Соединение деталей гвоздями и шурупами.
Цель: научить учащихся правильно подбирать гвозди и шурупы для соединения деталей изделия; отрабатывать приемы выполнения соединения.
Оборудование: молоток, отвертка, гвозди, шурупы, заготовки древесины.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
1.Беседа по вопросам:
"Какие виды сверл вы знаете?
"Как определить диаметр сверла?
2.Практическое задание.
"Выполните сверление отверстия в заготовке с помощью коловорота (дрели).
3.Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
1. Иллюстративный рассказ.
Учитель. В зависимости от назначения гвозди различаются диаметром, длиной, формой шляпки.
Учитель демонстрирует различные виды гвоздей.
При соединении деталей гвоздями необходимо придерживаться основных правил:
"тонкую деталь прибивают к толстой;
"толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали;
"длина должна соответствовать 2-3 толщины детали;
"расстояние от кромки 4 диаметра;
"расстояние от торца 15 диаметров.
Учитель демонстрирует приемы забивания гвоздя и его вытаскивания, если гвоздь согнулся или вошел в заготовку криво. {См. Приложения, рис. 32.)
Для улучшения прочности соединения выступающие гвозди подгибают на оправке.
Учитель демонстрирует прием выполнения этой операции. {См. Приложения, рис. 33.)
Для выдергивания гвоздя операции проделывают в обратном порядке.
2.Инструктирование по правилам безопасного применения молотка.
Учитель. При работе с молотком необходимо соблюдать правила безопасности:
"работать только исправным молотком;
"не стоять за спиной товарища, работающего молотком;
"ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;
"не оставлять молоток на краю верстака.
3.Практическая работа.
Выполнение заданий:
На непригодном материале выполнить соединение деталей гвоздями.
"Тренировка в сгибании гвоздей.
"Вытащить забитые гвозди.
4.Объяснение и отработка соединения деталей шурупами.
Учитель. Теперь давайте рассмотрим соединение деталей шурупами.
Шуруп состоит из головки (полукруглой, потайной и полупотайной), стержня различной длины и толщины с винтовой нарезкой. {См. Приложения, рис. 34.)
Учитель обращает внимание учащихся на разновидности шлицов головки шурупа.
Учитель. При выборе длины шурупа необходимо учесть, что его длина должна быть в 2-3 раза больше соединяемой детали (верхней).
В верхней детали сверлят отверстие чуть более диаметра шурупа, а в нижней - 4/5 0 шурупа.
Для потайных и полупотайных головок шурупов отверстие раз-зенковывают. (См. Приложения, рис. 35.)
Завинчивают шуруп отверткой по часовой стрелке. (См. Приложения, рис. 36.)
Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами.
Как вы думаете, какое соединение деталей будет более прочным и надежным - гвоздями или шурупами?
На предприятиях сборщики выполняют операцию завинчивания шурупов с помощью электрошуруповертов, пневмошуруповертов.
5.Инструктирование по правилам безопасности при соединении деталей шурупами.
Учитель. Основными правилами безопасности являются:
"не пользоваться шурупами со сбитым шлицом;
"пользоваться только исправной отверткой;
"ввинчивать шуруп только под прямым углом;
"при ввинчивании не трогать шуруп руками;
"после ввинчивания шуруп зачистить от заусенцев.
6.Практическая работа.
На непригодном материале потренируйтесь ввинчивать шурупы, предварительно подобрав шурупы и отвертку.
III. Итог урока.
Учитель оценивает качество выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися.