Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету"Слесарное дело" 6кл.»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______/ В.М. Лукашевич/
«29» августа 2023г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________ /О.Г. Аксенова/
Приказ №_159_
от «29» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
_Слесарное дело
6 класс
на 2023 -2024 учебный год
Составитель рабочей
программы Учитель слесарного дела
Высшей категории Шныр В.Л.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № __ от «__» августа 2023г.
Руководитель ШМО ______ /А.В.Садовникова_/
Структура рабочей программы по
профильному труду
Структура рабочей программы предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;
8. Приложение (контрольно-измерительные материалы, содержание НРК, содержание профминимума, критерии оценивания).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профильному труду составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115» (с изменениями от 11 февраля 2022 г. №69).
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы.
- Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2021 N 62645).
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2023г. № 02/1834 «О внедрении единой модели профессиональной ориентации (профессиональный минимум)».
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2023-2024 учебный год
Миссия СКО школы-интерната VIII вида: «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализации её на уроках.
Цель уроков слесарного дела СКО школы - интерната VIII вида – формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Основными задачами преподавания по слесарному делу являются:
1.Коррекция недостатков психофизических особенностей учащихся.
2. Развитие качеств личности учащихся, необходимых в современном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).
3. Воспитание черт характера, способствующие адаптации в коллективе.
4. Привитие любви к труду.
5. Формирование навыков выполнения ручной обработки металла.
2.Общая характеристика учебного предмета ,с учетом особенностей его освоения обучающимися.
В начале обучения помощь осуществляется максимально. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также учащихся. условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы. Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результатов работы, а также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по обработке приемов опиливания металла, изучению устройства станков и приспособлений со специализацией по профессии «Слесарь механосборочных работ»
В 6 классе учащиеся знакомятся с ручными приемами обработки листового металла и проволоки , с устройством сверлильного станка.. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов сверления. Построение простейших чертежей и изготовлению шаблонов. Работа с инструкционными картами. Умения пользоваться измерительным и контрольным инструментом..
В программе не указано количество часов, отведённых на изучение той или темы. Учитель исходя из уровня подготовленности учащихся сам определяет продолжительность преподавания. По той же причине не дано содержание некоторых контрольных работ.
Обучение слесарному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение слесарных работ формирует у них эстетическое представление, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Для проведения уроков слесарного дела в кабинете имеются все необходимое оборудование и инструменты (для практической и теоретической работ)
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по в профильному труду в соответсвии с АООП( 1 вариант) рассчитана на 34 учебных недели (204 часов, по 6 часов в неделю).
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим
образом.
Тема
Количество часов
Вводное занятие
8
Изготовление деталей прямоугольной формы
9
Опиливание криволинейной кромки
12
Практические работы
15
Опиливание широкой поверхности
14
Рубка металла на плите
10
Резание металла ножовкой
12
Тонколистовой металл
24
Разметка и обработка прямоугольной формы
16
Выполнение изделия по технологической карте
5
Сверление
10
Изготовление садово- огородного инвентаря
9
Соединение деталей заклепками с потайной головкой
10
Правка и гибка металла
10
Самостоятельные работы
8
Практическое повторение
30
Итого:
204
В соответствии с АООП на изучение регионального содержания профессионально-трудового обучения отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.
Распределение НРК по крупным темам
Тема
Кол-во часов
Организация рабочего места слесаря
1
Слесарные тиски
1
Плоский напильник
1
Чертеж изделия
1
Устройство сверлильного станка
1
Изделие – детский молоток
1
Вводное занятие
1
Исправимый и неисправимый брак
1
Инструменты и приспособления для гибки и правки металла
1
Пластичность металла, элементы заклепки
1
Изделие-шайба из листовой стали
1
Технологическая карта
1
Изделие-запор форточный
1
Рубка по кривым линиям
1
Изделие –детские грабли
1
Опиливание плоскости под углом 90 градусов.
1
Рейсмус : устройство, назначение.
1
Установка штангенциркуля
1
Изделие – упорная планка
1
Практическое повторение
20
Национально-региональный компонент (НРК) представлен в виде элементов урока (от 5 до 15 минут).
Национально-региональный компонент
№
Наименование тем
Тема Н.Р.К. и краткое содержание
1
Изготовление деталей прямоугольной формы
Профессия слесарь на заводе «Урал»
2
Слесарные тиски.
Виды тисков на заводе «Урал»
3
Плоский напильник
Миасский напилочный завод.
4
Устройство сверлильного станка
Сверлильные станки на заводе Р.М.З.
5
Изделие, молоток детский
Поковки для молотков и зубил на Ч.М. заводе
6
Правила Т.Б.
Инженер по Т.Б. на заводе «Урал»
7
Неисправимый и неисправимый брак
О.Т.К. на заводе «Урал»
8
Инструменты для гибки правки металла
Кузнечный пресс в локомотивном депо г.Миасс
9
Изделие петля шарнирная
Товарный вид продукции на предприятиях города.
10
Элементы заклепки
Применение клепок при сборке кузовов на заводе «Урал»
11
Шайба из листовой стали
Применение изделий при сборке машин на заводе «Урал».
12
Технологическая карта
Технологические проекты используемые на предприятиях города
13
Изделие , запор форточный
Мебельная фарнитура фирмы «Фурниленд»
14
Рубка металла зубилом
Утренняя гимнастика и её влияние на работоспособность организма
15
Листовая рубка
Штамповочные прессы на заводе «Кедр»
16
Рубка по кривым линиям
Лазерная резка металла ,станки России
17
Чертеж
Чертежи и рисунки для работы на уроках в школе. Проверка заточки инструмента
18
Проверка заточки инструмента
Заточные станки России
19
Изделие, грабли детские
Садово- огородный инвентарь в магазинах г. Миасс
20
Изделие – упорная планка
Выполнение изделия упорной планки для зажимного винта столярного верстака.
Список используемой литературы для реализации НРК:
1.
«Почётные граждане города Миасса» А.П. Борисов, Миасс, 2008.
2.
«Отчий дом» В. Суродина, О. Суродина; Миасс, «Геотур», 2011
3.
Хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 10-11 класс» Т.Н. Крохалёва, Т.В. Соловьёва; ООО Издательский центр «Взгляд», 2003.
4.
«Южноуральская панорама событий и достижений (книга для чтения по краеведению)», А.П. Моисеев, А. В. Драгунов, выпуск 1, Челябинск; «АБРИС», 2006.
5.
«Природа Южного Урала (учебное пособие для учащихся 3-4 классов)»; Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский издательский торговый дом, 2001.
6.
«Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» И.С. Огоновская; Екатеринбург, Издательский дом «Сократ», 2006.
Содержание профессионального минимума
№ урока
Дата
Тема урока
Содержание профессионального минимума
1
2.09
Т. Б. в слесарной мастерской. План работы на четверть.
Изделия изготавливаемые для профессиональных рабочих
9
Формы кромки деталей
Формовщик слесарь изготавливающий формы деталей
10
Работа циркулем
Чертежник-выполняющий по эскизам чертежи
11
Обработка кромок
Слесарь ручной обработки металла
12
Исправление брака
Дефектолог проверяющий качество готовых изделий
13
Инструменты и приспособления для гибки и правки металла
Слесарь жестянщик
14
Пластичность металла. Элементы клепки
Клепальщик слесарь соединяющий металл
15
Соединение и клепка деталей
Профессио-нальные инструменты применя-емые для соединения деталей
16
Изделие-шайба из листовой стали
Слесарь сборщик
17
Технологическая карта
Техник- технолог
18
Наладчик мебельной фарнитуры
Изделие – запор форточный
19
Рубка на плите
Профессия -штамповщик
20
Шаблон изделия, разметка заготовки по шаблону
Профессия - контролер
21
Продольное и поперечное опиливание.
Продольное и поперечное опиливание
22
Штангенциркуль Ш.Ц.-1
Слесарь - инструментальщик
23
Установка заготовки и проведение рисок.
Профессиональные разметочные инструменты
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник № 2 (профессионально-трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело).
С.А.Мирский, Б.А.Журавлев, Л.С.Иноземцева, Е.А.Ковалева, Г.В.Васенков, под редакцией В.В.Воронковой, 2011
Учебник – Слесарное дело 5- 6класс
И.Г Спиридонов. Г.П. Буфетов. В.Г.Копелевич
М.Просвещение, 2016г.
Справочный дидактический материал по слесарному делу Москва Владос. 2016 год.
В.Г.Патракеев
Москва Владос. 2016 год
Дидактический материал: карточки-задания по машиноведению, материаловедению, моделированию, коллекции режущего и сверлильного инструмента
Коррекция нарушений и развитие эмоционально - личностной сферы:
- развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале на каждом этапе урока;
- коррекция пространственной ориентировки при составлении плана предстоящей работы;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости при работе с инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при анализе выполненного изделия;
- релаксационные упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
На уроках профессионально-трудового обучения решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения); - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Личностные и предметные результаты учебного процесса
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально-значимых мотивов учебной деятельности;
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этнических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Достаточный уровень:
Проверка качества кроя, соответствия цвета изделий, ниток, пуговиц и прикладного материала;
Проверка исправности и установки машинной иглы, регулировки натяжения и заправка нижней и верхней нитей;
Регулировка скорости машины при выполнении различного вида швов;
Распознание видов швейных материалов, их лицевую и изнаночную стороны;
Проверка качества выполненной работы;
Соблюдение требований безопасности труда, внутреннего распорядка и пожарной безопасности;
Соблюдение правил работы на швейной машине, регулирование частоты строчек и натяжения нити, правил смены игл и шпуль;
Распознание видов основных и вспомогательных швейных материалов, их назначение, пошивочные свойства;
Знакомство с наименованиями деталей изделия и способами их обработки;
Соблюдение технических условий выполнения операций, последовательность обработки деталей изделия в потоке.
Минимальный уровень:
Соблюдать правила техники безопасности;
Знать устройство швейной машины;
Освоить приемы работы швейной машины;
Уметь выполнять машинные строчки и швы;
Уметь обрабатывать прямые, косые и закругленные срезы в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях;
Уметь снимать мерки;
Уметь строить не сложный чертеж;
Уметь выполнять практические работы.
6 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Повторение пройденного в 5 классе. Повторение техники безопасности в мастерской. План работы на четверть.
Изготовление деталей прямоугольной формы
Изделия. Детали прямоугольной формы для будущих изделий (ручек для совков). Пластина для упражнений в разметке.
Теоретические сведения. Организация рабочего места слесаря. Требования к точности разметки. Припуск на обработку. Разметочные инструменты: устройство, назначение, сбережение, правила безопасной работы (чертилкой). Рубка в тисках по уровню губок: приемы, виды брака, меры по предупреждению. Слесарные тиски: назначение, устройство, правила сбережения. Различие металлов по твердости. Слесарное зубило и молоток: устройство, применение, правила безопасности при рубке металла. Плоский напильник: виды (драчевой, личной), назначение, устройство, сбережение. Опиливание металла: приемы, типичные ошибки, техника безопасности. Проверочная линейка и угольник: назначение, устройство, способы применения. Чертеж: применение, виды линий (сплошная основная, сплошная тонкая).
Умение. Работа зубилом.
Упражнения. Нанесение параллельных и перпендикулярных рисок. Рубка листовой стали по уровню губок с применением на-правителя и резиновой шайбы.
Практические работы. Организация рабочего места для разметки. Подготовка заготовок к разметке. Разметка от базовой кромки и от вспомогательной риски. Определение остроты заточки чертилки. Нанесение рисок по угольнику с полкой. Проверка правильности нанесений рисок. Разметка прямоугольника. Организация рабочего места для рубки. Разрубание металла за один и больше проходов
Организация рабочего места для опиливания. Закрепление детали в тисках. Опиливание прямоугольной кромки. Проверка опиленной кромки «на просвет». Последовательное опиливание кромок прямоугольной заготовки. Контроль опиливания по угольнику.
Резание металла ножовкой
Объекты работы. Заготовки для изделий из полосового, пруткового и листового материала. Кольца из труб для ручек инструментов.
Теоретические сведения. Слесарная ножовка: назначение, устройство, приемы работы, правила безопасности. Ножовочное полотно: устройство, свойство металла, предохранение от выкрашивания зубьев и излома. Способы образования начала реза. Резание с поворотом полотна.
Умение. Работа слесарной ножовкой.
Упражнения. Сборка ножовки. Резание кусков древесины твердой породы и обрезков алюминиевого проката.
Практические работы. Крепление металла в тисках. Установка ножовочного полотна. Разрезание полосы по широкой и узкой граням.
Сверление
Объекты работы. Детали для последующих изделий.
Теоретические сведения. Сверление, назначение, приспособления. Основные части настольного сверлильного станка. Спиральное сверло: устройство (рабочая часть, хвостовик). Назначение элементов. Устройство рабочей части: канавки, ленточки, режущие кромки. Причины поломки при работе, правила уборки. Кулачковый сверлильный патрон. Машинные тиски. Назначение зенкования отверстия. Устройство зенковки. Безопасность труда при сверлении и зенковании.
Практические работы. Установка сверлильного патрона. Крепление сверла в патроне. Крепление плоской детали в машинных тисках. Контроль за началом сверления. Удаление сверла из сверлильного патрона и патрона из шпинделя станка. Сверление сквозных отверстий.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление молоточка детского с квадратным бойком и одним скосом (для слабых учащихся) или двумя скосами (для более подготовленных).
Самостоятельная работа
Изготовление прямоугольной заготовки для последующего изделия. Отпиливание под угольник.
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Опиливание криволинейной кромки
Изделия. Вешалка с фигурным основанием (размечается по шаблону). Основание для ручки оконной.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая формы кромки детали. Разметочный циркуль: назначение, приемы пользования, правила безопасности при работе. Напильники: виды (круглый, полукруглый), назначение видов. Понятие исправимый и неисправимый брак изделия. Чертеж: назначений линий (штрихпунктирная).
Умение. Работа разметочным циркулем.
Практические работы. Определение пригодности заготовки. Разметка центров окружностей и дуг, центров отверстий. Кернение прямых линий и закруглений. Кернение центров отверстий. Выбор напильника для выполнения профиля скругления. Обработка кромок поперечным опиливанием. Проведение по кромке продольного штриха. Притупление острых углов.
Правка и гибка металла
Изделия. Вешалка. Дужка для ручки оконной. Петля шарнирная из металла толщиной 1 мм.
Теоретические сведения. Понятие упругость металла. Виды изгиба полосового металла. Инструменты и приспособления для гибки и правки: молоток с незакаленным бойком, киянка, плита, ручной пресс, призмы, оправки. Брак при правке и гибке: виды, исправления. Правила безопасности при гибке металла.
Умение. Проверка качества работы на глаз, по образцу и шаблону.
Практические работы. Правка толстой проволоки и прутков на плите. Проверка правки на глаз. Правка полосового металла на плите и в тисках.
Сгибание кольца на стержне. Сгибание скоб на оправках в тисках. Проверка гибки по образцу и шаблону.
Соединение деталей заклепками с потайными головками
Изделия. Подставка для комнатных растений из полос. Подставка для утюга из полос. Вешалка-кронштейн. Подцветочник настенный.
Теоретические сведения. Пластичность металла. Заклепка: элементы (закладная головка, стержень, замыкающая головка). Расчет длины в зависимости от диаметра и толщины соединения деталей. Зависимость прочности заклепочного соединения от качества заклепки. Личной напильник: назначение, причина и следствие забивания насечки опилками.
Умение. Работа личным напильником.
Упражнение. Выполнение заклепочных соединений на материалоотходах.
Практические работы. Обеспечение совпадения отверстий соединяемых деталей при сверлении. Зенкование отверстий для замыкающей головки. Закрепление материала, осадка, расклепывание. Соединение стержня с пластиной склеиванием. Крепление деталей для отделки в тисках с накладными губками, на деревянном бруске. Отделка личным напильником плоских поверхностей. Очистка насечки личного напильника. Шлифовка шкуркой, закрепленной на деревянном бруске.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление петель шарнирных, крючков оконных из листовой стали, выполнение заказов школы.
Самостоятельная работа
Изготовление шайб из листовой стали
Ill четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Выполнение изделия по технологической карте
Изделия. Задвижка дверная. Запор форточный. Останов для оконной фрамуги.
Теоретические сведения. Понятия трудовая операция, прием (способ выполнения операции). Технологическая карта: виды (применяемая на производстве, применяемая в школьной мастерской), состав (эскиз изделия, описание приемов выполнения, чертеж, указание материала, инструментов, приспособлений). Правила нанесения размеров на чертеже.
Практические работы. Изготовление задвижки, затвора и останова по школьным технологическим картам.
Рубка на плите
Объекты работы. Заготовки к последующим изделиям.
Теоретические сведения. Рубка на плите: назначение, особенности воздействия зубила на металл по сравнению с рубкой в тисках по уровню губок. Зубило: форма заточки для рубки по кривым линиям, поза работающего, приемы работы, техника безопасности. Крейсмейсель: назначение. Правила безопасной работы при рубке на плите.
Умение. Работа зубилом.
Упражнение. Рубка на плите с предохранительной шайбой.
Практические работы. Разрубание полосы. Рубка листа по пря-, мым линиям. Вырубание прямоугольных уступов и окон в тонколистовой стали. Рубка и отламывание пруткового материала. Рубка по кривым линиям.
Плоскостная разметка и обработка деталей по чертежу
Изделия. Мотыжка-полольник. Отвертка.
Теоретические сведения. Чертеж — основной документ для выполнения изделия. Требования к разметке. Циркули разметочные. Понятие точность измерения. Точность измерения линейкой. Пересекающиеся и перпендикулярные линии на плоскости. Сопряжение пересекающихся и параллельных прямых дугой окружности данного радиуса.
Упражнения. Проведение окружностей заданного радиуса: на бумаге — чертежным циркулем, на разметочной пластине — разметочным циркулем. Проведение циркулем рисок, параллельных базовой стороне.
Практические работы. Проверка исправности и заточки разметочных инструментов. Закрепление детали для разметки. Разметка сопряжения пересекающихся и параллельных прямых. Накернивание рисок и центров сверления. Нанесение риски, параллельной базовой стороне, с помощью циркуля. Нанесение рисок, параллельной и перпендикулярной базовой кромке, по угольнику с полкой и линейкой.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление приспособления для удаления сорняков, грабель огородных детских цельнометаллических.
Самостоятельная работа
Изготовление деталей задвижек, форточных запоров и др.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Опиливание широкой поверхности*
Изделие. Молоток с квадратным бойком.
Теоретические сведения. Понятия плоская и криволинейная поверхности (объяснение на конкретных примерах). Напильник: виды по форме сечения (поперечный, плоский, квадратный, трехгранный, полукруглый, круглый), по насечке (драчевый, личной, бархатный), назначение разных видов, правила сбережения, виды плоского напильника (тупоносый, остроносый). Использование остроносого плоского напильника. Применение масла и мела при работе личным напильником. Штангенциркуль ШЦ-1: назначение, устройство, приемы работы.
Умение. Работа с штангенциркулем.
Практические работы. Продольное и поперечное опиливание плоскости с контролем лекальной линейкой. Перекрестное опиливание с контролем по штрихам. Опиливание плоскости, расположенной под углом 90 градусов к базовой. Опиливание параллельных плоскостей. Опиливание смежных плоскостей, расположенных под тупым углом.
Пространственная разметка
Изделие. Молоток с квадратным бойком.
Теоретические сведения. Разметка: виды (пространственная, плоскостная), назначение, разница между видами. База для пространственной разметки: правила выбора, инструменты и приспособления: (рейсмус, штангенциркуль). Рейсмус: устройство, назначение, правила безопасного обращения.
Упражнения. Установка рейсмуса (штангенрейсмуса) на заданный размер. Проведение параллельных горизонтальных и вертикальных рисок с помощью приемов пространственной разметки.
Практические работы. Определение пригодности заготовки. Подготовка поверхности заготовки к разметке. Выбор базовой поверхности. Установка заготовки на разметочной плите. Проведение горизонтальных рисок рейсмусом (штангенрейсмусом). Проведение вертикальных рисок по угольнику. Установка штангенциркуля на заданный размер с точностью до 1 мм. Чертеж детали в прямо-
угольных проекциях (главный вид, вид сверху, вид слева). Линия невидимого контура (штриховая).
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление упорной планки для зажимного винта столярного верстака.
Контрольная работа
Изготовление задвижки дверной, мотыги и т. п.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Основные санитарно-гигиенические требования.
Правила поведения и безопасной работы в слесарной мастерской.
Организацию рабочего места.
Подготовку рабочей одежды, и инструментов.
Простейшие сведения по металловедению.
Программный материал по оборудованию.
Программный материал по технологии обработки металла.
Основы трудового законодательства.
Учащиеся должны уметь:
1. работа ручным слесарным инструментом
2. Ориентировка по образцу и чертежу изделия.
3. Разметка детали
4. правила безопасности при выполнении слесарных работ
8. Соединение деталей с помощью слесарного инструмента.
9. Экономия металла.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создаёт учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. В конце каждой четверти проводятся самостоятельные работы (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу. Два раза в учебный год проводятся контрольные срезы знаний, умений, навыков, полученных на уроках профессионально-трудового обучения. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущим им недостатков.
Самостоятельные работы
по профессионально-трудовому обучению
(слесарное дело) в 6 классе.
Дата
Содержание контрольной работы
I четверть
Изготовление прямоугольной заготовки. Опиливание под угольник
II четверть
Изготовление шайб из листовой стали
III четверть
Изготовление деталей задвижек, форточных запоров
IV четверть
Изготовление задвижки дверной, мотыги.
Контрольные срезы
на начало учебного года в 6 классе
1. виды напильников, правила безопасной работы
2. приемы рубки металла
№
п/п
Ф.И. учащихся
оценки
% успеваемости
1.
2.
3.
Контрольные срезы
на конец учебного года в 6 классе
1. Правила безопасной работы на сверлильном станке
2. Соединение деталей заклепками с потайной головкой
№
п/п
Ф.И. учащихся
оценки
% успеваемости
1.
2.
3.
Критерии оценки знаний и умений
на уроках профессионально-трудового обучения
за теоретические знания
«5» - ставится, если ученик усваивает теоретический материал, понимает, какие именно действия и в какой последовательности она должна выполнять поставленную задачу в рамках содержания материала.
- Уровень сформированности знаний высокий.
«4» - ставится, если ученик, усваивает материал, может достигать поставленной цели, но не всегда последовательно и целеустремленно.
- Уровень сформированности знаний средний.
«3» - ставится, если ученик слабо усваивает теоретический материал.
Критерии оценки знаний и умений
на уроках профессионально-трудового обучения
за выполнение практической работы
«5» - ставится за безошибочное выполнение работы, выполненную в соответствии с планом, инструкционной картой, за отведённое на выполнение время.
«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными нарушениями. Нарушен порядок работы по инструкции или по плану.
«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями:
- значительные нарушения выполнения последовательности плана работы или порядка работы по инструкции;
№
п\п
Наименование тем
Кол-во часов
Дата
Вид деятельности
Тема и содержание НРК
Материал для повторения
Наглядные пособия
Професси -ональный минимум
Вводное занятие
2ч
1четверть
1-2
Т. Б. в слесарной мастерской. План работы на четверть.
2
1.09
Правила безопасной работы слесарным инструментом Записи в тетрадях
Плакаты инструкции
Профессия – слесарь механосборочных работ
Изготовление деталей прямоугольной формы
19ч
3
Организация рабочего места слесаря
1
4.09
Порядок на верстаке во время работы и по окончании Проверка ручного инструмента
Профессия- слесарь на заводе Урал
Правила безопасной работы
4-5
Требования к точности разметки, припуск на обработку
2
4.09
6.09
Требования к точности разметки, припуск на обработку Разметка прямоугольной заготовки
Измерительный инструмент
6
Разметочные инструменты
1
6.09
Применение разметочных инструментов Заточка чертилки , кернера