О.Г. Санников
Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, а так же воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Возможность овладения профессией обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) при изучении предмета «Столярное
дело» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у обучающихся профессиональных знаний и умений.
Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки обучающихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника с ОВЗ.
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы специальной коррекционной школы № 2 и соответствует базисному плану специальных коррекционных образовательных учреждений.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения трудовой деятельности, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета и трудовой деятельности в соответствии с целями изучения столярного дела, которые определены стандартом.
Целью рабочей программы является профессиональное обучение обучающихся вспомогательной школы, она открывает перед ними более широкие возможности для определения своего места в обществе.
Учебный материал 7—8 классов знакомит обучающихся с основами столярной обработки древесины.
Содержание рабочей программы 9 класса ориентировано на дифференциацию трудовой подготовки обучающихся. Специализация в выпускном классе учитывается при начальном обучении профессии.
Рабочая программа ориентирует обучающихся на овладение специальностью «Столяр, плотник»,
- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.
- формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Данный курс «Столярное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «столярному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение столярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Обучение столярному делу в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по столярному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.
Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
В результате освоения курса «Столярное дело» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе «Столярное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 7 по 9 класс.
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденных приказом Минобразования РФ на изучение столярного дела отводится:
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины
II четверть (70 часов) |
Вводное занятие(2 ч) |
91-92 | инструктаж но охране труда | 2 | | | | Урок-повторение | План работы на четверть. Распределение обязанностей. Первичный инструктаж по охране труда. Основные материалы и инструменты, используемые в столярной мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской | Тестирование по вопросам охраны труда | |
Заделка пороков и дефектов древесины (18ч) |
93-94 | Дефекты и пороки древесины | 2 | | | | Объяснение нового материала | Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Определение пороков и дефектов древесины | Знать дефекты и пороки древесины. Уметь определять пороки и дефекты древесины | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
95-96 | Шпатлевка: характеристика разных видов, приемы заделки пороков древесины | 2 | | | | Объяснение нового материала | Назначение и виды шпатлевки. Характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Выявление пороков и дефектов древесины, заделываемых шпатлевкой. Приемы заделки пороков древесины шпатлевкой | Знать: - назначение и виды шпатлевки; - характеристики разных видов. Уметь: - определять пороки и дефекты древесины под заделку шпатлевкой; - подготавливать шпатлевку к работе | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
97-98 | Заделка пороков и дефектов древесины шпатлевкой (на отходах материалов) | 2 | | | | Практическая работа | Подготовка шпатлевки и места для ее нанесения. Заделка пороков и дефектов древесины шпатлевкой. Зачистка поверхности | Знать приемы подготовки шпатлевки и места ее нанесения. Уметь заделывать пороки и дефекты древесины шпатлевкой | Контроль за действием. Контроль качества | |
99 100 | Устройство и назначение одношпиндель-ного сверлильного станка | 2 | | | | Объяснение нового материала | Одношпиндельный сверлильный станок: назначение, конструкция, устройство механизмов. Организация рабочего места для сверления. Устройство для крепления сверла. Уборка и смазка сверлильного станка. Правила безопасной работы при сверлении | Знать: устройство и назначение одношпиндельного сверлильного станка; устройство для крепления сверла. Уметь: организовывать рабочее место при сверлении; убирать и смазывать сверлильный станок | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
101 | Многошпин-дсльный сверлильный и свер-лильно-пазоваль-ный станки | 1 | | | | Объяснение нового материала | Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и свер-лильно-пазовальным станками | Знать особенности конструкции и назначение многошпиндельного сверлильного и сверлильно-пазовального станков | Ответы на вопросы | |
102 | Подготовка сверлильного станка к работе | 1 | | | | Комбинированный | Подготовка сверлильного станка к работе | Уметь подготавливать сверлильный станок к работе | Контроль за действием | |
103 104 | Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах материалов) | 2 | | | | Практическая работа | Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах материалов) | Знать правила безопасной работы при сверлении. Уметь выполнять сверление отверстий на сверлильном станке | Контроль за действием | |
105 106 | Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд (на отходах материалов) | 2 | | | | Комбинированный | Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением | Знать правила безопасной работы. Уметь выполнять выдалбливание сквозных и несквозных гнезд | Контроль за действием | |
107 108 | Подготовка заготовки к заделке дефекта | 2 | | | | Комбинированный | Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку | Уметь: - выявлять дефекты; - определять форму заделки; - выполнять разметку под заделку | Контроль за действием | |
109 110 | Высверливание, долбление отверстия | 2 | | | | Комбинированный | Выполнение отверстия под заделку (высверливание или выдалбливание). Технические требования к качеству выполненной операции | Знать правила безопасной работы при сверлении и долблении. Уметь выполнять отверстия под заделку | Контроль за действием. Контроль качества | |
Пиломатериалы (4 ч) |
111 112 | Пиломатериалы: виды, назначение, получение | 2 | | | | Комбинированный | Пиломатериалы: виды (бруски, доски, брусья, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение, получение. Распознавание вида пиломатериалов | Знать виды и назначение пиломатериалов. Уметь определять вид пиломатериала на рисунке и по образцу | Ответы на вопросы | |
113 114 | Характеристика основных видов пиломатериалов | 2 | | | | Объяснение нового материала | Характеристика основных видов пиломатериалов. Хранение пиломатериалов, их обмер и стоимость | Знать: характеристики основных видов пиломатериалов; условия их хранения. Иметь представление о расчете стоимости пиломатериалов | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
Изготовление столярно-мебельного изделия (26 ч) |
115 | Виды и назначение мебели | 1 | | | | Объяснение нового материала | Мебель: виды (стул, кресло, стол, тумба, комод, сервант, диван и др.), назначение и комплектование мебели для разных помещений | Знать виды мебели. Уметь определять вид мебели на рисунке и по натуральному образцу | Ответы на вопросы | Современные интерьеры жилых помещений |
116 | Производственный процесс изготовления мебели | 1 | | | | Объяснение нового материала | Производственный процесс изготовления мебели | Иметь представление о производственном процессе изготовления мебели | Ответы на вопросы | |
117 118 | Содержание сборочного чертежа | 2 | | | | Комбинированный | Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия. Чтение технической документации | Иметь представление о содержании сборочного чертежа. Уметь читать техническую документацию | Ответы на вопросы | |
119 | Изделие табурет | 1 | | | | Объяснение нового материала | Табурет: назначение, детали, материалы для изготовления. Сборочный чертеж табурета. Технический рисунок изделия | Знать: детали изделия, материалы для его изготовления. Уметь: - подбирать материалы; - выполнять технический рисунок, читать техническую документацию (чертежи) | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Виды табуретов. Отличительные особенности каждого из видов |
120 | Последовательность изготовления изделия | 1 | | | | Комбинированный | Последовательность изготовления изделия. Названия операций по изготовлению изделия | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь: - составлять последовательность изготовления изделия с опорой на сборочный чертеж, предметно-технологическую карту, образец; - распознавать вид работ | Заполнение технологической карты | |
121 122 | Заготовка деталей | 2 | | | | Комбинированный | Заготовка деталей: подбор материала, отпиливание | Знать: - правила подбора материала; - правила безопасной работы при пилении. Уметь: - выполнять разметку заготовок деталей (ножек, проножек, царг) с припуском на обработку; - отпиливание заготовок | Контроль за действием. Контроль качества | |
123 124 | Выстрагивание деталей по размерам | 2 | | | | Комбинированный | Выстрагивание деталей табурета по размерам. Технические требования к качеству выполнения операции | Знать правила безопасной работы при строгании. Уметь выполнять разметку и выстрагивать детали по размерам | Контроль за действием. Контроль качества | |
125 126 | Изготовление вставных шипов | 2 | | | | Комбинированный | Изготовление вставных шипов. Технические требования к качеству выполнения операции | Знать приемы изготовления шипов. Уметь изготавливать вставные шипы | Контроль за действием. Контроль качества | |
127 128 | Выполнение отверстий в деталях табуретах | 2 | | | | Комбинированный | Разметка и просверливание отверстий в ножках, царгах и про-ножках | Знать правила безопасной работы при сверлении. Уметь выполнять сверление отверстий в деталях табурета | Контроль за действием. Контроль качества | |
129 130 | Склеивание боковых рамок | 2 | | | | Комбинированный | Виды клея для склеивания деталей. Вклеивание вставных шипов. Соединение ножек с царгами и ироножками. Проверка прямоугольности конструкции. Прессование. Удаление выступившего клея | Знать правила безопасной работы при склеивании. Уметь выполнять склеивание двух боковых рамок | Контроль за действием. Контроль качества | |
131 132 | Склеивание корпуса табурета | 2 | | | | Комбинированный | Разметка и просверливание в ножках боковых рамок, царгах и проножках. Соединение деталей на шипах и клею. Прессование, соединение в зажимах. Проверка прямоугольности конструкции | Знать правила безопасной работы при сверлении и склеивании. Уметь выполнять склеивание корпуса изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
133 134 | Изготовление сиденья табурета | 2 | | | | Комбинированный | Разметка и опиливание детали сиденья. Технические требования к качеству выполненной операции | Знать правила безопасной работы при пилении. Уметь изготавливать сиденье табурета | Контроль за действием. Контроль качества | Варианты сидений табуретов |
135 136 | Зачистка сиденья и корпуса табурета | 2 | | | | Комбинированный | Виды шлифовальной шкурки. Зачистка сиденья и корпуса табурета. Правила безопасной работы | Знать правила выбора шлифовальной шкурки. Уметь выполнять зачистку сиденья и корпуса табурета | Контроль за действием. Контроль качества | |
137 138 | Соединение корпуса табурета с сиденьем | 2 | | | | Комбинированный | Разметка отверстий для круглых вставных шипов. Просверливание отверстий. Установка сиденья на клею. Прессование соединения в струбцинах. Удаление выступившего клея | Знать правила безопасной работы при сверлении и склеивании. Уметь выполнять соединение корпуса с сиденьем | Контроль за действием. Контроль качества | |
139 | Отделка изделия | 1 | | | | Комбинированный | Виды отделки изделия. Подготовка изделия к отделке. Окраска табурета лаком. Правила безопасной работы | Знать: виды отделки изделий; правила безопасной работы при окраске лаком. Уметь выполнять отделку изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Образцы табуретов с разными видами отделки |
140 | Оценка качества изделия | 1 | | | | Урок-обобщение | Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом). Анализ выполненной работы | Уметь оценивать качество готового изделия | Контроль качества. Ответы на вопросы | |
Изготовление разметочного инструмента (12 ч) |
141 | Разметочные инструменты | 1 | | | | Объяснение нового материала | Разметочные инструменты: угольник столярный, ярунок, рейсмус. Требования к разметочным инструментам. Материалы для изготовления инструментов. Качество изготовления, точность. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников | Знать: требования к разметочным инструментам, материалы для изготовления инструментов, качество и точность изготовления Уметь проверять состояние и пригодность к работе разметочных инструментов. | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Бережное хранение разметочного инструмента и уход за ним |
142 | Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы | 1 | | | | Комбинированный | Подбор материала для разметочного инструмента. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы | Знать правила подбора материала для разметочного инструмента. Уметь готовить рубанок для строгания древесины твердой породы | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
143 144 | Столярный угольник: материал, последовательность изготовления | 2 | | | | Комбинированный | Столярный угольник: материал, последовательность изготовления. Выполнение технического рисунка изделия с обозначением размеров | Знать требования к угольнику столярному. Уметь: подбирать материал для изготовления; составлять последовательность изготовления с опорой на образец, предметно-технологическую карту; выполнять технический рисунок | Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты | |
145 146 147 148 | Изготовление столярного угольника | 4 | | | | Практическая работа | Разметка деталей по чертежу. Выпиливание заготовки. Выстрагивание поверхностей по заданным размерам. Разметка проушины. Сборка угольника «насухо». Склеивание угольника. Проверка угольника контрольными инструментами. Разметка длины пера и колодки. Отпиливание припуска. Зачистка инструмента. Отделка изделия. Оценка качества изделия (сравнение с чертежом и образцом) | Знать последовательность изготовления столярного угольника. Уметь изготавливать столярный угольник | Контроль за действием. Контроль качества | |
149 | Ярунок: назначение, применение | 1 | | | | Объяснение нового материала | Ярунок: назначение, применение. Ориентировка по чертежу изделия. Особенности конструкции | Знать назначение и применение ярунка. Уметь читать чертеж | Ответы на вопросы | |
150 | Последовательность изготовления ярунка | 1 | | | | Комбинированный | Последовательность изготовления ярунка. Названия операций по изготовлению изделия | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь самостоятельно составлять последовательность изготовления ярунка | Заполнение технологической карты | |
151 152 | Изготовление ярунка | 2 | | | | Практическая работа | Изготовление ярунка по составленной технологической карте. Установка малки по транспортиру. Проверка качества изготовления ярунка малкой | Знать технологию изготовления ярунка. Уметь: изготавливать ярунок; проверять качество его изготовления | Контроль за действием. Контроль качества | |
Практическое повторение (6 ч) |
153 154 155 156 157 158 | Изготовление изделий, аптечка | 6 | | | | Практическая работа | Последовательность изготовления изделия. Правила безопасной работы с инструментами | Знать: правила безопасной работы при изготовлении изделия; технологию изготовления изделия. Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (2ч) |
159 160 | Самостоятельная работа (по выбору учителя) | 2 | | | | Самостоятельная работа | Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия | Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
ИТОГО | 70 | | | | | | |
III четверть (100 часов) |
Вводное занятие(2 ч) |
161 162 | инструктаж но охране труда | 2 | | | | Урок-повторение | План работы на четверть. Распределение обязанностей. Первичный инструктаж по охране труда. Основные материалы и инструменты, используемые в столярной мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской | Тестирование по вопросам охраны труда | |
Токарные работы (14 ч) |
163 164 | Токарный станок. Правила безопасной работы | 2 | | | | Объяснение нового материала | Токарный станок: управление, уход за ним, неисправности. Меры по предупреждению поломок. Правила безопасной работы на токарном станке по дереву | Знать: - правила ухода за токарным станком; - меры по предупреждению поломок; - правила безопасной работы на токарном станке по дереву. Уметь ухаживать за токарным станком | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
165 166 | Скоба и штангенциркуль | 2 | | | | Объяснение нового материала | Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров). Приемы разметки скобой. Приемы работы со штангенциркулем | Знать: - устройство штангенциркуля; - применение скобы и штангенциркуля. Уметь использовать приемы работы со скобой и штангенциркулем | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
167 168 | Приемы работы на токарном станке (на отходах материалов) | 2 | | | | Комбинированный | Приемы работы на токарном станке: снятие конуса резцом, выполнение шипов у ножек, сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем | Знать правила безопасной работы на токарном станке по дереву. Уметь: - выполнять снятие конуса резцом, шипы у ножек; - сверлить с использованием задней бабки | Контроль за действием. Контроль качества | |
169 170 | Знакомство с изделием (ручка для напильников, стамесок, долот) | 2 | | | | Объяснение нового материала | Ручка для инструмента: материалы для изготовления, форма. Требования к ручкам напильников, стамесок, долот. Чертеж изделия | Знать: требования, предъявляемые к ручкам для напильников, стамесок, долот; материалы для изготовления. Уметь ориентироваться в чертеже изделия | Ответы на вопросы | |
171 172 | Последовательность изготовления изделия | 2 | | | | Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия. Названия операций по изготовлению изделия | Уметь составлять последовательность изготовления ручки для напильника, стамески, долота | Заполнение технологической карты | |
173 174 | Заготовка для ручки | 2 | | | | Комбинированный | Подбор материала из твердой древесины. Разметка и отпиливание заготовки для ручки с припуском на обработку | Уметь: подбирать материал, размечать и отпиливать заготовку нужного размера | Контроль за действием | |
175 176 | Вытачивание цилиндра | 2 | | | | Комбинированный | Вытачивание цилиндра. Технические требования к качеству выполнения операции | Знать правила безопасной работы на токарном станке. Уметь вытачивать цилиндр на токарном станке | Контроль за действием. Контроль качества | |
177 178 | Обработка поверхности ручки по заданному размеру | 2 | | | | Комбинированный | Обработка поверхности ручки по заданному размеру. Технические требования к качеству выполненной операции | Знать правила безопасной работы на токарном станке. Уметь выполнять обработку поверхности ручки по заданному размеру | Контроль за действием. Контроль качества | |
179 180 | Сверление отверстия для хвостовика инструмента | 2 | | | | Комбинированный | Сверление отверстия глубиной, равной длине хвостовика инструмента | Знать правила безопасной работы на токарном станке. Уметь выполнять сверление отверстия под хвостовик инструмента | Контроль за действием. Контроль качества | |
181 182 | Зачистка ручки | 2 | | | | Комбинированный | Зачистка ручки. Оценка качества готового изделия | Уметь: - выполнять зачистку ручки; - оценивать качество готового изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
Изготовление строгального инструмента (20ч) |
183 184 | Строгальные инструменты | 2 | | | | Объяснение нового материала | Инструменты для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изго- товления инструментов. Экономические и эстетические требования к инструментам. Назначение разных видов строгального инструмента. Основные части строгальных инструментов | Знать: назначение строгального инструмента, материал для его изготовления; требования, предъявляемые к строгальным инструментам | Ответы на вопросы | |
185 186 | Последовательность изготовления шерхебеля | 2 | | | | Объяснение нового материала | Основные части шерхебеля. Последовательность изготовления шерхебеля. Инструменты, необходимые для изготовления шерхебеля | Знать: названия деталей и операций по изготовлению шерхебеля; инструменты. Уметь составлять последовательность изготовления шерхебеля с опорой на предметно-технологическую карту | Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты | |
187 188 189 190 | Изготовление колодки | 4 | | | | Комбинированный | Основные части колодки шерхебеля. Подбор материала. Разметка заготовок для колодки. Выпиливание заготовок по длине и ширине. Выстрагивание пласти. Подготовка заготовок к склеиванию. Склеивание заготовок. Выстрагивание колодки по заданному размеру. Разметка колодки. Выполнение летка. Обработка торцов гнезда. Выполнение пропилов внутри гнезда. Срезание подрезанного материала. Зачистка поверхностей гнезда. Отпиливание припуска по длине. Обработка торцов. Зачистка колодки | Знать: части колодки шерхебеля; материал; последовательность изготовления колодки; правила безопасной работы. Уметь изготавливать колодку | Контроль за действием. Контроль качества | |
191 192 193 194 | Изготовление клина | 4 | | | | Комбинированный | Подбор материала. Выпиливание заготовки для клина. Выстрагивание заготовки по заданному размеру. Разметка и спиливание уклона. Подгонка клина к постели строганием. Разметка рожков. Срезание уклона. Разметка длины клина. Отпиливание. Обработка торцов и пласти. Зачистка клина | Знать: - последовательность изготовления клина; - правила подбора материала; - правила безопасной работы с инструментами. Уметь изготавливать клин | Контроль за действием. Контроль качества | |
195 196 197 198 | Изготовление рожка | 4 | | | | Комбинированный | Подбор материала. Выпиливание заготовки. Выстрагивание заготовки по заданному размеру. Разметка и обработка контуров. Скругление углов. Зачистка. Выбирание гребня. Зачистка рожка шкуркой. Разметка паза в колодке по гребню рожка. Выбирание паза в колодке. Подгонка рожка к колодке | Знать: - последовательность изготовления рожка; - правила безопасной работы. Уметь изготавливать рожок | Контроль за действием. Контроль качества | |
199 200 201 202 | Настройка и отделка шерхебеля | 4 | | | | Комбинированный | Фугование подошвы. Проведение пробного строгания. Разборка шерхебеля. Зачистка колодки, клина и рожка. Лакирование рожка, клина, колодки. Сборка шерхебеля. Оценка качества готового изделия | Знать: - операции по настройке и отделке шерхебеля; - правила безопасной работы. Уметь выполнять настройку и отделку шерхебеля | Контроль за действием. Контроль качества | |
Представление о процессе резания древесины (4 ч) |
203 | Элементы резца | 1 | | | | Объяснение нового материала | Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном резании | Знать элементы резца. Уметь различать углы заточки и резания | Ответы на вопросы | |
204 | Виды резания древесины | 1 | | | | Объяснение нового материала | Виды резания древесины (продольное, поперечное, торцовое). Движения резания и подачи | Знать виды резания древесины. Уметь определять по типу стружки вид резания | Ответы на вопросы | |
205 | Влияние изменения угла резца на процесс резания | 1 | | | | Комбинированный | Влияние на процесс резания изменения основных углов резца | Иметь представление о влиянии на процесс резания изменения основных углов резца. Уметь сравнивать процессы резания при разных углах резца | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
206 | Определение формы резцов | 1 | | | | Лабораторная работа | Определение формы резцов разных дереворежущих инструментов | Уметь определять форму (элементы геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов | Оформление результатов лабораторной работы | |
Изготовление столнрно-мебельного изделия (24 ч) |
207 208 | Знакомство с изделием (щитовой стол и табурет в масштабе 1 : 5) | 2 | | | | Объяснение нового материала | Щитовой стол и табурет рамочной конструкции. Детали изделия. Материалы для изготовления. Чертеж изделия. Организация рабочего места | Знать: детали изделий, материалы для изготовления. Уметь: - ориентироваться в чертеже изделия; - организовывать рабочее место | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
209 210 | Технология изготовления сборочных единиц | 2 | | | | Объяснение нового материала | Технология изготовления сборочных единиц (рамок, коробок, щитов, опор). Распознавание сборочных единиц в выполняемом изделии | Знать названия операций. Уметь распознавать сборочные единицы в выполняемом изделии | Контроль за действием. Контроль качества | |
211 212 | Способы соединения деталей и сборочных единиц | 2 | | | | Объяснение нового материала | Способы соединения деталей и сборочных единиц. Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение и исправление | Знать способы соединения деталей и сборочных единиц. Иметь представление о зависимости времени выдержки собранного узла от различных факторов, о видах брака | Ответы на вопросы | |
213 214 | Разборные соединения в сто-лярно-мебельных изделиях | 2 | | | | Объяснение нового материала | Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Разъемные и неразъемные соединения | Знать виды металлической фурнитуры для соединения сборочных единиц. Уметь определять вид соединения деталей и узлов | Ответы на вопросы | Современные виды металлической фурнитуры для соединения сборочных единиц |
215 216 | Бригадный метод работы | 2 | | | | Объяснение нового материала | Бригадный метод работы при производстве мебели. Организация пооперационной работы. Учет производительности труда | Иметь представление о бригадном методе работы, пооперационном разделении труда | Ответы на вопросы | |
217 218 | Последовательность изготовления изделия. Организация работы | 2 | | | | Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия. Организация бригад. Пооперационное разделение труда внутри бригад | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь: составлять последовательность изготовления изделия с опорой на образец или предметно-технологическую карту; организовывать работу по производству мебели внутри бригады | Ответы на вопросы. Контроль за действием. Заполнение технологической карты | |
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 | Изготовление деталей и сборочных единиц | 10 | | | | Комбинированный | Подбор материала для изделия. Изготовление щитового стола: подготовка щитов; изготовление крышки, ножек, проножек и клиньев; соединение подстолья; закрепление крышки на подстолье; зачистка лицевых поверхностей и граней; покрытие лаком. Изготовление табурета рамочной конструкции с мягким сиденьем: изготовление ножек, проножек и царг; склеивание двух боковых рамок, склеивание корпуса табурета, изготовление сиденья; зачистка корпуса табурета, соединение корпуса с сиденьем; покрытие изделия лаком | Уметь изготавливать столяр-но-мебельное изделие в масштабе 1:5с пооперационным разделением труда | Контроль качества | |
229 230 | Анализ выполненной работы | 2 | | | | Урок-обобщение | Учет и коллективное обсуждение производительности труда. Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы | Уметь: анализировать выполненную работу; оценивать качество готового изделия | Контроль качества | |
Практическое повторение (20 ч) |
231-232 233-234 235-236 237-238 239-240 241-242 243-244 245-246 247-248 249-250 | Изготовление изделия (столярный угольник, выставочная витрина и др.) | 20 | | | | Практическая работа | Последовательность изготовления изделия. Правила безопасной работы | Знать: - технологию изготовления изделия; - правила безопасной работы. Уметь: изготавливать изделие; оценивать его качество | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (10 ч) |
251-252 253-254 255-256 257-258 259-260 | Самостоятельная работа (по выбору учителя) | 10 | | | | Самостоятельная работа | Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия | Знать правила безопасной работы. Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
ИТОГО | 100 | | | | | | |
IV четверть (86 часов) |
Вводное занятие (2ч) |
261 262 | Инструктаж по охране труда | 2 | | | | Объяснение нового материала. Беседа | План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | |
Ремонт столярного изделия (28 ч) |
263 264 | Эксплуатация мебели и причины ее износа | 2 | | | | Объяснение нового материала | Эксплуатация мебели. Износ мебели: причины, виды. Выявление повреждений на мебели | Знать причины износа мебели, виды повреждений. Уметь выявлять повреждения на мебели | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
265 266 | Виды ремонта мебели | 2 | | | | Объяснение нового материала | Виды ремонта мебели (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой стороны, использование вставок, замена деталей). Технические требования к качеству ремонта | Знать виды ремонта мебели. Уметь планировать ремонт мебели (стула, стола, шкафа) | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
267 268 | Планирование работы при ремонте мебели | 2 | | | | Объяснение нового материала | Последовательность работы при ремонте изделий. Составление дефектной ведомости | Знать виды ремонта мебели. Уметь: - составлять план работы при ремонте мебели; - составлять дефектную ведомость на ремонтируемое изделие | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
269-270 271-272 273-274 275-276 277-278 279-280 281-282 283-284 285-286 287-288 | Ремонт столярного изделия | 20 | | | | Комбинированный | Разборка изделия частично или полностью. Очистка соединения от старого клея. Ремонт или замена (не подлежащих восстановлению) деталей. Склеивание элементов. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Подгонка узлов. Установка фурнитуры. Зачистка поверхности. Окраска изделия лаком. Технические требования к качеству работ | Знать: - последовательность работы при ремонте изделия; - правила безопасной работы. Уметь выполнять ремонт столярного изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
289 290 | Оценка качества выполненной работы | 2 | | | | Урок-обобщение | Оценка качества выполнения ремонта столярного изделия | Уметь оценивать качество выполнения ремонта столярного изделия | Контроль качества | |
Безопасность труда во время столярных работ (4 ч) |
291 292 | Безопасность труда во время столярных работ | 2 | | | | Объяснение нового материала | Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травматизма (неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством). Меры предохранения от травм | Иметь представление о значении техники безопасности. Знать причины травматизма и меры по его предупреждению. Уметь определять возможные причины травматизма при работе с каким-либо инструментом или на каком-либо станке | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
293 294 | Предупреждение пожаров | 2 | | | | Урок-повторение | Возможность быстрого возгорания древесных материалов, мате-риалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей. Предупреждение пожаров. Первичные средства пожаротушения. Действия при пожаре | Знать: - возможные причины пожаров; -правила пользования первичными средствами пожаротушения; - правила и пути эвакуации. Уметь: - пользоваться первичными средствами пожаротушения; - правильно действовать при возникновении пожара | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Современные огнетушители: виды, правила пользования |
Крепежные изделия и мебельная фурнитура (6 ч) |
295 | Способы соединения деталей в столярных изделиях | 1 | | | | Объяснение нового материала | Способы соединения деталей в столярных изделиях (на гвоздях, шурупах, клею, на шипах, комбинированные) | Знать способы соединения деталей в столярных изделиях. Уметь определять вид соединения по образцам или техническим рисункам | Ответы на вопросы | |
296 | Виды гвоздей и их использование | 1 | | | | Объяснение нового материала | Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), их использование. Стандартная длина гвоздя | Знать виды гвоздей, сферу их применения. Уметь определять вид гвоздя, его длину на глаз | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
297 | Виды и назначение шурупов | 1 | | | | Объяснение нового материала | Шурупы: виды, назначение. Стандартная длина шурупа. Распознавание видов шурупов | Знать виды шурупов и их назначение. Уметь распознавать вид шурупов | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
298 | Мебельная фурнитура и крепежные изделия | 1 | | | | Комбинированный | Виды крепежных изделий и фурнитуры: болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля; их назначение | Знать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры и их назначение. Уметь распознавать виды мебельной фурнитуры и крепежных изделий | Ответы на вопросы | Современные виды мебельной фурш-ггуры |
299 300 | Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры | 2 | | | | Лабораторная работа | Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры | Знать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры. Уметь распознавать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры | Оформление результатов лабораторной работы | |
Практическое повторение (26 ч) |
301-302 303-304 305-306 307-308 309-310 311-312 313-314 315-316 317-318 319-320 321-322 | Изготовление крепежных изделий 323-324 325-326 | 26 | | | | Практическая работа | Последовательность изготовления крепежных изделий. Оценка качества готового изделия | Уметь изготавливать крепежные изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
Контрольная работа (10 ч) |
327-328 329-330 331-332 333-334 335-336 | Изготовление изделия (по выбору учителя) | 10 | | | | Контрольная работа | Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы | Знать технологию изготовления изделия. Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (10 ч) |
337-338 339-340 341-342 343-344 345-346 | Самостоятельная работа (по выбору учителя) | 10 | | | | Самостоятельная работа | Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия | Знать правила безопасной работы. Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
ИТОГО | 86 | | | | | | | | |
ВСЕГО за 8 класс | 346 | | | | | | | | |
Освещенность, микроклимат кабинета столярного дела соответствует СанПиНам 2.4.2.2821-10 № 189 от 29.12.2010.
Мастерские столярного дела имеют площадь из расчета 6,0 кв.м. на 1 рабочее место.
Размещение в мастерских оборудования осуществлено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Расстояние между рядами одноместных верстаков – 1,0 м.
Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями.
Столярные верстаки оснащены предохранительной сеткой высотой 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки установлены на специальном фундаменте и оборудованы предохранительными стеклами и местным освещением
Столярные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащены подставками для ног.
Размеры инструментов, используемые для столярных работ, соответствуют возрасту и росту обучающихся.
Классные доски (с использованием мела) изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
В кабинете система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
П о завершению всего курса обучения обучающиеся должны самостоятельно выполнять виды работ:
- И.Н. Гушулей, В.В. Рига. Основы деревообработки. Москва. Просвещение. 1988
- И.А. Карабанов. Технология обработки древесины, 5-9. Москва. Просвещение. 2000
- В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок. Объекты труда, 5-7 класс. Москва. Просвещение. 1993
- Л.Н. Крейндлин. Столярные работы. Профтехобразование. Москва. Высшая школа. 1978
- Э.В. Рихвк. Обработка древесины в школьных мастерских. Москва. Просвещение. 1984
- Домашний мастер. Столярные и плотничные работы. Москва. ВЕЧЕ. 2000
- Г.И. Кулебакин. Столярное дело. Москва. Стройиздат. 1992
- А.М. Шепелев. Столярные работы в сельском доме. Москва. Россельхозиздат. 1986