретические
знания. В чем же значение такого метода производственного обучения?
2.Дуальное обучение студентов как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте ФГОС.
Сегодня экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах и рабочих. На первый план выдвигаются задачи приведения структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, престижа соответствующих профессий и привлекательности соответствующих образовательных программ.
Актуальность данной темы состоит в отличительном для нашего времени изменении в характере образования и осуществлении подготовки специалистов на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на компетенциях.
Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по профессии. Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.
Создание на базе техникума дуальной образовательной среды предполагает реальное включение стратегических партнеров (работодателей) в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; участие в формировании инновационной инфраструктуры техникума, процедурах контроля качества профессионального образования.
Дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие как учреждение СПО и предприятие - работодатель.
Именно эти субъекты образовательного процесса в большей степени заинтересованы не только результатами обучения, но и содержанием, его организацией. Система дуального обучения лишена, каких-либо недостатков в подготовке будущих специалистов, так как совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.
Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.
Система профессионального образования должна отвечать потребностям рынка труда региона. Эффективность обучения при дуальной системе предусматривает максимальный учет требований конкретного предприятия к подготовке квалифицированного специалиста, обеспечивая при этом формирования спектра необходимых профессиональных компетенций по данной специальности.
Это позволяет обученным работникам быть более конкурентными, мобильными, эффективными, устраиваться в организации различного профиля. Обучение в реальных производственных условиях сокращает издержки и сроки адаптации будущего работника.
Внедрение практикоориентированной подготовки специалиста или рабочего позволяет оптимально использовать ресурсы профессиональной образовательной организации, при планировании лабораторно-практических занятий и теории по дисциплинам. Затраты на профессиональное обучение пропорционально распределяются между региональными органами управления и бизнесом
Студенты осваивают выбранную профессию в условиях трудового коллектива, где становятся взрослее, ответственнее, понимают пользу своего трудового
участия, испытывают гордость за выполненную работу, когда видят результаты
своего труда и с каким качеством выполнено то или иное задание или изделие.
Но самое главное, на мой взгляд, они чувствуют свою нужность в выбранной профессии, внимание и заботу трудового коллектива.
К мнению студента всегда нужно прислушиваться, не сковывать их инициативу, предоставлять им свободу выбора и доверять им работу любой сложности.
Ребята, возможно, не понимают такой заботы в трудовом коллективе о них в том плане, что это они принимают это как должное, а оценят только потом в процессе своего дальнейшего трудового пути.
Коллективная форма организации производственного обучения в техникуме
позволяет лучше заинтересовать студентов к выбранной профессии,
успешнее развивать профессиональные знания, умения и навыки, реализовать
воспитание у студентов чувство коллективизма, толерантности, экономии
и бережливости материалов и оборудования.
Техникум обеспечивает подготовку студентов к выполнению работ
методом дуального обучения.
На уроках производственного обучения я знакомлю студентов с
основными положениями и формами организации труда, на
примере работы наших базовых предприятий.
Дуальный метод обучения в техникуме применяется в следующих целях: - создание системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям работодателей по качеству квалификаций и компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности. Задачи дуального обучения: -уровень квалификации выпускников - ожиданиям работодателей, -повышение инвестиционной привлекательности региона, -привлечение инвестиций в систему профобразования.
После окончания техникума молодым людям предстоит работать в
том или ином коллективе, Самой важной задачей является воспитание
молодого поколения в духе коллективизма.
В начале обучения среди обучающихся складываются отношения
дружбы, товарищества, выделяются лидеры, выявляются сильные и
слабые стороны характера отдельных обучающихся, их увлечения,
работоспособность, жизненная позиция и ряд других качеств,
определяющих каждого из них как личность.
Когда сложится микро коллективы в группе, определяются
взаимоотношения между обучающимися, тогда необходимо воспитывать
ответственность каждого члена группы перед коллективом и наоборот.
Все это помогает обеспечить развитие коллектива с первых дней
учебы, повышает личную и коллективную ответственность за
неуспеваемость в группе и выполнение любого производственного
задания, способствует развитию самостоятельности в принятии
правильных решений.
Студенты ежедневно приобретают жизненный опыт в коллективе,
всегда впереди оказываются Обучающиеся, хорошо успевающие по всем
предметам, с хорошими организаторскими способностями,
дисциплинированные, пользующиеся авторитетом среди товарищей,
способные вести за собой.
По опыту работы я знаю, что такие студенты проявляют себя
уже в процессе получения первоначальных навыков по профессии и
остаются в числе лидеров вплоть до окончания техникума. Все годы
учатся только на 4 и 5, участвуют в выставках технического и
художественного творчества.
3. Конкурсы профессионального мастерства – как форма внеурочной деятельности студентов.
Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.
Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.
Общие задачи: – выявить талантливых, творческих студентов, поднять престиж профессии, создать условия для профессионального и творческого роста студентов.
Занимаясь со студентами в ходе практических занятий и во
внеурочное время, обращаю внимание на их положительные профессиональные и творческие способности, заинтересованность в получении более глубоких знаний и умений.
Эти ребята становятся основными претендентами для участия в выставках технического творчества, в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.
Рассматривать качество профессионального образования нужно не только как уровень и глубину усвоения знаний в профессиональной области, но и как определенный уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования.
Улучшение качества подготовки специалистов связано с использованием научно-обоснованных методов и средств обучения, повышения эффективности труда основных участников процесса обучения – педагогов и студентов, что обеспечивает компетентностный подход к профессиональному образованию.
В последнее время конкурсы профессионального мастерства стали более актуальны. Конкурсы профессионального мастерства являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса.
В нашем техникуме уделяется большое внимание проведению и участию в конкурсах WorldSkills Russia. Наши студенты добились больших результатов, став победителями в различных компетенциях: «Облицовка плиткой», «Сухое строительство и штукатурные работы
Цель данного конкурса:
- популяризация рабочих профессий,
- повышение статуса и качества профессионального образования,
- обеспечение необходимой мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту студентов.
Задачи конкурса:
• профессиональная ориентация молодежи, проживающей на территории Костромской области,
- популяризация, повышение престижа рабочих профессий (специальностей), востребованных на региональном рынке труда,
- привлечение целевой аудитории (школьников, родительской общественности, представителей бизнес-сообщества, общественных организаций) в качестве зрителей;
• внедрение в систему регионального профессионального образования международных профессиональных стандартов,
- формирование экспертного сообщества;
• выявление лучших представителей профессий (компетенций) в возрасте от 18 до 21 лет для формирования региональной сборной WSR для участия в финальном национальном чемпионате WSR.
Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».
Конкурсы в сравнении с другими формами внеклассной и внеурочной работы более эффективно способствуют формированию опыта творческой деятельности студентов в системе профессионального образования, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации.
Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах на областном, региональном и федеральном уровне просто жизненно необходимо, прежде всего, потому, что именно здесь сосредоточено всё ценное, новое, современное. Использование в процессе подготовки специалистов профессиональных конкурсов, как формы внеурочной учебной деятельности, гарантирует их эффективную подготовку, т.к. эта форма работы расширяет возможности студентов в развитии интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления.
4.Высококвалифицированный рабочий – основа современного предприятия.
На фоне преобразований, происходящих в общественно-экономической жизни страны, новых социально-экономических отношений, безработицы, все острее становятся проблемы более эффективной педагогической деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики. Экономические преобразования во многом изменили технологию производства, что сказалось на резком усилении требований к образовательному уровню, к профессиональному мастерству специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.
По окончании нашего техникума выпускники - молодые рабочие
распределяются на те же предприятия, где проходили производственную практику. Или же приходят в этот коллектив после службы в армии.
Им легко вливаться в такой коллектив, не ощущая особого перехода к самостоятельной трудовой деятельности.
Производительный труд – это важное средство всестороннего развития
личности, важное средство трудового воспитания.
Я, Останин Юрий Васильевич - мастер производственного обучения профессии ОГБПОУ «Костромского строительного техникума», обучаю девчонок и мальчишек профессии (готовлю профессионалов), чей труд высоко ценится в этом мире. О строителях сейчас много говорят хорошего, посмотрите на красоту только нашего города. Не зря с гордостью сказал наш губернатор Ситников Сергей Константинович, что строители радуют людей своей значимостью, красотой, комфортом, качеством. Чтобы все было так и дальше, радовало глаз человека, грело ему душу, давало уверенность в будущее, надо в буквальном смысле слова ковать рабочие кадры, вооружая их самой современной производственной технологией. Мой девиз: «Движение вперед без остановки – мой идеал профессиональной подготовки!» Постоянно учиться, повышать свой профессиональный уровень, оттачивать своё мастерство и все чему научился сам передавать моим студентам. Моя система работы складывается из простых истин, которыми должен руководствоваться любой мастер п/о. И чтобы стать настоящим профессионалом, профессионалом, я считаю необходимым:
1. Быть требовательным к себе;
2. Шагать в ногу со временем;
3. Относиться с уважением и пониманием к каждому студенту.
. Современный мир стремительно меняется, все новые и новые процессы, события наполняют, раздвигают его горизонты. Приходится ломать стереотипы мышления, искать новые пути в профессиональной деятельности, как готовить рабочие кадры, отвечающие требованиям инновационной экономики, в том числе и в отрасли строительства. За многие годы работы я спроектировал для себя модель повышения своего профессионализма, определил стратегическую задачу для себя: все новое в строительстве должно быть мною изучено не только теоретически, но и приобретен опыт практических навыков, сформированы компетентности, иначе как, же я буду смотреть своим студентам в глаза, если я рассказываю об инновациях в строительстве и не могу это продемонстрировать сам? Это мое технологическое решение первоочередных задач. Моя основная деятельность, непосредственно связанная с повышением профессионализма представлена тремя блоками:
Учебно- методическим;
Научно- методическим;
Организационно-методическим. Если подвести итоги моей работы по данному направлению, я на каждом уроке стараюсь, чтобы мои студенты получали достоверную, современную, актуальную информацию. Навыки и умения я формирую у них те, которые сегодня востребованы на рынке труда. Было бы несправедливо сказать, что я достиг всего. Так не бывает в жизни, мир не стоит на месте, а, значит, самому учиться надо всю жизнь, чтобы давать превосходное образование, воспитывать стремление к успеху каждого студента. Применения педагогической технологии дифференцированного подхода в обучении. позволило мне добиться стабильной успеваемости, хорошего качества обучения студентов. Ко мне приходят учиться, мягко скажем, не самые одаренные дети, а выпускники школ- интернатов, детских домов, дети из неблагополучных, малообеспеченных семей. Я для них в одном лице заменяю родителя, мастера, наставника, педагога и даже друга. Как это ответственно!
Поэтому в работе у меня первая установка - быть ответственной за судьбу своих ребят, быть примером. Порой приходится отказаться ради студентов от своих собственных планов. Когда возникает такая ситуация, стоит остановиться и сконцентрироваться на том, что имеет наибольшую важность. Скорее всего, это благополучие моих ребят, ведь я ответственный за них. Ребята постоянно наблюдают за мной, это их характерная черта в этом возрасте, и я стараюсь быть всегда в форме: аккуратным, с приветливой улыбкой к каждому студенту.
Вторая установка – стараюсь видеть хорошее в моих ребятах. Довольно легко проследить, когда мы концентрируемся на негативном, начинаем видеть вокруг только плохое. В таких случаях я переключаю свое внимание на индивидуальные хорошие качества моих студентов и отмечаю, что хорошие качества сильно перевешивают любые их недостатки. Тем самым мне удается и самому настроиться на деловой лад и ребят расположить к себе.
Еще одна установка - самая трудная – быть терпеливым. Успех в учебе к ребятам приходит не сразу. Поначалу на уроках производственного обучения у моих ребят ничего не получается, дело доходит до отчаяния, как поддержать в этот момент студента? Я проявляю свой твердый характер, выдержку и энергию. Доказываю им, что только путем многократных упражнений руки подростка начинают творить настоящее дело. От урока к уроку, из года в год, я убедился, что моё терпение создает атмосферу доверия между мной и ребятами, помогает всем без исключения добиваться отличных результатов на уроках и практике.
Люблю порядок. «Порядок – это форма, из которой возникает красота». слова Я глубоко убежден, что порядок создает уют и комфорт, экономит время. На первый урок я аккуратно готовлю мастерскую, встречаю ребят и сразу приучаю за собой наводить порядок, ввожу это правило в традицию, моим ребятам вскоре тоже нравится порядок. Я любуюсь со стороны, наблюдая, как они стараются поддерживать мои требования, иногда что – то фантазируют, придумывают. Время бежит стремительно и свободного времени становится все меньше и меньше, поэтому я должен управлять своим временем, а не оно мной и планировать заранее все мероприятия, учитывая, что обучение и воспитание не терпит спешки и суеты.
Люблю работать творчески. Творчество, которое идет от души, всегда стремится к фантазии и мастерству в выражении чувств и эмоций, развивает мой внутренний мир, а поскольку я работаю с ребятами, значит и их тоже. Важно источник творчества студентов вовремя подметить, создать условия для его развития. На своих уроках я постоянно приношу элементы творчества даже на самой прозаической теме. В работе кружка технического творчества это особенно проявляется. Я даю простор для воплощения любых изделий и выдумок ребят, при этом я всегда отмечу индивидуальность каждого студента, когда какая – нибудь хорошая идея великолепно воплощена.
Жизнь постоянно бросает нам вызов и ставит препятствия – большие и маленькие и моя система, сложенная из таких ориентиров, помогает преодолевать все барьеры।
За все годы работы в техникуме я от первого дня учебы до выпуска стараюсь сохранить всех ребят в группе. Качество обучения из года в год растет, как и мой опыт работы с детьми. Впереди много задач, которые я обязательно решу вместе со своими студентами и добьюсь, чтобы мои выпускники обладали таким набором компетентностей, от которых работодатели были в восторге!