kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о развитии способностей обучающихся в предметной области "технология"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии"»

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии

С.В. Ковальчук

учитель технологии, г. Невинномысск, «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней школы № 16 города Невинномысска»

Аннотация: Статья посвящена предметной области «технология», средствам развития творческих способностей обучающихся на уроках, средствам социализации обучающихся: умениям, которые развиваются на уроке технологии и позволяют обучающимся использовать эти умения и навыки в жизни. «Проектная деятельность» помогают вести исследовательскую работу, и эти знания применять в других предметных областях.

Ключевые слова: «технология», социализация, творческие способности, «проектная деятельность», научно-исследовательские проекты.

Аnnotation: the Article is devoted to the subject area "technology", means of development of creative abilities of students in the classroom, means of socialization of students: skills that develop in the classroom technology and allow students to use these skills in life. "Project activities" help to conduct research, and this knowledge is applied to other subject areas.

Keywords: "technology", socialization, creativity, "project activity", research projects.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который должен и будет учиться всю жизнь. Так как технологи развиваются с ускоренными темпами и их освоение требует от современного человека постоянного овладения этими технологиями и как следствие - повышения квалификации. Поэтому целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Социализация обучающихся сегодня в приоритете. Предмет технология решает эту задачу. На уроках обучающиеся приобретают жизненно необходимые навыки, пробуют себя в различных профессиях, так как они проходят: электричество, деревообработку и металлообработку. На таких уроках формируются интересы, способности и возможности обучающихся. Обучающимся легче определиться с выбором профессии, так как они уже могут почувствовать интерес к определенному виду деятельности. Но, как правило, творческие способности - проявляются в любой профессии, если обучающийся выбрал тот вид деятельности, который ему по душе. У ребят появляется мотивация, они решают сложные проблемы с помощью оригинальных решений. Таким обучающимся проще развиваться в профессиональной деятельности после окончания школы. У них сформирован мотивационный потенциал, развиты творческие способности, они верят в свои возможности.

Каждый человек имеет определенные способности, в какой либо области деятельности. У него есть определенные умения и навыки, которые начинают развивать со школьной скамьи. Современное школьное образование создает возможности для развития способностей в различных областях, где обучающийся может попробовать на практике свои умения, отработать навыки и определиться какая область деятельности ему нравиться. В этом большое значение и место занимает педагог. Педагог должен знать потенциальные возможности обучающегося, прогнозировать его результат, вести его к успеху. А для этого немаловажное значение имеет комфортная среда, в которой обучающийся развивается. Создание образовательной среды, комфортного психологического климаты в коллективе – главная задача педагога.

Необходимыми условия считаю:

  • наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

  • создание у детей чувства внешней безопасности, когда они знают, что их творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

  • психологические условия, у обучающегося формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Предмет «Технология» уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации. Цель уроках технологии – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала.

Наиболее оптимальными, для реализации познавательной активности обучающихся на уроке и умение работать «сообща», являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.

На каждом уроке для учащихся необходимо создавать условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью.
На уроках технологии, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (выжигатели, сверлильные станки ит.д.). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности проходит во время всего периода обучения. Знания и опыт полученный на уроках «технологии» ценен тем, что он неотъемлемо связан с жизнью. Для юношей умение сделать и прикрепить полку, собрать электро – переноску, врезать дверной замок - навык необходимый в жизни. А сделать изделие из металла или дерева - это процесс, который позволяет развивать творческое воображение, желание получить качественное изделие и довести дело до конца.

Познавательные способности обучающихся на уроках развиваются с помощью ИКТ – различные видеоряды и презентации о том: «Как это устроено?», видов древесины, металлов и т.д. Таким образом, происходит обогащение их социального опыта: создаются своего рода зона ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. В ходе просмотра видеороликов обучающиеся узнают много новых слов и понятий из области «технологии», а в последующем эти слова активно используются при прохождении учебного материала.

Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют проводимые в школе «Неделя технологии», праздники труда, выставки работ учащихся, конкурсы лучшего по профессии, конкурсы и викторины.

Развитию положительных качеств на уроке технологии уделяется большое внимание. В ходе урока формируются деловые качества, так как основное время отводится практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте, украшении школы, развивает у обучающихся бережное отношение к школьному имуществу. В такой деятельности обучающиеся накапливают определенный запас знаний, умений и навыков, опыт общения со сверстниками и взрослыми.

На уроках технологии я широко использую метод создания проектов. Именно такая форма работы позволяет обучающимся осваивать и перерабатывать нужную информацию, они ищут различные способы для решения конкретной проблемы, выбирать самостоятельно тему в соответствии со своими интересами, способностями и возможностями. Это позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс, отработать определенные навыки: организовать себя, желание довести дело до конечного результата, получить качественное изделие.

Обучающиеся увлеченные каким-либо творчеством изучают технологии, выходящие за рамки учебной программы. Если им что-то не понятно, они обращаются к учителю и вместе мы работаем над этим проектом. Например: обучающийся нашел работу в интернете по изготовлению изделий из бумаги «пепакура» и «паперкрафт», увлекся этим творчеством. Затем, вместе мы решили изучить новую технологию, работа с2х фазной эпоксидной смолой. Обработали изделие этой смолой по определенной технологии и получили изделие, и представили эту технологию на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии, где стали соответственно победителями и призерами.

У нас в школе ведет работу школьное научное общество «Эврика». Это позволяет обучающимся расширить свою исследовательскую деятельность, развить способности в проектной деятельности. Обучающиеся школы проводят научно - исследовательские работы в предметной области «технология». Они не раз становились победителями и призерами городской научно – практической конференции школьников.

Творческие проекты, которые обучающиеся создают на уроках и для участия в предметных олимпиадах, позволяют им в совершенстве владеть проектным методом. Обучающиеся легко могут создавать проекты и на других предметах. Очень помогает это умение обучающимся после окончания школы, при обучении в ВУЗах и колледжах.

Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, творческого потенциала физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. Вопросы психологии.

  2. Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с. 28-33

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1991. – 90с.

  4. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.: Мир, 1992. - 435-442с.

  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: «Питер», 2000.

  6. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 375с Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981.

  7. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.

  8. Круглова Н. В. Творческая личность в фокусе науки. - "ТРИЗ", 1991.

  9. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 11 класса – М.: Вентана-Графф, 2012г.

  10. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996г.

  11. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии"

Автор: Ковальчук Сергей Васильевич

Дата: 01.04.2023

Номер свидетельства: 628835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Развитие творческих способностей на уроках технологии методом проектной деятельности"
    ["seo_title"] => string(98) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_na_urokakh_tiekhnologhii_mietodom_proiektnoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "344418"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474219031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(80) "vyiavlenie_i_razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_obuchaiushchikhsia_na_urokakh_te"
    ["file_id"] => string(6) "624498"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1675126890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Проектная технология как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии(из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(80) "proektnaia_tekhnologiia_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_obuchai"
    ["file_id"] => string(6) "558987"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1601628314"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "120563"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413735785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) ""Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования современных, инновационных технологий""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_obuchaiushchikhsia_posredstvom_ispolzovaniia_"
    ["file_id"] => string(6) "569152"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1609446564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства