kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕСТЫ, ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития образования возрастает роль получения объективной информации об уровне знаний, умений и навыков обучаемых. Эта информация необходима преподавателю для оценки достижений учащихся, а также для проектирования и самооценки педагогической деятельности. С внедрением стандартов начального профессионального образования, где четко сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, более остро встал вопрос об объективности контроля. Тесты яв­ляются средством объективного контроля знаний учащихся, в то время как традиционные формы контроля знаний допускают необъективность оценки, ее зависимость от личности контролирующего, не обладают достаточной точностью и надежностью измерений. Тестовый контроль имеет опре­деленное место в системе контроля знаний и выполняет свои дидактические функции, вписываясь в существующую в учебном заведении практику обучения, стимулируя ее совершенствование через систему оперативной обратной связи.

В настоящее время в практике профессионального образования сло­жилась ситуация, когда, с одной стороны, нет тестов по предметам обще­технического и профессионального циклов, разработанных централизованно. С другой стороны, в условиях внедрения образовательных стандартов есть необходимость в разработке тестов достижений по любому предмету при доработке учебных программ к требованиям стандарта. Кроме того, тесты получили широкое применение и в ходе повседневной учебной работы как средство обучения и объективного контроля. Поэтому разработка тестов, и с этим уже невозможно спорить, становится компонентом деятельности педагога.

Данное учебное пособие содержит необходимую информацию и ме­тодические рекомендации по разработке тестов по предметам.

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТЫ, ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.»

ВВЕДЕНИЕ


На современном этапе развития образования возрастает роль получения объективной информации об уровне знаний, умений и навыков обучаемых. Эта информация необходима преподавателю для оценки достижений учащихся, а также для проектирования и самооценки педагогической деятельности. С внедрением стандартов начального профессионального образования, где четко сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, более остро встал вопрос об объективности контроля. Тесты яв­ляются средством объективного контроля знаний учащихся, в то время как традиционные формы контроля знаний допускают необъективность оценки, ее зависимость от личности контролирующего, не обладают достаточной точностью и надежностью измерений. Тестовый контроль имеет опре­деленное место в системе контроля знаний и выполняет свои дидактические функции, вписываясь в существующую в учебном заведении практику обучения, стимулируя ее совершенствование через систему оперативной обратной связи.

В настоящее время в практике профессионального образования сло­жилась ситуация, когда, с одной стороны, нет тестов по предметам обще­технического и профессионального циклов, разработанных централизованно. С другой стороны, в условиях внедрения образовательных стандартов есть необходимость в разработке тестов достижений по любому предмету при доработке учебных программ к требованиям стандарта. Кроме того, тесты получили широкое применение и в ходе повседневной учебной работы как средство обучения и объективного контроля. Поэтому разработка тестов, и с этим уже невозможно спорить, становится компонентом деятельности педагога.

Данное учебное пособие содержит необходимую информацию и ме­тодические рекомендации по разработке тестов по предметам.

ТЕСТЫ, ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.


Тест – это испытание обучаемого с целью выявления уровня сфор­мированное™ знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов. Тест состоит из задания и эталона ответа, который представляет собой правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности. Тестами, выявляющими уровень усвоения знаний, являются тесты достижений, иначе педагогические тесты или тесты успешности усвоения. Измерение уровня достижений учащихся на различных этапах обучения с помощью тестов позволяет определить степень эффективности применяемых педагогических технологий, уровень профессиональной или любой другой подготовки.

Тесты достижений как инструмент оценивания, имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты - более качественный и объективный способ оценивания и, во-вторых, что более важно и принци­пиально, - показатели тестов ориентированы на выявление уровня сформированности знаний и умений, а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки с помощью коэффициента усвоения позволяет измерить уровень сформированности знаний и умений, а также соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом, и по отдельным его разделам со средним уровнем в классе.

Наряду с тестами достижений преподавателям специальных и обще­технических дисциплин приходится разрабатывать тесты, выявляющие минимальный уровень знаний в соответствии с требованиями стандарта по профессии для аттестации учебного заведения. Необходимо помнить, что минимум знаний в соответствии с требованиями стандарта должны усвоить все учащиеся. Поэтому задания для такого теста составляются достаточно лёгкими в соответствии с требованиями минимально представленных знаний, а оценивается такой тест по принципу «зачёт - незачёт».

Таким образом, определив, для какого вида контроля разрабатывается тест, можно определить примерно его объём, проверяемый уровень усвоения знаний, сложность включённых в тест заданий.

Задания открытого типа проверяют весьма узкий круг вопросов, связанных с репродуктивным воспроизведением учащимися формул, правил, алгоритмов, определений, что предполагает проверку минимума знаний в соответствии со стандартом по профессии.

В тестах, проверяющих знания учащихся в соответствии с требованиями стандартов, не включаются в один тест задания закрытого и открытого типа, что характеризует задания первого и второго уровня усвоения.

В профессиональной деятельности важен контроль не только знаний, но и умений эти знания применять. Поэтому при составлении заданий и первого и второго уровня усвоения необходимо учитывать цели обучения по каждому учебному элементу согласно таксономии целей Б. Блума. Согласно таксономии этапы формирования знаний следующие:

  • знание (представление, воспроизведение),

  • понимание,

  • применение,

  • анализ,

  • синтез,

  • оценка.

Поэтому при составлении тестовых заданий необходимо учитывать эту закономерность. Для контроля одного и того же учебного элемента можно составить разные тестовые задания, которые будут отражать этапы формирования знаний. Предъявляемые в ходе обучения контрольные зада­ния могут не совпадать с заданиями итогового теста.

Работа с заданиями после составления.

После того, как задания будут подготовлены, следует проверить их объективность и корректность формулировки. Задание можно считать кор­ректно сформулированным, если мнение ряда экспертов (преподавателей по аналогичной дисциплине) об их назначении, о правильности формулировки и пригодности вариантов ответов совпадают между собой. Экспертам предлагается по трех или пятибалльной шкале оценить задачи с точки зрения соответствия:

  • целям тестирования (отвечает - частично отвечает — не отвечает);

  • однозначности формулировки (однозначна - не совсем однозначна -неоднозначна);

  • пригодности вариантов ответов (подходят — частично подходят не подходят).

Если хотя бы треть экспертов оценивают задачу как частично соот­ветствующую или не соответствующую тесту ее исключают. Если процент такой оценки ниже, то задача пересматривается и корректируется.

Типичными недостатками задач, оказавшихся непригодными, являются:

  1. излишняя сложность, запутанность формулировки;

  2. неоднозначность условия;

  3. очевидность решения;

  4. зависимость результата от памяти или других индивидуальных
    способностей испытуемого, а не от уровня развития тех умений и
    навыков, для оценки которых разрабатывается тест;

  5. абсурдность, нереальность вариантов ответов;

  6. появление двух или более вариантов правильных ответов не оговоренное в условии.

Только после учета всех указанных условий созданная задача может быть включена в тест.

Место задания в, тесте определяется его трудностью. Трудность может быть субъективной и объективной.

Субъективная трудность задачи связанна с индивидуально-психоло­гическим барьером. В психологии величина этого барьера определяется различными факторами в том числе:

  • условиями решения задач (времени, отведенным на решение, понятностью инструкции и т.п.);

  • уровнем формирования необходимых для решения знаний, умений
    и навыков;

  • состоянием испытуемого.

В большинстве случаев тесты достижений учитывают только правильность решения задач и меньше внимания уделяют решения, характеру затрудне­ний, энергетическим затратам испытуемого. В связи с этим определяется объективная (статистическая) трудность задач, которая рассчитывается после проведения тестовой процедуры, когда подсчитывается индекс трудности заданий. Если задание решает большинство испытуемых, то ее, как легкую, помещают в начале, в том случае, когда с заданием справляется незначительный процент испытуемых, то ее, как трудную, помешают в конце теста.


СОСТАВЛЕНИЕ ЭТАЛОНА


Эталон представляет собой последовательное полное и правильное описание выполнения задания, в котором выделены существенные опера­ции. Под операцией теста принимают единичное действие. Существенны­ми являются только операции, отражающие усвоение учащимися знаний, умений и навыков по тем учебным элементам, которые в данном учебном предмете являются целью обучения.

Эталон составляется на отдельном бланке. Ответы тестов первого уровня удобнее записывать в столбик, точно также как и требовать от уче­ников запись ответов при тестировании. На одном бланке записывают эта­лоны всех (или нескольких) вариантов тестов по данной теме. Эталон теста первого уровня усвоения представляет собой сочетание цифр и букв - но­мера заданий и варианты ответов к этим заданиям. В эталоне теста второго уровня усвоения против номера задания будут располагаться те записи (формулы, пропущенные буквы или цифры, формулировки, дополнения и др.), которые учащийся должен дописать самостоятельно. При составлении эталона теста второго уровня усвоения, особенно для заданий со свобод­ными ответами или заданий на дополнение, нужно иметь в виду, что неко­торые термины имеют одно и то же значение. В этом случае в эталоне за­писываются оба термина (один из них в скобках).

На бланке эталона преподаватель может сразу указать оценку вы­полнения теста.


АНАЛИЗ ТЕСТА


После проведения тестовой процедуры ответы учащихся анализируются с помощью матрицы, которая заполняется по бланкам ответов учащихся. При её заполнении учитывается выполнение каждого задания каждым учащимся, выполнявшим тест. В таблицу ставится знак (+), если учащийся справился с заданием в полном объёме. Если не выполнена хотя бы одна существенная операция задания, то оно считается не выполненным и в таблицу ставится знак (-). Таким образом заполняется вся таблица. Нужно заметить, что для получения достоверных результатов при определении трудности вопросов необходимо, чтобы список составил не менее 30 человек. В список могут быть включены результаты тестирования учащихся нескольких групп, даже из разных учебных заведений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Разработка тестов достижений в учебных заведениях профессионального образования на данном этапе внедрения стандартов является не­обходимостью. Отсутствие измерителей уровня знаний и умений учащихся в конечном результате приводит к снижению качества подготовки будущих работников. Разработанные в соответствии с целями обучения тесты позволят своевременно, в полном объёме оценивать результаты обучения. К сожалению, не накоплено ещё достаточно материала, чтобы рекомендовать единые тесты для контроля знаний и умений учащихся в соответствии с требованиями стандартов по профессиям для проведения единого тести­рования и установления статистических норм и требований к подготовке выпускников учебных заведений профессионального образования. И мы допускаем, что на данном этапе работы по созданию тестов контроля дос­тижений учащихся в профессиональной подготовке, будут прослеживаться некоторые недостатки (отклонение в установлении сложности заданий, не­достаточность глубины контроля, неточности формулировок и др.). Однако опыт приобретается в процессе деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ТЕСТЫ, ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Автор: Стрелков Виктор Викторович

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Строение вещества. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням"
    ["seo_title"] => string(92) "stroieniievieshchiestvaraspriedielieniieeliektronovpoenierghietichieskimurovniamipodurovniam"
    ["file_id"] => string(6) "318621"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460626744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ (Тест)"
    ["seo_title"] => string(54) "itogovyi_kontrol_po_russkomu_iazyku_vo_2_klassie_tiest"
    ["file_id"] => string(6) "366702"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1481056968"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Использование электронных тестов для мониторинговых исследований соответствия предметных умений обучающихся на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(147) "ispol-zovaniie-eliektronnykh-tiestov-dlia-monitoringhovykh-issliedovanii-sootvietstviia-priedmietnykh-umienii-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "106382"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403003622"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Использование компьютерных тестовых программ в учебном процессе. "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-komp-iutiernykh-tiestovykh-proghramm-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "174173"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424097556"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Через тесты к знаниям "
    ["seo_title"] => string(26) "chieriez-tiesty-k-znaniiam"
    ["file_id"] => string(6) "105942"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402926725"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства