Просмотр содержимого документа
«Программа по столярному делу 9 класс »
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №2»
Г. АНГАРСК
Рассмотрено:
Согласовано
Утверждаю
Руководитель МО
Зам. директора по УВР
Директор школы
Л.А. Солдатова
Н.Г Михалева
И.В. Черепанова
«____»_________2014 г.
Протокол № ____ от
«_____» ________ 2014 г.
«____»_________2014 г.
«____»_________2014 г.
Приказ №_____ от
«_____» ________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ
9 класс
Разработали:
Учитель профессионально-трудового обучения
В.А. Сергеевичев
О.Г. Санников
2014
Структура рабочей программы.
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
Общая характеристика учебного предмета, курса;
Место предмета в учебном плане;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса;
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
Список литературы
1.Пояснительная записка
Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, а так же воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Возможность овладения профессией обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) при изучении предмета «Столярное
дело» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у обучающихся профессиональных знаний и умений.
Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки обучающихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника с ОВЗ.
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы специальной коррекционной школы № 2 и соответствует базисному плану специальных коррекционных образовательных учреждений.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения трудовой деятельности, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета и трудовой деятельности в соответствии с целями изучения столярного дела, которые определены стандартом.
Основные пути повышения качества работы обучающихся заключаются в следующем:
Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда обучающихся.
Целью рабочей программы является профессиональное обучение обучающихся вспомогательной школы, она открывает перед ними более широкие возможности для определения своего места в обществе.
Учебный материал 7—8 классов знакомит обучающихся с основами столярной обработки древесины.
Содержание рабочей программы 9 класса ориентировано на дифференциацию трудовой подготовки обучающихся. Специализация в выпускном классе учитывается при начальном обучении профессии.
Рабочая программа ориентирует обучающихся на овладение специальностью «Столяр, плотник»,
2. Общая характеристика учебного предмета
Цели обучения в предлагаемом курсе «Столярное дело» 7-9 классах сформулированы как линии развития личности ученика:
- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Задачи курса «Столярное дело» в 7-9 классах состоят в том, чтобы:
- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;
- умением самостоятельно выполнять трудовые задания;
- работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся,
- воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.
- формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа предмета состоит из следующих разделов:
Вводное занятие
Безопасность труда во время столярных работ
Выжигание
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки
Геометрическая резьба по дереву
Заделка пороков и дефектов древесины
Игрушки из древесины и других материалов
Изготовление изделия из деталей круглого сечения
Изготовление кухонной утвари
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности
Изготовление оконного блока
Изготовление разметочного инструмента
Изготовление столярно-мебельного изделия
Изготовление строгального инструмента
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
Изоляционные и смазочные материалы
Крепежные изделия и мебельная фурнитура
Кровельные и облицовочные материалы
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия
Мебельная фурнитура и крепежные изделия
Мебельное производство
Настилка линолеума
Пиление лучковой пилой
Пиление столярной ножовкой
Пиломатериалы
Плотничные работы
Представление о процессе резания древесины
Промышленная заготовка древесины
Ремонт столярного изделия
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства
Сверление отверстий на станке
Свойства древесины
Соединение деталей с помощью шурупов
Соединение рейки с бруском
Столярные и плотничные ремонтные работы
Строгание рубанком
Строгание. Разметка рейсмусом
Строительное производство
Токарные работы
Трудовое законодательство
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4
Фанера и древесные плиты
Фугование
Хранение и сушка древесины
Художественная отделка столярных изделий
Данный курс «Столярное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «столярному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение столярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Обучение столярному делу в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по столярному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.
Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
В результате освоения курса «Столярное дело» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе «Столярное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 7 по 9 класс.
Регулятивные УУД (универсальные учебные действия)
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
учиться планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;
работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты.
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: понимать какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;
добывать новые знания, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем других источниках;
добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД
доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других людей;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять разные роли в группе (лидер, исполнитель)
средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Место предмета в учебном плане
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденных приказом Минобразования РФ на изучение столярного дела отводится:
7 класс – 278 (± 2ч) при недельной нагрузке – 8 часов
8 класс – 346 (± 2ч) при недельной нагрузке – 10 часов
9 класс – 367 (± 2ч), при недельной нагрузке – 11 часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса
формирование экологического мышления в разных формах деятельности;
формирование умений при изучении данного предмета;
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
овладение методами решения творческих задач, обеспечение сохранности продуктов труда;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Личностные результаты обучения.
проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
осознание необходимости общественно полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметные результаты.
самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
выбор для решения познавательных задач различных источников информации(словари, энциклопедии);
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками;
объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно трудовой деятельности.
Предметные результаты обучения
Нормы оценок теоретических знаний.
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины
Отметка «5» ставится, если ученик:
Полностью усвоил учебный материал;
Умеет изложить его своими словами;
Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Отметка «4» ставится, если ученик:
В основном усвоил учебный материал;
Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
Подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Отметка «3» ставится, если ученик:
Не усвоил существенную часть учебного материала;
Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Отметка «2» ставится, если ученик:
Практически не усвоил учебный материал;
Не может изложить его своими словами;
Не может подтвердить ответ конкретными примерами;
Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя
Нормы оценок практических работ.
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если учеником:
Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
Изделие изготовлено с учетом установленных требований;
Полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «4» ставится, если учеником:
Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
В основном правильно выполняются приемы труда;
Работа выполнялась самостоятельно;
Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%
Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
Полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
Норма времени не выполнена не более чем на 25%;
Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
Не полностью соблюдались правила техники безопасности
Отметка «2» ставится, если учеником:
Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
Неправильно выполнялись многие приемы труда;
Самостоятельность в работе практически не проявлена;
Норма времени не выполнена свыше 25%;
Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
Не соблюдались многие правила техники безопасности.
Содержание учебного предмета
Календарно-тематический план 9 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
9 класс
Тип урока. Вид деятельности
Виды работ.
Элементы содержания
Учебные и коррекционные цели
Требования к уровню подготовки учащихся (результат)
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
А
Б
В
1
2
3
4
5
6
7
8
9
I четверть ( 88 ч)
Вводное занятие (4 ч)
1
Инструктаж по охране труда
1
Объяснение нового материала. Беседа
Задачи обучения в 9 классе. План работы на четверть. Распределение обязанностей и рабочих мест. Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда
Знать правила безопасной работы в мастерской.
Уметь организовывать рабочее место
Ответы на вопросы. Тестирование
2
Инструктаж по охране труда
1
3
Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской
1
Урок-повторение
Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской. Хранение инструментов и уход за ними. Экономное расходование материалов
Знать инструменты и материалы для работы в столярной мастерской.
Уметь:
- подготавливать инструменты к работе, правильно ухаживать за ними;
- экономно расходовать материалы
Ответы на вопросы. Контроль за действием
4
Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской
1
Художественная отделка столярных изделий (38 ч)
5
Художественная отделка столярных изделий
1
Объяснение нового материала
Виды художественной отделки столярных изделий. Эстетические требования к изделию. Особенности отделки изделия в технике маркетри
Знать:
- виды художественной отделки столярных изделий;
- особенности техники маркетри.
Уметь распознавать разные виды отделки
Ответы на вопросы
Образцы столярных изделий с разными видами отделки
6
Художественная отделка столярных изделий
1
7
Материал для маркетри
1
Объяснение нового материала
Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры
Знать материал для маркетри.
Уметь:
- различать оттенки цвета, текстуру древесины разных пород;
- подбирать материал для конкретного изделия
Ответы на вопросы. Контроль за действием
8
Материал для маркетри
1
9
Инструменты для художественной отделки изделия
1
Объяснение нового материала
Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак. Подготовка инструментов к работе. Правила безопасной работы
Знать:
- инструмегггы для работы в технике маркетри;
- правила безопасной работы с ними
Контроль за действием. Контроль качества
10
Инструменты для художественной отделки изделия
1
11
Выбор рисунка и его перевод на изделие
1
Объяснение нового материала
Виды рисунков для маркетри (геометрические, растительные и др.). Перевод рисунка на изделие
Знать способы перевода рисунка на изделие.
Уметь переводить рисунок
Контроль за действием. Контроль качества
12
Выбор рисунка и его перевод на изделие
1
13
Приемы работы инструментами для выполнения маркетри
1
Комбинированный
Организация рабочего места. Приемы работы инструментами для выполнения маркетри. Выполнение упражнений по вырезанию деталей узора
Знать правила безопасной работы при выполнении маркетри.
Уметь:
- организовывать рабочее место;
- вырезать детали узора
Контроль за действием. Контроль качества
14
Приемы работы инструментами для выполнения маркетри
1
15
Знакомство с изделием (коробка для шахмат)
1
Объяснение нового материала
Коробка для шахмат: детали, материал, вид соединения деталей, отделка. Ориентировка по чертежу. Выполнение технического рисунка
Знать детали изделия и материал для его изготовления.
Уметь:
- ориентироваться в чертеже изделия;
- выполнять технический рисунок
Ответы на вопросы
16
Последовательность изготовления изделия
1
Объяснение нового материала
Последовательность изготовления изделия
Знать названия операций по изготовлению изделия.
Уметь составлять последовательность изготовления изделия
Заполнение технологической карты
17
Последовательность изготовления изделия
1
18
Изготовление коробки
1
Комбинированный
Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы (коробки): черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей; чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам; выполнение соединения деталей; подгонка и склеивание соединений рамки; изготовление крышек коробки из фанеры; соединение крышек с рамкой; зачистка поверхностей изделия; выполнение соединения двух рамок с помощью петель
Знать:
— правила безопасной работы при пилении, строгании, зачистке шлифовальной шкуркой,
с клеем;
- последовательность изготовления изделия.
Уметь изготавливать изделие-основу (коробку)
Контроль за действием. Контроль качества
19
Изготовление коробки
1
20
Изготовление коробки
1
21
Изготовление коробки
1
22
Изготовление коробки
1
23
Изготовление коробки
1
24
Изготовление коробки
1
25
Изготовление коробки
1
26
Разметка штапи-ков и геометрического рисунка
1
Комбинированный
Разметка штапиков и геометрического рисунка
Знать, что от точности разметки зависит качество готового изделия.
Уметь выполнять разметку штапиков и геометрического рисунка
Контроль за действием. Контроль качества
27
Разметка штапи-ков и геометрического рисунка
1
28
Нарезание заготовок для маркетри
1
Комбинированный
Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур
Знать:
- правила безопасной работы;
- инструменты для выполнения маркетри;
- приемы работы инструментами для выполнения маркетри.
Уметь нарезать заготовки для маркетри
Контроль за действием. Контроль качества
29
Нарезание заготовок для маркетри
1
30
Нарезание заготовок для маркетри
1
31
Нарезание заготовок для маркетри
1
32
Набор на бумагу геометрического орнамента
1
Комбинированный
Перевод рисунка на бумагу. Набор на бумагу геометрического орнамента. Правила выполнения набора
Знать способы перевода рисунка.
Уметь набирать на бумагу геометрический орнамент
Контроль за действием. Контроль качества
33
Набор на бумагу геометрического орнамента
1
34
Набор на бумагу геометрического орнамента
1
35
Наклеивание набора на изделие
1
Комбинированный
Наклеивание набора на изделие. Технические требования к выполнению данной операции
Знать правила безопасной работы с клеем.
Уметь наклеивать набор на изделие
Контроль за действием. Контроль качества
36
Отделка готового изделия
1
Комбинированный
Зачистка поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Покрытие лаком. Технические требования к выполнению операций. Правила безопасной работы
Знать правила безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой и окраске изделия лаком
Контроль за действием. Контроль качества
37
Отделка готового изделия
1
38
Оценка качества готового изделия
1
Урок-обобщение
Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы
Уметь:
- выполнять анализ проделанной работы;
- оценивать качество готового изделия
Контроль качества
39
Основы пожарной безопасности
1
Объяснение нового материала
Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами
Знать:
- причины пожаров, меры по их предупреждению;
- правила пользования электронагревательными приборами. Уметь оценивать противопожарное состояние мастерской
Ответы на вопросы
40
Основы пожарной безопасности
1
41
Действия при пожаре
1
Урок-повторение
Правила поведения при пожаре. Вызов пожарной команды. Использование первичных средств пожаротушения. Пути эвакуации. Оказание первой помощи пострадавшим
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим
Ответы на вопросы. Контроль за действием
42
Действия при пожаре
1
Практическое повторение (37 ч)
43
Изготовление журнального столика с художественной отделкой
37
Практическая работа
Последовательность изготовления изделия. Подбор материалов для изделия. Разметка деталей изделия. Изготовление деталей изделия. Сборка изделия. Анализ выполненной работы
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие с художественной отделкой; оценивать его качество
контроль
за действиями. Контроль качества
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
Самостоятельная работа (9 ч)
80
Выполнение изделий для школы или заказов других организаций
9
Самостоятельная работа
Последовательность изготовления изделия. Оценка качества готовых изделий
Знать:
- правила безопасной работы; -технологию изготовления изделия.
Уметь: изготавливать изделие; оценивать его качество
Контроль за действием. Контроль качества
81
82
83
84
85
86
87
88
ИТОГО
88
II четверть (84 часов)
Вводное занятие (4 ч)
Инструктаж по охране труда
1
Урок-повторение
План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской
Знать правила безопасной работы
Тестирование
Инструктаж по охране труда
1
Общие сведения о мебельном производстве
1
Объяснение нового материала
Общие сведения о мебельном производстве. Виды мебели. Предприятия, выпускающие мебель. Профессии мебельного производства
Иметь представление о мебельном производстве
Заслушивание кратких сообщений о профессиях мебельного производства
Мебельные предприятия на территории региона, города, района и виды производимой ими продукции
Общие сведения о мебельном производстве
1
Трудовое законодательство (7 ч)
Прием и увольнение с работы
1
Объяснение нового материала
Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор, его содержание
Иметь представление:
- о порядке приема и увольнения с работы;
- о содержании трудового договора
Ответы на вопросы
Прием и увольнение с работы
1
Права и обязанности рабочих
1
Объяснение нового материала
Права и обязанности рабочих. Перевод на другую работу, отстранение от
работы
Иметь представление о правах и
обязанностях
рабочего
Ответы на вопросы
Виды оплаты труда
1
Объяснение нового материала
Виды оплаты труда
Иметь представление о видах оплаты труда
Ответы на вопросы
Охрана труда на предприятиях
1
Объяснение нового материала
Охрана труда на предприятиях. Обучение работников безопасным приемам работы. Инструктаж работников по охране труда. Обязанности работников по соблюдению ими норм и правил охраны труда
Иметь представление об организации службы охраны труда на предприятии
Ответы на вопросы
Трудовая и производственная дисциплина
1
Объяснение нового материала
Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Порядок разрешения трудовых споров
Знать продолжительность рабочего времени.
Уметь различать понятия трудовая дисциплина и производственная
Ответы на вопросы
Труд молодежи
1
Объяснение нового материала
Труд молодежи. Порядок приема на работу. Продолжительность рабочего времени. Медицинские осмотры. Перенос тяжестей. Отпуск. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии
Иметь представление о льготах, предоставляемых государством молодым рабочим с целью сохранения их здоровья
Ответы на вопросы
Практическое повторение (8 ч)
(8 ч)
Изготовление изделий для школы или по заказам других организаций (с пооперационным разделением труда)
8
Практическая работа
Последовательность изготовления изделия. Подбор материалов для изделия. Разметка деталей изделия. Изготовление деталей изделия. Сборка изделия. Анализ выполненной работы
Знать правила безопасной
работы.
Уметь:
- изготавливать изделие;
- оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
Самостоятельная работа (4 ч)
Изготовление изделия (по выбору учителя)
4
Самостоятельная работа
Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы
Знать правила безопасной работы.
Уметь изготавливать изделие
Контроль за действием. Контроль качества
Строительноепроизводство
Плотничные работы (16 ч)
Плотничные работы
1
Объяснение нового материала
Содержание плотничных работ в строительстве. Инструменты для плотничных работ
Знать содержание плотничных работ
Ответы на вопросы
Теска древесины
1
Объяснение нового материала
Теска древесины: назначение технологической операции, организация рабочего места, правила безопасности
Знать:
- назначение технологической операции, инструменты для
ее выполнения;
- правила безопасной работы.
Уметь организовывать рабочее место для тески древесины
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Подготовка инструментов и приспособлений к работе
2
Комбинированный
Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске
Знать последовательность подготовки инструментов и приспособлений к работе. Уметь проверять правильность насадки топорища, заточки топора
Ответы па вопросы. Контроль за действием
Технология тески бревен
2
Объяснение нового материала
Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок
Знать технологию тески бревен.
Уметь размечать торцы бревен и отбивать линии обтески
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Выборка четвертей и пазов
2
Объяснение нового материала
Выборка четвертей и пазов: приемы выполнения. Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций
Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом
Знать последовательность и приемы выполнения операции соединения бревна и бруска с помощью врубок.
Уметь выполнять образцы соединения, сращивания, наращивания бревна и бруска под углом
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Сплачивание доски и бруска в щит
2
Объяснение нового материала
Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит. Технические требования к качеству выполненной операции
Знать технологию сплачивания доски и бруска в щит. Уметь выполнять образец соединения досок и бруска в щит
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Дисковая электропила: устройство, приемы работы
Электрорубанок: устройство, приемы работы
2
Объяснение нового материала
Дисковая электропила:устройство, приемы работы и правила безопасности
Знать:
- устройство дисковой электропилы;
- приемы работы;
- правила безопасной работы
Ответы на вопросы
2
Объяснение нового материала
Электрорубанок: устройство, приемы работы. Правила безопасной работы с электрорубанком
Знать:
- устройство электрорубанка;
- приемы работы;
- правила безопасной работы
Ответы на вопросы
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия (7 ч)
Хвойные и лиственные лесоматериалы
1
Урок-повторение
Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение
Знать:
- сферу использования хвойных и лиственных лесоматериалов;
- технологию их хранения. Уметь выполнять обмер лесоматериалов
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Ассортимент пиломатериалов и досок
2
Комбинированный
Виды пиломатериатов: брусья, бруски, доски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды досок в зависимости от способа распиловки бревна
Знать ассортимент пиломатериалов и досок.
Уметь определять виды пиломатериалов и досок по образцу и рисунку
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Ассортимент заготовок из пиломатериалов
1
Объяснение нового материала
Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная)
Знать назначение заготовок из пиломатериалов и их виды. Уметь определять вид заготовки по образцу
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства
1
Объяснение нового материала
Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки
Знать ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства.
Уметь определять фрезерованные деревянные изделия по образцам
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Материалы и изделия для настилки пола
1
Объяснение нового материала
Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин,плитка, плинтус): свойства и применение
Знать: ассортимент материалов и изделий для настилки пола; их свойства, применение.
Уметь определять виды материала и изделий для настилки пола по образцам
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Виды паркета
1
Объяснение нового материала
Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения
Знать виды паркета и его назначение.
Уметь определять вид паркета по образцу
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Паркетное искусство в России
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ (8 ч)
Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
1
Объяснение нового материала
Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ (терки, гладилки, соколы, малки и др.)- Назначение инструментов. Материалы для их изготовления. Технические требования к качеству выполнения
Знать: характеристику строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ, их назначение; материалы для их изготовления
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Знакомство с изделием (малка для штукатурных работ)
1
Объяснение нового материала
Малка для штукатурных работ. Назначение малки. Материалы для ее изготовления. Технические требования к качеству выполне- ния. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций
Знать: назначение изделия; материалы для его изготовления; названия операций по его изготовлению.
Уметь составлять последовательность изготовления изделия
Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты
Подбор материала и его раскрой
2
Комбинированный
Подбор материала для изделия. Разметка. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Черновая заготовка
Уметь выполнять черновую заготовку деталей изделия
Контроль за действием. Контроль качества
Изготовление изделия
4
Комбинированный
Рациональная последовательность выполнения обрабатывающих и отделочных операций. Чистовая заготовка. Изготовление изделия. Проверка готовых деталей и изделий
Знать:
- правила безопасной работы;
- последовательность выполнения обрабатывающих и отделочных операций.
Уметь изготавливать изделие
Контроль за действием. Контроль качества
Практическое повторение (15 ч)
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
15
Практическая работа
Последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Правила безопасной работы
Знать:
- правила безопасной работы;
- последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций.
Уметь:
- изготавливать изделие;
-
оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
Самостоятельная работа (15 ч)
Изготовление изделия (по выбору учителя)
15
Самостоятельная работа
Последовательность изготовления изделия
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие; оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
ИТОГО
84
III четверть (116 часов)
Мебельноепроизводство
Вводное занятие(2 ч)
Инструктаж по охране труда
2
Объяснение нового материала. Беседа
План работы на четверть. Инструктаж по охране труда
Знать правила безопасной работы в мастерской
Тестирование
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности (19 ч)
Шпон: виды, свойства, производство
1
Объяснение нового материала
Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (лущеный, строганный). Свойства видов, производство шпона
Знать:
- назначение облицовки изделий;
- виды шпона, их свойства.
Уметь определять вид шпона по образцам
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Технология облицовки поверхности шпоном
1
Объяснение нового материала
Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды набора шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»)
Знать:
- последовательность операций при облицовке столярных изделий;
- применяемые клеи;
- виды набора шпона.
Уметь подготавливать шпон и клеевой раствор к работе по облицовке изделий
Ответы на вопросы. Контроль за дей
ствием
Облицовка поверхности шпоном (на материа-лоотходах)
2
Комбинированный
Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты
Знать:
- технологию облицовки поверхности шпоном;
- правила безопасной работы при выполнении технологической операции.
Уметь выполнять облицовку поверхности шпоном (на мате-риалоотходах)
Контроль за действием. Контроль качества
Облицовочные пленочный и листовой материалы
1
Объяснение нового материала
Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства
Знать виды и свойства облицовочных пленочных и листовых материалов.
Уметь определять вид облицовочного материала
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Технология облицовки поверхности изделия пленками
1
Объяснение нового материала
Технология облицовки поверхности изделия пленками
Знать последовательность работы по облицовке поверхностей пленками
Ответы на вопросы
Выполнение облицовки поверхности пленкой (на материалоот-ходах)
1
Комбинированный
Последовательность работы по облицовке поверхностей пленками. Выполнение облицовки поверхности пленкой (на материа-лоотходах)
Знать последовательность работы по облицовке поверхностей пленками.
Уметь выполнять облицовку поверхности пленкой (на материал оотходах)
Контроль за действием. Контроль качества
Знакомство с изделием (навесная книжная полка)
1
Объяснение нового материала
Навесная книжная полка: детали, материалы для изготовления, способы соединения деталей полки. Сборочные чертежи изделия
Знать: детали изделия, материалы для его изготовления.
Уметь:
- анализировать изделие;
- читать сборочные чертежи
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Последовательность изготовления изделия
1
Комбинированный
Составление последовательности изготовления изделия
Знать названия операций по изготовлению изделия.
Уметь составлять последовательность изготовления изделия
Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты
Изготовление навесной книжной полки
10
Практическая работа
Подбор материала, разметка с припуском на обработку. Выпиливание. Облицовка поверхности деталей пленкой. Обработка лицевых кромок. Изготовление круглых вставных шипов. Выполнение несквозных отверстий в деталях под шипы. Сборка изделия «насухо». Сборка корпуса. Установка задней стенки. Застрагивание и зачистка выступающих кромок. Установка ушек заподлицо с задней стенкой. Установка направляющих полозков для стекол. Технические требования к качеству готового изделия
Знать:
- рациональную последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций; правила безопасной работы.
Уметь:
- изготавливать изделие;
- оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
Мебельная фурнитура и крепежные изделия (5 ч)
Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц
2
Объяснение нового материала
Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель
Знать:
- фурнитуру для подвижного соединения сборочных единиц;
- что от качества установки фурнитуры зависит качество изделия.
Уметь выполнять соединение деталей с помощью петель
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц
3
Объяснение нового материала
Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков
Знать:
- фурнитуру для неподвижного соединения сборочных единиц;
- то, что от качества установки фурнитуры зависит качество изделия.
Уметь:
- выполнять соединение деталей с помощью стяжек;
- устанавливать мебельный замок;
- прикреплять ручку
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Практическое повторение (10 ч)
Изготовление изделий (выполнение заказов школы или других учреждений)
10
Практическая работа
Последовательность изготовления изделия
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие; оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
Самостоятельная работа (10 ч)
Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда
Уметь: изготавливать детали мебельного изделия; оценивать качество готовой детали
Контроль за действием. Контроль качества
Строительноепроизводство
Изготовление оконного блока (21 ч)
Элементы оконного блока
2
Объяснение нового материала
Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг), технические требования к деталям
Знать элементы оконного блока.
Уметь ориентироваться в чертежах деталей
Контроль за действием. Контроль качества
Изготовление оконных блоков в производственных условиях
2
Объяснение нового материала
Изготовление оконных блоков в производственных условиях. Оборудование для производства оконных рам. Разделение труда при производстве оконных блоков
Иметь представление об изготовлении оконных блоков в производственных условиях. Знать последовательность изготовления оконного блока
Контроль за действием. Контроль качества
Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий
1
Комбинированный
Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. Инструменты. Правила безопасной работы
Знать:
- инструменты для изготовления оконных блоков;
- правила безопасной работы.
Уметь подготовить рабочее место к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий
Контроль за действием. Контроль качества
Изготовление элементов оконного блока (форточки)
16
Комбинированный
Подбор материалов для изделия. Черновая разметка. Отпиливание. Разметка с учетом припусков на обработку. Обработка заготовок. Изготовление элементов соединения деталей изделия. Сборка элементов оконных блокоь «насухо». Проверка сборки. Сборка изделия на клею. Оценка качества готового изделия
Знать:
- правила безопасной работы;
- рациональную последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций.
Уметь:
- изготавливать изделие;
- оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
Столярные и плотничные ремонтные работы (12 ч)
Дефекты столяр-но-строительного изделия и способы их устранения
2
Объяснение нового материала
Дефекты столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения
Знать: возможные дефекты столярно-строительных изделий, способы их устранения.
Уметь определять дефекты столярно-строительных изделий на образцах
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов
2
Комбинированный
Инструменты, применяемые для устранения дефектов. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов
Знать правила безопасной работы
Ответы на вопросы
Ремонт столярных соединений
2
Комбинированный
Подготовка изделия к ремонту. Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, покоробленно-стью; заделка трещин. Способы устранения дефектов
- определять последовательность операций по устранению дефектов
Контроль за действием. Контроль качества
Выполнение ремонта столярно-строителыюго изделия
4
Комбинированный
Осмотр изделия. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефектов. Проверка качества работы
Знать:
- последовательность работы при ремонте столярного изделия;
- правила безопасной работы.
Уметь:
- выполнять ремонт столярного изделия;
- оценивать качество выполненной работы
Контроль за действием. Контроль качества
Изоляционные и смазочные материалы (6 ч)
Теплоизоляционные материалы
2
Объяснение нового материала
Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, их применение
Знать виды теплоизоляционо-го материала и сферу их применения.
Уметь определять теплоизоляционные материалы по образцам
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Гидроизоляционная пленка
2
Объяснение нового материала
Гидроизоляционная пленка: виды и применение
Знать виды гидроизоляционной пленки.
Уметь определять вид гидроизоляционной пленки
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Смазочные материалы
2
Объяснение нового материала
Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервирования металлических изделий
Знать виды смазочного материала и их свойства.
Уметь: выполнять смазку инструментов и оборудования; подбирать смазочный материал в соответствии с его назначением
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Практическое повторение (16 ч)
Изготовление изделия (по выбору учителя)
16
Практическая работа
Последовательность изготовления изделия
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие; оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
Самостоятельная работа (15 ч)
Изготовление изделия (по выбору учителя)
15
Самостоятельная работа
Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие; оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
ИТОГО
116
IV четверть (84 ч)
Мебельноепроизводство
Вводное занятие(2 ч)
Инструктаж по охране труда
2
Урок-повторение
План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской
Знать правила безопасной работы в мастерской
Тестирование
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства (20 ч)
Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии
2
Объяснение нового материала
Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках: положительные и отрицательные стороны производства. Сравнение механизированного и ручного труда по
производительности и качеству работы
Знать:
- о механизации и автоматизации на деревообрабатывающем предприятии;
- преимуществах и недостатках производства мебели на крупных и мелких предприятиях
Ответы на вопросы
Разработка одного из видов секционной мебели
2
Комбинированный
Разработка одного из видов секционной мебели (мебельной стенки для кабинета, стола для учителя и т. п.). Технический рисунок изделия и отдельных узлов
Знать конструктивные элементы секционной мебели. Уметь разрабатывать один из видов секционной мебели, составляя его из отдельных конструктивных элементов
Контроль за действием
Способы установки и соединения стенок секции
2
Комбинированный
Способы установки и соединения стенок секции. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц.
Знать способы установки и соединения стенок секции и используемую при этом фурнитуру.
Уметь:
- подбирать фурнитуру;
- выполнять соединение деталей;
- ориентироваться в сборочных чертежах
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Изготовление секций
10
Практическая работа
Изготовление секций: подбор материала, разметка деталей, отпиливание, обработка деталей, их отделка. Технические требования к качеству работы
Знать:
- правила безопасной работы;
- технологию изготовления отдельных секций.
Уметь: изготавливать секции; оценивать качество работы
Контроль за действием. Контроль качества
Сборка изделия
2
Практическая работа
Сборка изделия из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Проверка качества выполненной работы
Знать:
- последовательность сборки секционного изделия;
- правила безопасной работы.
Уметь:
- выполнять сборку изделия;
- подгонку и установку дверей, ящиков, полок;
- установку фурнитуры
Контроль за действием. Контроль качества
Монтаж секционной мебели
2
Практическая работа
Разборка, перенос и монтаж секционной мебели на месте эксплуатации. Проверка открывания дверей
Знать правила безопасной
работы.
Уметь:
- выполнять монтаж мебели;
- оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
Практическое повторение (10 ч)
Изготовление изделий для школы и других организаций
10
Практическая работа
Последовательность изготовления изделия
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделия; оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
Контрольная работа (5 ч)
Выполнение технологической операции или изготовление изделия (по выбору учителя)
5
Контрольная работа
Последовательность изготовления изделия или выполнения технологической операции
Знать правила безопасной работы.
Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие
Контроль за действием
Строительноепроизводство
Плотничные работы (11 ч)
Перегородка: устройство, технология монтажа
2
Объяснение нового материала
Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию
Знать:
- устройство перегородки;
- способы ее установки и крепления.
Уметь выбирать способ установки и крепления перегородки в зависимости от конкретного помещения
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Дощатый пол: устройство, технология настилки
3
Объяснение нового материала
Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке
Знать: устройство дощатого иола; технологию его настилки.
Уметь выполнять технологические операции по настилке пола
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Правила безопасности при выполнении плотничных работ
2
Урок-повторение
Правила безопасности при выполнении плотничных работ
Знать правила безопасности при выполнении плотничных работ
Ответы на вопросы
Монтаж перегородки (или настил пола) в нежилом помещении
4
Практическая работа
Технология монтажа перегородки (или технология настилки пола) в нежилом помещении
Знать:
- технологию выполнения работ;
- правила безопасной работы
Контроль за действием. Контроль качества
Кровельные и облицовочные материалы (4 ч)
Кровельные материалы
2
Объяснение нового материала
Назначение кровельных материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, стеклорубероид, битумные мастики: свойства, применение. Лист асбоцементный: виды (плоский, волнистый) свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область применения
Знать кровельные материалы, их назначение и виды. Уметь определять вид кровельного материала по образцам
Контроль за действием. Ответы на вопросы
Облицовочные материалы
2
Объяснение нового материала
Назначение облицовочного материала. Картон облицовочный, лист гипсокартонный: их применение
Знать назначение облицовочного материала, его виды. Уметь определять вид облицовочного материала по образцам
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Настилка линолеума (9 ч)
Линолеум и его применение
2
Объяснение нового материала
Линолеум: применение при строительстве зданий. Виды покрытия пола, характерные особенности видов покрытий
Знать виды линолеума, его характерные особенности. Уметь определять виды линолеума
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Резка линолеума
2
Объяснение нового материала
Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Организация рабочего места при резке линолеума. Правила безопасной работы
Знать:
- правила резки линолеума, инструменты для резки;
- правила безопасной работы. Уметь:
- организовывать рабочее место при резке линолеума;
- рассчитывать длину линолеума с учетом припусков
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Виды и приемы наклеивания линолеума на основание
3
Объяснение нового материала
Мастика для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Организация рабочего места. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка стыков линолеума и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах
Знать:
- виды мастики;
- виды оснований;
- приемы наклеивания линолеума на основание.
Уметь:
- организовывать рабочее место;
- выполнять операции по наклеиванию линолеума на основание
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Возможные дефекты в линоле-умных полах и их предупреждение
2
Объяснение нового материала
Виды дефектов в линолеумных полах. Предупреждение и устранение дефектов
Знать:
- виды дефектов в линолеумных полах;
- способы предупреждения
и устранения дефектов в линолеумных полах
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Фанера и древесные плиты (8 ч)
Фанера: виды, изготовление, применение
2
Объяснение нового материала
Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение
Знать:
- виды фанеры;
- сферу применения фанеры. Иметь представление о процессе изготовления фанеры
Ответы на вопросы. Контроль за действием
Свойства фанеры и ее сорта
2
Объяснение нового материала
Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры
Иметь представление о свойствах фанеры, ее сортах и пороках
Ответы на вопросы
Древесностружечные и древесноволокнистые плиты
2
Объяснение нового материала
Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности обработки
Иметь представление о процессе изготовления древесностружечных и древесноволокнистых плит, сфере их применения, дефектах
Ответы на вопросы
Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит
2
Лабораторная работа
Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит
Уметь определять названия, пороки, дефекты по образцам разных видов фанеры и древесных плит
Контроль за действием. Ответы на вопросы
Практическое повторение (14 ч)
Выполнение производственных заказов. Подготовка к экзаменам
14
Практическая работа
Изготовление изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационному. Последовательность изготовления изделия
Знать правила безопасной
работы.
Уметь:
- изготавливать изделие;
- оценивать качество готового изделия
Контроль за действием. Контроль качества
ИТОГО
84
ВСЕГО за 9 класс
ВСЕГО 7-9 классы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Освещенность, микроклимат кабинета столярного дела соответствует СанПиНам 2.4.2.2821-10 № 189 от 29.12.2010.
Мастерские столярного дела имеют площадь из расчета 6,0 кв.м. на 1 рабочее место.
Размещение в мастерских оборудования осуществлено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Расстояние между рядами одноместных верстаков – 1,0 м.
Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями.
Столярные верстаки оснащены предохранительной сеткой высотой 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки установлены на специальном фундаменте и оборудованы предохранительными стеклами и местным освещением
Столярные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащены подставками для ног.
Размеры инструментов, используемые для столярных работ, соответствуют возрасту и росту обучающихся.
Классные доски (с использованием мела) изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
В кабинете система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Материально-техническое и методическое обеспечение
№пп
Наименование оборудования, инструментов, наглядных пособий, раздаточного материала
Имеется в
наличии
1.
Верстак универсальный
2
2.
Тиски столярные
3
3.
Тиски слесарные
3
4.
Разметочная плита
1
5.
Станок сверлильный
1
6.
Станок токарный
3
7.
Электроточило
1
8.
Электрическая дисковая пила
1
9.
Строгальная машина
1
10.
Стусло металлическое
1
11.
Плоскогубцы
8
12.
Клещи
1
13.
Молоток
12
14.
Бокорезы
2
15.
Ножницы по металлу
2
16.
Ножовки по дереву рабочие
10
17.
Ножовки по дереву специальные
10
18.
Круглогубцы
2
19.
Очки защитные
4
20.
Метр складной металлический
2
21.
Дрель ручная
2
22.
Напильники
3 компл
23.
Напильник трёхгранный
4
24.
Стамеска 12
4
25.
Стамеска 15
1
26.
Стамеска 14
2
27.
Стамеска 8
2
28.
Стамеска 6
6
29.
Стамеска 12 (специальная)
1
30.
Коловорот
4
31.
Рубанок рабочий
12
32.
Рубанок специальный
10
33.
Ключ разводной
2
34.
Сверла
1 компл
35.
Напильники драчёвые разной конфигурации
14
36.
Резцы токарные по дереву
8
37.
Транспортир
5
38.
Отвертка крестовая
2
39.
Отвертка плоская
4
40
Стамески рабочие
10
41
Стамески специальные
10
42
Ключ гаечный 8-32
1 компл
43
Угольник
6
44
Линейка измерительная металлическая
4
45
Линейка мерная деревянная
3
46
Рукавицы рабочие
4 компл
47
Перчатки рабочие
5 компл
48
Плакаты по темам
комплект
49
Технологические карты
комплект
50
Карточки – задания
комплект
51
Учебные пособия:
- Столярное дело, для уч-ся 5-6 кл.
- Столярное дело. для уч-ся 7-8 кл
- Столярный дидактический материал по
Столярному делу для уч-ся 5-9 классов
Инструкции по ОТ и ПБ
комплект
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать
Уметь
- материалы, применяемые в столярном производстве; - основные породы, свойства и пороки древесины; - сущность и назначение основных столярных операций; - способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления; - назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения; - виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание);
- угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение; - способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений; - виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение; - контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования; - способы контроля точности выполняемых работ, предупреждение и исправление брака; - устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами; - устройство и правила работы на токарном и сверлильном станках;
- устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;
- способы экономного расходования материалов и электроэнергии;
- инструменты для художественной отделки изделия;
- цвет и текстуру разных древесных пород;
- элементы детали столярного изделия;
- трудовое законодательство;
- виды пиломатериалов;
- материалы, изделия для настилки полов и кровли;
- технологию изготовления оконного блока;
- приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;
- основные свойства изоляционных и смазочных материалов;
- технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;
- виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;
- элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности; - правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места; - специальную терминологию и пользоваться ею.
- выполнять столярные работы ручными инструментами; - размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать и сращивать детали; - собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений); - пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями; - рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию; - бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями; - подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
- устранять дефекты и пороки древесины;
- изготовлять строгальный и разметочный инструменты;
- выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;
- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры; организовать рабочее место;
- изготовить модель мебели;
- изготавливать строительные инструменты и приспособления;
- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;
- устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях; - соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Планируемые результаты обучения
П о завершению всего курса обучения обучающиеся должны самостоятельно выполнять виды работ:
Выполнять столярные работы ручными и механическими инструментами, размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать и сращивать детали.
Собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
Пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
Рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Самостоятельно устранять дефекты и пороки древесины,
Самостоятельно изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;
Работать на токарном станке по дереву;
Распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры,- организовать рабочее место,
Соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро-и пожарной безопасности и охраны природы.
Уметь читать и самостоятельно составлять технологические карты изделий
9. Список литература
Основная:
- И.Н. Гушулей, В.В. Рига. Основы деревообработки. Москва. Просвещение. 1988
- И.А. Карабанов. Технология обработки древесины, 5-9. Москва. Просвещение. 2000