Актуальность программы Настоящая программа предусматривает работу с учащимися 5-7 классов по развитию технического мышления на занятиях кружка технического моделирования. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности, тем самым вызывая интерес детей к современной технике. В связи с этим необходимо поддержать этот интерес у учащихся, помочь им развивать техническое мышление, умение составлять чертежи макетов, моторику рук, художественный вкус, подбирать необходимый материал для определенной конструкции, самостоятельно изготавливать модели объектов. Осуществление политехнического обучения по данной программе дает возможность определиться с выбором будущей профессии. Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение работы с чертежами, с металлом, с паяльными инструментами, работой на токарно-деревообрабатывающем, токарно-металлообрабатывающем и фрезерном станках. Также учащиеся развивают умения работы со следующими инструментами: электроточило, инструменты для обработки металла и дерева. Очень важно, чтобы на занятиях кружка учащиеся научились правильно выполнять чертеж или эскиз, правильно проставлять размеры изделия, уметь работать по чертежу, так как составление чертежа связано с точными измерениями и расчетами. Именно от этих развития этих умений зависит конструкция изделия. Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Занятия в кружке «Юный конструктор» предусматривают внеурочную работу с учащимися по изготовлению макетов и моделей технических объектов. Цель программы: Развитие технического творчества, технических интересов учащихся 5-7 классов; создание условий развития личности, способной к техническому творчеству; Задачи программы Обучающие: обучение умению планирования своей работы; обучение приемам разметки; начальные сведения о построении чертежа; основные понятия изобразительного искусства и композиции; обучение приемам и технологии изготовления несложных конструкций. Развивающие: формирование интереса к конструкторско-технологической деятельности; развитие у детей критического и технического мышления; развитие образного и логического мышления; создание условий к саморазвитию учащихся. Воспитательные: воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело; воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма. Характеристика ожидаемых результатов В процессе занятий техническим творчеством педагог помогает учащимся направить свое творчество не только на создание новых конструкций, моделей, но и на самопознание личности, воспитание положительной «Я-концепции», трудолюбия, ответственности, контролирование собственной деятельности. Апробирование программы показывает, что учащиеся могут осознать собственные способности, уровень технической одаренности, определиться с выбором будущей профессии. Результатом работы кружка является участие учащихся во внутришкольных, районных, областных выставках, смотрах, фестивалях. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что учащиеся приобретут следующие умения и навыки: Умение планировать порядок рабочих операций; Умение самостоятельно находить необходимую литературу для определенной темы, пользоваться интернет-ресурсами, отбирать главное, существенное; Умение делать необходимые измерения, составлять и читать чертежи; Умение пользоваться инструментами, выполнять работу на станках; Знание основных терминов и понятий технического моделирования, конструирования; Владение приемами обработки металла. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ КРУЖКА «ЮНЫЙ ТЕХНИК»
№ | Название темы | Количество часов | теоретических | практических | всего | 1 | Введение | 1 | 1 | 2 | 2 | Чертежи элементов моделей для конструирования | 1 | 3 | 4 | 3 | Перенос чертежей модели на материал | 1 | 3 | 4 | 4 | Резьба металла | 2 | 2 | 4 | 5 | Правка и гибка металла и металлических изделий. Сверление отверстий | 2 | 2 | 4 | 6 | Пайка и клепка металлических изделий моделей | 2 | 2 | 4 | 7 | Сбор модели | 2 | 4 | 6 | 8 | Работа по изготовлению необходимых деталей для модели на станках СТД, СТМ | 4 | 4 | 8 | 9 | Художественная обработка изделий | 2 | 2 | 4 | 10 | Окрашивание готовых изделий | 2 | 4 | 6 | 11 | Художественная обработка изделий различными деталями | 2 | 4 | 6 | 12 | Заполнение технической карты модели в соответствии с технической характеристикой | 2 | 2 | 4 | 13 | Защита проекта | 1 | 3 | 4 | | ИТОГО | 24 | 36 | 60 |
|