Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа столярного дела в 6 классе»
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Утверждаю»
Директор МБСКОУ СКОШИ VIII вида
__________________ Лушкарёва О.В.
Приказ № __________от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
(слесарное дело)
6 класс
Составитель: Гвоздков Виктор Борисович
учитель профильного труда
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Профильный труд (слесарное дело) 6 класс
1. Роль и место дисциплины
Профильный труд (слесарное дело) является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение профильному труду направлено на коррекцию дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся: интеллектуально – трудовых умений (умение анализировать образец изделия, устное описание и др.), произвольного запоминания и внимания.
В старших классах формируются начальные временные, пространственные, количественные представления, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса профильного труда.
2. Адресат
Программа адресована обучающимся старших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида
Рабочая программа по профильному труду 6 класса разработана в соответствии:
c законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);
с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 года;
с программой для 5-9 классов
Учебником: Технология. Слесарное дело. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / В.Г. Патракеев. – М.: Просвещение, 2013. – 200с. : ил.
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
4. Цели и задачи
Основная цель – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает следующие задачи:
обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профессиями;
максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения ;
воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, а также обеспечение адекватной подготовки этих детей к самостоятельной жизни и труду в обществе.
5. Специфика программы
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида. Основная специфика программы – подготовить школьников к поступлению в Профессионально-техническое училище соответствующего типа и профиля.
В группу для обучения слесарному делу происходит отбор мальчиков, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
Срок обучения по программе «профильный труд (слесарное дело)» составляет 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся.
Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Также предусматриваются самостоятельные работы и практические повторения ранее изученного материала с закреплением теоретических и практических знаний.
Преподавание базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках естествознания, истории, математики, ОБЖ и др.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, сверлением металла, резанием, соединением заклепками и т. д. Приобретают навыки владения слесарными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые инструменты и приспособления изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках. Составлять и читать эскизы и чертежи, планировать последовательность выполнения трудовых операций, оценивать результаты качества своей и чужой работы также входит в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности, гигиене труда.
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
6. Основные содержательные линии курса
Изготовление деталей прямоугольной формы.
Резание металла ножовкой.
Сверление.
Опиливание криволинейных кромок.
Правка и гибка металла.
Соединение деталей заклепками.
Выполнение изделий по технологической карте.
Рубка металла на плите.
Плоскостная разметка по чертежу.
Опиливание плоской поверхности.
Пространственная разметка.
7. Структура программы
Изготовление деталей прямоугольной формы.
Разметка заготовок. Требования к разметке. Рубка металла в тисках. Сведения о твердости металлов. Инструменты для рубки. Слесарные поворотные тиски. Безопасность работы при рубке металла в тисках. Приемы рубки металла по уровню губок тисков. Возможные виды брака при рубке металла в тисках. Опиливание. Плоские напильники. Правила сбережения напильников. Безопасность работы при опиливании. Приемы опиливания. Контроль работы при опиливании. Изготовление изделий из металла, включающее операции разметки, рубки в тисках и опиливания.
Резка металла ножовкой.
Назначение резания. Слесарная ножовка Подготовка ножовки к работе. Безопасность работы при резании металла ножовкой. Приемы резания ножовкой.
Сверление.
Назначение сверления. Вертикально-сверлильный станок. Спиральное сверло. Приспособления для крепления сверл. Машинные тиски. Причины поломки сверл. Безопасность работы при сверлении. Сверление сквозных отверстий. Зенкование отверстий.
Опиливание криволинейных кромок.
Сведения о формах кромок плоских деталей. Разметочный циркуль. Обработка криволинейных кромок плоских деталей. Сведения об исправимом и неисправимом браке при изготовлении изделия. Изготовление изделий из металла, включающее операцию опиливания криволинейной кромки.
Правка и гибка металла..
Назначение правки. Инструменты для правки. Приемы правки металла. Назначение гибки. Инструменты для гибки. Виды и причины брака при правке и гибке металла. Изготовление изделий из металла, включающее операцию гибки.
Соединение деталей заклепками.
Виды соединения деталей. Заклепки. Определение размеров заклепки. Инструменты для клепки. Безопасность работы при клепке. Соединение деталей заклепками с полукруглой головкой. Порядок соединения деталей заклепками с полукруглой головкой. Возможные виды брака при соединении деталей заклепками с полукруглой головкой. Удаление заклепок. Виды заклепочных швов. Изготовление изделий из металла, включающее операцию соединения деталей заклепками.
Выполнение изделий по технологической карте.
Сведения о технологической операции. Сведения о технологической документации. Технологическая карта. Изготовление изделий из металла с помощью основных слесарных операций.
Рубка металла на плите.
Способы рубки. Безопасность работы при рубке металла на плите. Виды ударов молотком. Приемы рубки металла на плите. Возможные виды брака при рубке металла на плите.
Плоскостная разметка по чертежу.
Требования к плоскостной разметке. Приемы работы разметочным циркулем. Нанесение рисок, параллельных вспомогательной линии. Сведения о точности измерения слесарной линейкой. Сопряжения. Изготовление изделий из металла, включающее операцию плоскостной разметки по чертежу.
Опиливание плоской поверхности.
Сведения о плоских и криволинейных поверхностях. Напильники. Продольное и поперечное опиливание плоскости с контролем проверочной линейкой. Перекрестное опиливание плоскости с контролем по штрихам. Опиливание плоскости, расположенной под углом 90 к базовой. Штангенциркуль. Приемы работы штангенциркулем. Опиливание параллельных плоскостей.
Пространственная разметка.
Назначение пространственной разметки. Чертежи объемных деталей в прямоугольных проекциях. Инструменты и приспособления для пространственной разметки. Подготовка заготовки к разметке. Приемы работы при пространственной разметке.
.
Практическое повторение.
Работа шаблонами, контроль точности изделий заданному размеру. Разметка заготовок, приемы рубки металла, приемы опиливания, резка металла слесарной ножовкой, сверление и зенкование отверстий на вертикальном сверлильном станке, приемы правки и гибки металла, виды заклепок, определение их размера, инструменты для клепки, способы рубки на плите, виды ударов молотком, приемы работы разметочным циркулем, сопряжения, классы и типы напильников, виды опиливания, чертежи объемных деталей в прямоугольных проекциях, инструменты и приемы работы при пространственной разметке.
8. Основные требования к умениям учащихся
Учащийся должен самостоятельно:
Разметить заготовку
Рубить металл в тисках и на плите
Знать приемы опиливания металла
Резать металл слесарной ножовкой
Работать на вертикально-сверлильном станке
Сверлить и зенковать отверстия
Пользоваться разметочным циркулем
Править и гнуть металл
Соединять детали заклепками
Пользоваться технологической картой
Знать виды опиливания
Знать приемы плоскостной и пространственной разметки
9. Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
10. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Профессиональные навыки, знания и умения практически их применять и контролировать, оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых самостоятельных работ. Знания оцениваются в соответствии с теоретическими и практическими навыками и умением каждого учащегося в зависимости от умственного развития каждого в отдельности, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
• Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
• Прилежание ученика во время работы.
• Степень умственной отсталости.
• Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
• Уровень физического развития ученика.
Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по итогам годового обучения.
11. Объем и сроки изучения
На изучение профильного труда в 6 классе отводится 11часов в неделю, всего - 377 часов.
12. Материально – техническая база
Оборудование мастерской № 1 (слесарное дело)
Фрезерный станок 1 шт.
Настольно-сверлильный станок 2 шт.
Заточной станок 1 шт.
Токарный станок по металлу 1 шт.
Технологические карты: «\Изготовление зубила», «Изготовление граблей», «Изготовление рыхлителя», «Изготовление кернера», «Изготовление ушка для висячего замка», «Изготовление маховика для водопроводного крана», «Изготовление совка для мусора», «Изготовление дверной задвижки», «Изготовление молотка с круглым бойком».
Демонстрационные материалы: Стенд с изделиями учащихся,макет плашки и плашкодержателя, таблица выбора диаметра стержней под резьбу и диаметра сверл для сверления отверстий.
Плакаты: «Изготовление детали прямоугольной формы», «Организация рабочего места при ручной обработке металла», «Рабочее место для токарных работ», «Технический рисунок и чертеж призматической детали», «Штангенциркуль и приемы измерения», «Фрезерование», « Основные токарные работы», «Резьба», «Прокатка металла», « Отделка металлических поверхностей», « Станки и их основные части», « Рабочее место для фрезерных работ», « Изометрия».
13. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
1.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. М., Школа-Пресс. 1994. – 416 с.
- Правила поведения и общие вопросы организации работы в слесарной мастерской;
- Общие правила техники безопасности при выполнении слесарных работ.
- Ручную обработку металлов: технические и технологические сведения, рабочие операции и приемы их выполнения; названия, термины, используемые в теоретической и практической деятельности; инструменты, приспособления для выполнения ручной обработки металла.
- Резание металлов: виды резания, приемы резания, инструменты, механизмы и приспособления для резки.
- Соединение металлов заклепками и другие виды соединений: пайка, сварка, резьбовое соединение, фальцовые швы.
- - Правка и гибка металлов, приемы правки и гибки, технические сведения, инструменты для правки и гибки, приспособления, станки для ручной и механической правки.
- Общие сведения о cверлильном станке: назначение, основные части, механизмы управления, инструменты, приемы работы, технику безопасности
-Плоскостную и пространственную разметку
. Учащиеся должны уметь:
- организовывать рабочее место для выполнения слесарных работ.
- ориентироваться по образцу, чертежу, тех. рисунку изделия.
- выполнять разметочные операции с помощью инструментов для разметки.
- правильно использовать ручные инструменты и приспособления в рабочих операциях.
- выполнять соединения металлов с помощью клепки, резьбы нарезанной на болтах и гайках.
- работать с жестью и инструментами для резки металлов.
- выполнять приемы правки и гибки металлов.
- контролировать работу контрольными инструментами, шаблонами, уметь анализировать ход работы, находить ошибки, знать способы их устранения.
- уметь выполнять рабочие приемы на станках, устанавливать сверла, резцы, фрезы, уметь контролировать свои действия для выполнения безопасной работы, использовать контрольно-измерительные приборы и инструменты.
- использовать электромеханические приспособления и нагревательные приборы при выполнении ручного сверления, паяния, термообработки.
- определять углы заточки по шаблонам и транспортиру.
- выполнять заточку инструментов.
- определять точность выполненной работы на глаз.
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно-отсталых подростков и их социально-бытовой ориентации, повышения уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование в 6 классе (слесарное дело)
№
Тема занятия
Часы
Тип
урока
Дата проведения
Оборудование
по плану
по факту
I триместр ( 132часа)
Изготовление деталей прямоугольной формы (30ч.)
Инструктаж по соблюдению техники безопасности (далее ТБ), противопожарной безопасности. Ознакомление с планами на 1-ый триместр. Разметка заготовок. Требования к разметке.
1
комбини-
рованный
01.09.
Инструкции по ТБ. Плакат.
Закрепление индивидуального инструмента, опрос по усвоенным знаниям ТБ, роспись в специальной книге о проведении инструктажей. Подготовка рабочего места, инструментов, поверхности заготовки к разметке.