ТЕСТЫ, ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
ТЕСТЫ, ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
На современном этапе развития образования возрастает роль получения объективной информации об уровне знаний, умений и навыков обучаемых. Эта информация необходима преподавателю для оценки достижений учащихся, а также для проектирования и самооценки педагогической деятельности. С внедрением стандартов начального профессионального образования, где четко сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, более остро встал вопрос об объективности контроля. Тесты являются средством объективного контроля знаний учащихся, в то время как традиционные формы контроля знаний допускают необъективность оценки, ее зависимость от личности контролирующего, не обладают достаточной точностью и надежностью измерений. Тестовый контроль имеет определенное место в системе контроля знаний и выполняет свои дидактические функции, вписываясь в существующую в учебном заведении практику обучения, стимулируя ее совершенствование через систему оперативной обратной связи.
В настоящее время в практике профессионального образования сложилась ситуация, когда, с одной стороны, нет тестов по предметам общетехнического и профессионального циклов, разработанных централизованно. С другой стороны, в условиях внедрения образовательных стандартов есть необходимость в разработке тестов достижений по любому предмету при доработке учебных программ к требованиям стандарта. Кроме того, тесты получили широкое применение и в ходе повседневной учебной работы как средство обучения и объективного контроля. Поэтому разработка тестов, и с этим уже невозможно спорить, становится компонентом деятельности педагога.
Данное учебное пособие содержит необходимую информацию и методические рекомендации по разработке тестов по предметам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТЕСТЫ, ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.»
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития образования возрастает роль получения объективной информации об уровне знаний, умений и навыков обучаемых. Эта информация необходима преподавателю для оценки достижений учащихся, а также для проектирования и самооценки педагогической деятельности. С внедрением стандартов начального профессионального образования, где четко сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, более остро встал вопрос об объективности контроля. Тесты являются средством объективного контроля знаний учащихся, в то время как традиционные формы контроля знаний допускают необъективность оценки, ее зависимость от личности контролирующего, не обладают достаточной точностью и надежностью измерений. Тестовый контроль имеет определенное место в системе контроля знаний и выполняет свои дидактические функции, вписываясь в существующую в учебном заведении практику обучения, стимулируя ее совершенствование через систему оперативной обратной связи.
В настоящее время в практике профессионального образования сложилась ситуация, когда, с одной стороны, нет тестов по предметам общетехнического и профессионального циклов, разработанных централизованно. С другой стороны, в условиях внедрения образовательных стандартов есть необходимость в разработке тестов достижений по любому предмету при доработке учебных программ к требованиям стандарта. Кроме того, тесты получили широкое применение и в ходе повседневной учебной работы как средство обучения и объективного контроля. Поэтому разработка тестов, и с этим уже невозможно спорить, становится компонентом деятельности педагога.
Данное учебное пособие содержит необходимую информацию и методические рекомендации по разработке тестов по предметам.
ТЕСТЫ, ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Тест – это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированное™ знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов. Тест состоит из задания и эталона ответа, который представляет собой правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности. Тестами, выявляющими уровень усвоения знаний, являются тесты достижений, иначе педагогические тесты или тесты успешности усвоения. Измерение уровня достижений учащихся на различных этапах обучения с помощью тестов позволяет определить степень эффективности применяемых педагогических технологий, уровень профессиональной или любой другой подготовки.
Тесты достижений как инструмент оценивания, имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты - более качественный и объективный способ оценивания и, во-вторых, что более важно и принципиально, - показатели тестов ориентированы на выявление уровня сформированности знаний и умений, а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки с помощью коэффициента усвоения позволяет измерить уровень сформированности знаний и умений, а также соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом, и по отдельным его разделам со средним уровнем в классе.
Наряду с тестами достижений преподавателям специальных и общетехнических дисциплин приходится разрабатывать тесты, выявляющие минимальный уровень знаний в соответствии с требованиями стандарта по профессии для аттестации учебного заведения. Необходимо помнить, что минимум знаний в соответствии с требованиями стандарта должны усвоить все учащиеся. Поэтому задания для такого теста составляются достаточно лёгкими в соответствии с требованиями минимально представленных знаний, а оценивается такой тест по принципу «зачёт - незачёт».
Таким образом, определив, для какого вида контроля разрабатывается тест, можно определить примерно его объём, проверяемый уровень усвоения знаний, сложность включённых в тест заданий.
Задания открытого типа проверяют весьма узкий круг вопросов, связанных с репродуктивным воспроизведением учащимися формул, правил, алгоритмов, определений, что предполагает проверку минимума знаний в соответствии со стандартом по профессии.
В тестах, проверяющих знания учащихся в соответствии с требованиями стандартов, не включаются в один тест задания закрытого и открытого типа, что характеризует задания первого и второго уровня усвоения.
В профессиональной деятельности важен контроль не только знаний, но и умений эти знания применять. Поэтому при составлении заданий и первого и второго уровня усвоения необходимо учитывать цели обучения по каждому учебному элементу согласно таксономии целей Б. Блума. Согласно таксономии этапы формирования знаний следующие:
знание (представление, воспроизведение),
понимание,
применение,
анализ,
синтез,
оценка.
Поэтому при составлении тестовых заданий необходимо учитывать эту закономерность. Для контроля одного и того же учебного элемента можно составить разные тестовые задания, которые будут отражать этапы формирования знаний. Предъявляемые в ходе обучения контрольные задания могут не совпадать с заданиями итогового теста.
Работа с заданиями после составления.
После того, как задания будут подготовлены, следует проверить их объективность и корректность формулировки. Задание можно считать корректно сформулированным, если мнение ряда экспертов (преподавателей по аналогичной дисциплине) об их назначении, о правильности формулировки и пригодности вариантов ответов совпадают между собой. Экспертам предлагается по трех или пятибалльной шкале оценить задачи с точки зрения соответствия:
целям тестирования (отвечает - частично отвечает — не отвечает);
однозначности формулировки (однозначна - не совсем однозначна -неоднозначна);
пригодности вариантов ответов (подходят — частично подходят не подходят).
Если хотя бы треть экспертов оценивают задачу как частично соответствующую или не соответствующую тесту ее исключают. Если процент такой оценки ниже, то задача пересматривается и корректируется.
зависимость результата от памяти или других индивидуальных способностей испытуемого, а не от уровня развития тех умений и навыков, для оценки которых разрабатывается тест;
абсурдность, нереальность вариантов ответов;
появление двух или более вариантов правильных ответов не оговоренное в условии.
Только после учета всех указанных условий созданная задача может быть включена в тест.
Место задания в, тесте определяется его трудностью. Трудность может быть субъективной и объективной.
Субъективная трудность задачи связанна с индивидуально-психологическим барьером. В психологии величина этого барьера определяется различными факторами в том числе:
условиями решения задач (времени, отведенным на решение, понятностью инструкции и т.п.);
уровнем формирования необходимых для решения знаний, умений и навыков;
состоянием испытуемого.
В большинстве случаев тесты достижений учитывают только правильность решения задач и меньше внимания уделяют решения, характеру затруднений, энергетическим затратам испытуемого. В связи с этим определяется объективная (статистическая) трудность задач, которая рассчитывается после проведения тестовой процедуры, когда подсчитывается индекс трудности заданий. Если задание решает большинство испытуемых, то ее, как легкую, помещают в начале, в том случае, когда с заданием справляется незначительный процент испытуемых, то ее, как трудную, помешают в конце теста.
СОСТАВЛЕНИЕ ЭТАЛОНА
Эталон представляет собой последовательное полное и правильное описание выполнения задания, в котором выделены существенные операции. Под операцией теста принимают единичное действие. Существенными являются только операции, отражающие усвоение учащимися знаний, умений и навыков по тем учебным элементам, которые в данном учебном предмете являются целью обучения.
Эталон составляется на отдельном бланке. Ответы тестов первого уровня удобнее записывать в столбик, точно также как и требовать от учеников запись ответов при тестировании. На одном бланке записывают эталоны всех (или нескольких) вариантов тестов по данной теме. Эталон теста первого уровня усвоения представляет собой сочетание цифр и букв - номера заданий и варианты ответов к этим заданиям. В эталоне теста второго уровня усвоения против номера задания будут располагаться те записи (формулы, пропущенные буквы или цифры, формулировки, дополнения и др.), которые учащийся должен дописать самостоятельно. При составлении эталона теста второго уровня усвоения, особенно для заданий со свободными ответами или заданий на дополнение, нужно иметь в виду, что некоторые термины имеют одно и то же значение. В этом случае в эталоне записываются оба термина (один из них в скобках).
На бланке эталона преподаватель может сразу указать оценку выполнения теста.
АНАЛИЗ ТЕСТА
После проведения тестовой процедуры ответы учащихся анализируются с помощью матрицы, которая заполняется по бланкам ответов учащихся. При её заполнении учитывается выполнение каждого задания каждым учащимся, выполнявшим тест. В таблицу ставится знак (+), если учащийся справился с заданием в полном объёме. Если не выполнена хотя бы одна существенная операция задания, то оно считается не выполненным и в таблицу ставится знак (-). Таким образом заполняется вся таблица. Нужно заметить, что для получения достоверных результатов при определении трудности вопросов необходимо, чтобы список составил не менее 30 человек. В список могут быть включены результаты тестирования учащихся нескольких групп, даже из разных учебных заведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка тестов достижений в учебных заведениях профессионального образования на данном этапе внедрения стандартов является необходимостью. Отсутствие измерителей уровня знаний и умений учащихся в конечном результате приводит к снижению качества подготовки будущих работников. Разработанные в соответствии с целями обучения тесты позволят своевременно, в полном объёме оценивать результаты обучения. К сожалению, не накоплено ещё достаточно материала, чтобы рекомендовать единые тесты для контроля знаний и умений учащихся в соответствии с требованиями стандартов по профессиям для проведения единого тестирования и установления статистических норм и требований к подготовке выпускников учебных заведений профессионального образования. И мы допускаем, что на данном этапе работы по созданию тестов контроля достижений учащихся в профессиональной подготовке, будут прослеживаться некоторые недостатки (отклонение в установлении сложности заданий, недостаточность глубины контроля, неточности формулировок и др.). Однако опыт приобретается в процессе деятельности.