kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение дерева и древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока

Ф.И.О. преподавателя: Олюнин Владимир Алексеевич.

Название предмета: Основы строительного производства.

Тема: Строение дерева и древесины.

Тема урока:  Строение дерева и древесины.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения учащимися теоретического материала по теме посредством использования на уроке дидактического материала, системы вопросов и заданий для обучающихся.

Цели по содержанию:

Образовательная: создать условия для формирования у учащихся представлений о строении дерева и древесины; главных разрезах ствола дерева.

Коррекционно-развивающая: корригировать развитие памяти через неоднократное повторение изучаемого материала.

Воспитательная –  воспитание бережливости и экономии природных ресурсов;

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма урока: традиционный урок

Формы активизации познавательной деятельности: проблемные вопросы и задания, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического опыта, самостоятельная работа с учебником.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, наглядные пособия.

Дидактический материал к уроку:

  1. Слайдовая презентация.
  2. Карточки-задания.
  3. Образцы спилов материалов.
  4. Учебник.

Время проведения: 45 минут.

Технологическая карта урока

Структура урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обеспечение

1.Оргмомент,    1 мин.

  1. Приветствие учащихся.
  2. Принятие рапорта дежурного.
  3. Проверка готовности рабочего места обучающихся.

Дежурный учащийся сдает рапорт.

2.Мотивация и целеполагание,

       3 мин.

Ребята, вы уже в течение учебного года получаете профессию столяр. Какой основной материал использует столяр в своей работе?

Чтобы правильно изготовить изделие из  древесины, нужно знать ее строение, свойства, пороки, основные породы древесины.

(Слайд № 1)    Тема нашего урока «Строение дерева и древесины».

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Цели: (слайд № 2)  Сегодня вы

1. Узнаете о строении дерева и древесины.

2. Познакомитесь с главными разрезами ствола дерева.

3. Научитесь пользоваться полученными знаниями на практике.

Ответ на вопрос: древесину.

Слушают тему урока, читают на слайде

Записывают в тетради

Читают цели урока на слайде

Слайд № 1

Тема и цели урока записаны на доске

Слайд № 2

3. Актуализация опорных знаний,

      2 мин.

- Как вы считаете, опираясь на свой опыт, пиломатериалы какого качества легче обрабатываются?

Ответы детей: где меньше пороков древесины.

4. Первичное усвоение материала,

30 мин.

Рассказ учителя: (слайд № 3) Растущее дерево состоит из корней, ствола и кроны. Пользуясь рисунком на слайде, зарисуйте в тетрадях части дерева и подпишите их название. Назовите части дерева.

Каждая из частей дерева играет определенную роль при его жиз­ни и используется человеком в различных целях.

Вершина ствола вместе с сучьями и листьями или хвоей (у дере­вьев хвойных пород) образует крону.

Слайд № 4. Листья или хвоя усваивают углерод из углекислого газа воздуха, воду и минеральные соли, которыми их обеспечивают корни из почвы, и на солнце в результате фотосинтеза образуют очень сложные органические вещества, из которых строится растительный организм дерева.

Листья или хвою используют для приготовления витаминной муки, которая является ценным продуктом для животноводства и птицеводства.

Ветки и сучья перерабатывают на технологическую щепу, из которой изготавливают древесно-волокнистые плиты и тарный картон.

Другая часть дерева – корни. Они удерживают дерево  в вертикальном положении и снабжают дерево водой и минеральными солями из почвы. В корнях хранятся запасы питательных веществ дерева. Корни используются в качестве второсортного топлива. Из пней и крупных корней сосны после переработки получают канифоль и скипидар.

Третья, основная и самая ценная часть дерева, имеющая наибольшее хозяйственное значение, - ствол. Он удерживает тяжелую крону и служит проводником питательных веществ, поступающих от корней (восходящие точки) и из листвы или хвои (нисходящие точки). В стволе как и в корнях, хранятся запасы питательных веществ дерева. Форма ствола зависит от породы дерева и от условий, в которых оно растет. Например, у сосны, выросшей в лесу, ствол прямой и длинный, а у выросшей на открытом месте – короткий, толстый и искривленный.

Тонкая верхняя часть дерева  называется вершиной, а толстая нижняя часть – комлем.

(Слайд № 5) Уменьшение диаметра ствола дерева от комля к вершине называется сбежистостью или сбегом. Повторите все вместе.  Коэффициент сбега выражается в сантиметрах на 1 метр длины (погонный метр). Постепенное уменьшение диаметра (1 см на 1 м) является нормальным сбегом, сбежистость более 1 см считается пороком формы. Также явление сбежистости наблюдается при распиловке иных пиломатериалов, когда кромки (узкие продольные поверхности) оказываются не параллельны друг другу.

(Слайд № 6) На поперечном разрезе ствола дерева показаны кора, сердцевина и древесина с ее годичными слоями.

(показывает указкой на рисунке и повторяют вслух хором или по одному)

Кора покрывает всю поверхность дерева и состоит из двух слоев: пробкового и лубяного. Расположенный с наружной стороны ствола пробковый слой коры предохраняет древесину от морозов, перегрева, резких перепадов температур, механических повреждений и других внешних воздействий. У разных растений кора разная. У деревьев, произрастающих в России, кора составляет от 6 до 25 % объема ствола.

Многообразно применение коры. Ее используют для дубления кожи (ива, дуб), в медицине (для приготовления лекарств), красильном деле (приготовление красителей), для приготовления теплоизоляционных материалов и материалов для покрытия полов и др.

Смотрят, слушают, усваивают.

Зарисовывают, подписывают

Называют вслух с места.

Смотрят, слушают, усваивают.

Смотрят, слушают, усваивают.

Повторяют вслух сбежистость.

Смотрят, слушают, усваивают.

Повторяют вслух

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Самостоятельная работа: На стр. 9 учебника самостоятельно найдите в тексте и запишите в карточке № 1 в каком направлении и по каким слоям в стволе растущего дерева происходит движение питательных веществ?

Находят в тексте учебника на стр. 9 ответ на вопрос и записывают в карточке-задании № 1.

Ответ учащихся: Лубяной слой – от листьев к корням вниз по стволу; вверх – по заболони.

Учебник, карточка-задание № 1,

(Слайд № 7). Проверка ответов учащихся.  Прочитайте в слух что у вас

Получилось (опрос учащихся по очереди)

Отвечают вслух на вопрос учителя

слайд № 7

Рассказ учителя: (слайд № 8) Между корой и древесиной расположен очень тонкий сочный слой живых клеток, не видимый невооруженным глазом, который называется камбием. Большая часть клеток камбия идет на стро­ительство нового годичного слоя древесины и совсем незначи­тельная часть — на образование коры.

В середине ствола многих пород деревьев хорошо видна серд­цевина, которая состоит из рыхлых тканей, образованных в пер­вые годы жизни дерева. Сердцевина пронизывает ствол дерева от комля до вершины и каждую ветку дерева. У большинства пород деревьев сердцевина видна на торцовом разрезе в виде темного круга диаметром 25 мм. У некоторых пород деревьев сердцеви­на имеет другую форму, например сердцевина ольхи имеет вид треугольника, ясеня — квадрата, тополя — пятиугольника, а сер­дцевина дуба имеет вид пятиконечной звезды. На радиальном разрезе сердцевина видна в форме прямой или извилистой тем­ной узкой полоски.

Ребята, зарисуйте в тетрадях поперечный разрез ствола дерева и подпишите слои.

(Слайд № 9) Главные разрезы ствола дерева (слайд): поперечный (тор­цевой или торцовый) — проходит перпендикулярно к продоль­ной оси ствола, радиальный проходит перпендикулярно к по­перечному через сердцевину ствола, тангенциальный — на не­котором расстоянии от радиального. Распиливая дерево поперек волокон, получаем торцовый разрез, а раскалывая или распили­вая дерево вдоль волокон — радиальный и тангенциальный раз­резы.

Повторите вслух название разрезов ствола дерева (показывает на рисунке слайда, дети называют)

Слушают рассказ учителя

Зарисовывают, подписывают

Смотрят на слайде

Повторяют название

по рисунку

Слайд № 8

Слайд № 9

5. Первичная проверка  усвоения изученного, 5 мин

Работа в группах: Пользуясь рисунком в карточке № 2, вы должны определить по выданным вам образцам спилов виды разрезов ствола дерева и объяснить свой выбор.

(слайд № 10). Проверка выполнения задания

Выполняют задание в группах

Карточки-задания № 2,

Образцы спилов материалов

Слайд № 10

6.Рефлексия

       2 мин

Слайд № 11. Итак, как вы считаете, выполнили мы цели, поставленные в начале урока?

- Из каких частей состоит дерево?

- Назовите основные разрезы ствола?

- Для чего мы распиливаем древесину разными способами: тангенциально и радиально?

Ответы учащихся

Слайд № 11 с целями урока.

7. Подведение итогов урока, 2 мин.

Выставление оценок учителем

Понравился ли вам урок?

На следующем уроке вы познакомитесь со свойствами древесины.

Ответы учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение дерева и древесины »

Тема урока

Тема урока

Цель урока

Цель урока

    • 1. Познакомиться со строением дерева и древесины, с главными разрезами ствола дерева.
    • 2. Научиться пользоваться полученными знаниями на практике.
    Строение дерева

    Строение дерева

    Образование органических веществ

    Образование органических веществ

    Поперечный разрез ствола дерева

    Поперечный разрез ствола дерева

    Сокодвижение в дереве

    Сокодвижение в дереве

    Поперечный разрез ствола дерева

    Поперечный разрез ствола дерева

    Главные разрезы ствола

    Главные разрезы ствола

    Годичные слои

    Годичные слои

    Цель урока

    Цель урока

      • 1. Познакомиться со строением дерева и древесины, с главными разрезами ствола дерева.
      • 2. Научиться пользоваться полученными знаниями на практике.


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Технология (мальчики)

      Категория: Презентации

      Целевая аудитория: 8 класс

      Скачать
      Строение дерева и древесины

      Автор: Олюнин Владимир Алексеевич

      Дата: 08.06.2015

      Номер свидетельства: 218408

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(118) "План урока и презентация по теме "Основные сведения о древесине" "
          ["seo_title"] => string(75) "plan-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-osnovnyie-sviedieniia-o-drieviesinie"
          ["file_id"] => string(6) "195183"
          ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
          ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
          ["date"] => string(10) "1427880466"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#875 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(157) "Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная обработка древесины»"
          ["seo_title"] => string(97) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-khudozhiestviennaia-obrabotka-drieviesiny-1"
          ["file_id"] => string(6) "306920"
          ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
          ["date"] => string(10) "1458219606"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(96) ""Древесина как природный  конструкционный материал" "
          ["seo_title"] => string(52) "drieviesina-kak-prirodnyi-konstruktsionnyi-matierial"
          ["file_id"] => string(6) "226662"
          ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1440414615"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#875 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(94) "Программа кружка "Художественная обработка дерева""
          ["seo_title"] => string(57) "proghramma-kruzhka-khudozhiestviennaia-obrabotka-dierieva"
          ["file_id"] => string(6) "252079"
          ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
          ["date"] => string(10) "1447331205"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(43) "Презентация "Древесина""
          ["seo_title"] => string(23) "prezentatsiia_drevesina"
          ["file_id"] => string(6) "557972"
          ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
          ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
          ["date"] => string(10) "1600630276"
        }
      }
      


      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства