Просмотр содержимого документа
«Дидактические основы трудового обучениядетей с интеллектуальными нарушениями»
Дидактические основы трудового обучениядетей с интеллектуальными нарушениями
Дефектологическая наука выделяет два магистральных направления коррекции недостатков УО школьников в трудовом обучении.
Первое направление ориентировано на ослабление ядерного дефекта (органического поражения ЦНС).
Второе направление предполагает повышение уровня осознанной регуляции учебной деятельности.
Первое направление
Стимулирование активности учащихся: формирование потребности и мотивов учебной деятельности, создание положительного эмоционального фона учения.
Мотивы бывают: внешние и внутренние
Для развития ребенка наиболее важными являются внутренние мотивы, те которые побуждают его к разрешению противоречий учебной деятельности. Приемы создания проблемных ситуаций достаточно успешно применяются в обучении УО школьников .
Сила мотивов связана с эмоциями.
Наиболее благоприятное условие для развития учащихся – положительный эмоциональный тон.
Мотивирующим фактором труда служит- осознание значимостиизготовляемойпродукции.
Важным моментом формирования активности учащихся с УО является подведение промежуточных и окончательных итогов работы.
Самостоятельная работа учащихся - является необходимым компонентом организации и содержания трудового обучения в коррекционной школе.
Методы стимулирования учебной деятельности. Это методы формирования познавательных интересов и методы формирования чувства долга и ответственности в учении.
Результативным педагогическим приемом взаимодействия учителя и учеников является эмоциональность речи учителя.
Второенаправление
Повышение уровня осознанной регуляции
Важное место в коррекционной организации учебной деятельности занимает целеполагание. Достижение необходимой цели разбивается на этапы, т.е. осуществляется проектирование предстоящей деятельности.
Для эффективного формирования регуляторных действий проводятся специальные упражнения , в которых эти действия должны быть материализованы и вынесены наружу ( экстериоризованы ), т.е проговорены. В работе возможно использование опорных слов: сначала, затем, после этого, наконец, а также ролевых игр.
Главной опорой в усвоении учебного материала служат наглядные средства обучения.
Средства наглядности по назначению относятся к двум группам:
1.Используемые для формирования технических знаний;
2.Служащие для развития осознанной регуляции практических действий;
Формирование внутренних ориентиров невозможно без организации наблюдения за осуществлением «эталонной деятельности» .
Очень важно обеспечить вариативность в обучении . Суть вариативности заключается в варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных.
Практическая деятельность человека чаще всего регулируется планами . К разновидностям таких планов относятся алгоритмы действий .
В нашей школе наиболее эффективный способ обучения алгоритмам заключается в пооперационном их формировании.
Необходимым компонентом регулирования деятельности служит самоконтроль.
Самоконтроль осуществляется в течение всего периода деятельности, начиная с этапа ориентировки в задании, на фазе исполнения и на завершающем этапе.