Проект урока
Ф.И.О. преподавателя: Олюнин Владимир Алексеевич.
Название предмета: Основы строительного производства.
Тема: Строение дерева и древесины.
Тема урока: Строение дерева и древесины.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения учащимися теоретического материала по теме посредством использования на уроке дидактического материала, системы вопросов и заданий для обучающихся.
Цели по содержанию:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся представлений о строении дерева и древесины; главных разрезах ствола дерева.
Коррекционно-развивающая: корригировать развитие памяти через неоднократное повторение изучаемого материала.
Воспитательная – воспитание бережливости и экономии природных ресурсов;
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Форма урока: традиционный урок
Формы активизации познавательной деятельности: проблемные вопросы и задания, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического опыта, самостоятельная работа с учебником.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: компьютер, наглядные пособия.
Дидактический материал к уроку:
- Слайдовая презентация.
- Карточки-задания.
- Образцы спилов материалов.
- Учебник.
Время проведения: 45 минут.
Технологическая карта урока
Структура урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Методическое обеспечение
1.Оргмомент, 1 мин.
- Приветствие учащихся.
- Принятие рапорта дежурного.
- Проверка готовности рабочего места обучающихся.
Дежурный учащийся сдает рапорт.
2.Мотивация и целеполагание,
3 мин.
Ребята, вы уже в течение учебного года получаете профессию столяр. Какой основной материал использует столяр в своей работе?
Чтобы правильно изготовить изделие из древесины, нужно знать ее строение, свойства, пороки, основные породы древесины.
(Слайд № 1) Тема нашего урока «Строение дерева и древесины».
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Цели: (слайд № 2) Сегодня вы
1. Узнаете о строении дерева и древесины.
2. Познакомитесь с главными разрезами ствола дерева.
3. Научитесь пользоваться полученными знаниями на практике.
Ответ на вопрос: древесину.
Слушают тему урока, читают на слайде
Записывают в тетради
Читают цели урока на слайде
Слайд № 1
Тема и цели урока записаны на доске
Слайд № 2
3. Актуализация опорных знаний,
2 мин.
- Как вы считаете, опираясь на свой опыт, пиломатериалы какого качества легче обрабатываются?
Ответы детей: где меньше пороков древесины.
4. Первичное усвоение материала,
30 мин.
Рассказ учителя: (слайд № 3) Растущее дерево состоит из корней, ствола и кроны. Пользуясь рисунком на слайде, зарисуйте в тетрадях части дерева и подпишите их название. Назовите части дерева.
Каждая из частей дерева играет определенную роль при его жизни и используется человеком в различных целях.
Вершина ствола вместе с сучьями и листьями или хвоей (у деревьев хвойных пород) образует крону.
Слайд № 4. Листья или хвоя усваивают углерод из углекислого газа воздуха, воду и минеральные соли, которыми их обеспечивают корни из почвы, и на солнце в результате фотосинтеза образуют очень сложные органические вещества, из которых строится растительный организм дерева.
Листья или хвою используют для приготовления витаминной муки, которая является ценным продуктом для животноводства и птицеводства.
Ветки и сучья перерабатывают на технологическую щепу, из которой изготавливают древесно-волокнистые плиты и тарный картон.
Другая часть дерева – корни. Они удерживают дерево в вертикальном положении и снабжают дерево водой и минеральными солями из почвы. В корнях хранятся запасы питательных веществ дерева. Корни используются в качестве второсортного топлива. Из пней и крупных корней сосны после переработки получают канифоль и скипидар.
Третья, основная и самая ценная часть дерева, имеющая наибольшее хозяйственное значение, - ствол. Он удерживает тяжелую крону и служит проводником питательных веществ, поступающих от корней (восходящие точки) и из листвы или хвои (нисходящие точки). В стволе как и в корнях, хранятся запасы питательных веществ дерева. Форма ствола зависит от породы дерева и от условий, в которых оно растет. Например, у сосны, выросшей в лесу, ствол прямой и длинный, а у выросшей на открытом месте – короткий, толстый и искривленный.
Тонкая верхняя часть дерева называется вершиной, а толстая нижняя часть – комлем.
(Слайд № 5) Уменьшение диаметра ствола дерева от комля к вершине называется сбежистостью или сбегом. Повторите все вместе. Коэффициент сбега выражается в сантиметрах на 1 метр длины (погонный метр). Постепенное уменьшение диаметра (1 см на 1 м) является нормальным сбегом, сбежистость более 1 см считается пороком формы. Также явление сбежистости наблюдается при распиловке иных пиломатериалов, когда кромки (узкие продольные поверхности) оказываются не параллельны друг другу.
(Слайд № 6) На поперечном разрезе ствола дерева показаны кора, сердцевина и древесина с ее годичными слоями.
(показывает указкой на рисунке и повторяют вслух хором или по одному)
Кора покрывает всю поверхность дерева и состоит из двух слоев: пробкового и лубяного. Расположенный с наружной стороны ствола пробковый слой коры предохраняет древесину от морозов, перегрева, резких перепадов температур, механических повреждений и других внешних воздействий. У разных растений кора разная. У деревьев, произрастающих в России, кора составляет от 6 до 25 % объема ствола.
Многообразно применение коры. Ее используют для дубления кожи (ива, дуб), в медицине (для приготовления лекарств), красильном деле (приготовление красителей), для приготовления теплоизоляционных материалов и материалов для покрытия полов и др.
Смотрят, слушают, усваивают.
Зарисовывают, подписывают
Называют вслух с места.
Смотрят, слушают, усваивают.
Смотрят, слушают, усваивают.
Повторяют вслух сбежистость.
Смотрят, слушают, усваивают.
Повторяют вслух
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Самостоятельная работа: На стр. 9 учебника самостоятельно найдите в тексте и запишите в карточке № 1 в каком направлении и по каким слоям в стволе растущего дерева происходит движение питательных веществ?
Находят в тексте учебника на стр. 9 ответ на вопрос и записывают в карточке-задании № 1.
Ответ учащихся: Лубяной слой – от листьев к корням вниз по стволу; вверх – по заболони.
Учебник, карточка-задание № 1,
(Слайд № 7). Проверка ответов учащихся. Прочитайте в слух что у вас
Получилось (опрос учащихся по очереди)
Отвечают вслух на вопрос учителя
слайд № 7
Рассказ учителя: (слайд № 8) Между корой и древесиной расположен очень тонкий сочный слой живых клеток, не видимый невооруженным глазом, который называется камбием. Большая часть клеток камбия идет на строительство нового годичного слоя древесины и совсем незначительная часть — на образование коры.
В середине ствола многих пород деревьев хорошо видна сердцевина, которая состоит из рыхлых тканей, образованных в первые годы жизни дерева. Сердцевина пронизывает ствол дерева от комля до вершины и каждую ветку дерева. У большинства пород деревьев сердцевина видна на торцовом разрезе в виде темного круга диаметром 25 мм. У некоторых пород деревьев сердцевина имеет другую форму, например сердцевина ольхи имеет вид треугольника, ясеня — квадрата, тополя — пятиугольника, а сердцевина дуба имеет вид пятиконечной звезды. На радиальном разрезе сердцевина видна в форме прямой или извилистой темной узкой полоски.
Ребята, зарисуйте в тетрадях поперечный разрез ствола дерева и подпишите слои.
(Слайд № 9) Главные разрезы ствола дерева (слайд): поперечный (торцевой или торцовый) — проходит перпендикулярно к продольной оси ствола, радиальный проходит перпендикулярно к поперечному через сердцевину ствола, тангенциальный — на некотором расстоянии от радиального. Распиливая дерево поперек волокон, получаем торцовый разрез, а раскалывая или распиливая дерево вдоль волокон — радиальный и тангенциальный разрезы.
Повторите вслух название разрезов ствола дерева (показывает на рисунке слайда, дети называют)
Слушают рассказ учителя
Зарисовывают, подписывают
Смотрят на слайде
Повторяют название
по рисунку
Слайд № 8
Слайд № 9
5. Первичная проверка усвоения изученного, 5 мин
Работа в группах: Пользуясь рисунком в карточке № 2, вы должны определить по выданным вам образцам спилов виды разрезов ствола дерева и объяснить свой выбор.
(слайд № 10). Проверка выполнения задания
Выполняют задание в группах
Карточки-задания № 2,
Образцы спилов материалов
Слайд № 10
6.Рефлексия
2 мин
Слайд № 11. Итак, как вы считаете, выполнили мы цели, поставленные в начале урока?
- Из каких частей состоит дерево?
- Назовите основные разрезы ствола?
- Для чего мы распиливаем древесину разными способами: тангенциально и радиально?
Ответы учащихся
Слайд № 11 с целями урока.
7. Подведение итогов урока, 2 мин.
Выставление оценок учителем
Понравился ли вам урок?
На следующем уроке вы познакомитесь со свойствами древесины.
Ответы учащихся