Просмотр содержимого документа
«Этапы трудового обучения в школе глухих.»
Этапы трудового обучения в школе глухих
Трудовое обучение как учебный предмет в школе глухих охватывает все классы — с подготовительного по XII. В настоящее время оно осуществляется в три этапа. Первым этапом является предметно-практическое обучение (ППО) учащихся начальных классов. Этот этап наиболее существенно отличается от трудового обучения младших школьников во всех типах специальных учебных заведений и общеобразовательной школы.
Задачами предметно-практического обучения являются; развитие познавательных процессов глухих школьников; развитие словесной речи глухих детей по принципу коммуникации; формирование житейских понятий и представлений как базы для обучения общеобразовательным предметам; формирование трудовых умений и навыков (как чисто физических, так и интеллектуальных); воспитание положительных качеств личности.
Основное содержание предметно-практического обучения отражено в учебной программе. Виды практической деятельности чрезвычайно разнообразны: лепка, моделирование и конструирование, рисование, аппликация, работа с тканью, мозаикой, разными материалами.
Предметно-практическое обучение является прочной, основой для трудового политехнического обучения глухих школьников средних классов. На уроках ППО учащиеся знакомятся с разнообразными инструментами и материалами, овладевают отдельными трудовыми операциями, приемами планирования своей практической деятельности, усваивают основы культуры и труда и элементы техники безопасности. Наряду с общим развитием речи у детей накапливается словарь специальных и технических терминов. Важным является формирование умений работать индивидуально, парами, бригадами, коллективно, оказывая друг другу помощь, работать целенаправленно, аккуратно выполнять трудовые операции, создавать красивые изделия.
Основной формой организации предметно-практического обучения является урок, который имеет свою специфическую структуру. Его проводит учитель-сурдопедагог начальных классов непосредственно в классе или в специальном кабинете предметно-практического обучения.
Вторым этапом трудового обучения в школе глухих является .обучение учащихся V—VII классов. Учебная программа по трудовому обучению предусматривает дифференцированное обучение для мальчиков (технический труд) и для девочек (обслуживающий труд). Программа предусматривает изучение теоретического материала, технологии, развитие чертежно-графической грамотности, чтение технической и технологической документации.
На данном этапе трудового обучения наряду с общими задачами решаются и специальные. К ним относятся обучение школьников элементарным приемам обработки материалов, изучение элементов техники и технологии, ознакомление с элементами организации труда и основ производства.
Программа по техническому труду для мальчиков включает элементы машиноведения, элементы графической грамоты, технологию обработки древесины и древесных материалов, металлов и сплавов, электротехнические работы. Самым большим разделом является технология обработки материалов. При изучении каждой темы учащиеся получают определенные технические сведения и выполняют практические работы, в содержание которых входит изготовление деталей или соединение деталей в целом изделии разными способами.
Обслуживающий труд для девочек содержит технологию приготовления пищи и обработки тканей, а также электротехнические работы. Основным разделом является технология обработки тканей, куда включаются элементы материаловедения, моделирования и графической грамоты, изучение швейных машин и приемы работы на них, изготовление швейных изделий. На практических работах школьницы учатся пользоваться чертежами, инструмента. ми, читать и оформлять чертежи, разрабатывать модели, составлять эскиз изделия. Вначале учащиеся знакомятся с образцом изделия, последовательностью и ходом выполнения технологических операций, а затем составляют технологическую (инструкционную) карту. Большое внимание уделяется развитию измерительных навыков, графической грамоты, использованию расчетных формул в построении чертежей основы изделий. В процессе изучения материаловедения учащиеся получают сведения о различных видах волокон и тканей.
Основной организационной формой трудового обучения на втором этапе также является урок. Его проводит учитель труда. Уроки по трудовому обучению в V—VII классах проводятся в школьных учебных мастерских.
Сурдопедагог должен особое внимание уделять ознакомлению глухих школьников с инструкциями по технике безопасности, с требованиями трудовой и личной гигиены.
На каждом году трудового обучения организуются производственные экскурсии соответственно профилю трудовой подготовки для ознакомления с современным производством. По содержанию и учебно-воспитательным целям производственные экскурсии проводятся в связи с изучением отдельных объектов техники или технологических процессов. Комплексные экскурсии позволяют охватить более широкий круг вопросов, связанных с изучением целой темы или ряда тем учебной программы.
В конце каждого учебного года школьники выполняют комплексные работы путем изготовления несложных изделий. Основной задачей комплексных работ является закрепление полученных ранее учащимися знаний и практических умений.
Большое внимание в процессе трудового обучения глухих учащихся V—VII классов уделяется развитию их речи. Наряду с общим развитием речи по принципу коммуникации осуществляется обогащение словаря специальной терминологией. В программе по каждой теме определен словарь, который должен быть усвоен учащимися в процессе трудовой деятельности.
На третьем этапе трудового обучения глухих учащихся — в VIII—XII классах — осуществляется общетрудовая подготовка, предусматривающая овладение едиными для всех профилей знаниями, умениями и навыками по планированию, организации и самоконтролю своего труда; общетехническая подготовка, которая строится с учетом специфики избранного учащимся профиля подготовки; специальная профессиональная подготовка, целью которой является формирование у учащихся первоначальных умений и навыков труда по избранной специальности.
Обучение на этом этапе проводится, как правило, на базе учебно-производственных комбинатов, учебных цехов, участков промышленных предприятий и организаций Общества глухих, училищ профтехобразования и др.
Формы организации, трудового обучения глухих старшеклассников разнообразны. К ним относятся различные типы уроков, лабораторно-практические и практические занятия, учебно-производственные работы, экскурсии, производственная практика. Все они тесно взаимосвязаны и обусловлены содержанием обучения, составом учащихся и уровнем их подготовки, местом и временем проведения занятий, последовательностью видов трудовой деятельности учащихся, а также способом и мастерством руководства со стороны сурдопедагога.
В процессе трудового обучения сурдопедагоги широко используют фронтальную, звеньевую (бригадную), индивидуальную форму работы, работу парами и др.
Большой удельный вес в старших классах занимает общественно полезный, производительный труд, а также трудовая практика учащихся
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(283) "Формирование творческой активности при работе с древесиной и кожей на уроках трудового обучения с учащимися 5 – 11 классов в коррекционной школе I-II видов. "
["seo_title"] => string(175) "formirovaniie-tvorchieskoi-aktivnosti-pri-rabotie-s-drieviesinoi-i-kozhiei-na-urokakh-trudovogho-obuchieniia-s-uchashchimisia-5-11-klassov-v-korriektsionnoi-shkolie-i-ii-vidov"
["file_id"] => string(6) "130654"
["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415966026"
}
}