Рабочая программа по предмету «Слесарное дело» 8 кл
Рабочая программа по предмету «Слесарное дело» 8 кл
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по обработке приемов опиливания металла, изучению устройства станков и приспособлений со специализацией по профессии « Слесарь механосборочных работ»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Слесарное дело» 8 кл»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______/ В.М. Лукашевич/
«29» августа 2023г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________ /О.Г. Аксенова/
Приказ №_159_
от «29» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
_Слесарное дело
8 класс
на 2023 -2024 учебный год
Составитель рабочей программы
учитель слесарного дела
высшей категории Шныр В.Л.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № __ от «__» августа 2023г.
Руководитель ШМО ______ /А.В. Садовникова_/
Структура рабочей программы по
профильному труду
предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;
Приложение (контрольно-измерительные материалы, , содержание НРК, содержание профминимума, критерии оценивания).
Пояснительная записка
Рабочая программа по профильному труду составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115» (с изменениями от 11 февраля 2022 г. №69).
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федеральчного Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы.
- Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2021 N 62645).
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2023г. № 02/1834 «О внедрении единой модели профессиональной ориентации (профессиональный минимум)».
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2023-2024 учебный год Миссия СКО школы-интерната VIII вида: «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализации её на уроках. Цель уроков слесарного дела СКО школы - интерната VIII вида – формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Основными задачами преподавания по слесарному делу являются:
Коррекция недостатков психофизических особенностей учащихся.
Развитие качеств личности учащихся, необходимых в современном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).
Воспитание волевых качеств личности, способствующих в адаптации к предстоящей трудовой деятельности
Привитие любви к труду.
Формирование навыков самостоятельной работы на учебных станках.
2.Общая характеристика учебного предмета, с учетом особенностей его освоения обучающимися.
В начале обучения помощь осуществляется максимально. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также учащихся условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы, и во время самой работы. Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результатов работы, а также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по обработке приемов опиливания металла, изучению устройства станков и приспособлений со специализацией по профессии « Слесарь механосборочных работ»
В 8 классе учащиеся знакомятся с горизонтально-фрезерным станком Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на токарном станке. Формирование навыков обработки металла проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 8 класса включены темы по опиливанию криволинейной поверхности, источниками электрического тока и бытовых электроприборов, правка и гибка металла, построению чертежа и составлению плана работы.
В программе не указано количество часов, отведённых на изучение той или темы. Учитель исходя из уровня подготовленности учащихся сам определяет продолжительность преподавания. По той же причине не дано содержание некоторых контрольных работ.
Обучение слесарному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение работ из жести формирует у них эстетическое представление, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Для проведения уроков слесарного дела в кабинете имеются все необходимое оборудование и инструменты (для практической и теоретической работы)
В рабочей программе выделены практическое повторение, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Слесарное дело – математика
Слесарное дело – черчение
Слесарное дело – чтение и развитие речи
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по профильному-труду в соответствии АООП(1вариант) в 8 классе рассчитана на 34 учебных недели(309часов, по 9 часов в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом.
Тема
Количество часов
Вводное занятие
8
13
Токарное дело
30
Пространственная разметка
14
Защита металлов от коррозии
8
Жестяницкие работы
26
Нарезание резьбы вручную
15
Приспособления для слесарных и столярных работ
25
Изготовление контрольных инструментов
23
Обработка металла резание
12
Сверление и зенковка
14
Применение электричества в технике и быту
15
Фрезерование
23
Термическая обработка
7
Самостоятельные работы
12
Практическое повторение
59
Итого:
309
В соответствии с АООП на изучение регионального содержания профессионально-трудового обучения отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.
Распределение НРК по крупным темам
Тема
Кол-во часов
Вводное занятие
1
Изучение чертежей
1
Брак при изготовлении деталей
1
Покраска изделий
1
Назначение отделки деталей
1
Заточка сверл
1
Сверление деталей
1
Шаблон для заточки зубила
1
Коррозия металлов
1
Покраска изделий
1
Штангенрейсмус
1
Фрезерный станок
1
Заготовки для молотков
1
Железоуглеродистый сплав
1
Изделие-оправка для проволоки
1
Вводное занятия.
1
Опиливание цилиндрической поверхности
1
Обозначение чертежей
1
Разметка изделия
1
Обработка тонкого металла
1
Паяние мягким припоем
1
Металлы применяемые в литье
1
Сварка металла
1
Применение электричества в быту
1
Неисправности электроприборов
1
Планирование работы
1
Контрольно –измерительный инструмент
1
Закалка изделий
1
Быстрое наступление усталости
1
Металлорежущие станки
1
Изделие гайка -барашек
1
Практическое повторение.
30
Национально-региональный компонент (НРК) представлен в виде элементов урока (от 5 до 15 минут).
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник № 2 (профессионально-трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело).
С.А.Мирский, Б.А.Журавлев, Л.С.Иноземцева, Е.А.Ковалева, Г.В.Васенков, под редакцией В.В.Воронковой, 2011
Учебник – Слесарное дело 7-8класс
И.Г Спиридонов. Г.П. Буфетов. В.Г.Копелевич
М.Просвещение, 2016г.
Справочный дидактический материал по слесарному делу Москва Владос. 2016 год.
В.Г.Патракеев
Москва Владос. 2016 год
Дидактический материал: карточки-задания по машиноведению, материаловедению, моделированию, коллекции режущего и сверлильного инструмента
Коррекция нарушений и развитие эмоционально - личностной сферы:
- развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале на каждом этапе урока;
- коррекция пространственной ориентировки при составлении плана предстоящей работы;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости при работе с инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при анализе выполненного изделия;
- релаксационные упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
На уроках профессионально-трудового обучения решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения); - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Личностные и предметные результаты учебного процесса
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально-значимых мотивов учебной деятельности;
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этнических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Допустимый уровень:
Проверка качества кроя, соответствия цвета изделий, ниток, пуговиц и прикладного материала;
Проверка исправности и установки машинной иглы, регулировки натяжения и заправка нижней и верхней нитей;
Регулировка скорости машины при выполнении различного вида швов;
Распознание видов швейных материалов, их лицевую и изнаночную стороны;
Проверка качества выполненной работы;
Соблюдение требований безопасности труда, внутреннего распорядка и пожарной безопасности;
Соблюдение правил работы на швейной машине, регулирование частоты строчек и натяжения нити, правил смены игл и шпуль;
Распознание видов основных и вспомогательных швейных материалов, их назначение, пошивочные свойства;
Знакомство с наименованиями деталей изделия и способами их обработки;
Соблюдение технических условий выполнения операций, последовательность обработки деталей изделия в потоке.
Минимальный уровень:
Соблюдать правила техники безопасности;
Знать устройство швейной машины;
Освоить приемы работы швейной машины;
Уметь выполнять машинные строчки и швы;
Уметь обрабатывать прямые, косые и закругленные срезы в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях;
Уметь снимать мерки;
Уметь строить не сложный чертеж;
Уметь выполнять практические работы.
Национально-региональный компонент
№
п\п
Наименование тем
Тема НРК и краткое содержание
1
Техника безопасности при работе на токарном станке
Профессия токарь-универсал заводов России
2
Изучение чертежей
Производственные чертежи заводов «России»
3
Брак при изготовлении деталей
Выбраковка изделий на заводах Региона
4
Покраска изделия
Покраска готовых деталей на заводе «Урал»
5
Назначение отделки деталей
Товарный вид продукции на заводах России
6
Заточка сверл
Станки для заточки инструмента на заводе «Кедр»
7
Сверление деталей
Сверлильные станки «России»
8
Шаблон для заточки зубила
Шаблоны на заводе «Урал»
9
Коррозии металлов
Природные ископаемые «России»
10
Покраска изделий
Челябинский лакокрасочный завод
11
Штангенрейсмус
Разметочный инструмент на заводе «Урал»
12
Фрезерный станок
Станки «России»
13
Заготовки для молотков
Литейное производство в регионе «Урала»
14
Железоуглеродистый сплав
Запасы железной руды в «России»
15
Изделие-оправка для проволоки
Применение проволоки в электросетях «Региона»
16
Опиливание цилиндрической поверхности
Виды напильников на « Миасском напилочном заводе»
17
Обозначение чертежей
Предмет черчение в лицеях и вузах города
18
Разметка изделия
Станок для гибки кровельного железа г. Миасс
19
Обработка тонкого металла
Профессия слесарь-жестянщик
20
Паяние мягким припоем
Пайка проводов при сборке авто «Урал»
21
Металлы применяемые в литье
Литейный цех завода «Урал»
22
Сварка металла
Контактная сварка в кузовном цехе завода «Урал»
23
Применение электричества в быту
Городские подстанции г.Миасс
24
Неисправности электроприборов
Электроплита «мечта». Производство г.Златоуст
25
Планирование работы
Ежемесячный, квартальный и годовой план заводов «России»
Использование измерительного инструмента станочными рабочими
5
9.10
Устройство сверла
Слесарь - лекальщик
6
11.10
Назначение шаблонов
Применение шаблонов на производстве контролером, мастером
7
17.10
Коррозия металлов
Гальванический процесс выполняет - гальваник
8
18.10
Изделие- рамка ножовочного станка
Руководство производством – мастер цеха
9
Штангенрейсмус
Раскройщик металла и его инструмент
10
Изделие- прижимная планка
Распределение деталей для сборки -фасовщик
11
Фрезерный станок
Профессия- фрезеровщик
12
Железоуглеродистый сплав
Профессия- сталевар
13
Правила техники безопасности в мастерской
Инженер по охране труда
14
Изделие – молоток с круглым бойком
Профессия- литейщик
15
Элементы деталей
Слесарь -сборщик
16
Обработка тонкого металла
Профессия -жестянщик
17
Паяние мягким припоем Электропаяльник ,припой
Профессия- лудильщик
18
Металлы применяемые в литье
Формовщик в литейном производстве
19
Сварка- виды, применение
Профессия-сварщик
20
Применение электричества в технике и быту
Профессия- электрик
21
Ремонт утюга
Слесарь - электромонтер
22
Изделие уголки для оконных рам
Бытовые изделия жестянщика
23
Контрольно- измерительный инструмент
Применение инструмента повышенной точности токарем
24
Закалка изделия. в муфельной печи
Профессия -термист
25
Значение личной гигиены на производстве
Инженер по охране здоровья
26
Металлорежущие станки
Станочник на станках с Ч.П.У
27
Экскурсия на завод «кедр»
Слесарь –сборщик. Поточная сборка узлов и агрегатов
28
Изделие –винт натяжной
Токарь – универсал. Карусельные станки
29
Обработка деталей шкурками
Профессия шлифовальщик
30
Опиливание цилиндрической поверхности
Токарь на строгальном станке
Список используемой литературы для реализации НРК:
«Почётные граждане города Миасса» А.П. Борисов, Миасс, 2008.
«Отчий дом» В. Суродина, О. Суродина; Миасс, «Геотур», 2011
Хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 10-11 класс» Т.Н. Крохалёва, Т.В. Соловьёва; ООО Издательский центр «Взгляд», 2003.
«Южноуральская панорама событий и достижений (книга для чтения по краеведению)», А.П. Моисеев, А. В. Драгунов, выпуск 1, Челябинск; «АБРИС», 2006.
«Природа Южного Урала (учебное пособие для учащихся 3-4 классов)»; Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский издательский торговый дом, 2001.
«Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» И.С. Огоновская; Екатеринбург, Издательский дом «Сократ», 2006.
«Заповедники России (учебное пособие для учащихся 5-9 классы), Челябинск «Взгляд», 2003.
«Ильмены» О.Н. Суродина, ОАО «Челябинский Дом печати», 2005.
Содержание учебного предмета
8 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Повторение пройденного в 7 классе. План работы на четверть. Правила техники безопасности.
Изготовление приспособлений для слесарных и столярных работ
Изделия. Машинные тиски из уголкового материала. Зажимное приспособление к столярному верстаку. Круг для сверлильного станка. Комплект опор-прижимов к сверлильному станку.
Теоретические сведения. Изучение чертежей деталей. Технические требования к изделию. Брак при изготовлении деталей и при сборке.
Краска для металлической поверхности: виды, назначение, приемы нанесения. Сохранение кисти. Правила безопасной работы при окраске изделия.
Умение. Работа с краской. Анализ сборочного чертежа на изделие. Содержание сборочного чертежа: спецификация, нумерация составных частей сборочной единицы. Изображение резьбовых и сварных соединений деталей.
Практические работы. Подбор материала и выполнение заготовок. Изготовление и контроль деталей. Сборка и подгонка. Контроль готовой продукции.
Сверление и зенковка
Объекты работы. Заготовки к изделиям.
Теоретические сведения. Спиральное сверло с коническим хвостовиком, устройство, назначение лапки, ленточек и поперечной кромки, углы резания. Сверла с пластинками из твердых сплавов. Цилиндрические зенковки с торцовыми зубьями: назначение, применение. Кондукторы и другие приспособления, ускоряющие сверление в производственных условиях. Заточка сверла: одинарная (нормальная) и другие виды. Электродрель: назначение, устройство. Правила безопасной работы на сверлильном станке и с электродрелью.
Умение. Работа электродрелью.
Практические работы. Цилиндрическая деталь: установка и крепление прижимами, сверление. Сверление глубоких отверстий и , глухих отверстий и отверстий с уступами. Зенковка цилиндрической зенковкой. Сверление отверстий электродрелью.
Изготовление профильного шаблона
Изделия. Шаблон для разметки изделий. Шаблон для проверки профиля точеного изделия из древесины. Шаблоны для контроля угла заточки зубила, токарных резцов и сверл.
Теоретические сведения. Требования к точности изготовления шаблонов. Угловые градусы и минуты. Универсальный угломер: назначение, устройство, мера отсчета. Малка: назначение, применение.
Умение. Работа с малкой.
Упражнения. Измерение углов транспортиром, малкой и транспортиром. Установка малки на заданный угол. Измерение и разметка углов по универсальному угломеру.
Практические работы. Опиливание по разметке без кернения контуров деталей. Маркировка шаблонов цифровыми и буквенными клеймами.
Отделка и защита от коррозии поверхности детали
Объекты работы. Ранее выполненные изделия.
Теоретические сведения. Назначение отделки поверхности деталей. Коррозии черных и цветных металлов: причины (влажность воздуха, шероховатость поверхности изделия, контакте разнородным металлом), следствия. Способы защиты металла от коррозии. Устойчивые и неустойчивые к коррозии металлы. Краски масляные, эмалевые и на летучих растворителях. Кисти, пистолеты-распылители, шлифовальные шкурки, абразивные порошки и шлифовальные пасты.
Опыт. Воронение детали (показ приема).
Практические работы. Обработка поверхностей деталей шкурками, абразивными порошками и пастами. Покрытие деталей красками.
Практическое повторение
Вид работы. Изготовления рамки для садовой пилы, ножовочного станка, металлического рубанка.
Самостоятельная работа
Нарезка гайки-барашка для натяжного винта слесарной ножовки.
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Пространственная разметка и обработка по разметке детали Изделия. Прижимы для крепления детали на столах фрезерного или сверлильного станков. Призма для разметки цилиндрической детали.
Теоретические сведения. Штангенрейсмус: назначение, устройство, приемы работы. Элемент окружности: хорда. Элемент круга: сегмент. Таблица хорд. Применение таблицы хорд для деления окружности на равные части.
Умение. Работа с штангенрейсмусом.
Упражнение. Деление окружности на равные части циркулем по таблице хорд.
Практические работы. Разметка наклонных рисок на плоских гранях детали по малке и угломеру. Разметка с помощью штангенрейсмуса.
Фрезерование
Изделия. Детали приспособлений для гибки, прижимы. Заготовки для молотков, струбцин, призм, оснований рейсмусов.
Теоретические сведения. Виды фрезерных работ. Горизонтально-фрезерный станок: назначение станка, устройство, органы управления продольной, вертикальной и поперечной подачами, переключение скоростей, виды фрез (цилиндрическая, дисковая, торцевая, отрезная), лимбы продольной и поперечной подачи, оправка с набором колец, приспособление для закрепления детали, режим резания, техника безопасности, правила чистки и смазки.
Умение. Работа на фрезерном станке.
Упражнения. Пуск и остановка станка. Снятие пробной стружки.
Сплавы металлов и термическая обработка стали
Теоретические сведения. Сплав цветных металлов: применение, виды (бронза, латунь и др.). Железоуглеродистый сплав: виды (чугун, сталь), применение, зависимость свойств от содержания углерода. Чугун: состав, структура.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление малки простой для слесарных и столярных работ, а также оправки для гибки проволоки.
Самостоятельная работа
Изготовление деталей торцового ключа к токарному станку.
Ill четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Опиливание широкой криволинейной поверхности и сопряжения
Изделия. Молоток с круглым бойком. Струбцина малая подковообразной формы.
Теоретические сведения. Поверхность детали: формы (цилиндрическая, плоская, коническая), элементы (фаска, галтель, лыска, буртик, паз, торец).
Обозначение разреза и сечения на чертеже.
Практические работы. Разметка криволинейной поверхности. Подбор напильников. Опиливание цилиндрической поверхности при горизонтальном и вертикальном положении заготовки. Пропиливание полукруглых канавок. Выполнение галтелей при сопряжении плоскости с цилиндрической и конической поверхностью.
Жестяницкие работы
Изделия. Коробка. Ванночка. Ведро детское.
Теоретические сведения. Развертка изделия с припуском на фальцы по кромкам и фальцевые швы. Обработка тонкого металла: деформация, правила безопасности. Фальцевый шов, конструкции (одинарный, одинарный угловой — донный), технические требования, фальцмейсель и оправка для осаживания. Паяние мягким припоем. Электропаяльник: устройство, применение. Припой: назначение, виды. Флюсы: назначение, виды. Правила безопасности и гигиены при паянии.
Упражнение. Выполнение фальцевых швов на металло отходах.
Практические работы. Разметка развертки по шаблону и чертежу. Выполнение фальцевых швов. Окраска выполненных изделий.
Теоретические сведения. Применение литья в промышленности. Общее представление о литейном производстве. Наиболее распространенные в литейном деле металлы: виды (чугун, сталь, алюминий, бронза), литейные свойства. Обработка металлов давлением: виды (ковка, горячая и холодная, штамповка, прокатка, волочение), применение. Виды профилей проката.
Сварка металла: виды, применение. Дуговая и контактная электросварка. Газовая сварка и резка металла. Виды слесарной обработки отливок, поверхностей деталей после сварки и резки.
Упражнение. Определение вида обработки изделия по образцу.
Простейший ремонт электронагревательного прибора
Объекты работы. Электроутюг. Соединительный электрошнур. Теоретические сведения. Применение электричества в технике и быту. Источники постоянного электрического тока. Проводники и изоляторы. Тепловое действие тока. Понятие сила, напряжение и сопротивление тока. Принципиальная схема прохождения тока в электронагревательном приборе. Напряжение в электросети. Соответствие приемника тока напряжению в электросети. Требования к изоляции проводника тока. Типичные неисправности в электроприборе: обрыв цепи, замыкание на корпус, подгорание мест соединения токоведущих частей, механические неисправности (износ винтовых соединений, поломка ручек). Приемы проверки электрической цепи в приборе. Действие электрического тока на организм человека. Первая помощь при поражении электротоком.
Практические работы. Разборка, ремонт, сборка и испытание электронагревательного прибора.
Практическое повторение
Вид работы. Выполнение жестяницких и других работ по заказу школы.
Самостоятельная работа
Изготовление коробок из кровельной стали.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Изготовление контрольных инструментов
Изделия. Угольник контрольный. Линейка лекальная.
Теоретические сведения. Контрольно-измерительный инструмент повышенной точности: виды, устройства. Использование нониуса при измерении. Притирочные материалы: назначение, виды.
Демонстрация опыта. Закалка изделий.
Практические работы. Определение припуска на доводку. Проверка формы изделия после закалки. Доводка и притирка абразивными материалами.
Личная гигиена рабочего на производстве
Теоретические сведения. Значение личной гигиены на производстве. Быстрое наступление усталости: причины (недостаточный отдых перед работой, неправильная поза работающего, нерациональные приемы труда, отсутствие перерывов в работе для отдыха, заболевание), влияние курения, употребления спиртных напитков, наркотиков. Роль физической культуры и закаливания. Рациональная организация питания. Средства защиты при работе с едкими и быстролетучими веществами (щелочами, красками).
Основные виды обработки металла резанием
Теоретические сведения. Группы металлорежущих станков: токарные, сверлильные, шлифовальные, фрезерные, строгальные. Виды работ, выполняемых на станках каждой группы. Режущий инструмент: типы (резец, сверло, фреза, шлифовальный круг), общий принцип работы. Обычные станки, полуавтоматы, автоматические линии. Основные движения рабочих органов станков: движение резания и движение подачи. Виды движений: прямолинейное и криволинейное, вращательное и поступательное. Правила безопасности на территории завода, цеха.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создаёт учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. В конце каждой четверти проводятся самостоятельные работы (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу. Два раза в учебный год проводятся контрольные срезы знаний, умений, навыков, полученных на уроках профессионально-трудового обучения. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущим им недостатков.
Самостоятельные работы
по профессионально-трудовому обучению
(слесарное дело) в 8 классе.
I четверть
Нарезка гайки-барашка для натяжного винта слесарной ножовки
II четверть
Изготовление деталей торцового ключа к токарному станку
III четверть
Изготовление коробок из кровельной стали
IV четверть
Выполнение разных трудовых заданий (распределение – исходя из подготовленности каждого ученика)
Контрольные срезы на начало учебного года в 8 классе
1. Разметочные инструменты
2. Последовательность нарезания наружной резьбы
3. Безопасная в работе на токарном станке
Контрольные срезы на конец учебного года в 8 классе
1.Устройство штангенциркуля ШЦ- 2
2. Виды фальцевых швов
3.Правила безопасности при покраске изделий.
№
п\п
Наименование тем
Кол-во часов
Дата
Вид деятельности
Тема и содержание Н.Р.К.
Материал для повторения
Наглядные пособия
Профессиональный минимум
1 четверть
Вводное занятие (2ч)
1
2
Техника безопасности , план работы на четверть
Техника безопасности при работе на токарном станке
Профессия токарь – универсал на заводах России
Инструкция№1,23
Изготовление приспособлений для слесарных работ (32ч)
3
Изучение чертежей
Чтение чертежа по размерам
Производственные чертежи заводов Росси
Мера длины
Плакаты
Чертеж – основной документ токаря
4-5
Технические требования к изделию
Допуск на обработку деталей
Допуск на обработку
Образцы
6-7
Изделие- машинные тиски
Безопасности в работе
8-12
Изделие- машинные тиски
Сборка и подгонка деталей
Образец
13-17
Изделие- машинные тиски
18
Брак при изготовлении деталей
Брак при сборке и изготовлении
Выбраковка изделий на заводе Урал
Профессия - выбраковщик
19-20
Краска по металлу
Краска для металлической поверхности
Приемы покраски
Кисти
22
Покраска изделия
Покраска в цехе завода Урал
Средства защиты
23-25
Изделие- зажимное приспособление
Чертеж и план работы
План работы
Образец
26-30
Изделие- зажимное приспособление
Точность и предел измерения
Использование измерительного инструмента станочными рабочими
31-32
Изделие- прижимы к станку
Чертеж и план работы
Безопасности в работе
33-35
Изделие- прижимы к станку
Подгонка деталей
Образец
Сверление и зенкование (9ч)
36
Устройство сверла
Устройство спирального сверла
Планшет
Слесарь - лекальщик
37
Зенковка отверстий
Виды зенковок
Устройство сверлильного станка
Образцы
38-40
Устройства для сверления
Кондукторы, призмы
Образцы
41-42
Заточка сверл
Безопасности в работе
Станки для заточки инструментов на заводе Кедр
43-45
Сверление отверстий
Безопасности в работе
Плакаты, инструкции
Изготовление профильного шаблона (7ч)
46
Назначение шаблонов
Требования к точности изготовления шаблонов
Виды шаблонов
Образцы
Применение шаблонов на производстве контролером,
мастером
47
Угловые градусы и минуты
Универсальный угломер
Единица измерения
48
Малка-назначение, устройство
книга
49-50
Изделие-шаблон для заточки зубила
Угол заточки для твердых и мягких деталей
Допуск на обработку
51-52
Изделие-шаблон для заточки сверл
Ориентировка по чертежу и образцу изделия
Безопасности в работе
Образец
53
Измерение углов транспортиром
Закругление радиуса угла
Плакаты
Отделка и защита от коррозии поверхности детали (4ч)
54
Коррозии металлов
Коррозии черных и цветных металлов
Природные ископаемые России
Образцы
Гальванический процесс выполняет-гальванщик
55
Способы защиты от коррозии
Антикоррозийный металл, краски, порошки
Безопасности в работе
Плакаты
56-57
Отделка изделия
58
Покраска готовых изделий
Алкидные и масляные краски
Челябинский лакокрасочный завод
Инструкции
Автомаляр
Контрольная работа (3ч)
59
Изделие- гайка-барашек
Ориентировка по чертежу и образцу изделия
Нарезание резьбы
Образец изделия
60-61
Изделие- гайка-барашек
Образец изделия
Практическое повторение (10ч)
62-63
Изделие- рамка ножовочного станка
Ориентировка по чертежу и образцу изделия
Образец изделия.
чертеж
Руководство производством – мастер цеха
64-72
Изделие- рамка ножовочного станка
Безопасности в работе
2 четверть
Вводное занятие (2ч)
67-68
Правила Т.Б. в мастерской
План работы на четверть Т.Б в мастерской
Инструкции№1234
Пространственная разметка и обработка по разметке детали (22ч)
69
Штангенрейс-мус
Назначение , устройство штангенрейс-муса
Разметочный инструмент на заводе Урал
Устройство штангенциркуля
книги
Раскройщик металла и его инструмент
70
Разметка рисок
Плакаты
71
Элементы окружности
Таблица хорд
Работа с учебником
Книги
72-73
Деление окружности
Сложение, вычитание
74
Изделие- прижимная планка
Ориентировка по чертежу и образцу изделия
Чтение чертежа
Образец, чертеж
Распределение деталей для сборки -фасовщик
75-81
Изделие- прижимная планка
Образец
82-88
Изделие- прижимная планка
Безопасности в работе
89
Изделие – призма для разметки
Ориентировка по чертежу и образцу изделия
Безопасности в работе
Образец
90-91
Изделие – призма для разметки
Фрезерование (23ч)
92
Фрезерный станок
Назначение, устройство станка
Станки России
Плакат
Профессия- фрезеровщик
93
Виды фрез
Заточка зубьев
Образцы
94
Т.Б. при Фрезеровании
Безопасности в работе
Книги, плакаты
95-102
Работа на фрезерном станке
Безопасности в работе
103-110
Заготовки для молотков
Подбор фрезы
Литейное производство в регионе Урала
Книги
111-125
Фрезерование деталей
Измерительный контроль при фрезеровании
Образец
Сплавы металлов и термическая обработка стали (3ч)
126-127
Сплав цветных металлов
Виды и применение
Переработка цветных металлов в России
Книги
128
Железоуглеродистый сплав
Чугун, сталь- свойства, применение
Запасы железной руды в России
Образцы
Профессия- сталевар
Контрольная работа (2ч)
129
130-
Изделие -торцовый ключ
Ориентировка по чертежу и образцу изделия
Безопасности в работе
Образец
Практическое повторение
(2ч)
131-132
Изделие-упор для рамы
Ориентировка по чертежу и образцу изделия
Образец
3 четверть
139-140
Вводное занятие
План работы на четверть
2ч
Правила техники
безопасности в
мастерской
Плакаты
Учебники
Инженер по охране труда
Опиливание широкой криволинейной поверхности и сопряжения36ч
141-143
Поверхность
детали: формы
Поверхность
детали: формы (цилиндрическая, коническая, плоская)
Подбор напильника по форме
Образцы
Шаблоны
144-145
Разметка криволинейной поверхности
Учебники, чертежи, образцы
146-147
Изделие – молоток с круглым бойком
Планирование работы
Фрезерование заготовки
Образец изделия
Профессия - литейщик
148-153
Изделие – молоток с круглым бойком
Ориентировка в задании и по чертежу
154-155
Опиливание цилиндрической поверхности
Приемы опиливания
Виды напильников выпускаемых на напилочном заводе
в г.Миассе
Техника безопасности при опиливании
156-158
Пропиливание канавок
Приемы работы круглым напильником
159-160
Элементы детали
Элементы детали (фаска, галтель, лыска, буртик, паз, торец)
Назначение деталей
Образцы элементов
Слесарь -сборщик
161
Обозначение на чертеже
Обозначение разреза и сечения на чертеже
Производственные чертежи завода Урал
Чтение чертежей
Чертежи, образцы
162-166
Выполнение галтелей
Выполнение по инструкционной карте
Ориентиров-ка в пространстве
Образцы изделий
167-168
Изделие – струбцина подковообразной формы
Анализ образца и технологической карты
Подбор метчика и плашки по диаметру отверстия и стержня
Технологическая карта
169-177
Изделие – струбцина подковообразной формы
Нарезание резьбы
Ручные инструменты
Жестяницкие работы (26)ч
178
Развертка изделия
Развертка изделия с припуском на фальцы по кромкам и фальцевые швы
Станок для гибки кровельного железа г. Миасс
Математические действия
Рисунки ,учебник
179-184
Выполнение фальцевых швов
Инструмент для фальцевых швов
Образец шва
185-186
Обработка тонкого металла
Обработка тонкого металла: деформация, правила безопасности.
Жесть, кровельное железо.
Плакаты, рисунки
Профессия слесарь-жестянщик.
187
Изделие коробочка
Ориентировка в задании и по чертежу
188-190
Изделие коробочка
Правила безопасной работы с жестью
Образец изделия
191-192
Фальцевый шов
Фальцевый шов: конструкции( одинарный, одинарный угловой донный), технические требования
Разметка фальца по ширине шва
Образцы фальцевых швов
193
Изделие ванночка
Планирование работы
Инструмент для работы с картоном
194-199
Изделие ванночка
Соединение фальцевым швом
Образец изделия
200-201
Паяние мягким припоем Электропаяльник Припой, флюсы. Правила безопасности
Паяние мягким припоем Электропаяльник: устройство, применение. Припой: назначение виды Флюсы: назначение, виды. Правила безопасности и гигиены при паяний.
Пайка проводов при сборке автомобилей «Урал «
Учебник, рисунки
Образцы флюса, припоя.
Профессия- лудильщик
202-204
Паяние мягким припоем
Безопасности в паянии
Обработка металла без снятия стружки. (4)час
205
Применение литья в промышленности
Общее представление о литейном производстве
Литейное производство завода «Урал»
Черные металлы
Рисунки
Книга
206
Металлы применяемые в литье
Наиболее распространенные в литейном деле металлы (чугун, сталь, алюминий, бронза,)
Черные металлы
Рисунки
Книга
Формовщик в литейном производстве
207
Плавка свинца в муфельной печи
Правила безопасности при плавке
208
Обработка металлов давлением: Виды(ковка, горячая и холодная штамповка,)
Электрическо-готока. Проводники и изоляторы, тепловое действие тока.
Электросети региона Урала
Правила безопасности при пользовании электроприборами
Книги
Рисунки
Профессия- электрик
211
Сила тока, напряжение, сопротивление
Понятие силы тока, напряжение, сопротивление.
книги
212
Схема электроприбора
Схема прохождения тока в электроприбо-ре
213
Ремонт утюга
Схемы
Рисунки
Слесарь - электромонтер
214
Напряжение в сети, изоляция.
Напряжение в электросети
Требования к изоляции проводника тока.
Сохранность изоляции проводов
215
Неисправности электроприборов
Типичные неисправности в электроприборе: обрыв цепи,замыкание на корпус, подгорание соединений, механические неисправности.
Электроплита «мечта»
Производство
г. Златоуст.
образцы
216
Ремонт электроплитки
Подбор инструмента
Гаечный инструмент
Самостоятельная работа (3ч)
217
Изделие коробка из кровельной стали
Анализ образца
Планирование работы
Безопасности в работе
218-219
Изделие коробка из кровельной стали
Образец изделия
Практические работы (11)ч
Выполнение жестяницких работ по заказу школы.
220-223
Изделие уголки для оконных рам
Планирование работы
Безопасности в работе
Образец
чертежи
Бытовые изделия жестянщика
224
Изделие грабли огородные
Ориентировка в задании и по чертежу
225-231
Изделие грабли огородные
Ручной инструмент
4 четверть
Вводное занятие. 2ч
232-233
План работы на четверть. Правила техники безопасности.
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Плакаты
Инструкции
Изготовление контрольных инструментов. (3)ч
234
Контрольно- измерительный инструмент.
Контрольно- измерительный инструмент повышенной точности. Виды , устройства.
Измерительные инструменты на автозаводе УРАЛ.
Мера длины: мм,
См,
Метр.
Инструменты , рисунки.
Применение инструмента повышенной точности токарем
235
Нониус
Использование нониуса при измерении.
Книги,
Штангенцир- куль, Плакат.
236
Притирочные материалы.
Притирочные материалы: назначение, виды.
Правила техники безопасности
Инструмент
Плакат.
Практические работы. (7)ч
237
Определение припуска на доводку.
Номинальный и допустимый размеры
Книги.
238-240
Закалка изделия. в муфельной печи
Закалка изделия. в муфельной печи
Закалка готовых изделий на заводе УРАЛ.
Безопасности в работе.
Образцы.
Профессия- термист
241-243
Доводка и притирка
Чистота обрабатываемой детали
Инструмент
Личная гигиена рабочего на производстве. (5)ч
244
Значение личной гигиены на производстве
Личная гигиена на производстве.
Рисунки
Плакаты.
Инженер по охране здоровья
245
Быстрое наступление усталости
Усталость: причины, влияние курения, употребление спиртных напитков, наркотиков.
Забота о здоровье рабочих на предприятии «КЕДР.»
Причины вредных привычек.
246
Роль физической культуры
Роль физической культуры и закаливания.
Рисунки
книги
247
Рациональная организация питания.
Гигиена питания.
Нормы питания
книги
248-249
Средства защиты при работе с (красками, щелочами.)
Средства защиты при работе с едкими материалами.
Безопасность в работе.
Книги, плакаты.
Основные виды обработки металла резанием. (12)ч
250-251
Метало режу -щие станки.
Группы металлорежущих станков: токарные, сверлильные, шлифовальные, фрезерные, строгальные
Профессия фрезеровщик на заводе «Базальт»
Книги.
Станочник на станках с Ч.П.У.
252
Виды работ.
Работы выполняемые на станках каждой группы.
Книги.
253-254
Режущий инструмент.
Режущий инструмент: принцип работы.
Клин-основа регулирующего инструмента.
Образцы.
255-256
Обычные станки
Обычные станки, полуавтоматы, автоматические линии
Станки на заводе «УРАЛ».
Рисунки, плакаты.
257
Основные движения рабочих органов станков.
Движения резания и движения подачи
Группы станков.
Книги.
258
Виды движений.
Прямолинейное и криволинейное, вращатель-
ное и поступатель-ное
Рисунки.
259
Правила безопасности.
Правила безопасности на территории завода, цеха.
Охранный режим
инструкции
260-262
Экскурсия на завод «кедр»
Экскурсия на металлообрабатывающее предприятие. Механический цех
Предприятия Урала.
Слесарь –сборщик. Поточная сборка узлов и агрегатов
Контрольная работа.(4)ч
263
Изделие- прижимная планка.
Составление плана работы
Составление плана, безопасность в работе.
Образец, чертежи.
264-266
Изделие- прижимная планка
Слесарный инструмент
Практическое повторение. (45)ч
267-268
Изделие- натяжной винт
Ориентировка по чертежу и образцу изделия
Технологичес-кая карта
Токарь – универсал. Карусельные станки
269-274
Изделие- натяжной винт.
Нарезание наружной резьбы.
Образец
Инструкционная карта.
275-277
Изделие гайка-барашек.
Ориентировка по чертежу и образцу изделия
Резьбовые соединения при сборке мебели «ИВКОР»
Нарезание внутренней резьбы
Образец
Инструкционная карта
278-284
Изделие гайка-барашек.
Нарезание внутренней резьбы
285-288
Опиливание по разметке.
Выбор напильника
Приемы опиливания
Образцы напильников
289-294
Обработка деталей шкурками.
Безопасности в работе
Виды шкурок
Профессия - шлифовальщик
295-300
Выполнение одинарных фальцевых швов
Ориентировка по чертежу и образцу
виды фальцевых швов
Образцы соединений
301-305
Опиливание цилиндрической поверхности
Работа по инструкционной карте
Правила безопасности при опиливании
напильники
Токарь на строгальном станке
306-309
Пропиливание полукруглых канавок.
Чистка напильника от стружки
Сбережение напильников
напильники
Критерии оценки знаний и умений на уроках профессионально-трудового обучения
за теоретические знания
«5» - ставится, если ученик усваивает теоретический материал, понимает, какие именно действия и в какой последовательности она должна выполнять поставленную задачу в рамках содержания материала.
- Уровеньсформированности знаний высокий.
«4» - ставится, если ученик, усваивает материал, может достигать поставленной цели, но не всегда последовательно
и целеустремленно.
- Уровень сформированности знаний средний.
«3» - ставится, если ученик слабо усваивает теоретический материал.
Критерии оценки знаний и умений
на уроках профессионально-трудового обучения за выполнение практической работы «5» - ставится за безошибочное выполнение работы,
выполненную в соответствии с планом, инструкционной картой за отведённое на выполнение время.
«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными нарушениями. Нарушен порядок работы по инструкции или по плану.
«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями:
- значительные нарушения выполнения последовательности плана работы или порядка работы по инструкции;