В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.
В целом в работе над творческим проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.
Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Кроме этого, групповая работа: - даёт возможность учащимся объединиться по интересам; - обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; - воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; - предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения; - является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности; - позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Как учитель технологии, я занимаюсь с мальчиками выпиливанием художественных изделий из фанеры. Совместно с учениками мной разработано и изготовлено много различных изделий из древесины. Проекты выполнены по принципу усложнения от простого варианта к более сложному варианту. Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей.
На уроках технологии можно не только учить ребят способам обработки древесины и металла, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.
Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом.
Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.
Чтобы быстрее помочь ученикам в работе над проектом я составила инструкционную карту, с помощью которой ребята разрабатывают мини-проект, где дается краткое описание этой работы.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Роль учителя, в проектной деятельности учащихся, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к не формированию навыков проектной деятельности, а к организации простой самостоятельной работы над проектом. Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался «банк проектов».
Банк проектов (тематика проектов) Образцы выполнения проектов, включая изготовленные школьниками изделия. Памятка учащемуся (анализ этапов проектирования) Оформление проектного дневника (пояснительной записки) Алгоритм самоанализа проектной деятельности Виды презентации проекта План выступления на защите проекта Критерии оценки проекта
Все это облегчает работу над проектом. И позволяет не только сформировать навыки изготовления изделия, но и способствует воспитанию интереса к предмету, творческого отношения к работе, формированию информационной компетентности. Учащихся 7-8 классов ориентирую на выполнение в основном художественно-конструкторских проектов. Для успешности реализации проектов использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра, проблемные вопросы. Необходимо грамотно согласовать содержание проектной работы с интересами школьников, тогда и они будут стремиться к познанию данной профессиональной сферы деятельности.
В процессе обучения, накапливая практический опыт, дети учатся от простых изделий постепенно переходить к более сложным.
Творчество - процесс сугубо индивидуальный, одни находят свое, новое быстро, а другие долго остаются исполнителями и лишь после 1 – 2 лет работы на уроках технологии задумываются о своем вкладе в обновление изделия.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.
Мой опыт показывает, что работа над творческими проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление. У учащихся развиваются умения работать с информацией, они учатся формулировать проблемы, находить пути их решения и тем самым готовят себя к более сложным проектам.
Вывод: Проект – это результат скоординированных совместных действий учителя и учащихся.
Список используемой литературы:
1.Гуревич М. «Работать становится интереснее и учителю, и ученику» //Учитель. 2002, №1. с. 44-46. 2.Похомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.