kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на уроках технологии в свете новых подходов в преподавании и обучении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с разработкой новых подходов в преподавании и обучении. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для современной школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач.

Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на уроках технологии в свете новых подходов в преподавании и обучении»»

«Степногорск қаласының білім бөлімі»

мемлекеттік мекемесі

Государственное учреждение

«Отдел образования города Степногорска»


«Л.Н. Толстой атындағы № 4 гимназия-мектебі»

мемлекеттік мекемесі

Государственное учреждение

«Школа-гимназия № 4 имени Л.Н. Толстого»




ДОКЛАД НА ТЕМУ:


«Формирование и развитие

ключевых компетенций учащихся

на уроках технологии в свете новых подходов в преподавании и обучении»










Учитель технологии

Шевелев М.С.












Формирование и развитие

ключевых компетенций учащихся на уроках технологии в свете новых подходов в преподавании и обучении

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с разработкой новых подходов в преподавании и обучении. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для современной школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач.

Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции.

Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;

  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне. Общим для навыков является их конкретность;

  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;

  • стереотипы поведения означают видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи;

  • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является одной из центральных для обновленного образования.

Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки: 

- Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях. 

  • Ключевые компетентности применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье и др. 

  • Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. 

  • Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.  

Существует множество различных классификаций компетентностей:

  • Социальная;

  • Поликультурная;

  • Коммуникативная;

  • Информационная;

  • Саморазвития и самообразования;

  • Продуктивной творческой деятельности.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

  • создание условий для развития и самореализации учеников;

  • усвоение продуктивных знаний, умений;

  • развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить следующие правила:

  • Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодня активный ученик – завтра активный член общества.

  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”Понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

  • Помните, что главное умение – это умение используемое на практике.

  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи предлагайте решать несколькими способами, давайте творческие задания.

  • Чаще показывайте ученикам перспективы иx обучения.

  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

  • В процессе обучения используйте дифференцированный подход, объединяйте в группы учеников с одинаковым уровнем знаний.

  • Учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

  • Применяйте ИКТ.

  • Поощряйте исследовательскую работу учеников.

  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание пригодится в жизни.

Эти полезные правила-советы –только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение важнейшей цели – формирования и развития личности.

Абсолютно очевидно, что применением отдельного метода обучения или реализацией определенной технологии полной мерой охватить формирование всех групп компетентностей невозможно.


В образовательной области «Технология» следует определить необходимое число реальных изучаемых и формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций. Образовательные компетенции ученика дадут возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Важнейшей задачей является создание системы формирования положительной мотивации обучения на уроках и во внеклассной работе по технологии. Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живут и развиваются учащиеся.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шевелев Михаил Сергеевич

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства