О РОЛИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
О РОЛИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В работе обобщается опыт внедрения в образовательный процесс новых форм и методовизобразительного и декоративно- прикладного творчества, основанных на народных традициях России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О РОЛИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Барменков С. И, учитель технологии
МБОУ «Ахматовская СОШ»,
с. Ахматово Алатырского района Чувашской Республики
О РОЛИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В работе обобщается опыт внедрения в образовательный процесс новых форм и методовизобразительного и декоративно- прикладного творчества, основанных на народных традициях России.
Сформировать социальную компетентность учащихся, развивать их творческий потенциал, я убежден, что могут только современные образовательные услуги. Однако, высокие образовательные результаты можно обеспечить только в сочетании классно-урочной организации учебно-воспитательного процесса и охвата учащихся дополнительным образованием в творческих кружках различного направления и в спортивных секциях. Примером подобного подхода является действующая в нашем образовательном учреждении «Школа молодого мастера».
С чего всё начиналось… Более десяти лет назад Правительство ЧР приняло «Республиканскую программу сохранения, развития и возрождения народных художественных промыслов и ремёсел в Чувашской Республике». Эта программа опирается на глубокие художественные традиции, связи поколений мастеров, времён и создана в соответствии с Федеральным законом «О народных художественных промыслах». Заказчиком этой программы выступило Министерство экономического развития и торговли ЧР. В целях её реализации, каждый год выявляются новые имена замечательных мастеров народных художественных промыслов из всех районов Чувашии, проводятся конкурсы, выставки, выпускаются книги и каталоги. На одну из таких выставок «Образование и карьера», которая проходила в МТВ – центре г. Чебоксары, Алатырский район направил художественные работы (резьба по дереву) учащихся нашей школы. На этой выставке школьная экспозиция была отмечена Дипломом III степени. В III Республиканском конкурсе мастеров народных художественных промыслов «Мастер – наследие народного искусства» школа получила Диплом победителя и денежный сертификат (1000 рублей). Основываясь на данные результаты, на базе нашей школы Торгово-промышленная палата ЧР организовала «Школу молодого мастера народных художественных промыслов» по курсам «Резьба по дереву» и «Роспись по дереву». В ней проходят обучение учащиеся 7 – 11 классов. 19 ребят получили «Свидетельство» о том, что прошли обучение в школе молодого мастера. Ребята делают удивительно красивые вещи. Они ежегодно выставляются на празднике песни и труда Алатырского р-на, постоянно экспонируются в Алатырском краеведческом музее, в магазине «Алатырские сувениры». Ни одно торжественное мероприятие в школе, в селе Ахматово не проходит без выставки работ учащихся «Школы молодого мастера». Многие родители также увлеклись резьбой по дереву или росписью и активно помогают своим детям.
На основе более двадцатилетнего опыта школьного учителя трудового обучения, ИЗО и технологии я могу сказать, что изучение народных промыслов России и Чувашии в образовательном процессе направлено на подготовку учащихся к полноценной жизни в современных условиях, на формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству.
При реализации программы учащиеся овладевают различными видами народных промыслов, если это роспись по дереву, то: золотая Хохлома или Городец, урало-сибирская или мезенская. Изделия резьбы по дереву выполняются с применением элементов: контурной, геометрической, Татьянки, скульптурной. Эти умения ценны сами по себе, однако значение их возрастает, когда они подкрепляются знаниями народных традиций и обычаев в украшении жилища, одежды, эстетической организации среды обитания. Ребята получают умение ценить, понимать и создавать прекрасное в жизни. Они заняты делом, получают знания, навыки работы с различными материалами и инструментами.
Педагогическими приоритетами российского учителя-наставника XXI века должны стать духовность, здоровье и творчество. Базовой закономерностью качественного образования должно быть обязательное изучения народных промыслов, традиций, обычаев на уроках и во внеурочной деятельности.
Учителю всегда нужно помнить о том, что ребёнок развивается, осваивает мир в целостном восприятии, только через действие, через интересное занятие.
Ребенок успешен в учении, когда ему хорошо и когда его поддерживают и вдохновляют.
Литература
1. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984 г.
2. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М.; 1974 г
3. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. – М.; 1987 г.
4. Мастера Палеха. – М., 1988 г.
5. Народные художественные промыслы. – М., 1983 г.