kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная технология как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии(из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о методе проектов как средстве развития творческих способностей обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная технология как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии(из опыта работы)»


Проектная технология как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии(из опыта работы)

Современное образование должно готовить обучающихся к быстро изменяющимся условиям жизни, полноценной самореализации в будущей учебной и трудовой деятельности. Важным условием этого является овладение умением самостоятельно, творчески подходить к любому заданию, умение аналитически работать с различного рода информацией. Более того, темпы технологического и научно-технического прогресса ныне таковы, что многие знания устаревают уже в течение 3-5 лет, и не учитывать этого в системе образования недопустимо. Новые знания должны поступать непосредственно в процессе обучения. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей обучающегося, возможностях его саморазвития, формировании системного мышления, готовности к инновационной и профессиональной деятельности. Изменяется сегодня и сама роль учителя в процессе обучения. Он все в большей мере становится организатором познавательной деятельности обучающихся, способным помочь им сортировать потоки информации, быть в ней гидом и одновременно помощником в освоении навыков работы с информационными технологиями, а не транслятором готовых знаний.

Одним из основных условий в достижении поставленной цели считаю использование проектной технологии. Её я использую в своей педагогической практике уже на протяжении многих лет и считаю, что именно данная технология побуждает учащихся проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями. В процессе работы над проектом ученики синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, т.е. проходят весь цикл работы от зарождения идеи до получения результата.

Основными задачами учебного проектирования считаю:

  • Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, умений и навыков, сколько научить приобретать их самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

  • Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах по интересам, обеспечивая разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитания обязательности выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощи, тщательности и добросовестности в выполнении работы, равноправия и свободы в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательности при всех обстоятельствах.

  • Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

  • Значимость для развития ребенка умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.


В процессе проектной деятельности существенно изменяется роль учителя. Я, как учитель, определил для себя следующие функции:

  • помощь ученикам в поиске источников или ресурсов, необходимых для выполнения проекта;

  • необходимость быть источником информации для обучающихся;

  • координация процесса работы над проектом;

  • поддержка и поощрение обучающихся;

  • поддержание непрерывной обратной связи при выполнении работы над проектом.

Уверен, что необходимо постепенное включение обучающихся в проектную

деятельность.

В 5 классе рационально выполнять несложный и интересный для обучающихся фронтальный проект «Динамическая игрушка «Гимнаст», давая детям возможность самим придумывать и воплощать в материале свои фантазии. При такой организации можно спланировать ход занятий, рассчитать количество инструментов и приспособлений, а также время выполнения той или иной операции. В то же время творческая инициатива проявляется за счет внесения каждым обучающимся своих изменений в конструкцию или оформление изделия.

В 6 и 7 классе мальчикам предлагается свободный выбор тем проекта и предусмотрена большая самостоятельность в их выполнении.

Опыт работы позволил мне сделать вывод о том, что в проектной деятельности могут участвовать обучающиеся с разным уровнем подготовленности, сформированности навыков. Необходимым условием в данной ситуации является высокая мотивация.

Для облегчения работы мальчиков по оформлению пояснительной записки при работе над проектом, я подготовил для них её электронный «шаблон», который они успешно используют. В нём подробно расписано всё, что необходимо для её оформления.

На подготовительном этапе разработки проекта предлагаю обучающимся познакомиться с видами проектов и выбрать для себя подходящий:

Информационные проекты.

Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком - то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

  • Цель проекта

  • Его актуальность

  • Методы получения информации (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование и т. д.). Обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

  • Результат (статья, реферат, доклад, видеофильм)

  • Презентация


Практико - ориентированные проекты.

Самый распространенный и наиболее целесообразный тип проекта в образовательной области технологии, т.к. проект по технологии обычно состоит из двух частей:

1. Практической - конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т. д.

2. Теоретической - пояснительная записка.

Для таких проектов характерно:

  • С самого начала четко обозначенный результат деятельности его участников, обязательно ориентированный на социальные интересы самих участников.

  • Хорошо продуманная структура, даже сценарий всей деятельности его участников с определением функций каждого, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Одним из основных требований к проекту считаю его практическую направленность и социальную значимость. В практике работы ориентирую мальчиков на выполнение как индивидуальных, так и групповых и коллективных проектов.

Организовываю работу над краткосрочными проектами для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы, проектами средней продолжительности - от недели до месяца (при изучении темы: «Выпиливание лобзиком»), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев) – при проектировании и изготовлении более сложных изделий.

Применение ИКТ на уроке рассматривается мною и как источник дополнительной информации по предмету, и как способ повышения интереса к предмету и преподавателю, и как способ самоорганизации учебного труда и самообразования, и как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя, а также как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Для достижения своей цели на уроках использую все группы традиционных средств обучения.

  • Натуральные объекты: коллекции пород древесины, оборудование (сверлильный и лобзиковый станки), приспособления и т.д.

  • Изображения и отображения натуральных объектов: модели, муляжи, рисунки, картины, фотоматериалы, видео- и звукозаписи, диафильмы.

  • Описание предметов и явлений условными средствами: текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, учебные книги, технологические и инструкционные карты.

  • Технические средства обучения: диапроектор, компьютер с большим монитором.

Многолетний опыт показывает, что использование наглядного и дидактического материала вызывает у обучающихся интерес, усиливает внимание, облегчает усвоение и запоминание материала. Эта одна из ступенек к выполнению «золотого правила» Каменского о «единстве словесных, наглядных и практических методов обучения».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кустов Евгений Александрович

Дата: 02.10.2020

Номер свидетельства: 558987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства