Рабочая программа по учебному предмету "ТЕХНОЛОГИЯ", 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету "ТЕХНОЛОГИЯ", 5 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа включает общую характаристику предмета "Технология", личностные, метапредметные и предметные результаты нго освоения. В ней также учитывается основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "ТЕХНОЛОГИЯ", 5 класс»
Рабочая программа по Технологии, 5 класс
Пояснительная записка
Введение
Программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.
Программа включает общую характеристику предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.12.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Авторская программа по «Технологии». Тищенко А.Т. Синица Н.В., допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2012год;
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Основная образовательная программа Школы-интерната №10 ОАО «РЖД».
• компьютерные слайдовые презентации по разделам программы;
• плакаты по разделам «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов»;
Материально-техническая база:
• персональный компьютер;
• станки: сверлильный, токарный по дереву СТД-120 М, токарно-винторезный ТВ-6, горизонтально-фрезерный НГФ-110 Ш.
• инструменты и приспособления: рубанки, молотки, напильники, ножовки,стамески, зубило, киянки, ножницы по металлу, стусло и др.
Методическая литература:
Технология. Индустриальные технологии. Методическое пособие. 5 класс (издание второе доработанное), (М.: Издательский центр «Вентана–Граф», 2014);
Технология: программа 5-8 классы / А.Т. Тищенко Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2015.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
■ формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
■ освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
■ формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
■ овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов,
механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
■ овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
■ развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
■ формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
■ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
■ профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета «Технология».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено основное направление технологии: «Индустриальные технологии», в рамках которых изучается учебный предмет.
Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
■ культура, эргономика и эстетика труда;
■ получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
■ основы черчения, графики и дизайна;
■ элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
■ знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
■ влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
■ устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
■ методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
■ информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
■ основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
■ умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
■ умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
■ навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
■ навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
■ навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
■ навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
■ умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
■ умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы, с постепенным увеличением степени технологической сложности изготавливаемых изделий, зависимости от возрастных особенностей учащихся. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ обучающиеся должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения— учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в конце года обучения творческого проекта. Темы проектов соответствуют учебному плану программы и возрасту обучающихся. При организации творческой проектной деятельности обучающихся является обязательным проведение анализа потребительского назначения и стоимости продукта труда — изделия. Объект для творческого проектирования - это самостоятельный выбор обучающихся, он обеспечивает охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы швейного оборудования, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Место предмета «Технология» в учебном плане.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе программы Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Тищенко А.Т., Синица Р.В. Издательство: Москва «Вентана-Граф». 2015г
Учебным планом выделено на изучение в 5 классах, 2 часа в неделю, в год 68часов, что полностью соответствует количеству часов определенных программой – 68 часов.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
■ развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
■ активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
■ совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
■ формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
■ формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
■ трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
■ умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы
■ навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик, независимо от изучаемого направления, получает возможность
ознакомиться:
■ с основными технологическими понятиями и характеристиками;
■ с технологическими свойствами и назначением и материалов;
■ с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
■ видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
■ с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
■ рационально организовывать рабочее место;
■ находить необходимую информацию в различных источниках;
■ применять конструкторскую и технологическую документацию;
■ составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
■ выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
■ выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
■ соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
■ осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
■ находить и устранять допущенные дефекты;
■ проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
■ планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
■ распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
■ понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
■ развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
■ получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
■ организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
■ изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
■ создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
■ контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
■ выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
■ оценки затрат, необходимых для создания объекта или оказания услуги;
■ построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Результаты освоения учебного предмета «Технология».
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результатами освоения, обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
■ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
■ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; владение элементами организации умственного и физического труда;
■ самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
■ развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
■ осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
■ становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;планирование образовательной и профессиональной карьеры;осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
■ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
■ проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
■ самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
■ формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
■ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
■ самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
■ алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
■ определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
■ комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
■ выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
■ виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
■ осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
■ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
■ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
■ оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
■ соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
■ оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
■ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социально практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
■ осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
■ практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
■ уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
■ развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
■ овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
■ формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
■ овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
■ планирование технологического процесса и процесса труда;подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
■ овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
■ выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;соблюдение трудовой и технологической дисциплины;соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
■ выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
■ контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
■ документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
■ оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности;осознание ответственности за качество результатов труда;
■ согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
■ формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
■ выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
■ стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
■ овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
■ рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
■ умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
■ рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
■ участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
■ практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
■ установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
■ сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
■ адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
■ развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
■ соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
■ сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.
Формирование у учащихся универсальных учебных действий (обще учебных умений и навыков), включающее формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, является главной целью учителя технологии.
В процессе реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, соответствующей федеральному государственному образовательном стандарту второго поколения, в результате изучения всех учебных предметов основной школы должны получать дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные, универсальные учебные действия, формирование которых было начато в 1-4 классах.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание должно уделяться формированию:
- основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
- основ социальных компетенций (включая смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
- готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание следует уделять формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание должно уделяться:
- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе, практическому освоению принципов общения и сотрудничества;
- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание следует уделять:
- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию обще учебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Критерии оценки учебной деятельности по технологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Самостоятельность ответа.
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, точно по чертежу, все размеры выдержаны, отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу. Тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное. Устные ответы учащегося отличаются глубокими знаниями учебного материала.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.Изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого. В устных ответах учащегося незначительные неточности.
Отметка «3»ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.Изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями, качество отделки ниже требуемого. В устных ответах учащегося допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования). Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия. В устных ответах учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа.
Тематический план 5 кл.
№
п/п
Тема
По программе
(часов)
Планируемое
количество часов
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
20
20
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
22
22
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
2
2
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
6
6
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
4
4
Эстетика и экология жилища
2
2
Исследовательская и созидательная деятельная деятельность
12
12
Итого:
68
68
Распределение учебного времени по четвертям
Четверть
Количество часов
1 четверть
18
2 четверть
14
3 четверть
20
4 четверть
16
Итого в учебном году
68
Поурочное календарно-тематическое планирование.
№
Срок
Тема урока
Кол-во
часов
Основное содержание
Формируемые УУД
Домашнее задание
Раздел I. Технологии обработки конструкционных материалов (50 час.)
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 час.)
1-2
сентябрь
Инструктаж по ОТ.
Творческий проект. Этапы выполнения проекта.
1
1
Цели и задачи изучения предмета «Технология». Санитарно- гигиенические требования к работе в школьных мастерских. Творческий проект и этапы выполнения. Процедура защиты.
Познавательные:осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника, в сети Интернет.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать технологию.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§1,§2, ответить на вопросы
3-4
сентябрь
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
2
Строение древесины., породы древесины. Виды пиломатериалов и древесных материалов.
Познавательные:осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника, распознает породы древесины, пиломатериалы по внешнему виду.
Регулятивные:умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Личностные:развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности.
§3, ответить на вопросы
5-6
сентябрь
Графическое изображение деталей и изделий.
2
Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Познавательные:осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника, читать и оформлять графическую документацию; выполняет эскиз или технический рисунок детали.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные:умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
§4, ответить на вопросы
7-8
сентябрь
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.
Последовательность изготовления деталей из древесины.
1
1
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника, организовывает рабочее место, выбирает инструменты для обработки древесины в соответствии с их назначением.
Регулятивная: планирует (в сотрудни-честве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые дей-ствия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию;
Личностные:сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§5, §6,ответить на вопросы
9-10
октябрь
Разметка заготовок из древесины.
2
Назначение разметки. Правила и приемы разметки деталей из древесины. Инструменты для разметки.
Познавательные: анализируют вопросы и формулируют ответы;выполняют учебно-практические действия правила и приемы разметки заготовки из древесины с использованием разметочных инструментов.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
§7, ответить на вопросы
11-12
октябрь
Пиление заготовок из древесины.
2
Инструменты для пиления заготовок из древесины и древесных материалов. Правила пиления заготовок
Познавательные:осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника,выполняют учебно-познавательные действия, пиление размеченных заготовок с закреплением их в зажимах верстака.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
§8, ответить на вопросы
13-14
октябрь
Строгание заготовок из древесины.
2
Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство.Правила безопасной работы при строгании.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника, выполняют учебно-практические действия, строгание рубанком заготовки из древесины.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы
§9, ответить на вопросы
15-16
октябрь
Сверление отверстий в деталях из древесины.
2
Сверление отверстий. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Познавательные:осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника, выполняют учебно-практические действия, сверление по разметке коловоротом или ручной дрелью сквозные и глухие отверстия в заготовках.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Коммуникативные: умение работать в группе.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
§10, ответить на вопросы
17-18-19
ноябрь
Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов.
3
Виды сборки деталей из древесины. Инструменты для соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов, саморезов. Приемы соединения деталей с помощью гвоздей, шурупов, саморезов.
Познавательные:осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника, выполняют учебно-практические действия, осуществлять сборку изделия, соединяя детали с помощью гвоздей, шурупов, саморезов.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы
§11,§12, ответить на вопросы ответить на вопросы
20
ноябрь
Соединение деталей из древесины клеем.
1
Клеевые составы, правила подготовки склеиваемых поверхностей. Технология соединения деталей из древесины.
Познавательные:осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника,выполняют учебно-практические действия, соединяют детали из древесины клеем.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы
§13, ответить на вопросы
21-22
ноябрь
Зачистка поверхностей деталей из древесины.
Отделка изделий из древесины.
1
1
Инструменты для зачистки поверхностей деталей из древесины. Контроль зачищенных поверхностей.
Тонирование и лакирование как методы окончательной отделки изделия.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника, выполняет учебно-практические действия, осуществляют зачистку поверхности деревянных деталей и изделий напильником, рашпилем, шлифовальной шкуркой, лакирует изделие.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
§14,§15, ответить на вопросы
Тема 2. «Технология художественно-прикладной обработки металлов» (6 ч.)
23-25
ноябрь
Выпиливание лобзиком.
3
Материалы, инструменты, приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Приемы выполнения работ.
Познавательные:осуществлять поиск необходимого рисунка для выпиливания в учебнике, в сети Интернет или выполнять рисунок самостоятельно.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
§16, ответить на вопросы
26-28
ноябрь
Выжигание по дереву.
3
Основные сведения о декоративной отделке изделий из древесины с помощью выжигания (пирографии). Инструменты, приемы работы.
Познавательные: осуществлять поиск необходимого рисунка в различных печатных изданиях, в сети Интернет или выполнять рисунок самостоятельно; выполнять отделкуизделий из древесины выжиганием.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
§17, ответить на вопросы
Раздел II. «Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 ч).
«Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч).
29-30
декабрь
Понятие о машине и механизме.
Рабочее место для ручной обработки металлов.
1
1
Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Назначение и устройство слесарного (универсального) верстака и тисков. Инструменты для ручной обработки металлов и искусственных материалов. Правила безопасной работы.
Познавательные:осознает познавательную задачу, читает, извлекает нужную информацию из учебника, знакомится с машинами, простыми механизмами и их соединениями, организовывает рабочее место, выбор слесарных инструментов для выполнения необходимых технологических операций.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, задают вопросы.
§18,§20, ответить на вопросы
31-32
декабрь
Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.
2
Металлы. Виды, получение и применение листового металла и проволоки. Искусственные материалы.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Распознают металлы, сплавы и искусственные материалы по образцам.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные:вступают в речевое общение, участвуют в дискуссии.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§19, ответить на вопросы
33-34
декабрь
Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов.
2
Правила графического изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Обозначения на чертежах.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника. Чтение технической документации. Разрабатывают эскизы из тонколистового металла, проволоки, проволоки и искусственных материалов.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§21, ответить на вопросы
35-36
декабрь
Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.
2
Ознакомление с технологическими процессами создания изделий из листового металла, проволоки, искусственных материалов.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника. Разрабатывает технологическую документацию последовательности изготовления деталей из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскиза и чертежа.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§22, ответить на вопросы
37-38
январь
Правка заготовок из тонколистного металла и проволоки.
Разметка заготовок из тонколистного металла, проволоки, пластмассы.
1
1
Приёмы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Инструменты для разметки. Приёмы разметки заготовок на основе графической документации.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника;выполняет учебно-познавательные действия, осуществляет выравнивание деталей, планирует последовательность разметки, контролирует качество.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§23, §24, ответить на вопросы
39-40
январь
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
2
Приёмы резания заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника;выполняет учебно-практические действия, по разметке резание заготовок с соблюдением ТБ.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§25, ответить на вопросы
41-42
февраль
Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
2
Приём зачистки заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника; выполняет учебно-практические действия, зачистки заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы, с помощью напильников, шлифовальной шкурки, контролирует качество деталей.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§26, ответить на вопросы
43-44
февраль
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
2
Приёмы гибки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника; выполняет учебно-практические действия- гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки с помощью инструментов.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§27, ответить на вопросы
45-46
февраль
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
2
Приёмы пробивания и сверления отверстий. Инструменты и приспособления для сверления. Правила безопасной работы
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника; выполняет учебно-практические действия: пробивание отверстий в заготовках из тонколистового металла и проволоки с помощью инструментов.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§28, ответить на вопросы
47-48
февраль
Устройство настольного сверлильного станка
2
Устройство и назначение сверлильного станка. Подготовка станка к работе. Инструменты. Приёмы сверления отверстий. Правила безопасной работы.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника; выполняет учебно-практические действия: настраивает сверлильный станок для сверления отверстий в заготовках.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§29, ответить на вопросы
49-50
51-52
март
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
3
1
Соединение металлических и пластмассовых деталей в изделии с помощью заклёпок. Соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Использование инструментов и приспособлений для сборочных работ. Правила безопасной работы.
Защитная и декоративная отделка поверхности изделий. Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их устранения.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника; выполняет учебно-практические действия: осуществляет сборку деталей из тонколистового металла фальцевым швом, делает из проволоки скрутку.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§30,§31, ответить на вопросы
РазделIII. «Технологии домашнего хозяйства» (6ч).
Темы «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними»(4ч),
«Эстетика и экология жилища» (2ч)
53-54
март
Интерьер жилого помещения
2
Интерьер помещения в городском и сельском доме. Требования к интерьеру жилых помещений.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника; выполняет учебно-практические действия: составляет эскизы интерьера комнаты, анализирует качество жилого помещения.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§32, ответить на вопросы
55-56
март
Эстетика и экология жилища
2
Экология жилища. Микроклимат в жилом помещении. Бытовые электрические светильники и климатические приборы.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника; выполняет учебно-практические действия: оценивает микроклимат помещения, подбирает бытовую технику, разрабатывает варианты размещения осветительных и бытовых приборов; разрабатывает технологии полезных для дома вещей.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§33, ответить на вопросы
57-58
март
Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью.
2
Гигиена жилого помещения. Технологии ухода за напольными покрытиями и мебелью. Технологии ухода за кухней. Уход за одеждой и обувью.
Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию из учебника; выполняет учебно-практические действия: выполняет несложную уборку помещения, изготавливает полезные для дома вещи (вешалку-плечики).
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
§34, ответить на вопросы
РазделIV. «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (12ч)
Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» (2 ч. темы вынесены на 1-й урок)
59-68
апрель
Творческие проекты. Изготовление изделий.
10
Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта. Защита (презентация) проекта.
Познавательные:отбирать необходимые источники информации, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Регулятивные: определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результатов творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результатам исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Коммуникативные: организовать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений, оформлять мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее.