kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Внедрение идей продуктивного образования в практику школы на уроках технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важная цель современного образования - воспитание личности, умеющей нестандартно мыслить, осуществлять вариативный подход к решению жизненно важных проблем. В этой связи в рамках модернизации казахстанского образования все более значимым становится продуктивный подход, позволяющий формировать умение учащихся решать жизненно важные проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций.

Исходя из этого, выделим главные задачи данного доклада:

- обсуждение ценностей, на которых базируется продуктивная педагогика;

- выделение главных особенностей продуктивного обучения на уроках технологии;

- определение позиции учителя и ученика в продуктивном образовательном  пространстве технологии;

- обоснование эффективности организации эффективной деятельности учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Внедрение идей продуктивного образования в практику школы на уроках технологии" »

Внедрение идей продуктивного образования в практику школы на уроках технологии

Важная цель современного образования - воспитание личности, умеющей нестандартно мыслить, осуществлять вариативный подход к решению жизненно важных проблем. В этой связи в рамках модернизации казахстанского образования все более значимым становится продуктивный подход, позволяющий формировать умение учащихся решать жизненно важные проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций. Исходя из этого, выделим главные задачи данного доклада: - обсуждение ценностей, на которых базируется продуктивная педагогика; - выделение главных особенностей продуктивного обучения на уроках технологии; - определение позиции учителя и ученика в продуктивном образовательном пространстве технологии; - обоснование эффективности организации эффективной деятельности учащихся. Понятие «продуктивное обучение» в современном образовании понимают двояко. Большинство педагогов используют это словосочетание для обозначения эффективности работы школы. Но множится и число специалистов, трактующих его как процесс образования ребенка через практическую деятельность, через получение им конкретного продукта своего труда в ходе самостоятельно активной деятельности. Главная особенность подобного обучения — создание учениками (и учителем) личностной образовательной продукции: интеллектуальных открытий, изобретений и конструкций, задач, гипотез, правил, исследований, поделок, сочинений, программ обучения, проектов и т.п. Продуктивная деятельность способна интегрировать разнообразные виды деятельности, позволяющие ребенку применять теоретические знания и практические умения и навыки, создавая при этом свой личностно значимый творческий «продукт». В основе методики продуктивного обучения лежит принцип «Learning by doing» - «Обучение через деятельность», впервые сформулированный Джоном Дьюи. Продуктивная учебная деятельность направлена на личность ученика, на приоритет его самостоятельной творческой деятельности, когда учащийся ставится в такое положение, когда он вынужден активно действовать в предлагаемых сферах деятельности. Главным средством развития является стимулирование внутренней активности учащихся. Ученика необходимо мотивировать на такое развитие с помощью внешних требований. Отсюда возникает вопрос: «Какие внешние требования способствуют развитию школьника?». Первым важным требованием является включение поисковой деятельности на каждый урок технологии. Содержание, формы и методы урока технологии должны быть направлены на получение реального и практического продукта, на приобретение жизненных навыков, обеспечивающих индивидуальное развитие и самоопределение школьника. Исходя из этого, можно сказать, что мерой продукта продуктивной учебной деятельности становится сам ученик со своими интересами, опытом и образовательными идеями, а самим продуктом – выполненный им проект, завершенная работа, реальный результат и т.д. Важнейшая задача продуктивного образования – формирование успешности школьника. Если спросить любого менеджера любой компании, кого они предпочтут брать на работу, то сразу же будет ответ, что такой человек должен: -легко обучаться; -быстро переучиваться; -быть инициативным; -быть творческим и компетентным в своем деле. Иными словами, все хотят, чтобы работник обладал высокой креативностью, и так называемым, дивергентным мышлением, т.е. продуктивным, нестандартным.

Продуктивное образование призвано помочь детям, которые не испытывают стремления к получению знаний, т.е. к тем нашим ученикам (а их сегодня большинство) которые, стремятся получить образование с помощью практико-, опытно- ориентированной индивидуальной образовательной траектории. Таким детям интереснее создавать, и, благодаря этому испытывать ощущение от собственной социальной значимости.

Учитель, практикующий продуктивных подход к организации обучения меняет свою профессиональную роль. Он перестает быть исключительно «урокодателем технологии», становясь для ребенка наставником, индивидуальным консультантом, тьютором, научным руководителем. Общение педагога и ребенка начинает приобретать деловой, практико-ориентированный, договорной характер, становится равноправным (естественно в рамках существующих этических традиций).

Для учеников продуктивных школ уроки, где можно что-то «произвести», «сделать», каким-либо образом создать продукт, имеющий социальную значимость, становится не разовым мероприятием, а естественной формой образовательного процесса. Урок технологии переходит в разряд времени, когда можно обменяться впечатлениями от сделанного, пережитого, обменяться практическим и эмоциональным опытом, провести презентацию продукта образовательной деятельности.

Трудно переоценить профориентационную и коммуникативную значимость продуктивного подхода на уроках технологии. Проживая разнообразные культурные практики, ребенок более осознанно совершит выбор сферы будущей деятельности, научится с людьми разных возрастов, разного пола, разного статуса и т.д.

Следовательно, через продуктивное образование ученики способны приблизиться к формированию своего, авторского способа образования. Учителя поощряют учеников чувствовать личную ответственность за собственный образовательный процесс на основе опять-таки ими выбранных продуктивных действий в ситуации реальной жизни. Это позволяет школьникам, работая на местах практики, размышлять над теорией на основании результатов опыта, полученного через собственные действия, и, далее, углубляя его, переходить к новой продуктивной деятельности.

Все это делает возможным соединить теоретическое и практическое образование. Знание и навыки в этом случае рассматриваются как необходимые инструменты при планировании, выполнении и оценке учеником индивидуальных продуктивных действий. Ученики же всячески поддерживаются в осознании потребности выводить, разрабатывать и использовать необходимое предметное знание и навыки, отталкиваясь от конкретных требований процесса деятельности. Следовательно, содержание уроков технологии в некоторой степени определяется самим учеником через темы, полученные опытным путем на практике. Таким образом, знание и навыки фактически становятся для них равно значимыми (повторим, что идея продуктивного образования предназначалась для учеников, которые не хотели получать знаний и идти в школе).

Подобная связь между практическими действиями и учением является жизненно важным предусловием как побуждения для запуска, так и последующего формирования и развития у школьника большего количества общих компетентностей («ключевых квалификаций»).

Центральным аспектом успешности уроков технологии является способность педагога компетентно использовать метод «научить как надо учиться», который и сам по себе является важным фактором. Ученики должны развить у себя способность использовать различные средства для получения и обобщения информации, необходимой для успешной их деятельности, и потребность размышлять над ней, работать над ее содержанием и развитием. Но продуктивное образование, в связи с его опорой на индивидуальный опыт деятельности школьника, требует, чтобы ученики содействовали собственному образовательному процессу более или менее самостоятельно. Они лишь поддерживаются педагогами, регулярно проводящими консультации, экспертами («наставниками практики») или группой, что включает учеников в работу. Это, помимо развития у них большего количества общих способностей (например, инициативности, гибкости, мобильности), особенно важно и для развития компетентности в области принятия решения. Молодые люди планируют и осуществляют собственное образование личных интересов и тщательно разработанных критериев в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями и также становятся способными продумывать, ставить и решать персональные вопросы. Образовательные интересы сформулированы ими, оправданы и развиты. Также определены и развиты жизненные планы и занятия.

В качестве образца предлагаю различные формы организации продуктивной деятельности в технологии, направленные на развитие творческих способностей учеников: теоретические и практические проекты, планирование работы и поиск материалов, инструментов, фотодокументы, создание различных объектов технологии, обретение практического опыта по работе с разнообразными материалами на уроках технологии, изготовление новых дизайнов различных объектов и подготовка этих объектов к внедрению в жизнь.

Таким образом, подведя итоги, можно сказать, что продуктивный подход является частью образовательного процесса и основан на признании ребенка ценностью урока технологии, приоритетности его опытной деятельности, рефлексии процесса и степени разрешения учеником проблемы и/или создания продукта технологии, а также изменении роли учителя.

Эффективный подход в данной системе - это деятельность и взаимодействие. Такой подход на уроках технологии дает целостность, творчество, радость, удовлетворение и успех.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Внедрение идей продуктивного образования в практику школы на уроках технологии"

Автор: Халиков Абдрашит Мавлетович

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "рефлективный отчет по внедрению модуля " Новые подходы в обучении - диалоговое обучение "
    ["seo_title"] => string(100) "riefliektivnyi-otchiet-po-vniedrieniiu-modulia-novyie-podkhody-v-obuchienii-dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "120249"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413653189"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Реализация  ФГОС НОО на уроках искусства»"
    ["seo_title"] => string(38) "riealizatsiiafgosnoonaurokakhiskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "303756"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457600586"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Применение ИКТна различных этапах уроках математики"
    ["seo_title"] => string(59) "primienieniie_iktna_razlichnykh_etapakh_urokakh_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "348979"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476377163"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Применение ИКТна уроках математики"
    ["seo_title"] => string(39) "primienieniie_iktna_urokakh_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "348981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476377278"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "259432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448743643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства