Просмотр содержимого документа
«"Как работать с учебником"»
Тема: Как работать с учебником.
Цели: познакомить с планом работ на учебный год, с новым учебником, повторить правила работы с учебником, правила организации рабочего места, правила безопасной работы, материалы и инструменты для работы на уроке технологии; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
-проявлять интерес и бережное отношение к учебной книге
Метапредметные УУД
Познавательные:
— объяснять значение новых
понятий и использовать их в активном словаре;
— анализировать учебник, соотносить задания учебника и рабочей тетради и обосновывать их назначение.
Регулятивные:
— выполнять учебное действие, используя условный знак.
Коммуникативные:
— адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
Предметные
Уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса, применять знания, полученные в 1 – 2классах.
Демонстрационное оборудование: материалы и инструменты для уроков технологии; коробка, образцы изделий, которые будут выполняться на уроках технологии в течение года; учебник; линейка, лист бумаги; для учащихся - учебник, линейка, лист бумаги.
Словарь: материалы и инструменты, технология, рукотворный и нерукотворный мир.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
КТО ОН, КАК ЕГО ЗОВУТ?1
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это труд!
С. Чертков
Да, без труда не прожить на свете и дня. Поэтому человек учится трудиться всю свою жизнь, постоянно осваивая что-то новое. Вот и вы каждый год поднимаетесь на новую ступеньку знаний и умений. Вы уже многое знаете, многое умеете. Но впереди еще масса открытий, освоение новых приемов работы с новыми материалами.
Что же нового вы узнаете на уроках технологии в этом учебном году? Вы так же, как и в прошлые годы, будете учиться создавать удобные красивые вещи, тот рукотворный мир, в котором мы живем. Но в этом году мы постараемся разобраться, как нерукотворный мир природы влияет на то, что мы создаем своими руками. Станут ли наши изделия более удобными и привлекательными оттого, что мы будем при их создании опираться на природные формы? Вот один из главных вопросов, на который нам предстоит найти ответ. А поможет нам в этих поисках новый учебник технологии. Автор назвал его: «Наш рукотворный мир». Возьмите учебник в руки. Я думаю, что многие из вас уже не раз пролистали его страницы и увидели, какой он красочный, сколько в нем разных схем, рисунков. Учебник - наш друг и помощник. В нем вы найдете ответы на вопросы, которые будут возникать в процессе работы над изделием. Учебник познакомит вас с разнообразием предметного мира, его гармонией, с современными требованиями, предъявляемыми к дизайну разных вещей. Изучив все это, вы сможете делать такие изделия, которые принесут радость и вам, и близким вам людям.
II. Просмотр выставки поделок.
Учащиеся вместе с учителем рассматривают изделия, которые будут выполняться в этом учебном году.
II. Повторение изученного материала.
1. Материалы для уроков технологии.
На уроках технологии мы будем работать в основном с теми же материалами, что и в прошлом году. Давайте вспомним их. У меня на столе коробка. В ней лежит один из известных вам материалов (ткань, картон, бумага цветная). Отгадайте его, задавая мне вопросы, на которые я могу ответить либо «да», либо «нет».
Например: Этот предмет объемный? (Нет.) Он бывает разного цвета? (Да.) На нем можно рисовать? (Да.) Это бумага? (Да.)
Этот материал попробуйте узнать по его описанию: «Он бывает красного, зеленого и желтого цвета. Его не изготавливают на фабриках. Хранится он недолго, рассыпаясь затем от малейшего прикосновения. Чаще всего этот материал идет на изготовление панно». Отгадали? Что это? (Ответы учащихся.) Правильно, это засушенные листья.
Следующий материал любим многими. Его используют в своей работе и скульпторы, и архитекторы, и дизайнеры. Дети делают из него поделки с самого раннего возраста. Он бывает разноцветным. Очень пластичен. Что это за материал? (Пластилин.)
Отгадайте загадку2:
Не похожи на иголки, А упали тоже с ёлки.
(Шишки.)
Какое отношение к рассказываемому имеет вот эта картинка? Правильно, из березовой коры получают бересту - один из видов природного материала. Знаете ли вы такой материал? (Учитель показывает.)
Покажите изделие, которое изготовлено из него.
Дети выполняют задание.
Какие материалы используются нами для соединения отдельных деталей? (Клей, нитки.)
Свойства материалов.
Беседа с учащимися по вопросам:
Назовите самый хрупкий материал, который мы будем использовать для наших поделок.
Есть ли среди названных материалов твердые?
Какому материалу можно придать любую форму из-за его пластичности?
Назовите материалы, про которые можно сказать, что они мягкие.
Какие материалы можно отнести к упругим?
Какие материалы легко мнутся?
Зачем нам нужно знать свойства материалов?
Вывод. Свойства различных материалов нужно учитывать
при их подборе для конкретного изделия.
Инструменты для уроков технологии.
Инструменты, которыми вы будете работать на уроках технологии, уже хорошо вам знакомы. Поэтому я предлагаю определить их с закрытыми глазами на ощупь.
Инструменты (ножницы, отвертка, линейка, игла, стеки, кисточка, гладилка) учитель раскладывает на столе и накрывает платком. Учащемуся завязывают глаза — он определяет инструменты на ощупь.
Организация рабочего места.
Вы уже знаете, что качество изготавливаемого вами изделия во многом зависит и от правильной организации рабочего места. Вспомним, какие правила нужно при этом соблюдать.
Ответы учащихся.
5. Инструктаж по охране труда.
- На уроках трудового обучения нам приходится работать с потенциально опасным инструментом и материалом. Поэтому очень важно соблюдать при работе с ними определенные правила, чтобы не получить травмы. Вспомним некоторые из этих правил.
Правила безопасной работы с ножницами
Не оставляйте ножницы на столе раскрытыми.
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе.
Передавайте ножницы кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия.
Не приближайте пальцы рук к лезвиям.
Нельзя размахивать ножницами, отвлекаться во время работы с ними.
Клей очень опасен, поэтому при работе с ним будьте осторожны.
Перед началом нанесения клея на детали, закройте стол клеенкой или сухой макулатурой.
При работе с клеем пользуйтесь кисточками.
Кисточки во время работы ставьте на специальную подставку.
Лишний клей нужно промокнуть салфеткой.
Не оставляйте емкость с клеем открытой.
Правила безопасной работы с клеем
Физкультминутка
Практическая работа.
Задание 1: подготовить рабочее место для работы с бумагой. Задание 2: оформить коллекцию материалов, используемых на уроках технологии.
Итог урока.
Учитель.
ТРУДИТСЯ ЗЕМЛЯ3
Сколько нужного на свете Люди делают вокруг: Те плетут морские сети, Те с рассветом косят луг, Варят сталь, штурмуют космос, За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых Учат грамоте ребят. Кто-то нефть в тайге качает Из глубин земных пластов, А другие листья чая Аккуратно рвут с кустов. Ежедневно дел в достатке Для тебя и для меня. Будет все всегда в порядке, Если трудится Земля.
Вот и мы с вами открываем новый учебный год с надеждами узнать что-то новое, научиться делать многие вещи своими руками. Пусть это будет не просто, но интересно. И тогда в конце учебного года мы сможем организовать, как и прежде, прекрасную выставку ваших работ. Успехов вам на пути познания нового!