Рабочая программа по технологии (вариант для мальчиков)
Рабочая программа по технологии (вариант для мальчиков)
В рабочую программу по технологии входит: пояснительная записка, учебно-методическое пособие, учебно-методическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование. Планирование составлено на основе "Технология, 5-9 кл. (вариант для мальчиков) по программе В.Д.Симоненко (авт.-сост. О.В.Павлова, 2009 г.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (вариант для мальчиков) »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Стенковская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на совещании при директоре
Заместитель директора по УВР
Директор МКОУ Стенковская ООШ
Протокол №1
__________________________
___________В.Ю. Рудакова
от «25» августа 2014 г.
«__» ____________ 201_ г.
Приказ от 25.08.2014 №59
Рабочая программа
Наименование учебного предмета - технология
Класс - 5
Учитель - Маркитанов Александр Сергеевич
Срок реализации программы, учебный год - 2014-2015
Количество часов по учебному плану
всего 68 часов в год; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе: Технология. 5-9 кл. (вариант для мальчиков): развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко (авт.-сост. О.В. Павлова и др. – Волгогорад: Учитель, 2009.
Учебник - Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Технический труд: 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.
Рабочую программу составил__________________________________________________ Маркитанов А.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5-7 классы (вариант для мальчиков)».
5класс
Общие цели образования с учетом специфики предмета:
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого учащиеся должны быть способны: а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве; б) находить и использовать необходимую информацию; в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии); г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность); д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи учебного предмета:
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение обще трудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов и кооперированная деятельность учащихся. В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 4 проекта (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Охрана здоровья учащихся. На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья учащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов. Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с электрическими приборами. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены. Учащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал. Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности. С позиции формирования у учащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо
Место и роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов:
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека. Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести обще трудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям
Количество часов
Программа состоит из следующих разделов: «Технология обработки древесины», «Технология обработки металлов», «Элементы машиноведения» и рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) для 5-6-х классов.
Учебно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
в том числе
уроки
лабораторные или творческие работы
контрольные работы
1
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения
28
26
2
-
2
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения
20
20
-
-
3
Культура дома
10
10
-
-
4
Информационные технологии
6
6
-
-
5
Творческий проект
4
2
2
-
68
64
4
Содержание учебного предмета:
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения. Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта. заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины. Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами. Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием. Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами. Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ. Разработка последовательности изготовления деталей из древесины. Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий. Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов. Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования. Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами. Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств. Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов. Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК. Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки. Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки. Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий. Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов. Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке. Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.
Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения работ. Правила безопасного труда. Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию. Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления. Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели. Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химическиx средств и препаратов в быту. Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены. Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Тема 2. Эстетика и экология жилища
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию. Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта. Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты. Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Уметь организовывать и оборудовать рабочее место для обработки древесины;
Знать правила безопасности труда;
Знать строения и породы древесины, виды пороков, их характерные признаки, текстуру и использование, виды пиломатериалов;
Иметь понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали;
Уметь правильно выбрать заготовку и инструмент;
Владеть приемами последовательности разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса;
Знать назначение инструментов при работе с древесиной;
Иметь представление об электротехнической арматуреи проводных электробытовых приборах.
Знать основные понятия о машине, классификацию и устройство машин по выполняемым ими функциям;
Типовые детали машин (валы, оси, крепежные детали и др.);
Знать правила безопасности труда при обработке металлов;
Знать способы соединения деталей из тонколистовой стали и проволоки;
Уметь последовательно сверлить отверстия на сверлильном станке;
Уметь подготавливать поверхность к покраске;
Уметь правильно выбрать заготовку и спланировать работу;
Уметь контролировать изделие по чертежу с помощью измерительных инструментов.
Иметь понятие о проекте;
Знать виды приспособлений используемых в быту для хранения аудио, видеокассет, дисков;
Уметь дать оценку своим материальным и профессиональным возможностям в разработке и реализации проекта;
Уметь разработать эскизный вариант изделия;
Уметь изготовить образец, чертеж;
Уметь определить примерную «цену» проекта;
Знать: как реализовать продукцию, знать основные этапы проектирования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
план
Дата
факт
Основные вопросы, понятия
Планируемые результаты
предметные
Домашнее задание
1-28
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения
28
1-2
Вводное
Занятие. Оборудование
рабочего места для ручной обработки древесины
2
05.09.14
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок
в зажимах верстака
Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке.
Уметь: организовывать
рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту
3-4
Древесина как природный
конструкцион-
ный материал.
2
12.09.14
Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины.
Характерные признаки
и свойства. Природные пороки древесины
Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные
пороки древесины.
5-6
Древесные материалы. Пиломатериалы
2
19.09.14
Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование
Знать: виды древесных
материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования.
Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесны
7-8
Понятие об изделии
и детали. Графическая документация
2
26.09.14
Понятие об изделии
и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз,
чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа
Знать: отличие изделия
от детали; типы графических
изображений; сущность понятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа.
Уметь: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать
чертёж плоскостной детали
9-10
Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта
2
03.10.14
Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции
Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции.
11-12
Разметка заготовок
из древесины
2
10.10.14
Разметка заготовок с учётом направления
волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки
Знать: правила работы
с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины.
Уметь: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом
направления волокон.
13-14
Пиление столярной
ножовкой
2
17.10.14
Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции
Знать: инструменты для пиления; их устройство; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции.
Уметь: выпиливать заготовки столярной ножовкой;
15-16
Строгание
древесины
2
24.10.14
Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство.
Знать: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании.
17-18
Сверление
отверстий
2
07.11.14
Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении
Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении.
Уметь: закреплять свёрла
в коловороте и дрели; размечать отверстия;
19-20
Соединение деталей гвоздями и шурупами
2
14.11.14
Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов.
Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила
безопасной работы
Знать: правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы.
Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины;
21-22
Соединение деталей изделия на клей. Зачистка изделий из древесины
2
21.11.14
Соединение деталей
изделия на клей. Виды
клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция.
Инструменты для опиливания и зачистки. Виды
наждачных шкурок
Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем; инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки.
Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем
23-24
Защитная и декоративная отделка
изделия
2
28.11.14
Защитная и декоративная отделка изделия. Выжигание. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины
Знать: различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы
25-26
Работа над творческим проектом
2
05.12.14
Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов
Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.
Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины
27-28
Понятие
о механизме
и машинах
2
12.12.14
Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах
Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах.
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения
20
29-30
Рабочее место для ручной обработки
металла
2
19.12.14
Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной
обработке металла
Знать: устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда.
Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты
и заготовки на слесарном верстаке
31-32
Тонколистовой металл и проволока
2
26.12.14
Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга.
Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов.
33-34
Графическое изображение
деталей из тонколистового металла и проволоки
2
09.01.15
Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: Правила чтения чертежей.
Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты.
Уметь: читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки
35-36
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки
2
16.01.15
Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы
Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы.
Уметь: править тонколистовой металл и проволоку
37-38
Разметка заготовок из тонколистового
металла и проволоки.
2
23.01.15
Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты
Знать: правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки;
39-40
Приёмы резания и зачистка
деталей из тонколистового металла и проволоки
2
30.01.15
Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения
операций резания и зачистки. Правила безопасной работы
Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных
инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций.
Уметь: выполнять резание заготовок; зачистку (опиливание) заготовок.
41-42
Сгибание
тонколистового металла и проволоки
2
06.02.15
Сгибание как технологическая операция. Приёмы её выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания.
Правила безопасной работы
Знать: процесс сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки
43-44
Пробивание и сверление отверстий
2
13.02.15
Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания
и сверления отверстий. Правила безопасной работы
Знать: приёмы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов
для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы.
Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле
45-46
Устройство сверлильного
станка и приёмы работы на нём
2
20.02.15
Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасной работы
Знать: устройство сверлильного станка; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке
47-48
Соединение деталей из тонколистового металла.
Отделка изделий из металла
2
27.02.15
Способы соединения деталей из тонколистового металла. Защитная
и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда
Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия
49-58
Культура дома
10
49-50
Интерьер дома
2
06.03.15
Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения
Знать: понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон.
Уметь: анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики
51-52
Уход за одеждой и книгами
2
13.03.15
Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для выполнения домашних работ
Знать: правила ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; современную бытовую технику для выполнения домашних работ, её устройство и назначение.
Уметь: выполнять уборку
помещений; ухаживать
за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств ухода и бытовой техники
53-54
Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена
2
27.03.15
Режим дня – основа здорового образа жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена
Знать: основные требования к режиму дня школьника; основы рационального питания школьника; правила личной гигиены.
Уметь: планировать свой день; ухаживать за телом, зубами, волосами
55-56
Культура поведения
в семье
2
03.04.15
Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе
Знать: понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи, сверстниками и взрослыми.
Уметь: использовать знания правил поведения на практике
57-58
Семейные праздники. Подарки.
Переписка
2
10.04.15
Семейные праздники. Правила приёма гостей. Правила поведения в гостях, в театре, кино. Правила выбора подарка. Правила переписки
Знать: правила приглашения и приёма гостей; правила поведения в гостях, в театре, кино; правила выбора подарка; правила переписки.
Уметь: принимать гостей; выбирать подарок; правильно вести себя в гостях; дарить подарки
59-64
Информационные технологии
6
59-60
Информационные технологии. Графический редактор.
2
17.04.15
Информационная технология. Виды редакторов. Графический редактор.
Правила создания рисунка, эскиза.
Знать: сущность понятий: информация, информационная технология. Виды редакторов, назначение графического редактора.
Уметь: выполнять рисунки, эскизы с помощью графического редактора.
61-62
Текстовый редактор.
2
24.04.15
Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Форматирование текстового редактора.
Знать: назначение текстового редактора; содержание операций макетирования и форматирования текстовых документов.
Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа "Калькулятор".
Использование программы для решения различных задач.
Знать: назначение калькуляторов, компьютерной программы "Калькулятор"; устройство и работу современного калькулятора.
Уметь: делать расчёты с использованием компьютерной программы "Калькулятор".
65-68
Творческий проект
4
65-66
Творческий проект.
Этапы выполнения творческого проекта.
2
15.05.15
Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности.
Знать: этапы творческого проекта, их содержание; направления проектных работ.
Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы.
67-68
Изготовление своими руками одного или нескольких изделий.
2
22.05.15
Изготовление изделия своего творческого проекта.
Знать: Этапы творческого проекта.
Уметь: обосновать свой выбор темы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технология. 5-9 кл. (вариант для мальчиков): развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко (авт.-сост. О.В. Павлова и др. – Волгогорад: Учитель, 2009.
Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Технический труд: 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.