Просмотр содержимого документа
«Проектное обучение как условие развития творческих способностей учащихся.»
Проектное обучение как условие развития творческих способностей учащихся
Учитель технологии
МБОУ СШ № 42
Нестеров Сергей Леонидович
Творчество - совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.
В современной психологии выделяют различные виды творчества. Кроме общепризнанных, таких как научное, техническое, литературное, музыкальное, появилось творчество игровое, учебное, бытовое, управленческое, профессиональное и т.д. Каждое из указанных видов творчества имеет свои особенности, но в основе каждого из них лежит творческая деятельность.
Важно пробудить интерес учащихся к предмету. Следует показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом к решению стоящих перед ним задач:
возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе;
творчество может стать смыслом жизни человека и способом его самовыражения;
творческий подход позволяет успешно разрешать противоречия, возникающие в процессе решения технических и производственных задач, а также противоречия в семье, коллективе, обществе;
в процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике;
как правило, в процессе технического творчества гармонично сочетаются умственный и физический труд.
В образовательной области «Технология» для развития творческих способностей учащихся предлагается использовать проектный подход к организации учебно-воспитательного процесса
Учебное проектирование является в настоящее время единственным методом обучения, в котором перед учащимся напрямую ставятся задачи поиска нерешенных проблем в окружающем мире и формулировки требований к объекту проектирования. Использование проектов в учебном процессе позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, сделать обучение личностно значимым.
История использованияпроектного обучения.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половинеX IXвека в школах США и вошёл в историю как "метод проблем".
Он был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюти, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.
Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов .
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников .
" Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. В России, метод проектов имеет свои особенности, в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Слово «проект» - происходит от латинского «брошенный вперед», советский энциклопедический словарь предлагает следующее толкование:
1) совокупность документов для создания какого-либо сооружения, изделия;
2) предварительный текст документов;
3) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Все это можно реализовать при наличии необходимой учебно-методической, материальной базы и применения в учебном процессе методик, предусматриваемых творческое развитие учащихся. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Мы также обязаны научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя.
Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Применение проектов в общеобразовательной школе сопряжено с серьезными проблемами и требует от учителя высокого мастерства и самоотдачи:
необходимость оборудования специальных мастерских для выполнения проектов;
необходимость крайне разностороннего образования преподавателя, так как при применении проектного метода нужно быть готовым к всевозможнейшим проектам, какие только могут захватить детское воображение и ум;
Плохое финансирование на материалы, обновление и ремонт оборудования.
Творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до воплощения, обладающее объективной или субъективной новизной.
Виды проектов
Интеллектуальные
Материальные
Экологические
Сервисные
Комплексные
Интеллектуальные
описание модернизированных, оригинальных технологий обработки, конструкционных материалов, продуктов, почвы; разработка программ для ЭВМ; дизайнерские разработки оформления интерьера помещений; рекламные девизы, слоганы, ярлыки и товарные знаки промышленной продукции и т.п.
Материальные
изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий, бытовых устройств, пошив одежды, изготовление упаковок и т.д.
Экологические
способы очистки загрязненных производственных помещений, лесных и сельскохозяйственных угодий, водоемов, разработка вариантов сбора и использования вторичного сырья, как для объектов труда учащихся, так и для промышленной переработки.
Сервисные
проекты, направленные на сбор и предоставление информации, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт и благоустройство жилья, оказание различных услуг населению, организацию праздников, торжеств и т.д.,
Комплексные
Включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие. Например, оформление деловых бумаг, сервировка стола, оформление интерьера квартиры и т.д.
Работу над проектом можно разделить на три этапа.
ТехнологическийОрганизационныйЗаключительный
Технологический
Организационный
Заключительный
Организационный
1 . Выбери актуальную для себя тему.
2. Найди как можно больше информации по этой теме.
3. Четко сформулируй и запиши, что ты хочешь сделать
4. Определись и подумай о:
времени– как долго ты будешь решать эту проблему?
материалах– какие имеются в твоем распоряжении?
стоимости–сколько это будет стоить?
функциях– для выполнения каких функций нужен данный объект?
внешнем виде– как он будет выглядеть?
5. Развивая свои идеи, помни, что простые идеи часто – лучшие идеи.
Технологический
6. Тщательно продумай и запиши технологическую последовательность решения твоей проблемы.
7. Приступай к практическому воплощению выбранной темы.
Заключительный
8. Решил ли ты проблему? Подумай сам и спроси об этом других людей.
9. Выполни практическое испытание своего изделия (услуги).
10. При необходимости внеси изменения и дополнения в свой проект.
Быть эстетически красивым, модным, практичным и функциональным
Должно быть полезно для общества и конкретной личности.
Пояснительная записка.
Это своеобразный отчёт вашей деятельности, где отражается вся работа над проектом, «от возникновения идеи до испытания и оценки изделия»
Пояснительная записка выполняется в специальной тетради или на стандартных листах белой бумаги печатным способом с рисунками, чертежами, таблицами, и т.п.