Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Слесарное дело"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______/ В.М. Лукашевич/
«29» августа 2023г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________ /О.Г. Аксенова/
Приказ №_159_
от «29» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету Профильный труд
_Слесарное дело
7 класс
на 2023 -2024 учебный год
Составитель рабочей
программы Учитель слесарного дела
Высшей категории Шныр В.Л.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № __ от «__» августа 2023г.
Руководитель ШМО ______ /А.В.Садовникова_/
Структура рабочей программы по
профильному труду
Структура рабочей программы предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;
Приложение (контрольно-измерительные материалы, содержание НРК, содержание профминимума, критерии оценивания).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профильному труду составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115» (с изменениями от 11 февраля 2022 г. №69).
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы.
- Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2021 N 62645).
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2023г. № 02/1834 «О внедрении единой модели профессиональной ориентации (профессиональный минимум)».
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2023-2024 учебный год
Миссия СКО школы-интерната VIII вида: «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализации её на уроках.
Цель уроков слесарного дела СКО школы - интерната VIII вида – формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Основными задачами преподавания по слесарному делу являются:
Коррекция недостатков психофизических особенностей учащихся.
Развитие качеств личности учащихся, необходимых в современном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).
Воспитание волевых качеств личности, способствующих в адаптации к предстоящей трудовой деятельности
Привитие любви к труду.
Формирование навыков самостоятельной работы на учебных станках.
2.Общая характеристика учебного предмета, учетом особенностей его освоения обучающимися.
В начале обучения помощь осуществляется максимально. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также учащихся. Условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы. Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результатов работы, а также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по обработке приемов опиливания металла, изучению устройства станков и приспособлений со специализацией по профессии « Слесарь механосборочных работ»
В 7 классе учащиеся знакомятся с токарным делом. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на токарном станке. Формирование навыков обработки металла проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 7 класса включены темы по опиливанию плоскостей, нарезанию резьбы, правка и гибка металла, построению чертежа.
В программе не указано количество часов, отведённых на изучение той или темы. Учитель исходя из уровня подготовленности учащихся сам определяет продолжительность преподавания. По той же причине не дано содержание некоторых контрольных работ. Обучение слесарному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение работ из жести формирует у них эстетическое представление, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Для проведения уроков слесарного дела в кабинете имеются все необходимое оборудование и инструменты (для практической и теоретической работы).В рабочей программе выделены практическое повторение, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Слесарное дело – математика
Слесарное дело – черчение
Слесарное дело – чтение и развитие речи
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по в профильному труду в соответсвии с АООП( 1 вариант) рассчитана на 34 учебных недели (272 часов, по 8 часов в неделю).
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим
образом.
Тема
Количество часов
Вводное занятие
8
Выполнение прямоугольного отверстия
9
Токарное дело
30
Свойства и применение металлов
7
Распиливание отверстий и пройм
25
Опиливание плоскостей сопряженных под разными углами
15
Нарезание резьбы вручную
14
Тонколистовой металл
35
Изготовление контрольных инструментов
12
Обработка металла резание
13
Сверление
8
Изготовление садово - огородного инвентаря
12
Соединение деталей заклепками с потайной головкой
10
Правка и гибка металла
16
Самостоятельные работы
15
Практическое повторение
40
Итого:
272
В соответствии с АООП на изучение регионального содержания профессионально-трудового обучения отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.
Распределение НРК по крупным темам
Тема
Кол-во часов
Вводное занятие
1
Качество выполнения изделия
1
Работа надфилем
1
Приемы сверления при уводе
1
Изделие-ключ накидной
1
Железная руда
1
Физические свойства металла
1
Демонстрация опытов
1
Токарный станок
1
Штангенциркуль-точность и предел измерения
1
Причины брака и поломки резца
1
Работа на токарном станке
1
Изделие-угольник крепежный
1
Изделие-вороток для метчиков
1
Характеристика напильников по насечке
1
Работа штангенциркулем
1
Станки с Ч.П.У.
1
Операционная карта
1
Обозначение резьбы, таблица для основной резьбы
1
Виды брака при работе с жестью
1
Понятие взаимозаменяемости деталей
1
Резьба- профили ,соединение
1
Понятие допуск размера
1
Приемы удаления заклепок
1
Технические требования к садово-огородному инвентарю
1
Стали их назначение
1
Практическое повторение.
27
Национально-региональный компонент (НРК) представлен в виде элементов урока (от 5 до 15 минут).
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник № 2 (профессионально-трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело).
С.А.Мирский, Б.А.Журавлев, Л.С.Иноземцева, Е.А.Ковалева, Г.В.Васенков, под редакцией В.В.Воронковой, 2011
Учебник – Слесарное дело 7-8класс
И.Г Спиридонов. Г.П. Буфетов. В.Г.Копелевич
М.Просвещение, 2016г.
Справочный дидактический материал по слесарному делу Москва Владос. 2016 год.
В.Г.Патракеев
Москва Владос. 2016 год
Дидактический материал: карточки-задания по машиноведению, материаловедению, моделированию, коллекции режущего и сверлильного инструмента
Коррекция нарушений и развитие эмоционально - личностной сферы:
- развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале на каждом этапе урока;
- коррекция пространственной ориентировки при составлении плана предстоящей работы;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости при работе с инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при анализе выполненного изделия;
- релаксационные упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
На уроках профессионально-трудового обучения решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения); - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Личностные и предметные результаты учебного процесса
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально-значимых мотивов учебной деятельности;
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этнических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Достаточный уровень:
Проверка качества кроя, соответствия цвета изделий, ниток, пуговиц и прикладного материала;
Проверка исправности и установки машинной иглы, регулировки натяжения и заправка нижней и верхней нитей;
Регулировка скорости машины при выполнении различного вида швов;
Распознание видов швейных материалов, их лицевую и изнаночную стороны;
Проверка качества выполненной работы;
Соблюдение требований безопасности труда, внутреннего распорядка и пожарной безопасности;
Соблюдение правил работы на швейной машине, регулирование частоты строчек и натяжения нити, правил смены игл и шпуль;
Распознание видов основных и вспомогательных швейных материалов, их назначение, пошивочные свойства;
Знакомство с наименованиями деталей изделия и способами их обработки;
Соблюдение технических условий выполнения операций, последовательность обработки деталей изделия в потоке.
Минимальный уровень:
Соблюдать правила техники безопасности;
Знать устройство швейной машины;
Освоить приемы работы швейной машины;
Уметь выполнять машинные строчки и швы;
Уметь обрабатывать прямые, косые и закругленные срезы в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях;
Уметь снимать мерки;
Уметь строить не сложный чертеж;
№
п\п
Наименование тем
Тема НРК и краткое содержание
1
Повторение пройденного в 6 классе. План работы на четверть
План выпуска продукции на заводе « Урал»
2
Качество выполнения изделия
Контроль качества изделий на заводах России
3
Работа надфилем
Миасский напилочный завод
4
Приемы сверления при уводе
Станкостроительный завод в регионе
5
Изделие-ключ накидной
Конструкторское бюро на заводе «Урал»
6
Железная руда
Разновидности руды в «Ильменском» музее
7
Физические свойства металла
Литейное производство г.Миасс
8
Демонстрация опытов
Печи для переплавки металла в регионе
9
Токарный станок
Отечественные станки в Регионе
10
Штангенциркуль-точность и предел измерения
Контрольные инструменты используемые на заводах «Урала»
11
Причины брака и поломки резца
Сохранность инструментов на заводе «Урал»
12
Работа на токарном станке
Продолжительность работы и время отдыха на заводах Региона
13
Изделие-угольник крепежный
Производственные чертежи заводов Региона
14
Изделие-вороток для метчиков
Назначение и применение выпускаемых изделий на предприятиях Миасса
15
Характеристика напильников по насечке
Миасский напилочный завод
16
Работа штангенциркулем
Высокоточный инструмент на заводах «России»
17
Станки с Ч.П.У.
Профессия токарь-универсал на заводе «Урал»
18
Операционная карта
Наряд-задание на смену . Предприятия города Миасс.
19
Обозначение резьбы, таблица для основной резьбы
Нарезные и накатные станки на заводе «Урал»
20
Резец: виды , устройство
Резцы для обработки деталей на предприятии «Трек»
21
Понятие взаимозаменяемости деталей
Демонстрация опытов
22
Виды брака при работе с жестью
Брак при выполнении кровельных работ
23
Резьба- профили ,соединение
Виды резьбы, обозначение на чертеже Работа с чертежами и рисунками
24
Понятие допуск размера
Чтение чертежа
25
Приемы удаления заклепок
Способы удаления заклепок
26
Требования к садово – огородному инвентарю
Особенности материала для данных изделий Демонстрация на образцах
27
Стали их назначение
Виды сталей
Список используемой литературы для реализации НРК:
1.
«Почётные граждане города Миасса» А.П. Борисов, Миасс, 2008.
2.
«Отчий дом» В. Суродина, О. Суродина; Миасс, «Геотур», 2011
3.
Хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 10-11 класс» Т.Н. Крохалёва, Т.В. Соловьёва; ООО Издательский центр «Взгляд», 2003.
4.
«Южноуральская панорама событий и достижений (книга для чтения по краеведению)», А.П. Моисеев, А. В. Драгунов, выпуск 1, Челябинск; «АБРИС», 2006.
5.
«Природа Южного Урала (учебное пособие для учащихся 3-4 классов)»; Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский издательский торговый дом, 2001.
6.
«Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» И.С. Огоновская; Екатеринбург, Издательский дом «Сократ», 2006.
Содержание профессионального минимума
№ урока
Дата
Тема урока
Содержание профессионального минимума
1
1.09
Повторение в 6 классе. План работы на четверть
Профессия – слесарь механосборочных работ
2
6.09
Приемы работы надфилем
Подгоночный инструмент для подгонки деталей слесарем лекальщиком
3
8.09
Изделие- ключ накидной
Профессиональные ключи для сборки разборки слесарем- механиком
4
14.09
Черные и цветные металлы
Профессия –геолог поисковик разных видов металла
5
15.09
Черные металлы –сталь и чугун
Профессия -литейщик
6
4.10
Работа на токарном станке
Профессия
токарь виды токарных станков
7
27.10
Анализ изделия в групповой беседе, качество выполнения
Контролер О.Т.К. на заводе «Урал»
8
План работы на четверть.
Техника безопасности
Специалист по охране труда
9
Работа разметочным транспортиром
Програмист - составление алгоритма для дальнейшего вида деятельности
10
Виды токарных станков
Профессия токарь- универсал
11
Заготовки для болтов и винтов
Крепежные резьбовые детали для слесаря- сборщика
12
Нарезание резьбы
Резчик- станки для нарезания
13
Установка и проверка резцов
Виды токарных работ по сложности обучения
14
Изделие- специальные болты для стяжки
Чертежник- конструкторское бюро
15
Получение и применение тонколистового металла
Профессия слесарь -жестянщик
16
Кровельная сталь : черная, оцинкованная
Профессия -гальваник
17
Изделие –поддон для цветов
Профессия-штамповщик деталей
18
Использование в технике равноплечного и неравноплеч-ного рычагов
Профессия техник –технолог оборудования
19
Устройство, назначение сверлильного станка
Слесарь –наладчик станков
20
Правила безопасности при нарезании резьбы
Инженер по технике безопасности
21
Изделие- совок для мусора
Уборочный инвентарь дворника
22
Понятие допуск размера, виды размеров
Профессия- инструментальщик
23
Виды дефектов инвентаря и оборудования
Дефектолог на производстве
24
Назначение и устройство задней бабки
Токарь станков с Ч.П.У.
25
Понятие износостойкость инструмента
Профессия кузнец, закалка изделий
26
Изготовление рыхлителя для сельскохозяйственных работ
Ручной инструмент колхозника
27
Ремонт садового огородного инвентаря
Профессия -садовник
7 КЛАСС I четверть
Вводное занятие
Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Техника безопасности.
Выполнение прямоугольного отверстия
Изделие. Ключ накидной для вентилей.
Теоретические сведения. Требования к точности и качеству выполнения изделия. Надфиль: виды, их устройства, формы сечения, правила, приемы работы, сбережения, техника безопасности. Расчет диаметра сверла для выполнения прямоугольного отверстия. Виды возможного брака при распиливании отверстия.
Умение. Работа надфилем.
Практические работы. Разметка изделия. Прием исправления начала сверления при уводе сверла. Пропиливание отверстия. Приемы предохранения от «поднутрения» сторон отверстия.
Свойства и применение металлов
Теоретические сведения. Железная руда: внешний вид, добыча, использование. Металл: применение, получение, виды (черный, цветной), свойства (физические, механические), сравнительная стоимость. Физические свойства металла: цвет, способность намагничиваться, плавкость, теплопроводность, тепловое расширение. Механические свойства металла: твердость, упругость, пластичность, обрабатываемость резанием. Черный металл: виды (сталь, чугун), получение, применение. Цветной металл: виды (мель, алюминий, олово, свинец), получение, применение. Внешний вид необработанной поверхности металла и его излома.
Демонстрация опытов. Теплопроводность металла. Тепловое расширение металла. Воздействие магнита на металл.
Теоретические сведения. Понятия вращательное и поступательное движения. Токарный станок: назначение, основные узлы (станина, передняя бабка, суппорт, задняя бабка, электродвигатель), правила безопасности работы. Назначение основных узлов. Диаметр детали. Устройство проходного резца. Правила установки резца и заготовки. Причины брака изделия и поломки резца. Центровая линия (штрихпунктирная).
Умение. Работа на токарном станке.
Упражнения. Установка размеров на штангенциркуле. Измерение штангенциркулем. Пуск и остановка станка. Установка заготовки в патроне. Установка резца. Управление суппортом. Установка резца на глубину резания. Снятие пробной стружки.
Практические работы. Установка на заданный размер и измерение штангенциркулем. Работа на токарном станке: установка детали в патроне; установка резца по центру задней бабки; проверка установки резца методом снятия пробной стружки; проверка установки детали на биение; продольная и поперечная подача суппорта вручную; обтачивание цилиндрической поверхности с контролем диаметра детали штангенциркулем.
Практическое повторение
Вид работы. Изготовление воротка простого для метчиков малых размеров.
Самостоятельная работа
Изготовление угольников крепежных для столярных изделий.
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Опиливание плоскостей, сопряженных под внешним и внутренним углами
Изделия. Угольник для работы с бумагой и картоном в младших классах. (Длина катетов 150—200 мм. Выполняется из листовой ста-
ли толщиной 5 мм). Угольник центроискатель (состоит из угольника (колодки) и линейки. К одной из сторон угольника на заклепках присоединяют линейку. Рабочая грань (кромка) линейки делит угол, образованный внутренними сторонами угольника, пополам).
Теоретические сведения. Разница между напильниками по числу насечек, приходящихся на 10 мм длины (характеристика напильников по насечке). Одинарная и двойная (перекрестная) насечка.
Понятие шероховатость поверхности детали. Обозначение шероховатости на чертежах при основных видах обработки металла. Транспортир: виды (школьный, разметочный), назначение, устройство, пользование.
Умение. Работа с разметочным транспортиром.
Упражнения. Измерение и откладывание заданного угла с помощью транспортира. Проведение параллельных линий с помощью штангенциркуля ШЦ-2.
Токарное дело: обтачивание ступенчатого валика, подрезание торцов и уступов
Объекты работы. Заготовки для болтов и винтов.
Теоретические сведения. Токарный станок: назначение коробки скоростей, коробки подач и фартука станка; рукоятки изменения частоты вращения, подачи; увеличение окружной скорости с ростом диаметра детали; влияние подачи на качество обработки поверхности. Подрезной резец: устройство, признаки затупления. Обтачивание с помощью продольной механической подачи и при подрезании: приемы, техника безопасности*. Операционная карта на токарную операцию.
Упражнения. Опробование станка. Установка скоростей, автоматическая подача детали (вхолостую). Подрезание торца или уступа.
Практические работы. Установка заданной частоты вращения шпинделя. Включение и выключение продольной механической подачи. Установка подрезного резца. Разметка заготовок. Обтачивание с применением продольной механической подачи.
Нарезание резьбы вручную
Объекты работы. Заготовки для болтов и гаек.
Теоретические сведения. Винтовая резьба: назначение, виды (наружная, внутренняя), элементы (наружный диаметр, профиль, шаг). Инструменты и приспособления для нарезания резьбы: виды (метчик, плашка, вороток, плашкодержатель), устройства, применение. Обозначение резьбы на метчиках и плашках. Таблица диаметров стержней и отверстий для основной резьбы. Смазка, применяемая при нарезании резьбы. Причины поломки метчиков и брака при резьбе. Обозначение резьбы на чертеже.
Практические работы: Выбор диаметра стержня и сверла для выполнения заданной резьбы. Нарезание резьбы в сквозном отверстии. Подготовка и проверка стержня для нарезания резьбы. Установка плашки в плашкодержателе. Нарезание резьбы клуппом. Проверка выполненной резьбы на глаз и резьбовым калибром.
Токарное дело: вытачивание наружной канавки, отрезание Объекты работы. Заготовки для винтов к струбцинам. Теоретические сведения. Резец: виды (прорезной, отрезной), устройство, установка, проверка установки. Выбор резца. Правила безопасности при вытачивании канавок и отрезании.
Практические работы. Установка и контроль прорезных и отрезных резцов. Последовательность вытачивания узких канавок за один проход. Вытачивание широких канавок. Измерение канавок штангенциркулем. Отрезание ручной подачей с одновременным расширением канавки, отрезание за счет поперечной подачи.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление струбцины (простые, раздвижные, двухвинтовые), нарезка гаек-барашков.
Самостоятельная работа
Изготовление двухвинтовой струбцины.
Ill четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Работа с тонколистовым металлом
Изделия. Поддон для цветов. Коробочка. Ванночка. Плакатодержатель. Лоток совка.
Теоретические сведения. Тонколистовой металл: получение, применение, правка на плите. Кровельная сталь: черная и оцинкованная. Черная и белая жесть. Свойства и применение этих материалов. Предохранение стали от ржавления.
Ножницы для разрезания металла. Их виды и назначение. Оправки для загиба кромок и углов коробочек. Киянка для работы с кровельным материалом и жестью. Виды брака при работе с кровельным материалом. Правила безопасной работы с тонколистовым металлом. Практические работы. Разметка развертки. Пометка линий разреза. Последовательность вырезания развертки. Наладка ножниц. Приемы безопасной работы ножницами. Загибание кромок и неразрезанных углов коробки. Окраска изделий эмалевой краской с помощью кисти.
Распиливание отверстия и проймы
Изделия. Рейсмус слесарный (с проймой для передвижения чертилки). Вороток раздвижной.
Теоретические сведения. Использование в технике равноплечного и неравноплечного рычагов. Понятие взаимозаменяемость деталей.
Практические работы. Подбор сверл по диаметру для рационального высверливания проймы (отверстия). Контроль опиливаемых кромок в пройме шаблоном. Притупление углов и выполнение фасок в отверстии (пройме) напильниками и надфилями. Отделка изделия шлифованием и полированием.
Сверление
Объекты работы. Заготовки к изделиям.
Теоретические сведения. Общее представление о вертикальном сверлильном станке: назначение, устройство.
Понятие коническая поверхность.
Практические работы. Крепление сверл с помощью переходных втулок. Удаление сверл и втулок. Биение сверла, его причины и меры устранения. Сверление с последующим рассверливанием. Сверление тонкого листового металла в пакете, с прокладкой, с прижимом.
Нарезание резьбы
Объекты работы. Детали к изделиям.
Теоретические сведения. Передача движения с помощью резьбового соединения. Резьба, профили (треугольный, прямоугольный), обозначение на чертеже, виды. Трубная резьба. Крепежная резьба: резьбомер, получение в промышленных условиях. Резьбы с мелким шагом. Левая и правая резьбы. Правила безопасной работы при нарезании резьбы.
Умение. Определение резьбы резьбомером.
Упражнение. Определение резьбы по наружному диаметру и шагу с помощью оттиска на бумаге, а также резьбомером.
Практические работы. Нарезание наружной резьбы раздвижными (призматическими) плашками. Определение резьбы на крепежных деталях разного назначения (резьбомером, измерением). Нарезание резьбы в глухих отверстиях.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление струбцины раздвижной, петли шарнирной.
Самостоятельная работа
Изготовление совка для мусора.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Изготовление контрольных инструментов
Изделия. Угольник с полкой для столярных работ. Угольник с колодкой.
Теоретические сведения. Понятие допуск размера. Размер: виды (номинальный, действительный). Отклонения (верхнее, нижнее). Величина допуска. Масштабы увеличения и уменьшения. Наибольший и наименьший предельные размеры. Штангенциркуль ШЦ-2.
Практические работы. Чтение чертежа. Уяснение технических требований к изделию. Выбор материала для заготовок. Изготовление и проверка деталей. Сборка и отделка изделия. Заключительный контроль выполненной работы. Штангенциркуль ШЦ-2.
Теоретические сведения. Технические требования к садово-огородному инвентарю. Особенности металла для данных изделий. Виды дефектов инвентаря (погнутости, разрывы деталей и т. п.). Приемы удаления заклепок. Прием гибки втулок на оправках. Смазка: назначение, виды (жидкая, густая). Керосин как очищающая жидкость. Опасность воспламенения керосина.
Практические работы. Правка погнутостей и заточка лопаты. Ремонт граблей и мотыги с заменой деталей.
Изготовление садово-огородного инвентаря.
Токарное дело: сверление на токарном станке
Изделия. Упорная втулка для сверления глухого отверстия. Шайба. Гайка. Натяжка для клепки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Основные санитарно-гигиенические требования.
Правила поведения и безопасной работы в слесарной мастерской.
Организацию рабочего места.
Подготовку рабочей одежды, материалов и инструментов.
Простейшие сведения по металловедению.
Программный материал по станкам и оборудованию.
Программный материал по технологии обработке металла
Основы трудового законодательства.
Учащиеся должны уметь:
1. работа ручным слесарным инструментом
2. Ориентировка по образцу и чертежу изделия.
3. Разметка детали
4. правила безопасности при выполнении слесарных работ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создаёт учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. В конце каждой четверти проводятся самостоятельные работы (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу. Два раза в учебный год проводятся контрольные срезы знаний, умений, навыков, полученных на уроках профессионально-трудового обучения. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущим им недостатков.
Контрольные работы
по профессионально-трудовому обучению
(слесарное дело) в 7 классе.
I четверть
Изготовление угольников крепежных для столярных изделий.
II четверть
Изготовление двухвинтовой струбцины
III четверть
Изготовление совка для мусор
IV четверть
Изготовление рыхлителя для сельхоз работ
Контрольные срезы
на начало учебного года в 7 классе
1. Способы соединения деталей заклепками.
2. Правила безопасной работы на сверлильном станке
3. Рейсмус-назначение, устройство
Контрольные срезы
на конец учебного года в 7 классе
1. Металл: применение, получение
2. Правила безопасности при нарезании наружной резьбы
3. Устройство токарного станка.
№п\п
Наименование тем
Кол-во
часов
Дата
Вид деятельности , словарь
Тема и содержание НРК
Материал для повторения
Нагляд-ные пособия
Профессиональный минимум
1 четверть
Вводное занятие (2ч)
1
Повторение в 6 классе. План работы на четверть
1
Повторение пройденного материала 6 класса. План работы на четверть , работа с книгой
План выпуска продукции на заводе "Урал"
Профессия – слесарь механосборочных работ
2
Техника безопасности
1
Техника безопасности в слесарной мастерской , при ручной обработке
Плакаты учебники
Выполнение прямоугольного отверстия (9ч)
3
Качество выполнение изделия
1
Требования к качеству выполнения изделия. Чистовая обработка готовых изделий
Контроль качество изделия на заводах "России"
Инструменты чистовой обработки
Образцы
4
Надфиль
1
Надфиль: виды. устройство, приемы работы, техника безопасности Демонстрация с показом
Образцы
5
Работа надфилем
1
Приемы работы надфилем
Миасский напилочный завод
Безопасности в работе
Подгоноч-ный инструмент для подгонки деталей слесарем лекальщиком
6
Расчеты диаметр сверла
1
Расчет диаметра сверла для прямоугольного отверстия. Диаметр
Учебники
7
Приемы сверления при уводе
1
Прием исправления при уводе сверла Увод
Станкостроительный завод «Регион»
Устройство сверлильного станка
8
Виды брака при распиливании
1
Виды возможного брака при распиливании отверстия Демонстрация с показом
Образец
9
Пропиливание отверстия
1
Пропиливание отверстия и выравнивание сторон
Образец
10
Изделие – ключ накидной
1
Ориентировка в задании и по чертежу
Конструкторское бюро на заводе «Урал»
Чертеж, образец
Профессиональные ключи для сборки разборки слесарем- механиком
11- 12
Ключ накидной
2
Выполнение изделия ключ накидной
Безопасность в работе
Свойства и применение металлов (6ч)
13
Железная руда
1
Железная руда: внешний вид, добыча, использование Образцы пород
Вид пород железняка в Ильменском музее
Учебники рисунки
14
Черный и цветной металлы
1
Металл: применение, получение, виды Образцы черного и цветного металлов
Образцы
Профессия
геолог-поисковик разных видов металла
15
Физические свойства металла
1
Физические свойства металла Демонстрация с показом
Литейное производство в г.Миассе
Учебники
16
Демонстрация опытов
1
Теплопроводность, тепловое расширение, воздействие магнита на металл
Прочность металла и других материалов
17
Механические свойства металла
1
Механические свойства металла Демонстрация с показом