«Основы конструирования и моделирования изделий из древесины»
«Основы конструирования и моделирования изделий из древесины»
Тема урока:"Основы конструирования и моделирования изделий из древесины" Цель урока::формирование навыков работы сдревесиной, развитие творческой фантазии учащихся. Тип урока: практическая работа по конструированию подцветочник. Роль учителя : координация деятельности учащихся.Ход урока? 1. Организационный момент. 2. Обьявление целей и темы урока. 3. Вступительное слово учителя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Основы конструирования и моделирования изделий из древесины»»
Тема урока: «Основы конструирования и моделирования изделий из древесины» Цель: Формирование навыков работы с древесиной Развитие творческой фантазии учащихся. Задачи: Образовательная: научить детей конструировать кубик из спичек; Воспитательная: научить общению в работе; познакомить с древнерусской культурой. Развивающая: познакомить учащихся с русскими ремеслами. Оборудование: древесина, станок СТД – 120, столярный инструмент, клей ПВА. Тип урока: практическая работа по конструированию подцветочника. Технология: Элементы технологии сотрудничества. Роль учителя: Координация деятельности учащихся. Ход урока. 1. Оргмомент: приветствие, проверка готовности к уроку, отсутствующие. 2. Объявление темы и целей урока. Запись темы урока на доске и в тетрадях учащихся. На доске записаны основные термины: Качества изделия: Технологичность. Прочность. Надежность. Экономичность. Цель: Ребята, сегодня мы научимся делать подцветочник. Этот подцветочник станет основой для конструирования. 3. Вступительное слово учителя. Конструирование – это один из этапов создания изделий (конструкция – в переводе с латинского «Устройство»). Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта. Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы. Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению. Изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным. Вы видите на доске основные понятия, характеризующие качества изделия. Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов. Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения. Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока. Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных ресурсов. 4. Подготовка заготовки для точения
отрезка заготовки по длине с учетом припусков на торцах,
осмотр ее внешнего состояния, разметку центров вращения заготовки;
придание заготовке формы близкой к цилиндрической. Если заготовка имеет форму квадрата, то для нахождения центров вращения на торцах проводят диагонали и на их пересечении шилом накалывают отверстия, Затем рубанком сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника.
После этого заготовку крепят на станке.
5. Наладка и настройка станка. Проверяют работу станка на холостом ходу. Подготавливают и надежно закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник настраивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки составляло 2 ...3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на 2...3 оборота. Для точения древесины применяют различные стамески и другие режущие инструменты. Желобчатые, полукруглые стамески применяют для черновой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов. Режущая часть токарных резцов называемая лезвием, имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки. Точение заготовки. Перед точением надевают защитные очки, включают станок, берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху. Вначале выполняют черновое (грубое) точение. Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и снимают стружку серединой лезвия полукруглой стамески. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия. Для чистового точения заготовки оставляют припуск 2...4 мм на сторону. Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску опирают на подручник ребром со стороны тупого угла и направляют режущей кромкой в сторону ее движения. Тонкую стружку срезают только серединой режущей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию. Подрезают торцы заготовок косой стамеской и вырезают их. Точат изделия с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины. Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем или штангенциркулем только после отключения станка и полной остановки шпинделя. Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь. При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной шкуркой, опоясав ею заготовку и удерживая концы шкурки руками. Шлифовать можно также шлифовальной колодкой. Хорошие результаты дает полирование сухой детали бруском из более твердой древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволакивает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины. Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают. Линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки. Затем включают станок, опускают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в различных местах надрез глубиной на 2...3 мм. Затем ставят стамеску тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кромкой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть заготовки до надреза. Эти переходы выполняют многократно, постепенно углубляясь в заготовку, пока не образуется тонкая "шейка" диаметром 8... 10 мм. Не следует допускать перерезания заготовки, так как надо еще зачистить торец движением стамески к центру вращения таким же способом, как и выполнялся надрез. Аналогично подрезают торец с другого конца заготовки. После остановки станка заготовку снимают, мелкозубой пилой отрезают шейки и торцы зачищают наждачной бумагой.
6.Самостоятельная работа (если все уч-ся не поместятся возле станка - Разделить на две группы – одни работают на станке, вторые подготавливают каркас подцветочника к сборке. После вытачивания стоек начинается сборка на клею деталей подцветочника. Затем стойки покрывают лаком. 7.Текущий инструктаж. Индивидуальный, фронтальный в случае необходимости при повторении ошибок.
8.Самостоятельная работа. ( Со стороны учителя контроль над выполнением работы и выполнением правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.)
9. Экономический подсчёт.
1. ДВП – бесплатно.
2. Брусок 50*50 – 130 тенге.
3. Клей ПВА – 50тенге.
4. Лак – 80тенге.
5. Электроэнергия – 70тенге.
Итого: 330тенге. 10.Заключительный инструктаж. Уборка рабочих мест. Оценка работы уч-ся. 11. Закрепление. Работа класса – вопросы по теме задаются одному из учащихся всем классом, поочередно, по одному вопросу. 12.Итог урока. Оценки (за правильность выполнения точения, за сборку изделия, соблюдение правил т/б, за устные ответы).