Просмотр содержимого документа
«"Мир профессий. Понятие о профессии"»
Технология 8 класс
Тема урока:"Мир профессий. Понятие о профессии»
Цели : расширить знания о мире профессий; познакомить с понятиями «профессия», «специальность», «должность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям и условиям труда, познакомить с востребованными профессиями региона.
Задачи:
1. Формирование актуального для подростков «информационного поля» об условиях выбора профессии.
2. Расширение представлений о содержании профессии.
3. Развитие познавательного интереса, мотивов саморазвития и личностного роста.
Личностные УУД - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
Для формирования личностных УУД на уроках использую различные образовательные технологии. ИГРОВЫЕ.
Цель игрового обучения – обеспечение личностного мотива усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность
Важным УУД является обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это глобальная сеть Интернет и печатные источники.
Регулятивные УУД :умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД: умение строить логическое рассуждение, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умение использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму.
Профориентационная задача: формировать у учащихся готовность к социальному и профессиональному самоопределению.
Тип урока: урок повторения и систематизации полученных знаний.
Форма проведения: урок - путешествие.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
I Организационный момент.
II. Основная часть урока.
2.1. Вводное слово учителя. Три человека выполняли одинаковую работу.
На вопрос о том, что они делают, каждый из них дает разный ответ.
Первый отвечает: «Целый день таскаю эту проклятую тачку»
Второй отвечает: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»
Третий : «Строю прекрасный храм»
Вопрос: Как вы понимаете смысл данного текста?
Обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.
2.2.Беседа о труде.
- Что такое труд?
- Как вы думаете, каково значение труда для человека?
Итак, во все времена, труд – необходимая основа жизни и развития человека и общества. В труде формируется физические и психические качества: выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство.
Виды труда
Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;
Труд умственный, в том числе – учебный; Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.
А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий
Даже если рассмотреть, к примеру, нашу школу, то, конечно же, список профессий, необходимых для организации работы школы, не ограничивается 5-6.
Подумайте, пожалуйста, представители, каких профессий работают в нашей школе?
(Ученики перечисляют профессии)
- А как вы думаете, сколько существует профессий в мире?
(Ученики называют цифры)
- В мире существует более 40 тыс. профессий!
За последние 10 лет появились такие профессии как менеджер, аудитор, брокер, предприниматель, программист, дизайнер.
Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность»
Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков.
Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач.
Специальность – Род занятий в рамках одной профессии.
Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например:
- профессия учитель включает в себя специальности – учитель математики, биологии, музыки, технологии;
Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую либо определенную должность на своей работе.
Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Примеры: директор, заведующая детским садом, начальник отдела, главный бухгалтер.
2. 3. Игровая разминка. Я предлагаю вам разделиться на две команды. (Деление на команды повышает активность учащихся)
На бумаге написаны буквы: К, Р, Ф,
Задание №1. Надо придумать профессии, специальности, должности, начинающиеся на эти буквы.
Задание № 2. Разделить слова на три группы: профессия, специальность, должность
2.4. Проверка домашнего задания – написать сообщение о своей предполагаемой будущей профессии или о профессии своих родителей. Давайте послушаем ваши выступления. Группы выступают по очереди.
Между выступлениями провести игру «Самая - самая». Итог выступления – анализ работ учащимися, деление на три группы: на профессии, специальности, должности. Выставка рефератов по группам.
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии?
Помочь в этом может классификация профессий.
2.5. Классификация профессий
Наиболее удачную классификацию профессий предложил академик Климов
Эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырех ярусов
Группы профессий
Отделы профессий
Классы профессий
Типы профессий
Эту схему можно рассматривать, как лестницу, по которой вы будете подниматься, обдумывая выбор трудового пути.
По предмету труда профессии делятся на пять типов – на что направлен труд
Типы профессий
Профессии Ч-П Человек – природа
Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.
Писатель, художник, композитор , модель, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, ювелир, гравер, музыкант, актер
Игровая разминка. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру “Угадай профессию”.
Вы получаете карточки с указанной профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Учащиеся должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий:
Плотник, жонглер, штукатур, швея, художник.
3. Рабочие профессии, востребованные в Кемеровской обл.
Отыскать работу в Кемерово проще всего представителям рабочих специальностей. Вакансий для таких соискателей имеется очень много, а заработные платы в данном сегменте довольно высокие. На сегодняшний день уровень безработицы в городе составляет 3,7%. Что касается показателя напряженности, то на одно свободное место претендует в среднем 2 соискателя.
Согласно официальным данным, за первые полгода 2015 г. в государственной службе занятости курсы переподготовки прошло примерно 500 безработных горожан. Для переквалификации они выбрали самые востребованные профессии в городе – рабочие. Среди «мужских» специальностей особым спросом в городе пользуются каменщики, машинисты экскаваторов и бульдозеров, слесари по авто ремонту, облицовщики и столяры. Такие работники без проблем находят работу в Кемерово на мелких или крупных промышленных предприятиях. Заработные платы данных специалистов оцениваются сравнительно высоко – в 35-45 тысяч рублей.
Женщинам отыскать работу в Кемерово проще всего поварами, продавцами, пекарями и кассирами. Такие специалисты нужны многим местным организациям. Кассиры и продавцы в городе зарабатывают около 29 тысяч рублей, пекари и кондитеры могут рассчитывать на оплату труда в размез проблем трудоустроиться в городе могут менеджеры по продажам. Эти работники нужны многим организациям. Некоторые компании даже готовы взять в штат соискателей без опыта работы, но при условии, что у них экономическое высшее образование. Зарабатывают менеджеры по продажам в Кемерово порядка 36 тысяч рублей. Такие должности зачастую выбирают женщины.
Найти работу в Кемерово по специальности удобнее всего на интернет-портале трудоустройства Трудбокс. Здесь представлены предложения от ведущих компаний, среди которых выбрать подходящий вариант не составит труда.
Работа в Кемерово вахтовым способом
Особой популярностью пользуется вахтовая работа в Кемерово. Кузбасс представляет собой один из мощнейших центров добывающей промышленности, поэтому работники данной сферы очень востребованы в этом регионе. Они зачастую работают вахтовым способом. Наибольшим спросом среди вахтовиков пользуются:
Геодезисты;
Машинисты;
Энергетики;
Взрывники.
Такие специалисты зарабатывают от 50 до 80 тысяч рублей в месяц, поэтому соискателей на данные должности довольно много и не только с Кемерово, но и с других городов.
Сложнее всего устроиться на работу в Кемерово юристам и экономистам. Потребность в таких специалистах практически нулевая, поскольку долгое время наблюдалось перепроизводство экспертов по этим направлениям. Немного вакансий в городе есть и для специалистов в области искусства и культуры, науки и образования. Сложно трудоустроиться музейным работникам, архивариусам, а также библиотекарям. К тому же заработные платы данных работников очень низкие всего лишь около 21 тысяч рублей в месяц.
4. Заключение. “Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба.
Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. А поспешность и легкомыслие могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
5. Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чем полезен сегодняшний урок для вашей дальнейшей жизни?
- Кто, благодаря сегодняшнему уроку, выбрал для себя будущую профессию ?
(Ответы учащихся.)
На земле очень много профессий. О профессии каждый мечтал. Есть профессии – нежная песня. Есть профессии – литый металл. Но всегда – и как было когда-то, И сейчас в двадцать первый наш век – Я хочу пожелать вам, ребята… Чтобы вырос из вас Человек!
Контактные данные учителя:
Свежинцева Надежда Павловна, МБОУ ООШ№7, учитель технологии