kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мозаика на изделиях из древесины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Мозаика на изделиях из древесины.

Цель занятия:

усвоение учащимися особенностей создания мозаики.

Задачи:

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий: мозаика, орнамент;
  • создание представления об истории развития мозаики, о материалах, используемых для изготовления мозаики;
  • формирование навыков последовательной работы в технике «паркетри» с использованием ручного труда.

Развивающие:

  • развитие логического мышления и художественного вкуса.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся аккуратности в работе;
  • формирование коммуникативных навыков.

Тип занятия: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы обучения: рассказ, демонстрация наглядных пособий, устный опрос, практическая работа.

Объект труда: эскиз, выполненный в стиле «паркетри».

Методическое оснащение занятия:

практические пособия с наглядными примерами использования орнаментов мозаики;

Ход урока

  1. Организационный этап

- Приветствие учителя

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с мозаикой на изделиях из дерева. Наша цель – усвоить особенности создания мозаичного орнамента.

  1. Изложение программного материала (сопровождается показом наглядности).

Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологического отдыха.

Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX – XIV столетиям.

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика.

Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т. д.).

История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Мозаика может представлять собой орнамент.

Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. («Орнамент» в переводе с латинского означает «узор».) Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов и в вышивке.

Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная культура народов.

Например, русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи и пшеницы, листьев, плодов садовых деревьев и кустарников – символа плодородия. Изображение птицы в русском орнаменте - символа счастья.

  • Можно ли в нашем городе увидеть рисунок, выполненный в стиле мозаики?

- Так что же приблизительно представляет собой мозаика из дерева? Ответить на данный вопрос вам поможет следующая работа.

Задание:

- Класс делиться на 4 (3) группы. Работая в группах, соберите по заданному рисунку, из данных частей мозаичный орнамент. Посмотрим, композиции у вас получатся.

Обратите свое внимание на работы. Теперь вы понимаете, что сущность мозаики заключатся в составлении определенного рисунка из различных элементов, например, дерева.

А сейчас познакомимся с основными видами мозаики.

Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов.

Следующий вид отделки древесины мозаикой – интарсия.

Интарсия – инкрустация деревом по дереву.

Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.

Еще один вид отделки – маркетри.

Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.

В маркетри разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку.

Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является – паркетри.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

Этот набор делается способом склеивания, предварительно нарезанных элементов шпона вплотную друг к другу. Главная задача при сборке – максимально плотно уложить кусочки шпона, с тем, чтобы швы были практически не заметны.

(Демонстрация образцов)

  1. Практическая часть. Закрепление изученного материала.

- Таким образом, вы познакомились с основными видами мозаики по дереву. А теперь назовите какой вид мозаики изображен на каждом из слайдов? (ответ учащихся: инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри).

- Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу только мастерам. Однако сейчас вы сами попробуете собрать простой мозаичный орнамент.

Организация рабочего места.

- Для того чтобы понять как создается орнамент, посмотрите видеоролик.

Вводный инструктаж.

Задание:

  1. Пользуясь набором уже нарезанных кусочков шпона и клеящей ленты, которые лежат у вас на столах, самостоятельно соберите и склейте мозаичный орнамент.
  2. При этом помните: склеиваемые кусочки шпона должны очень плотно прилегать друг к другу.

Выполнение задания:

Учащиеся самостоятельно склеивают в набор мозаику.

Текущие наблюдения учителя, ответы на возникающие в процессе работы вопросы, проверка качества выполнения задания.

  1. Подведение итогов урока.

Давайте посмотрим что получилось. (выбор и демонстрация лучших работ учащихся).

- Как вы считаете, действительно ли вы создали орнамент? А в какой технике вы выполнили мозаичный орнамент?

Итак, ребята, каждый из вас сегодня почувствовал немного художником, художником который рисует, не красками, а деревом, что под силу только настоящим мастерам, а каждый мастер заслуживает аплодисментов, так давайте поаплодируем друг другу.

Просмотр содержимого документа
«"Мозаика на изделиях из древесины"»

Тема урока: «Мозаика на изделиях из древесины.

Цель занятия:

усвоение учащимися особенностей создания мозаики.

Задачи:

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий: мозаика, орнамент;

  • создание представления об истории развития мозаики, о материалах, используемых для изготовления мозаики;

  • формирование навыков последовательной работы в технике «паркетри» с использованием ручного труда.

Развивающие:

  • развитие логического мышления и художественного вкуса.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся аккуратности в работе;

  • формирование коммуникативных навыков.

Тип занятия: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы обучения: рассказ, демонстрация наглядных пособий, устный опрос, практическая работа.

Объект труда: эскиз, выполненный в стиле «паркетри».

Методическое оснащение занятия:

практические пособия с наглядными примерами использования орнаментов мозаики;

Ход урока

  1. Организационный этап

- Приветствие учителя

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с мозаикой на изделиях из дерева. Наша цель – усвоить особенности создания мозаичного орнамента.

  1. Изложение программного материала (сопровождается показом наглядности).

Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологического отдыха.

Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX – XIV столетиям.

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика.

Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т. д.).

История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Мозаика может представлять собой орнамент .

Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. («Орнамент» в переводе с латинского означает «узор».) Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов и в вышивке.

Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная культура народов.

Например, русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи и пшеницы, листьев, плодов садовых деревьев и кустарников – символа плодородия. Изображение птицы в русском орнаменте - символа счастья.

  • Можно ли в нашем городе увидеть рисунок, выполненный в стиле мозаики?

- Так что же приблизительно представляет собой мозаика из дерева? Ответить на данный вопрос вам поможет следующая работа.

Задание:

- Класс делиться на 4 (3) группы. Работая в группах, соберите по заданному рисунку, из данных частей мозаичный орнамент. Посмотрим, композиции у вас получатся.

Обратите свое внимание на работы. Теперь вы понимаете, что сущность мозаики заключатся в составлении определенного рисунка из различных элементов, например, дерева.

А сейчас познакомимся с основными видами мозаики.

Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов.

Следующий вид отделки древесины мозаикой – интарсия.

Интарсия – инкрустация деревом по дереву.

Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.

Еще один вид отделки – маркетри.

Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.

В маркетри разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку.

Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является – паркетри.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

Этот набор делается способом склеивания, предварительно нарезанных элементов шпона вплотную друг к другу. Главная задача при сборке – максимально плотно уложить кусочки шпона, с тем, чтобы швы были практически не заметны.

(Демонстрация образцов)

  1. Практическая часть. Закрепление изученного материала.

- Таким образом, вы познакомились с основными видами мозаики по дереву. А теперь назовите какой вид мозаики изображен на каждом из слайдов? (ответ учащихся: инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри).

- Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу только мастерам. Однако сейчас вы сами попробуете собрать простой мозаичный орнамент.

Организация рабочего места.

- Для того чтобы понять как создается орнамент, посмотрите видеоролик.

Вводный инструктаж.

Задание:

  1. Пользуясь набором уже нарезанных кусочков шпона и клеящей ленты, которые лежат у вас на столах, самостоятельно соберите и склейте мозаичный орнамент.

  2. При этом помните: склеиваемые кусочки шпона должны очень плотно прилегать друг к другу.

Выполнение задания:

Учащиеся самостоятельно склеивают в набор мозаику.

Текущие наблюдения учителя, ответы на возникающие в процессе работы вопросы, проверка качества выполнения задания.

  1. Подведение итогов урока.

Давайте посмотрим что получилось. (выбор и демонстрация лучших работ учащихся).

- Как вы считаете, действительно ли вы создали орнамент? А в какой технике вы выполнили мозаичный орнамент?

Итак, ребята, каждый из вас сегодня почувствовал немного художником, художником который рисует, не красками, а деревом, что под силу только настоящим мастерам, а каждый мастер заслуживает аплодисментов, так давайте поаплодируем друг другу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Мозаика на изделиях из древесины"

Автор: Абдуллин Юсуп Нургалиевич

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 286015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "МОЗАИКА С МЕТАЛЛИЧЕСКИМ КОНТУРОМ"
    ["seo_title"] => string(32) "mozaikasmietallichieskimkonturom"
    ["file_id"] => string(6) "293413"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455469357"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока на тему: «Художественная отделка столярных изделий деревянной мозаикой маркетри»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_khudozhiestviennaia_otdielka_stoliarnykh_izdielii_dieri"
    ["file_id"] => string(6) "420535"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496664825"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Художественная обработка древесины"
    ["seo_title"] => string(39) "khudozhiestviennaiaobrabotkadrieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "259223"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448694643"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Формирование творческой активности при работе с древесиной и кожей на уроках трудового обучения с учащимися 5 – 11 классов в коррекционной школе I-II видов. "
    ["seo_title"] => string(175) "formirovaniie-tvorchieskoi-aktivnosti-pri-rabotie-s-drieviesinoi-i-kozhiei-na-urokakh-trudovogho-obuchieniia-s-uchashchimisia-5-11-klassov-v-korriektsionnoi-shkolie-i-ii-vidov"
    ["file_id"] => string(6) "130654"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415966026"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Формирование творческой активности при работе с древесиной и кожей на уроках трудового обученияв коррекционной школе. "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-tvorchieskoi-aktivnosti-pri-rabotie-s-drieviesinoi-i-kozhiei-na-urokakh-trudovogho-obuchieniiav-korriektsionnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "130660"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415967211"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства