"Древесина как природный конструкционный материал"
"Древесина как природный конструкционный материал"
Рядом с человеком на земле, всегда и везде было дерево. Как творение природы, которым можно восхищаться. Как друг, отдающий в минуту усталости, свою силу. Из древесины человек стал строить свои жилища, разные постройки. Самые первые инструменты были сделаны из дерева.
На уроке ребята знакомятся с видами древесных пород, со строением дерева, учатся определять по внешнему виду, по характерным признакам древесные породы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Древесина как природный конструкционный материал" »
Древесина как природный
конструкционныйматериал
Разработал: Юсупов Райхан Махмутович
Учитель технологии,
I квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №60»
г. Набережные Челны Республика Татарстан
2013г.
«Древесина как природный конструкционный материал».
Раздел: Технология обработки древесины
Продолжительность занятия: 45 мин
Класс: пятый
Учитель: Юсупов Райхан Махмутович
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» г. Набережные Челны Республика Татарстан
Авторский медиапродукт: презентация из слайдов (POWER POINT)
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
Задачи урока:
1. Образовательные
ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны;
ознакомить учащихся с ее породами и строением;
научить определять по внешнему виду образцов древесины породы.
2. Развивающие
развивать практические навыки умения работать в группе;
развивать умение анализировать, делать выводы.
3. Воспитательные
воспитывать у учащихся чувство ответственного хозяина;
прививать навыки рационального использования материалов;
способствовать развитию логического мышления и памяти;
бережное отношение к природе.
Ход урока:
Слайд тема урока:
«Древесина как природный конструкционный материал».
1. Организационная часть:
Приветствие учителя
Контроль посещаемости
Проверка готовности учащихся к уроку
2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.
Слайд «Цели урока»
Древесина! А что это такое? (дети отвечают своими словами на поставленный вопрос).
Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготовляли дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое. И в наши дни древесина широко применяется в строительстве, для изготовления инструментов, посуды, мебели и др. Своеобразная красота обработки поверхности деревянного изделия всегда привлекает взгляд.
Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины называется столяр. Произошло это название от основного вида деятельности - изготовления столов. На предприятиях работают столяры, сборщики деталей и изделий из древесины, которые должны владеть приемами обработки древесины.
Изучая технологию обработки древесины, вы познакомитесь, с различными древесными материалами, их свойствами, узнаете о том, как изготовляются из древесины различные предметы, получите знания о способах обработки, об инструментах и станках, которые при этом применяются, о приемах работы инструментами и управления станками и т. д.
В школьных мастерских для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Рабочее место для обработки древесины оборудовано столярным верстаком. На прошлом уроке мы с вами изучили устройство столярного верстака. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит столярный верстак. Смотрим на экран и отгадываем кроссворд.
Ребята, а теперь покажите эти части на нашем рабочем верстаке.
3. Изучение нового материала
Дерево и древесина.
Слайд «строение дерева»
Какими бы разнообразными ни были деревья, все они имеют одинаковое строение. Каждое дерево состоит из трех частей: (вопрос учащимся, из каких частей состоит дерево?) корней, ствола и кроны.
Все части дерева используются в промышленности: из ветвей получают щепу, лаки, смолу, шелк, кинопленку; из корней добывают скипидар и канифоль; стволы используют для изготовления пиломатериалов, столбов, шпал, различных деревянных конструкций и др.
Плотный материал, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви, называется древесиной. Больше всего древесины в стволах. Ее заготавливают из спиленных и очищенных от ветвей и сучьев стволов деревьев.
Слайд «строение древесины»
Древесина состоит из элементарных клеток, разных по размерам и форме и прочно связанных между собой. Клетки могут быть заполнены смолами, камедями, водой; они образуют сосуды, сердцевинные лучи и собственно древесную массу.
Рассмотрим поперечный разрез ствола.
Снаружи ствол покрывает кора, состоящая из внешнего пробкового слоя и внутреннего лубяного на границе коры и древесины. Сразу же под корой расположен наружный заболонный слой древесины, часто отличающийся от остальной массы более светлым цветом. Почти всегда он имеет высокую влажность и состоит из молодых клеток.
Центральная часть ствола составляет основную массу древесины. Она более темная и называется ядром. Около геометрического центра ствола расположена сердцевина диаметром не более I см, ее отличает ослабленная рыхлая древесина. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи, которые имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. (Что по ним можно узнать?) По их числу определяют возраст дерева.
Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только с камбия происходит образование новых клеток и ежегодный прирост дерева по толщине.
Слайд « текстура »
Породы древесины различают по характерным признакам (как можно определить хвойная или лиственная эта порода?) запаху, цвету, текстуре, твердости. Текстура - рисунок поверхности древесины, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон. Термин «текстура» происходит от латинского слова и в переводе означает «ткань, строение». Текстура зависит от направления разреза ствола по отношению к слоям и волокнам и от породы древесины.
Слайд «породы»
Древесные породы делят на два вида (вопрос к учащимся: на какие виды подразделяются деревья?) хвойные и лиственные. У хвойных пород листья игольчатой формы. Почти все хвойные являются вечнозелеными, исключение составляет лиственница, сбрасывающая осенью иголки. У лиственных пород листья широкие, осенью они опадают. Но и здесь есть исключения: в субтропиках и тропиках почти все деревья сохраняют листву круглый год.
Хвойные породы играют ведущую роль в деревообработке.
Именно они обладали ценными качествами в строительном деле: прямой ствол, отсутствие дупла, смолянистость. Смолянистость обеспечивает сопротивляемость гниению.
Сосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. Самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов.
Слайд « Сосна »
Сосна. Древесина сосны прямослойная, прочная, умеренно легкая, смолистая. Цвет ядра светло-коричневый с красноватым оттенком. На воздухе древесина сосны тускнеет, становится серой разных оттенков. Сосна хорошо поддается искусственной и естественной сушке, мало усыхает, не деформируется в готовых изделиях. К ее достоинствам можно также отнести легкость обработки, склеивания и облицовки. Ударные нагрузки древесина сосны переносит удовлетворительно.
Слайд « Ель »
Ель. По объемам производства и переработки древесина ели занимает второе место после сосны. Но качество древесины более низкое по таким показателям, как прочность изделий, наличие сучков. В остальном ель является полноценным заменителем сосны. К достоинствам еловой древесины относятся: отсутствие запаха, наличие в основном мелких сучков, меньшая склонность древесины к синению, одинаковый Цвет заболонной и спелой древесины - близкий к белому.
Лиственные породы. Хозяйственное значение лиственных пород снижают два фактора: меньшие запасы по сравнению с хвойными и склонность древесины к загниванию в атмосферных условиях. С другой стороны, разнообразие иных свойств, в том числе богатство текстуры, прочностные характеристики многих лиственных пород делают их незаменимыми.
Слайд « Дуб »
Дуб. Древесина твердая, малосучковатая, отличается высокой прочностью, стойкостью к гниению, относительной прямослойностью. У дуба красивая текстура на всех разрезах. Широко применяется в мебельном производстве (часто в виде строгано го шпона). Хорошо поддается окраске, отделке лаками и мастиками. Детали и целые изделия часто изготовляют из дуба в фанерно-строгальном и паркетном производствах, в производстве клепки, машиностроении, строительстве. Цвет древесины светло-коричневый разных оттенков. Материал тяжелый, но, тем не менее, хорошо обрабатывается, гнется и полируется.
Слайд « Береза »
Береза. Древесина березы имеет белый цвет с красноватым оттенком, годовые слои малозаметны. Отличается плотностью и высокой прочностью, особенно при ударных нагрузках. Масса и твердость - средние. Малостойка к гниению при переменной влажности. Хорошо обрабатывается, строгается, гнется и полируется. Обладает значительным сопротивлением к раскалыванию. Используется древесина березы для производства лущеного шпона, фанеры. Высокая плотность древесины определяет березу как ценный материал в поделочных и токарных работах, при изготовлении мебели. Хорошо имитирует ценные породы, легко окрашивается и полируется. Сушат березу при мягких режимах, так как часто в результате сушки пиломатериалы коробятся на участках с включением ложного ядра. Перед сушкой пиломатериалы из березы рекомендуется выдержать до воздушно-сухого состояния. Используется береза широко: ее можно увидеть в строительных конструкциях, мебели, из нее делают тару, паркет.
Слайд « Осина »
Осина. Древесина мягкая, легкая, по прочности уступает березе. Также неустойчива к гниению. Древесина белая с зеленоватым оттенком, годовые слои малозаметны. Хорошо склеивается, сушится, мало коробится, легко обрабатывается. Основное применение осина нашла в производстве спичек.
Слайд « Липа »
Липа. Древесина легкая и мягкая, однородного строения, белая с розоватым или красноватым оттенком. Очень хорошо режется, гнется и сушится - мало растрескивается и почти не коробится. Из липы изготовляют чертежные доски, щитовую мебель, различные поделки, модели в литейном деле, детали облицовки.
4. Рефлексия, гимнастика для глаз.
5. Практическая работа
Изучение образцов различных пород. Определение образцов по их характерным признакам.
Проверка проделанной работы.
6. Заключение
В заключение урока давайте проведем итоговый тест и проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
Вопросы итогового теста.
1. На какие группы можно разделить все породы деревьев?
а) листопадные и вечнозеленые
б) лиственные и хвойные
в) высокие и низкие
(Верный ответ б)
2. Какое из этих деревьев относится к хвойному?
а) лиственница
б) ольха
в) липа
(Верный ответ а)
3. Древесина этого дерева белая, на воздухе меняется до красного:
а) дуб
б) сосна
в) ольха
(Верный ответ в)
4. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?
а) сосна, ель, каштан, можжевельник
б) дуб, осина, береза, тополь
в) кедр, ель, сосна, лиственница
(Верный ответ в)
5. В каком из справочников можно найти информацию по строению древесины и породам деревьев?
а) справочник молодого слесаря
б) справочник молодого животновода
в) справочник молодого столяра
(Верный ответ в)
6.В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?
а) сосна, липа, акация
б) лиственница, кедр, пихта
в) тополь, ольха, осина
(Верный ответ в)
8. Установка на следующий урок.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Вы получите новые знания о процессе изготовления изделий из древесины.
9. Итоги урока.
Давайте подведем итоги нашего урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы раньше знали?
Что вам понравилось больше всего на уроке?
Что не понравилось?
Отметить наиболее активных учащихся. Выставить оценки за занятие, ответить на вопросы.