kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта актуальна и интересна.Изделие  получилось экологически чистым. Материалы, используемые при изготовлении шкатулки, не наносят вреда здоровью и не загрязняют окружающую среду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках технологии»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 117





Творческий проект

«Резная шкатулка»

по технологии


Автор проекта: Белицких Семен, 9 б класс

Руководитель проекта: Сибогатулин Р.Г.,

учитель технологии высшей

квалификационной категории


г. Снежинск – 2016


Содержание

I. Подготовительный этап……………………………………………………..3

Обоснование выбора темы проекта……………………………………3

Цель, задачи проекта…………………………………………………..4

Схема обдумывания…………………………………………………….4

Исследования по проблеме проекта……………………………...……5

Банк идей ………………………………………………………………..8

Параметры и ограничения………………………………………………9

II. Технологический этап………………………………………………….......10

Материалы, инструменты, приспособления, станки………………….10

Техника безопасной работы…………………………………………….12

Технология изготовления резной шкатулки…………………..............13

Экономическое обоснование…………………………….……………..15

Экологическое обоснование……………………………………………15

III. Заключительный этап…………………………………………………......16

Анализ результата работы над проектом………………………………16

Реклама…………………………………………………………………...17

Список литературы и интернет - ресурсы .……………………………………18

Приложение

Рецензия руководителя проекта










I. Подготовительный этап

Обоснование выбора темы

Испокон века славилась земля русская умельцами и мастерами, из ничего чудеса творить умели: «Смотришь и диву даёшься!». Редко в каком музее не увидишь деревянные изделия, украшенные резьбой. Не одно десятилетие мастера русские делали резные изделия, придерживаясь мудрости народной:

«Жизнь без труда – воровство,

Жизнь без искусства – варварство»

На уроках технологии и занятиях дополнительного образования я приобрел опыт работы резьбы по дереву в технике «Геометрическая резьба», выполняя различные изделия (разделочная доска, салфетница, полочка, фоторамка и другие). Мне давно хотелось сделать по-настоящему сложное и красивое резное изделие. После недолгих раздумий я решил, что смогу сделать шкатулку с более сложным орнаментом рисунка.

Эффектная резная шкатулка может быть украшением интерьера комнаты и отличным эксклюзивным подарком на день рождение или на любой другой праздник. Красивые изделия, украшенные геометрической резьбой, создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук. Шкатулка более сложная в изготовлении требует больших знаний, умений, точно­сти, аккуратности, а также дает больше возможно­сти проявить свои творческие способности.

Передо мной обозначилась проблема данной работы: «А и вправду ли не перевёлся на Руси мастеровой люд? А и вправду ли красоту сам творить каждый умеет?».

И я решил: «Если другие могут, то и мне по силам!»



Цель проекта:

Изготовление шкатулки в технике «Геометрическая резьба» из натурального дерева.


Задачи проекта:

  1. Познакомиться с историей и современностью художественной обработки дерева на Южном Урале

  2. Исследовать и проанализировать образы и мотивы мастеров по художественной обработке дерева

  3. Пополнить багаж знаний по использованию дерева в прикладном творчестве

  4. Изготовить шкатулку из натурального дерева с геометрической резьбой


Схема обдумывания

Перед тем, как начать изготовление шкатулки, я выбрал основные направления своей работы.















Исследования по проблеме проекта

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место на Урале занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов. Высокая техника этого ремесла привлекала внимание русских и зарубежных исследователей еще в 17 и 18 вв. В предметах художественной обработки дерева, с одной стороны, проявились огромные запасы таланта, с другой — они представляют собой продукты упорного и кропотливого труда, где получили широкий простор богатая человеческая фантазия и изобретательность.

Народными художественными ремёслами Южного Урала являются: уральская домовая резьба, камнерезное искусство, чугунное литьё, гончарство и глиняная игрушка, каслинское литьё, златоустовская гравюра, художественная обработка меди, пуховый платок, художественная обработка дерева.

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Дерево обладает бактерицидными свойствами: хлеб, который хранится в деревянной хлебнице, сохраняется гораздо лучше, чем в хлебнице, изготовленной из другого материала

Много в природе деревьев – лекарей. Одним, из таких деревьев является липа. Целебными свойствами липы обладают кора, почки, листья, цветы.


Как здесь свежо под липой густою

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

Афанасий Фет

ЛЕС – ЛИПНЯК

Если в солнечный летний день войти в лес-липняк, то сразу почувствуешь, как легко становится дышать, какой здесь чистый воздух. Цветущая липа пахнет медом. Липовый нектар богат различными полезными для организма веществами. В нем много витаминов, минеральных солей, органических кислот. У многих народов липа почиталась как символ доброты и щедрости. В устном народном творчестве липа и дуб часто противопоставляются друг другу, и возможно, одна из причин этого – мягкость липовой древесины и твердость дубовой. «Девки липовые, а парни дубовые», – говорится в русской поговорке.

Липа – одно из тех деревьев, части которых, так или иначе, используются человеком. Во многих местах свежие ветки с листьями шли на корм домашним животным. Опавшие осенью листья липы работники леса называют лесным удобрением. Когда-то липа обувала почти всю Русь. Для русского человека плетеная лыковая обувь была традиционна. Давно прошло время лыковой обуви, и теперь только в сувенирной лавке можно купить маленькие лапотки-сувениры.

Древесина липы обладает невысокими физико-механическими свойствами; она мягкая, легкая, однородного строения, хорошо режется, мало трескается и мало коробится. Вследствие малой формоизменяемости и легкости обработки древесина липы применяется для изготовления чертежных досок, моделей в литейном деле, деревянной посуды, карандашей, игрушек и резных изделий. Липа – экологически чистый природный материал. Декоративные изделия из липы, выполненные руками умельцев, наполняют жилище теплом, уютом и особой аурой.

Резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов декоративно - прикладного искусства, доступного широким массам. Мастера - резчики создают замечательные узоры и рисунки на дереве, а также изготовляют художественно оформленные изделия, украшающие наш быт.

Резьба по дереву развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.

Художественные узоры в изготовляемых предметах могут отражать

художественный вкус, национальную особенность и тематическую

направленность. В работах с резьбой по дереву всегда нужно стремиться к тому, чтобы назначение изготовляемой вещи и ее орнамент (узор) были согласованы и составляли как бы одно целое с содержанием.

Шкатулки являются предметом домашнего обихода, и появились они в незапамятные времена. Предназначение может быть разным. Людям они служат для хранения различных мелких предметов. В шкатулках держали деньги, ценные бумаги, письма, фотографии, амулеты. В красивых шкатулках лежали когда-то дуэльные пистолеты. Но наибольшим спросом шкатулки пользовались у женщин, в них они хранили свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные принадлежности.

На Руси очень ценились работники, которые могли делать вещи из дерева и украшать их резьбой. Существуют различные виды резьбы по дереву: рельефная резьба, плоскорельефная, объёмная, а также плосковыемочная и прорезная резьба. Одной из наиболее доступных видов резьбы по простоте и технологичности - геометрическая резьба. В литературе встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др. По своей сути геометрическая резьба - это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки. Осо­бенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется - трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров.

В итоге я определил для себя не только объект труда, но и вид резьбы, выбрал мате­риал и конструкцию шкатулки. Выполняя эскизы шкатул­ки, я учитывал, что она должна быть красивой, удобной в пользовании и посильной в изготовлении.

Банк идей (анализ возможных идей)

Прежде чем приступить к изготовлению изделия я изучил несколько вариантов шкатулок, просмотрев имеющиеся в школьной мастерской, журналах «Резчикам по дереву» и на некоторых сайтах Интернета. Мои поиски привели к знакомству со следующими вариантами, детали которых изготавливаются из фанеры или доски с применением выпиливания и резьбы.

Первый вариант. «Шкатулка»

Данная конструкция шкатулки интересна. Ее детали выпиливаются из фанеры с помощью лобзика. Но я хочу

декорировать шкатулку резьбой.

Второй вариант. «Шкатулка для ниток»

Шкатулка круглой формы вытачивается на станке. Конструкция шкатулки надежна, но сложна в изготовлении.

Третий вариант. «Шкатулка»

Третья шкатулка, украшенная геометрической резьбой, проста по конструкции, но привлекательна эффектным орнаментом.

Все варианты конструкций шкатулки очень интересные. Окончательный выбор я сделал на третьем варианте, так как, на мой взгляд, эта конструкция отвечает

всем необходимым для проектного изделия требованиям.

Параметры и ограничения

Объединив, все достоинства и исключив предполагаемые недостатки представленных идей, я выявил параметры и ограничения:

  • изделие должно быть доступным и оригинальным в реализации идеи проекта;

  • изделие должно быть аккуратно выполненным и красивым;

  • изделие должно быть экономичным и экологически чистым;

  • изделие должно быть практичным и функциональным.

  1. Технологический этап

Для изготовления шкатулки я подобрал материалы, приспособления, инструменты и оборудование.

Инструменты

Линейка

Угольник

Циркуль, карандаш

Резец

Лобзик

Приспособление

Шлифовальный брусок


Шлифовальный круг







Оборудование

Станок «Рейсмус»

Токарно - винторезный станок

1А 616


Сверлильный станок








Материалы

Доска липы


Фанера

Ткань

Клей ПВА

Лак бесцветный, антисептический без запаха «Poli-R»

Техника безопасной работы

3.3. Правила безопасности во время работы

При работе на токарно-виторезном станке

1. Плавно подводить резец к обрабатываемой детали, не допускать увеличение сечение стружки.

2. Не наклонять голову близко к патрону, вращающейся детали или режущему инструменту.

3. Не измерять обрабатываемую деталь, не смазывать, не чистить и не убирать стружку до полной остановке станка.

4. Не облокачиваться и не опираться на станок, не класть на него инструмент или заготовки.

5. Не останавливать станок путем торможения патрона рукой.

6. Не поддерживать и не ловить рукой отрезаемую деталь.

7. Не оставлять работающий станок без присмотра.

При работе на сверлильном станке

1. Перед сверлением металла накернить центры отверстий, а деревянные заготовки в центре отверстий наколоть шилом.

2. Сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков, только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость вращения.

3. Не наклонять голову близко к вращающемуся шпинделю станка и сверлу.

4. Не класть посторонний предмет на станину станка.

5. Не тормозить руками патрон станка или сверло.

6. Особое внимание и осторожность проявлять в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшить подачу.

7. Не оставлять работающий станок без присмотра.

При работе резцом

  1. Хранить резец в чехле.

  2. Не работать тупым и неисправным резцом.

  3. Не   держать резец лезвием вверх.

  4. При работе подкладывать дощечку, чтобы не повредить поверхность стола.

  5. Использовать резец только по назначению.

Технология изготовления резной шкатулки

Соблюдая правила техники безопасной работы, приступил к изготовлению шкатулки.

Изготовление шкатулки


1. Прострогать липовую доску на рейсмусе толщиной 6мм



2. Разметить и выпилить лобзиком детали шкатулки



3. Перенести с эскиза орнамент геометрической резьбы на детали шкатулки


4. Выполнить геометрическую резьбу на боковых деталях шкатулки





5. Выполнить окончательную отделку боковых деталей шкатулки на шлифовальном круге






  1. Склеить боковые детали под прямым углом









7. Разметить и выпилить дно шкатулки из фанеры


8. Соединить дно шкатулки с ее корпусом


9. Выполнить геометрическую резьбу на деталях крышки шкатулки и выпилить их по контуру


10. Обработать детали крышки на шлифовальном круге


11. Разметить и выпилить нижнюю деталь крышки


12. Склеить детали крышки


13. Выполнить подгонку крышки и корпуса шкатулки


Изготовление ручки для крышки

1. Изготовить цилиндрическую деталь диаметром 18 мм и выполнить торцевание

2. Выполнить сферу и отметить длину детали отрезным резцом 22 мм

3. Выполнить углубление отрезным резцом на детали диаметром до 8 мм

4. Выполнить усеченный конус ручки и зачистить деталь


5. Выполнить углубление в центре крышки диаметром 8 мм

6. Приклеить ручку к крышке шкатулки



7. Выполнить окончательную подгонку и отделку изделия


8. Покрыть лаком

Отделка внутренней части шкатулки тканью

1. Раскроить ткань по заданным размерам

2. Обклеить дно, боковые стенки и крышку тканью


Экономическое обоснование

Материал

Количество

Цена

Стоимость

Фанера

0,3 кв.м

-

Имелось в наличии

Древесина (доска)

0,5 м

-

Имелось в наличии

Клей ПВА

90 гр

-

Имелось в наличии

Лак

100 -150гр

-

Имелось в наличии

Ткань

лоскут

-

Имелось в наличии

Итого

Без материальных затрат


Резная шкатулка ручной работы в магазине стоит от 1000 рублей.

Себестоимость изделия: Изделие получилось без каких-либо материальных затрат!

4.2. Экологическое обоснование

Изделие получилось экологически чистым. Материалы, используемые при изготовлении шкатулки, не наносят вреда здоровью и не загрязняют окружающую среду.

Преимущества натурального дерева: никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией.

Преимущества лака: устойчив к воздействию внешней среды; имеет превосходную износостойкость; без запаха. Лак отмечен знаком «Голубой ангел», не опасен для людей, животных и растений.

Преимущества клея ПВА: при высыхании – прозрачный; высокая прочность склеивания; не имеет запаха.

Контроль качества.

Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

    1. Выбранный материал соответствует назначению изделия.

    2. Соблюдено единство композиционного решения орнамен­та и формы изделия.

    3. Шкатулка выполнена аккуратно, в соответствии с техно­логией изготовления.

    4. Имеет надежную конструкцию и практичность.


  1. Заключительный этап

Анализ результата работы над проектом

Добился ли я ожидаемого результата? Шкатулка готова. Я своими руками выполнил качественное и красивое изделие, которое изначально запланировал. Используя знания и умения, полученные на уроках технологии и занятиях дополнительного образования, изучив литературу, я изготовил шкатулку. Подсчитав себестоимость, я понял, как же это выгодно творить своими руками. Главное верить в себя, в то, что обязательно все получится. Ведь творчество начинается с желания что-либо сделать своими руками. Кто становится на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

Моя шкатулка соответствует предъявляемым требованиям:

  • доступна и оригинальна в реализации идеи проекта;

  • красивая, современная, аккуратно выполненная и практичная;

  • экономичная и экологически чистая.

  • практичная и функциональная.

Анализируя результаты своей работы, я с полной уверенностью могу сказать, что данный проект удался. Тема проекта актуальна и представляет практический интерес.

Моя проектная работа «Резная шкатулка» понравилась одноклассникам, учителям и родителям.

Реклама

Вот вам из дерева шкатулка,

Из Снежинска привезена,

Резьбой украшена она.

В нее сложить вы сможете:

Серёжки, бусы, украшенья!

И это будет мудрое решенье!


Роскошная шкатулка станет украшением вашего интерьера или эксклюзивным подарком.






















Список литературы

  • В.М. Чупахин «22 урока геометрической резьбы по дереву». 2004г.

С.В.Дементьев Резьба по дереву. М., 2000 г.

  • В. И. Рыженко "Работы по дереву. От резьбы до паркета: Практическое руководство" РИПОЛ КЛАССИК; ЛАДА, 2004 год

  • Колесов В. В. Народно - художественные промыслы России- М., Россия, 2002.

  • Костомаров Н. И. «Русско - народное творчество». М.:Изд.КУПС, 2004.

  • Декоративно-прикладное искусство: учебно-справочное пособие / сост. Ртищева Н.Л. – Уфа: Вагант, 2011. – 244 с.

  • Костюченко О. В. «Виды резьбы по дереву». Изд.: ФТиП, 2000


Интернет-ресурсы:

http://www.bibliotekar.ru/

http://www.e-reading.by/

https://yandex.ru/

http://fictionbook.ru/

http://kon82.narod.ru/



18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках технологии

Автор: Сибогатулин Равиль Гаязович

Дата: 19.08.2018

Номер свидетельства: 476015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(143) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-iazyka-i-litieratury-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "229223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441645890"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Программа мастер-класса на тему " Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования УУД"."
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_mastier_klassa_na_tiemu_proiektno_issliedovatiel_skaia_dieiatiel_nost"
    ["file_id"] => string(6) "412200"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493370430"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Проектно- исследовательская деятельность" "
    ["seo_title"] => string(45) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "109139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404142338"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(110) "stat-ia-organizatsiia-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "110104"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405533229"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Из опыта организации коллективной проектной деятельности на уроках технологии в 8-х классах"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_organizatsii_kollektivnoi_proektnoi_deiatelnosti_na_urokakh_tekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "612344"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661805219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства