Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.nУчебный творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Анализ существующего состояния. Начинается новый виток совершенствования изделия.
Конкурс проектов. Выбор лучшего.
Подготовка к организации проектной деятельности
При планировании на учебный год выделить тему (раздел) или несколько тем (разделов), по которым обучающиеся будут выполнять проекты;
Сформулировать не менее 15 тем проектов (различных по степени сложности, уровню креативности) на класс как индивидуальных, так и групповых.
Разработать небольшие методические рекомендации или инструкции по выполнению проекта, в которых указывается:
необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и критерии оценки результатов проектирования, алгоритм проектирования.
необходимая и дополнительная литература для самообразования,
требования педагога к качеству проекта,
формы и критерии оценки результатов проектирования,
алгоритм проектирования.
Запланировать проведение консультаций с целью коллективного рассмотрения проблем, возникающих у обучающихся в ходе проектирования.
Требования к выбранным учащимися проектам
Учет возможностей и интересов детей
Отражение в проекте изученных вопросов и практических работ
Творческая направленность
Политехничность
Соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям
Общественно-полезная и личностная значимость
Учет материально-технических ресурсов учебных мастерских
Учет интересов и возможностей учителя
Обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда
Отражение специфики региона и местных условий
Требования к пояснительной записке
Если проект выполняется с пояснительной запиской, то учитель выдает конкретное задание и по пояснительной записке.
Вариант 1.Изделие в технике «Макраме» (художественно-конструкторский проект)
1. История появления техники «Макраме».
2. Материалы и инструменты, применяемые в работе.
3. Экономическое обоснование проекта или возможные расчеты.
4. Используемая литература.
5. Приложения.
Вариант 2. Учебная модель заточного станка 332-А (конструкторско-технологический проект)
1. Выбор и обоснование проблемы.
2. Технологическая последовательность изготовления изделия.
3. Экономическое обоснование проекта.
4. Используемая литература.
5. Приложения.
Вариант 3. Народные промыслы региона
(исследовательский проект)
1. Объект исследования.
2. Цели и задачи исследования.
3. Полученные результаты.
4. Используемая литература.
Каждому учащемуся дается 5-7 минут для выступления, в котором излагаются:
Цели и задачи проекта.
Что было выполнено конкретно как по изделию, так и в пояснительной записке.
Что нового, интересного внесено лично учащимся в работу.
Как можно использовать выполненную работу.
Защита проводится перед специальной комиссией и всем классом. Все присутствующие могут задавать вопросы.
Пояснительная записка
Общее оформление – 1б.
Обоснование выбора темы проекта – 1 б.
Разработка опорной схемы размышления – 1б.
Анализ идей – 1б.
Описание окончательного варианта проекта – 1б.
Технология изготовления изделия – 2б.
Экономическая оценка – 1б.
Экологическая оценка – 1б.
Эстетическая оценка – 1б.
Оценка изделия
1. Оригинальность конструкции – 3б.
2. Качество изделия – 4б.
3. Практическая значимость – 3б.
Защита проекта
1. Формулировка проблемы – 2б.
2. Четкость, ясность и убедительность изложения – 2б.
3. Глубина знаний и эрудиция – 2б.
4. Время изложения – 2б.
5. Ответы на вопросы – 2б.
Формирование интереса учащихся к проектным заданиям
Объяснение сути проектного метода
Представление вариантов выполненных проектов
Представление перечня возможных тем проектов
Ознакомление с процедурой выполнения проекта
Ознакомление с процедурой оценивания проекта
Функции учителя при выполнении проекта учащимися
Помощь в подборе проектов
Наблюдение за ходом работы учащихся
Оказание помощи отдельным учащимся
Поддержание рабочей обстановки в классе
Оценка учебно-трудовой деятельности на каждом уроке
Нормирование труда школьников
Анализ и обобщение работы отдельных учащихся и группы в целом
Основная задача педагога в ходе проектирования – это обучение, оказание организационной и консультационной помощи и поддержки.
Проблемы, с которыми сталкиваются школьники
Где получить информацию о проектах
Как определить сферу деятельности
Как выбрать проект
Как выбрать модель, конструкцию изделия
Как разработать технологический процесс изготовления изделия
Как провести экономический расчет изделия
Как оформить отчет по проекту
Основные сведения о проектах
Банк проектов
Методика выполнения проектов (общий план проектировочной, конструкторской, технологической деятельности)
Сведения о выборе и обосновании проекта
Последовательность выполнения проекта
Образцы проектов
Методика расчета себестоимости различных изделий
Критерии оценки проектов
Рекомендуемая литература
Темы творческих проектов для учащихся 1-4 классов
Изделия из жести и проволоки
Изделия из глины, аппликации из соломы
Изделия из природных материалов
Альбомы с эскизами и изделия народных промыслов
Элементы оформления интерьера комнаты, рабочего места, уголка для игр и др.
Разработки по организации и проведению семейных праздников
Мягкие игрушки из ткани, меха
Наглядные пособия
Изделия из древесины
Темы творческих проектов для учащихся 5-7 классов
Разработка организации и проведения семейного праздника
Оформление комнаты цветами, составление букетов
Альбомы по истории народных промыслов в своей области с изготовлением и описанием изделий
Изделия в лоскутной пластике
Вышивка различных изделий, старинная вышивка
Сувениры, подарки к празднику
Изделия из древесины
Изделия из проволоки
Темы творческих проектов для учащихся 8 - 9 классов
Функционально-подобные модели (механические игрушки, роботы)
Цветомузыкальные системы для дискотеки
Разработка рекламного объявления или буклета, дизайн и упаковка продукции, создание фирменного знака, эскиза оформления витрины
Проектирование спортивной детской площадки
Художественная вышивка изделий бисером и блестками
Выполнение эскиза интерьера столовой, детской комнаты с образцами салфеток, занавесок, скатертей, выполненных в различных техниках.
Темы творческих проектов для учащихся 10-11 классов