«Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на уроках технологии в свете новых подходов в преподавании и обучении»
«Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на уроках технологии в свете новых подходов в преподавании и обучении»
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с разработкой новых подходов в преподавании и обучении. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для современной школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на уроках технологии в свете новых подходов в преподавании и обучении»»
«Степногорск қаласының білім бөлімі»
мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение
«Отдел образования города Степногорска»
«Л.Н. Толстой атындағы № 4 гимназия-мектебі»
мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение
«Школа-гимназия № 4 имени Л.Н. Толстого»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Формирование и развитие
ключевых компетенций учащихся
на уроках технологии в свете новых подходов в преподавании и обучении»
Учитель технологии
Шевелев М.С.
Формирование и развитие
ключевых компетенций учащихся на уроках технологии в свете новых подходов в преподавании и обучении
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с разработкой новых подходов в преподавании и обучении. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для современной школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям.В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции.
Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":
знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;
навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне. Общим для навыков является их конкретность;
способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;
стереотипы поведения означают видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи;
усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является одной из центральных для обновленного образования.
Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки:
- Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.
Ключевые компетентности применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье и др.
Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.
Существует множество различных классификаций компетентностей:
Социальная;
Поликультурная;
Коммуникативная;
Информационная;
Саморазвития и самообразования;
Продуктивной творческой деятельности.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.
Потенциал продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.
Выделяют основные задачи:
создание условий для развития и самореализации учеников;
усвоение продуктивных знаний, умений;
развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить следующие правила:
Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодня активный ученик – завтра активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”Понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что главное умение – это умение используемое на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи предлагайте решать несколькими способами, давайте творческие задания.
Чаще показывайте ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения используйте дифференцированный подход, объединяйте в группы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Применяйте ИКТ.
Поощряйте исследовательскую работу учеников.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание пригодится в жизни.
Эти полезные правила-советы –только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение важнейшей цели – формирования и развития личности.
Абсолютно очевидно, что применением отдельного метода обучения или реализацией определенной технологии полной мерой охватить формирование всех групп компетентностей невозможно.
В образовательной области «Технология» следует определить необходимое число реальных изучаемых и формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций. Образовательные компетенции ученика дадут возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Важнейшей задачей является создание системы формирования положительной мотивации обучения на уроках и во внеклассной работе по технологии. Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живут и развиваются учащиеся.