Тема: «Тонколистовой металл и проволока»
Цель:
ознакомить учащихся со свойствами и методами получения металла и проволоки;
продолжить формирование политехнических знаний;
научить определять вид металла и сплава;
воспитывать аккуратность во время работы.
Инструменты и оборудование:
Оформление доски:
тема урока;
новые слова (сплав, сталь, прокат, жесть, проволока, волочение, фильера);
домашнее задание.
Тип урока: Смешанный.
Ход урока
Организационный момент. (1 мин.)
- контроль посещаемости, проверка рабочей одежды и готовности к занятию (дневник, рабочая тетрадь, карандаш, ластик, линейка, клей).
Презентация №1. Слайд 1.
Здравствуйте ребята. Я рада всех вас видеть. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, но у меня просьба к вам- не бойтесь отвечать и не стесняйтесь. Сегодня тема нашего урока «Тонколистовой металл и проволока». Но прежде чем мы перейдем к изучению новой темы …
Актуализация и проверка знания учащимися ранее изученного учебного материала: (5-7 мин.)
1. - Давайте вспомним, а какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
Тема: «Организация рабочего места для ручной обработки металла».
2. А сейчас вспомните и назовите:
Слайд2.
Рабочее место для ручной обработки металла;
Основные части слесарного верстака;
Устройство слесарных тисков;
Правила безопасной работы на слесарных тисках.
Примерный ответ учащихся.
(__имя учащегося___)
Ручной обработкой металлов называют слесарной. Для нее в учебных мастерских для каждого ученика оборудовано рабочее место.
А что такое рабочее место?
Это пространство, приспособленное для выполнения учебно-трудового задания, размещения работающего, материалов, инструментов и оборудования.
Слайд 3. (___имя учащегося ___)
Основным элементом рабочего места является слесарный верстак. Он состоит из металлического каркаса (основания), подвесного сиденья, слесарных тисков, крышки, защитной сетки, столярного зажима, подставки для технической документации.
Слайд 4. (__имя учащегося ____)
Для зажима заготовки в процессе изготовления или сборки применяются слесарные тиски. Они состоят из: 1-ходового винта, корпуса с двумя губками (2-подвижной и 3-неподвижной), между которыми зажимается деталь, 4-опорной плиты и 5- рукоятки. Сближение губок тисков и зажим детали осуществляются вращением рукоятки винта: винт ввертывается в закрепленную в неподвижной губке гайку и таким образом перемещает подвижную губку.
(__имя учащегося ___)
Для того, чтобы рабочее место было всегда исправным и всегда исправно работали тиски, необходимо соблюдать определенные правила.
При закреплении заготовки запрещается стучать по рукоятке тисков молотком или удлинять рукоятку с помощью обрезка трубы.
Запрещается выполнять грубые ударные работы.
Очищать тиски от металлических опилок только специальной щеткой.
Регулярно смазывать ходовой винт машинным маслом.
Хорошо оборудованное рабочее место с исправным оборудованием позволяет более качественно выполнять ручные операции по обработке металла.
Слайд 5.
3. А теперь я вам предлагаю в своих рабочих тетрадях выполнить тест по теме прошлого урока. (10 мин.)
Слайд 6.
Для чего предназначен слесарный верстак?
Является основной частью рабочего места для ручной обработке металла;
Для закрепления тисков и хранения инструментов;
Для закрепления заготовок во время обработки.
Слайд 7.
Как правильно определить высоту слесарного верстака?
Локоть руки, согнутый под 90° ниже на 100мм верхней части тисков;
Локоть руки, согнутый под 90° касается верхней части тисков;
Прямая рука, опущенная вниз, касается крышки верстака.
Слайд 8.
Какая деталь не входит в устройство слесарных тисков?
Опорная плита;
Подвижные губки;
Ходовой винт;
Основание.
Слайд 9.
Для чего предназначена правильная плита?
Для выполнения разметки и контроля;
Для правки металла и проволоки;
Для проверки правильности обработки заготовок.
Слайд 10.
Для чего сделана насечка на губках тисков?
Для более надежного закрепления заготовок;
Для увеличения прочности и надежности губок;
Для контроля изнашиваемости губок.
Слайд 11.
Поменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте правильность ответов. Поставьте оценку за работу.
Слайд 12.
Переход к изучению новой темы. (15 мин.)
Во все времена заслуженным уважением пользовались мастера, заставляющие металл служить людям. Одни из этих людей – слесари, название профессии которых пошло от немецкого слова “шлоссер” – замочник.
Металлы и многочисленные по составу и назначению сплавы металлов широко применяются в нашей жизни. Все они имеют различные свойства, и для того, чтобы правильно выбрать металл для изделия, нам необходимо знать все свойства металлов и сплавов.
Слайд13.
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока Тонколистовой металл и проволока
Слайд 14.
Целью сегодняшнего нашего урока будет: знакомство со свойствами и методами получения металла и проволоки.
Изложение нового материала.
Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что в значительной степени облегчает изготовление из них различных изделий.
Все металлы, это вещества, которые обладают некоторыми физическими свойствами, которые отсутствуют у древесины.
Слайд 15.
Давайте перечислим некоторые из них:
Намагничиваемость - способность металлов создавать магнитное поле самостоятельно или под действием внешнего магнитного поля.
Теплопроводность - способность металла нагреваясь, длительное время сохранять тепло.
Ковкость - свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. (Это свойство основано на использовании механического свойства – пластичности)
Слайд 16.
Необходимо отметить, что механические свойства металлов (прочность и твердость) значительно выше, чем у древесины. В отличие от древесины, металлы обладают пластичностью.
Чаще всего металлы используют в виде сплавов:
Слайд 17.
Сталь, чугун (сплав железа с углеродом);
Дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием);
Бронза (сплав меди со свинцом, оловом);
Латунь (сплав меди с цинком).
И что же такое сплав? Запишите в тетрадь определение-
Слайд 18.
Сплав – это сложное вещество, состоящее из двух и более металлов или неметаллов с характерными для них свойствами.
Слайд 19.
Все металлы делят на черные и цветные.
К черным металлам относят сталь и чугун. Это металлы-сплавы. Если углерода до 2% содержится в железе, то это сталь, более 2% и до 4%- чугун.
К распространенным цветным металлам относят: медь, цинк, алюминий, свинец и т.д.
В нашей мастерской мы чаще всего будем использовать тонколистовой металл не более 2 мм.
Слайд 20.
Листовой металл получают при помощи прокатки.
Слайд 21.
Слайд 22.
Сущность листовой прокатки заключается в обработке металла давлением путем обжатия между вращающимися валками прокатного стана для уменьшения толщины прокатываемого слитка металла. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины
Слайд 23.
Прокатный стан- это сложный агрегат, предназначенный для обработки металла давлением. (Запишите это в тетрадь)
Давайте рассмотрим схему прокатного стана.
Слайд 24.
1-2-валки; 3 металлический лист
Откройте учебник на стр.84 рис.75.
Листовую сталь делят на тонколистовую (до 2 мм) и толстолистовую (более 2 мм). В свою очередь тонколистовая сталь бывает несколько видов:
Слайд25.
Жесть, не имеющая защитного покрытия, называется черной, а покрытая с двух сторон тонким слоем олова – белой.
Имея гладкую и блестящую поверхность за счет оловянного покрытия, жесть не ржавеет и широко используется для изготовления консервных банок, ведер, игрушек, кухонной утвари, водосточных и вентиляционных труб, различной тары и т.д.
Ребята, а вы знаете, что фольга - это тоже тонколистовой металл?
Слайд 26.
Фольга-это тонколистовой металл толщиной до 0,2 мм. Применяют в радио- и электропромышленности, для упаковки пищевых продуктов, изготовления крышек для бутылок и т.д.
Слайд 27.
Разновидностью фольги является станиоль. Станиоль-очень тонкий листовой металл специальной прокатки. Применяют ее для упаковки пищевых продуктов (шоколада, чая), в парфюмерии для защиты летучих веществ от испарения, а также в электро- и радиопромышленности.
Одним из видов тонколистового металла является кровельная сталь.
Слайд 28.
Название свое она получила от ее широкого применения для покрытия крыш зданий (кровли).
Слайд 29.
Кровельная сталь бывает:
Черной (или обыкновенной), т.е. без покрытия
Оцинкованной, покрытой тонким слоем цинка
Выпускает промышленность такую листовую сталь ввиду активного воздействия окружающей среды в виде влажности, а цинк предотвращает листовую сталь от ржавчины. Кровельную сталь часто покрывают масляными или нитрокрасками.
Слайд 30.
Жесть и кровельная сталь обладают хорошей пластичностью – свойством не разрушаясь изменять свою форму под действием внешних сил и сохранять эту форму после прекращения действия этих сил. (Запишите определение пластичности в тетрадь).
Слайд 31.
На заводах прокатные станы для получения тонколистового металла обслуживают вальцовщики, а изготовлением изделий из тонколистового металла занимаются жестянщики.
Из тонколистового металла делают корпусы деталей машин, приборов, изготавливают трубы, самый разный хозяйственный инвентарь.
Слайд 31. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин.)
А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть. Расслабьтесь, выпрямите спинки и следите глазками за снежинкой на экране.
Слайд 32- 37 (автоматически)
Итак, вы немножко отдохнули, а теперь давайте продолжим урок.
Слайд 38.
Кроме тонколистового металла в практической деятельности человека часто используется проволока, которая отличается большой длиной, обладает такими свойствами, как: пластичность, легко сгибается и обрабатывается.
Промышленностью выпускается проволока различной толщины и профиля поперечного сечения. Профили сечения бывают:
Слайд 39.
Круглые
Квадратные
Треугольные
Проволока - это всего лишь полуфабрикат, который служит для производства других изделий. Она бывает стальная, медная, алюминиевая и т.д.
Ребята, а где же применяется проволока?
Слайд 40.
Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Стр.86 рис.77
Слайд 41.
Такую проволоку называют катанкой.
Слайд 42.
Более тонкую проволоку получают волочение – протягиванием катанки через фильеры - детали с отверстиями, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов.
Откройте стр.86 рис.78
Слайд 43.
Проволоку толщиной до 5 мм выпускают обычно в виде мотков.
Слайд 44.
Ребята, а теперь самостоятельно с помощью учебника, заполните пустые прямоугольники и сделайте записи в рабочей тетради. (параграф19)
Слайд 45.
Свойства металла | Определение |
Электропроводность | - способность металла проводить электрический ток. |
Намагничиваемость | - способность металлов создавать магнитное поле самостоятельно или под действием внешнего магнитного поля. |
Теплопроводность | - Способность металла нагреваясь, долгое время сохранять тепло. |
Ковкость | - свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. Это свойство основано на использовании механического свойства - пластичности. |
А сейчас я предлагаю вам игру: «Разгадайте кроссворд и найдите зашифрованное слово внутри». Для этого разделитесь на 4 команды и выберите себе капитана, который будет давать ответ. У каждой команды будет свой цвет. На магнитной доске изображена лестница, по которой вы должны взобраться при помощи правильного ответа. Первая команда, которая заберется по этой лестнице и будет считаться победителем. Капитаны поднимают руку. Выкрикивать с места нельзя. За это вы будете опущены на ступеньку вниз.
Слайд 46.
| | | | Д | | В |
Т | М | | М | Е | В | А |
И | О | М | А | Т | Е | Л |
С | Л | Е | С | А | Р | Ь |
К | О | Т | Т | Л | С | Ц |
И | Т | А | Е | Ь | Т | О |
| О | Л | Р | | А | В |
| К | Л | С | | К | Щ |
| | | К | | | И |
| | | А | | | К |
| | | Я | | | |
Оборудование для закрепления заготовок перед их обработкой (тиски)
Ударный инструмент, используемый при забивании гвоздей (молоток)
Конструкционный материал, обладающий высокой прочностью, твердостью, ковкостью, пластичностью, электропроводностью (металл)
Помещение, приспособленное для какого-нибудь специального производства (мастерская)
В технике - изделие, изготовленное без применения сборочных операций (деталь)
Рабочий стол с приспособлениями для обработки вручную изделий из металла, древесины и других материалов (верстак)
Профессия рабочего, обслуживающего прокатный стан (вальцовщик)
Зашифрованное слово - СЛЕСАРЬ.
Закрепление изученного материала. (10 мин.)
Для закрепления полученных теоретических знаний на сегодняшнем уроке, я предлагаю вам самостоятельно просмотреть компьютерную презентацию №2 и ответить на имеющиеся там в ней вопросы. Если вы не правильно ответите на поставленный вам вопрос, то вы можете самостоятельно без усилий найти правильный для себя ответ.
Д/з – откройте дневники и запишите домашнее задание. Параграф 19 на стр. 84 прочитать и составить план рассказа по пройденной теме.
VI. Практическая работа:
Прежде чем мы перейдём к практической работе, давайте сначала вспомнить правила поведения учащихся в мастерской.
Задание.
Ознакомьтесь с внешним видом образцов проволоки и тонколистового металла.
Определите цвет и название каждого из предложенных образцов металла.
Измерьте линейкой толщину образца металла.
Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.
Результаты своих наблюдений запишите в таблицу.
№ образца | Вид образца | Цвет | Название материала | Толщина образца | Область применения металла |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
VII. Итоговая часть.
Оценка результатов работы учащихся. Разбор допущенных ошибок в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде, а также реализация потребности в изделиях из тонколистового металла в проектной деятельности.
1.Установка на следующий урок.
На следующем уроке мы продолжим знакомство с технологией обработки конструкционного материала - металл. Вы получите новые знания о процессе изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки, познакомитесь с графическими изображениями из металла.
2. Домашнее задание.
Повторить изученный материал, прочитав конспект в рабочей тетради.
Составить план рассказа по изученной теме.
3. Уборка рабочих мест.