Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе
Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе
В работе рассказвыается о проектировании конкретных учебных ситуаций связанных с формированием универсальных учебных действий на уроках технологии. В начале дается теоретическое описание понятий представленных в теме работы, далее определяются особенности их практической раелизации в МБОУ СОШ № 24 г.Краснодара.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе»
Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе
Афиногенов О.С. Учитель технологии МБОУ СОШ № 24. г.Краснодар
Проектирование в средней школе является необходимым условием развития учащихся. Благодаря ему педагог выстраивает систему своих действий направленную на развитие личности учащихся, их воспитание. Проектирование позволяет сделать урок необычным и интересным.
Согласно В.П.Беспалько проектирование тесно связанно с конструированием сложных объектов. Его составной частью выступает педагогическое проектирование [1]. Оно выступает как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, иногда и родителей (подход Л.Д.Столяренко) [2].
С проектированием непосредственно связаны конкретные учебные ситуации.
Ведущие теории, рассматривают конкретные учебные ситуации как:
1. Совокупность условий, складывающихся при выполнении действий, связанных с усвоением знаний, умений и навыков (В.С. Безрукова, В.И. Загвязинский, В.А. Бухбиндер и др).
2. Педагогические методы инициации смыслообразования в учебном процессе (Н.В. Бордовская, Р.М. Грановская, В.А. Сластенин, И.А.Рудакова и др.).
Мы будем понимать их как метод, с помощью которого педагог организует учебный процесс.
Основными компонентами процесса проектирования конкретных учебных ситуаций выступают гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты. Е.В. Писарев замечает, что итогом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры [3, с.235].
Процесс проектирования конкретных учебных ситуаций направлен на формирование универсальных учебных действий учащихся.
УУД выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня. Видами универсальных учебных действий являются личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
При проектировании конкретных учебных ситуаций, связанных с развитием УУД учащихся следует уделить особое внимание таким моментам как подготовленность сознания учащегося к восприятию нового материала, действия учителя по передаче этого материала (содержание обучения, настрой учителя на урок), и наличию технических средств, позволяющих более ярко и точно передать данный материал, а также осуществить возможность общения между участниками педагогического процесса.
Проектирование конкретных учебных ситуаций на уроках технологии в МБОУ СОШ № 24 г.Краснодара в 5 – 8 классах проводится с учетом следующей схемы:
1.Организационный этап. Его цель ориентировка в теме предстоящего урока, поиск способов создания эмоционального настроя, мотивации, актуализации знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?);
2.Работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы детей в начале урока. Сюда входит организация творческого урока, состоящего из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает организацию работу учащихся с учебником по изучаемой теме, где учитель выступает в роли тьютора. Большей частью она направлена на развитие познавательных УУД. Практическая часть способствует развитию регулятивных (работа непосредственно с инструментом определенным в теме урока), коммуникативных (работа в командах) и личностных (осмысление учащимся для себя изучаемой темы своей роли в процессе обучения) универсальных учебных действий.
3.Обобщение и рефлексия. Учитываются задачи, проблемы, которые были поставлены на 1-ом этапе проектирования, выясняется на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, дети смогут ответить, а какие могут остаться без ответа. Поиск ответов на них ставиться в основу мотивации для домашнего задания: познакомиться с материалом параграфа (организовать самостоятельный информационный поиск, с привлечением других средств) и поискать ответы на нерешенные вопросы или доработать на домашнем материале слабо усвоенный материал (действия с ним).
На этом этапе также подбирается диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровня усвоения знаний.
При этом строго следует учитывать, что в процессе обучения учащиеся могут уставать. В связи с этим для них организуются физкультминутки включающие упражнения для рук, для туловища, для глаз.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем подвести следующие итоги:
1.Педагогическое проектирование является основным условием организации урока;
2.Педагогическое проектирование направлено на организацию конкретных учебных ситуаций (а) намеренно создаваемые и стихийно возникшие в общении; б) стандартные и поисковые; в) управляемые и неуправляемые; г) проблемные; д) по степени активности: учащийся-учащийся, учитель-учащийся) и формирование универсальных учебных действий;
3.Проведение уроков Технологии в МБОУ СОШ № 24 проводится по схеме с учетом следующих параметров: организационный этап, работа с информацией, обобщение и рефлексия.