5 класс. Урок технологии (мальчики). Тема: Разметка заготовок из древесины
Изучение нового материала. Знакомство с правилами выполнения разметки, разметочным инструментом.
Изготовление любого изделия требует применения каких-либо исходных материалов (заготовок). Но как работать с этими материалами?
На уроках технологии обучающиеся получают все необходимые знания, позволяющие им использовать их на практике, приобретая определённые умения и навыки при изготовлении любых изделий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разметка заготовок из древесины »
5 класс
Урок технологии (мальчики)
Тема:Разметка заготовок из древесины (2 часа)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Познакомить учащихся с правилами выполнения разметки, разметочным инструментом.
Задачи:
Образовательные:
дать начальное представление о разметке заготовок из древесины;
познакомить с правилами выполнения разметки и разметочным инструментом.
Воспитательные:
воспитывать у обучающихся интерес познавательной потребности, аккуратность и точность в работе.
Развивающие:
развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;
мыслительные операции – сравнение.
Пути решения.
Проводится урок с изучением нового материала и закреплением изученного (практическая часть – второй урок)
На уроке используются элементы коллективного способа обучения (далее КСО), индивидуального (при выполнении проверочной работы), элементы дифференцированного подхода (как в процессе выполнения проверочной работы, так и при оценивании работ учащимися).
Для достижения цели и решения поставленных задач данный урок проводится в обычной мастерской с использованием мультимедийной установки. В рабочих тетрадях учащиеся конспектируют новый материал.
Методы обучения: рассказ, устный опрос, демонстрация мультимедиа презентации, наглядных пособий и приёмов работы.
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать и понимать, что такое разметка заготовок.
Иметь представление о разметочном инструменте.
Знать правила выполнения разметки.
Инструменты и оборудование: мультимедийная установка,столярный верстак, столярный инструмент и приспособления, деревянные заготовки, чертежи и разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).
Сообщение темы урока, постановка цели и задач (3мин.)
3. Изучение нового материала (15 мин.)
Показ мультимедийной презентации по данной теме, с обсуждением и записью в рабочую тетрадь основных моментов.
Физкультминутка (2 мин.)
Проверка усвоения новых знаний (8 мин.)
Анализ и подведение итога урока (5 мин.)
Домашнее задание (3мин.)
Уборка рабочих мест и кабинета (2 мин.- можно на переменке)
Конспект урока
Организационный момент.
Проверка подготовки учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша и линейки), контроль посещаемости и вводный инструктаж по охране труда.
Сообщение темы урока, постановка цели и задач.
В тетрадях учащиеся записывают тему урока. На доске записаны цель и задачи данного урока.
Изложение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний.
Проводится в форме беседы.
Задаются вопросы, на которые учащиеся дают свои ответы.
Что необходимо сделать, чтобы изготовить какое-либо изделие?
(ответы учащихся - выполнить разметку заготовок)
Каким инструментом можно разметить окружности и дуги на заготовках (ответы учащихся - столярный уровень, угольник, рулетка, циркуль и др.)
Знакомство с новым материалом.
Проходит в форме рассказа учителя, сопровождаемого презентацией
По ходу презентации учащиеся ведут записи в тетради:
Припуск – это …;
Кромка – это …;
Базовая кромка - …;
Риска – это …;
Конспект рассказа нового материала
Разметка как технологический процесс.
Любые работы с древесиной следует начинать с разметки.Для удобства при дальнейшей работе наносят разметку на заготовку таким образом, чтобы она была хорошо видна и легко читалась. Дело в том, что при пилении древесины образуется много опилок, которые быстро закрывают нанесённую разметку и могут негативно сказаться на качестве всей работы. Разметка является ответственной и трудоёмкой работой. Она состоит из нанесения на заготовку размеров деталей по чертежу, с учётом припусков на последующую обработку, сушку и коробление.
Припуск – это превышение размеров заготовки против размера деталей в чистоте. По длине припуск даётся 20-40 мм, а по ширине и толщине – по 5 мм (ученики записывают в тетрадь).
Разметка должна быть точной и аккуратной; она зависит от квалификации рабочего, от качества и точности разметочного и измерительного инструмента.
Как правило, древесину размечают для того, чтобы из пиломатериалов, расходуемых на заготовки для деталей, получилось как можно меньше отходов.
Иначе говоря, разметка необходима для получения заготовки с минимальным припуском на обработку ручным или электрифицированным инструментом. Измерительный инструмент следует прикладывать к самой кромкелесо- или пиломатериала (сказать чем они отличаются). Лучше всего сделать замеры дважды, каждый раз с разных концов (показать как). Если детали имеют одинаковую длину, то в этом случае не нужно производить отдельно измерения каждой детали, потому, что на это уйдёт много времени и сил. В этом случае достаточно измерить одну деталь. Которая будет выступать в роли шаблона (запись в ученической тетради, что такое шаблон – слайд 14) для разметки остальных деталей. Перед отрезанием намеченного куска древесины или пиломатериала необходимо с помощью угольника нарисовать намеченную риску.
Линию разметки называют риской.Её наносят при помощи линейки, угольника, ерунка, малки, черты, циркуля, рейсмуса, скобы, отволоки или шнура.
Кроме этих инструментов, для разметки заготовок можно использовать различные приспособления (представлены на слайде).
Если материал, который вы собираетесь обрабатывать, не имеет базовой кромки, то в этом случае нужно обозначить основное направление (проговорить что это значит), в котором будет вестись резка. Для этого нужно приложить к материалу планку или отбить его шнуром (бечёвкой), посыпанным мелом или углём. Технология выполнения данной операции заключается в следующем: на одном торце доски на нужном расстоянии от кромки делают зарубку, в которую вставляют конец бечёвки, после чего её натирают мелом или углём. Другой конец держат левой рукой на том же расстоянии от кромки, прижимая к доске, правой рукой бечёвку слегка оттягивают кверху и затем отпускают. При этом на доске отпечатывается линия.
Итак, разметить заготовку – это значит указать точками и линиями границу обработки заготовки.
Правила выполнения разметки.
Линии разметки наносят карандашом, а на чистую выструганную поверхность – шилом.
Для выполнении разметки на плоскости детали под прямым углом из комплекта ученического пенала можно использовать линейку как направляющий элемент и треугольник.
Для разметки окружностей можно пользоваться чертёжным циркулем.
Кроме этого существуют и другие приёмы выполнения разметки на плоскости нетрадиционными способами (какие это способы можно дать в качестве домашнего задания на следующий урок).
После рассказа учителя и просмотра презентации делаем акцент на терминологии ещё раз показываю правила разметки заготовок лично.
Физкультминутка.
Может проводиться как учащимися, так и педагогом.
Проверка усвоения новых знаний.
Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления учащимся предлагается выполнить небольшую проверочную работу для закрепления изученного материала
Анализ и подведение итога урока.
Проверка выполненных работ и их оценивание проходит в следующей форме:
Ребята меняются работами, затем зачитываются правильные ответы для всего класса, учащиеся отмечают свои ошибки (если они имеются) и в соответствии с ними проставляют себе оценки (учитель может сам проверить каждую работу, если сочтёт это необходимым).
Анализ урока: вместе с учащимися ещё раз возвращаемся к цели и задачам; обсуждаем всё ли получилось в соответствии с ними; что усвоили лучше, а что может быть хуже (на что нужно сделать акцент на следующем уроке).
Домашнее задание.
Дома учащиеся должны просмотреть и прочитать записи, сделанные в тетради, и ответить на вопрос:
Какие ещё известны приёмы выполнения разметки на плоскости нетрадиционными способами, кроме этого необходимо подготовиться к практической работе
Уборка рабочих мест и кабинета.
Уборка рабочих мест, подготовка кабинета для следующего класса
Приложение 1
Индивидуальные задания
Какие вы знаете контрольно - измерительные инструменты? Перечислите их по рисунку.
Что называют разметкой заготовки?
Каким инструментом выполнена разметка детали на рисунке?
Что такое шаблон?
Качканарский городской округ. МОУ СОШ №2. Пасынков Сергей Викторович, учитель технологии