(из опыта работы старшего мастера производственного обучения
КГУ АТК № 2 с.Каменка, Сандыктауского района)
Контроль учебно-воспитательного процесса – одна из важнейших функций колледжа. Он стоит в одном ряду с такими управленческими функциями, как планирование, организация, координация, учет и анализ. Контроль выступает в роли регулятора, корректирующего деятельность руководителей. Назначение внутриколледжного контроля – добиваться полного соответствия деятельности учебных заведений согласно требованиям, выдвинутым законом РК «Об образовании» по подготовке рабочих высокой квалификации. Контроль включает в себя проверку, учет и анализ различных сторон деятельности педагогов и учащихся, сравнение полученных результатов с поставленными целями обучения и воспитания и их оценку. Систематический, тщательно продуманный контроль производственного обучения позволяет обнаружить и закрепить успехи, достигнутые мастерами производственного обучения, своевременно предупредить недочеты и устранить препятствия, мешающие нормальной деятельности педагогических работников.
Значение внутриколледжного контроля определяется прежде всего его функциями: проверочной, информационной, организующей, обучающей, воспитывающей и развивающей. Осуществляя контроль, я,как старший мастер, проверяю систему работы мастеров, уровень производственного обучения, качества профессиональных знаний, умений и навыков учащихся и уровень их воспитанности; получаю нужную информацию по всем вопросам учебно-воспитательного характера; оказываю необходимую методическую помощь мастерам производственного обучения и тем самым способствую повышению их квалификации и росту педагогического мастерства. Организацию и проведение производственного обучения и производственной практики учащихся колледжа контролирую не только я, старший мастер, но контролируют директор, его заместители по учебно-производственной и учебно- воспитательной работе, председатели методических комиссий, мастера производственного обучения. От уровня их педагогической квалификации, компетентности в вопросах производственного обучения во многом зависит профессиональная подготовка будущих рабочих.
Производственное обучение – достаточно сложный по своей организации процесс. Его проводят мастера, закрепленные за учебной группой. А на предприятиях еще и шефы – наставники, бригадиры, педагогическая квалификация которых, как правило, ниже, чем у преподавателей. Наш колледж готовит рабочих не по одной-двум, а по семи профессиям. Помимо уроков в учебных мастерских занятия с учащимися проводятся на объектах предприятий, удаленных порой на значительное расстояние от колледжа. Урок производственного обучения длится не 45 минут, а 6 часов. На нем чередуются разнообразные формы учебной работы (групповая, бригадная, индивидуальная), учащиеся выполняют разнотипные задания. Все это существенным образом осложняет контроль за их деятельностью. Для того чтобы осознанно и целеустремленно осуществлять проверку производственного обучения, я должен ясно представлять себе систему внутриколледжного контроля, состоящую из ряда связанных между собой упорядоченных элементов. Цель контроля производственного обучения – проверка того, как учащиеся проходят производственную практику. Проверка эта осуществляется мастерами и руководителями, назначенными из требованиями к организации, содержанию и методам обучения будущих рабочих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВИДЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
Копасов
Геннадий Алексеевич
ВИДЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
(из опыта работы старшего мастера производственного обучения
КГУ АТК № 2 с.Каменка, Сандыктауского района)
Контроль учебно-воспитательного процесса – одна из важнейших функций колледжа. Он стоит в одном ряду с такими управленческими функциями, как планирование, организация, координация, учет и анализ. Контроль выступает в роли регулятора, корректирующего деятельность руководителей. Назначение внутриколледжного контроля – добиваться полного соответствия деятельности учебных заведений согласно требованиям, выдвинутым законом РК «Об образовании» по подготовке рабочих высокой квалификации. Контроль включает в себя проверку, учет и анализ различных сторон деятельности педагогов и учащихся, сравнение полученных результатов с поставленными целями обучения и воспитания и их оценку. Систематический, тщательно продуманный контроль производственного обучения позволяет обнаружить и закрепить успехи, достигнутые мастерами производственного обучения, своевременно предупредить недочеты и устранить препятствия, мешающие нормальной деятельности педагогических работников.
Значение внутриколледжного контроля определяется прежде всего его функциями: проверочной, информационной, организующей, обучающей, воспитывающей и развивающей. Осуществляя контроль, я ,как старший мастер, проверяю систему работы мастеров, уровень производственного обучения, качества профессиональных знаний, умений и навыков учащихся и уровень их воспитанности; получаю нужную информацию по всем вопросам учебно-воспитательного характера; оказываю необходимую методическую помощь мастерам производственного обучения и тем самым способствую повышению их квалификации и росту педагогического мастерства. Организацию и проведение производственного обучения и производственной практики учащихся колледжа контролирую не только я, старший мастер, но контролируют директор, его заместители по учебно-производственной и учебно- воспитательной работе, председатели методических комиссий, мастера производственного обучения. От уровня их педагогической квалификации, компетентности в вопросах производственного обучения во многом зависит профессиональная подготовка будущих рабочих.
Производственное обучение – достаточно сложный по своей организации процесс. Его проводят мастера, закрепленные за учебной группой. А на предприятиях еще и шефы – наставники, бригадиры, педагогическая квалификация которых, как правило, ниже, чем у преподавателей. Наш колледж готовит рабочих не по одной-двум, а по семи профессиям. Помимо уроков в учебных мастерских занятия с учащимися проводятся на объектах предприятий, удаленных порой на значительное расстояние от колледжа. Урок производственного обучения длится не 45 минут, а 6 часов. На нем чередуются разнообразные формы учебной работы (групповая, бригадная, индивидуальная), учащиеся выполняют разнотипные задания. Все это существенным образом осложняет контроль за их деятельностью. Для того чтобы осознанно и целеустремленно осуществлять проверку производственного обучения, я должен ясно представлять себе систему внутриколледжного контроля, состоящую из ряда связанных между собой упорядоченных элементов. Цель контроля производственного обучения – проверка того, как учащиеся проходят производственную практику. Проверка эта осуществляется мастерами и руководителями, назначенными из требованиями к организации, содержанию и методам обучения будущих рабочих. Из содержания указанной цели вытекают задачи контроля:
проверка качества обучения и уровня профессиональных знаний, умений и навыков будущих рабочих;
своевременное предупреждение ошибок в постановке производственного обучения и методике проведения занятий;
выявление недостатков учебно-воспитательного процесса и выработке мероприятий по их устранению;
Названные принципы предполагает контроль всех сторон процесса производственного обучения: материально-технического оснащения, системы работы мастеров, качества профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, состояния планирующей и учетно-отчетной документации и др. Контроль при этом осуществляется планомерно (проверяется работа не только начинающих мастеров, проверка осуществляется в течение всего учебного года по всем направлениям учебно- воспитательного процесса) и систематично (фронтальные проверки в сочетании с тематическими, изучение системы в нескольких учебных группах, предварительные проверки в сочетании с текущими и итоговыми). Принцип систематичности предусматривает также определенную систему планирования контроля и обсуждения его результатов. Проверяя тот или иной вопрос организации процесса производственного обучения, я должен четко определить конкретную цель и задачи проверки и правильно выбрать методы контроля, обеспечивающие решение поставленной задачи. Педагогический контроль будет объективным и действенным лишь при условии, если проверку осуществляют компетентные лица, знающие и содержание, и методику обучения. Я шире практикую посещение уроков совместно с председателем методических комиссий, опытными мастерами производственного обучения. Действенность контроля обеспечивается также гласностью, широким обсуждением результатов и принятием мер, направленных на устранение выявленных недостатков.
Следующий элемент рассматриваемой системы – методы контроля. Наиболее широкое применение находят такие методы контроля, как общее наблюдение за работой мастера и учебной группой в целом, наблюдение за работой отдельных учащихся, беседа с учащимися и мастерами, опрос учащихся старшим мастером или через мастера производственного обучения, проверка выполнения работ, изучение планирующей и учетно-отчетной документации. Не менее действенный метод контроля – хронометраж. Данные хронометража позволяют оперативно выявить недостатки в овладении учащимися производственными умениями и навыками. Важными элементами системы контроля следует считать его виды и формы. Виды контроля различаются по нескольким основаниям: цели контроля, составу проверяемых или объекту проверки, по времени проведения.
В зависимости от цели контроль может быть обзорным, фронтальным и тематическим. Обзорный контроль производственного обучения мы проводим в начале и в конце учебного года. Обзорный контроль, проводимый в начале года, позволяет выяснить, на каком уровне коллектив мастеров или какая-то его часть начинает учебный год. В процессе обзорного контроля я, с одной стороны, отмечаю все новое и передовое в практике работы мастеров, а с другой – намечаю конкретные меры для оказания необходимой помощи. В конце года проверяю, насколько успешно работал коллектив мастеров над решением поставленных вопросов. Результаты обзорного контроля обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
При фронтальном контроле проверке подвергаются все стороны производственного обучения: подготовка мастера к уроку, выполнение учебной программы, качества обучения и качество профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, воспитание учащихся в процессе обучения, ведение планирующей и учетно-отчетной документации и др. Значительный удельный вес среди видов контроля производственного обучения занимает тематический контроль, в ходе которого углубленно анализируются отдельные стороны учебно-воспитательной работы. Цель осуществляемого мной тематического контроля – проверка эффективности использования технических средств на уроках производственного обучения, связь производственного обучения с теоретическим, обучение учащихся приемам и методам труда передовиков и новаторов производства, степень самостоятельности учащихся при выполнении учебно-производственных работ, организация работы с отстающими учащимися и т.д. По объекту проверки я выделяю такие виды контроля, как персональный (изучение системы работы одного мастера), предметно-обобщающий (изучаю состояние подготовки рабочих по одной из специальностей), классно-обобщающий (изучаю работу каждого мастера производственного обучения и преподавателей, работающих в его группе). Классно-обобщающий контроль позволяет выяснить воздействие разных преподавателей и мастера производственного обучения на учащихся группы. Что касается времени проведения контрольных проверок, то предварительный контроль я осуществляю в начале учебного года, текущий – в течение всего учебного года (фронтальные и тематические проверки), периодический – по окончании прохождения учебной темы и учебного полугодия и итоговый – по окончании всего курса обучения. Цель проводимого мной предварительного контроля – предупредить возможные ошибки и недочеты в работе мастеров производственного обучения. Осуществляя предварительный контроль, я еще до начала учебного года проверяю состояние учебных мастерских, их оснащенность оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами, наличие и комплектность технической и технологической документации. Проверяю также наличие и соответствие Государственным стандартам по профессии разработанных мастерами планов уроков производственного обучения, перечней учебно- производственных работ и другой учебно-планирующей документации. В беседах с мастерами выясняю, как они подготовились к учебному году, какую техническую и методическую литературу прочитали, над какой творческой темой хотят работать. Общая цель предварительного контроля – проверка готовности мастеров к проведению занятий с учащимися и предупреждение недостатков в их работе .
При проведении контроля производственного обучения, я , как старший мастер , использую различные формы: посещение урока, изучение учебно-программной документации, проверку качества выпускаемой продукции, заслушивание отчетов мастеров. В последние годы в колледже широкое распространение получили конкурсные формы контроля: конкурсы на лучшее изделие, «Лучший по профессии», смотры учебно- производственных мастерских и др. Говоря о формах контроля, необходимо отметить и формы проверки профессиональных знаний, умений и навыков учащихся. К ним относятся устная проверка, проводимая во время посещения урока, письменная проверка (письменные работы, выполняемые учащимися на уроке по заданию проверяющего; письменная экзаменационная работа), а кроме того – проверочные работы за полугодие и выпускная квалификационная (пробная) производственная работа. Анализ своего опыта и изучение опыта работы других колледж позволило мне выявить круг вопросов, которые необходимо контролировать в течение всего учебного года. К ним относятся следующие:
состояние учебных мастерских и материально-техническое обеспечение производственного обучения;
создание безопасных условий труда, благоприятных санитарно-гигиенических и эстетических условий, организация режима труда и отдыха учащихся;
планирование и нормирование производственного обучения и производственной деятельности учащихся;
организация, содержание и методика проведения вводных, текущих и заключительных инструктажей;
качество обучения и система работы отдельных мастеров;
выполнение учебных планов и программ;
качество профессиональных знаний, умений и навыков учащихся и качество выполненных ими работ;
выполнение графика проверочных работ;
осуществление связи производственного обучения с теоретическим;
наличие и использование на уроках технических средств обучения;
отражение достижений современной техники, технологии и научной организации труда на уроках производственного обучения;
обучение учащихся приемам и методам труда передовиков и новаторов производства;
обучение учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля, воспитание профессиональной самостоятельности;
анализ проверочных работ;
состояние планирующей и учетно-отчетной документации по производственному обучению;
успеваемость учащихся и посещаемость занятий; организация занятий с учащимися, имеющими пропуски;
организация практики на предприятиях;
подготовка к выпускным квалификационным экзаменам;
воспитание учащихся в процессе производственного обучения;
Контроль состояния учебных мастерских, материально-технического оснащения, создания безопасных условий труда, планирования и нормирования производственного обучения мы начинаем еще в конце предыдущего учебного года, то есть в мае – июне. Под моим руководством в мастерских проводится ремонт помещений, совершенствуется материально-техническая база, разрабатываются и корректируются учебные планы, тематические планы и программы производственного обучения, составляются перечни учебно-производственных работ. Все это отражается в карте контроля подготовки учебных мастерских к новому учебному году. Важнейшими объектами контроля производственного обучения следует считать выполнение учебных планов и программ, качество обучения и качество профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, состояние практики на участках предприятий, ведение учетно-отчетной документации, состояние комплексного педагогического обеспечения профессий. При контроле выполнения учебных планов и программ я проверяю последовательность прохождения учебных тем, соответствие выполняемых работ установленному перечню, выполнение учащимися проверочных работ, предусмотренных графиком, целесообразность использования времени на каждую тему программы, отработку учебного материала с учащимися, имеющими пропуски занятий. Применяемые в колледже формы контроля выполнения учебных планов и программ различны: посещение уроков производственного обучения и занятий во время практики на базовом предприятии, проверка журналов производственного обучения, дневников учета выполнения учебно-производственных работ, отчетов мастеров. О выполнении учебных планов и программ мастера отчитываются на производственных совещаниях, совещаниях при директоре, при старшем мастере. В том случае, если обнаруживаются расхождения с учебной программой,
я ,как старший мастер, провожу собеседование с мастерами, выясняю причины этих расхождений и принимаю меры по их устранению.
Проверка качества обучения и качества знаний, умений и навыков учащихся во внутриколледжном контроле – самое важное. На эти проверки я затрачиваю около 80% всего времени, отводимого на контроль учебно-воспитательного процесса. О качестве работы мастеров можно судить, не только посещая уроки, изучая планы уроков производственного обучения. При посещении урока проверяющий отмечает степень реализации мастером принципов производственного обучения и современных требований к уроку, его содержанию, организации и методике проведения; насколько выполнены задачи урока; соответствуют ли методы и приемы работы мастера целям урока; достигнуто ли единство обучения, воспитания и развития учащихся и т.п. Однако каким бы опытным ни был проверяющий, разовое посещение урока не дает ему полной информации о качестве работы мастера – необходимо посетить и проанализировать несколько уроков этого мастера, чтобы изучить систему его работы; определить его педагогический уровень, подготовленность к занятиям, материально– техническое оснащение уроков производственного обучения, содержание и методику проведения вводных, текущих и заключительных инструктажей, систему проверки и оценки знаний, умений и навыков, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы, организацию рабочих мест мастера и учащихся, общий порядок и психологический климат на уроках. При посещении уроков производственного обучения я пользуюсь «Картой анализа причин типичных недостатков при проведении урока производственного обучения».
Качество профессиональных знаний учащихся характеризуется полнотой и научностью знаний, сознательностью их усвоения, системностью и прочностью. Показателями сформированных умений и навыков служат точность и скорость выполнения действия, стойкость (способность сохранять необходимый темп и ритм), гибкость (способность рационально действовать в различных производственных ситуациях). Контроль системы знаний и умений требует от меня большой подготовительной работы. Прежде всего, я должен четко определить цель проверки, затем выделить те понятия системы знаний, а также умения и навыки, которые соответствуют цели проверки. Следующая ступень – определение видов учебной деятельности и видов учебно- производственных работ. При проверке качества профессиональных знаний, умений и навыков учащихся на уроке производственного обучения путем наблюдений, опроса учащихся, бесед с ними, анализа их работ необходимо определить уровень сформированности ЗУН у учащихся. Как известно, в дидактике выделяются такие уровни: восприятие, осмысление и запоминание учебного материала, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в новой ситуации (перенос навыка). Поэтому качество профессиональных знаний, умений и навыков будущих рабочих мы прослеживаем и по результатам проверочных и квалификационных (пробных) производственных работ. Анализируя их, выявляем соответствие содержания работ и их сложности требованиям учебной программы и уровню квалификации, качество знаний, умений и навыков, состояние успеваемости учащихся, процент выполнения нормы времени, причины отставания отдельных учащихся. Анализ учебно-производственных и проверочных работ дает наиболее объективную картину качества профессиональной подготовки будущих рабочих . Для улучшения контроля и подведения итогов работы мастеров п/о за месяц я пользуюсь «Картой контроля работы мастеров производственного обучения за месяц» . Контроль хода выполнения программ и количества проведенных уроков производственного обучения в соответствии с графиком отражается в месячных отчетах мастеров и классных руководителей учебных групп. При проверке отчетов проверяется также ведение журнала производственного обучения. При этом контролируется выдача часов по программе в соответствии с перечнем учебно-производственных работ и учебного плана.
Учебное вождение тракторов и автомобилей планируется проводить с учащимися с третьей недели сентября. Я совместно с мастерами п/о и инструкторами по вождению составляю графики чередования учащихся групп при выполнении заданий по вождению в трех экземплярах. Один график находится у инструктора, другой – у меня, третий вывешивается на доске графиков в комнате мастеров. Контроль выполнения выданных часов вождения отражается в графике выполнения заданий по вождению .
Организация проведения производственной практики начинается сразу во 2-м полугодии. Совместно с мастерами п/о мы делаем предварительную разбивку учащихся по предприятиям и хозяйствам. Далее с руководителями каждого предприятия и хозяйства обговариваем условия прохождения и программу практики, численный состав учащихся, согласовываем тематический плана предприятия, заключаем договоры с предприятием. На основании договоренности мастера п/о готовим документацию и подписываем документы вместе с руководителями предприятий и хозяйств, что отражается в «Карте контроля готовности учебной группы к прохождению производственной практики» . Контроль прохождения производственной практики осуществляется в зависимости от наличия средств и техники, графика поездок по маршрутам района . При проверке анализируется соответствие работ тематическим планам, порядок заполнения дневников производственной практики, условия проживания и работы учащихся. Замечания и предложения записываются в дневник учащихся.