kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Технология проблемного обучения в школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по технологии. Это далеко не простая задача.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Технология проблемного обучения в школе»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №14











Выступление

На семинаре-практикуме ГМО учителей технического труда по теме:

«Технология проблемного обучения в школе»

















Учитель технологии: Самошкин А.А.

МОУ Гимназии №14









Февраль

2015-2016 учебный год.



Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по технологии. Это далеко не простая задача.

Для активизации деятельности школьников в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование репродуктивных методов, с помощью которых им передают готовые знания, в пользу исследовательских. Именно исследовательские, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе, формируют творческие черты личности. Среди многих форм активизации учащихся на занятиях по технологии — хорошо зарекомендовало себя проблемное обучение.

Элементы проблемного обучения, возможно, применять на каждом занятии и всех его этапах. Необходимо постоянное, а не эпизодическое его использование. И здесь следует подчеркнуть, что проблемным обучение называют не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение упражнений.

Для решения учебных проблем достижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью учащихся фактически сводится к рассмотрению двух вопросов: какой программный материал следует предложить им объяснение - показ трудовых приемов, а какой – путем решения учебных проблем и затем выполнения технологических действий?

В учебном материале есть такая часть информации, которая может быть успешно усвоена в процессе объяснительно - иллюстративного обучения. Сюда можно отнести сведения из истории строительства из древесины, материаловедение, технологические знания, термины и т.д. Освоив эти знания, учащиеся смогут в дальнейшем использовать их в новых условиях, в том числе и для решения учебных проблем. Например, в 5 классе ученики изучают древесину - как строительный материал: термины, технологию изготовления, из каких видов деревьев, а когда начинают знакомиться с образцами, обозначаю проблему: По каким признакам определяем данный образец, к какому виду деревьев он относится? Для решения проблемы делю класс на группы и предлагаю образцы, на которых ярко выражены волокна, на других – нет. Есть ли проблема в применении того или другого вида в строительстве?

Какая, казалось бы, проблема в том, какой вид древесины применять в строительстве? Но если подвести учеников к мысли (возможно, через образцы) о рациональности, экономичности и эстетичности результата, то они станут отыскивать и на других поделках из древесины лучшие варианты пиломатериалов. И опять же – лучше усваивают материал (6 кл. свойства и пороки древесины).

Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнем подготовленности учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями.

Восприятие и решение учебных проблем требуют умения сравнивать предметы, явления, анализировать их, обобщать. Без сформированных умений и навыков, свойственных познавательной деятельности, нельзя говорить ни о восприятии проблемы, ни тем более о ее решении.

Степень участия школьников в решении учебных проблем должна быть возрастающей и динамичной.

Выделяют четыре уровня проблемного обучения (взял за основу своей практики).

Первый уровень: проблемное преподавание

Учитель формирует тему урока, вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, анализирует и обобщает полученные результаты. Находясь в условиях проблемной ситуации, ученики следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности. Вот это как раз на начальной стадии обучения, когда еще только осваиваются навыки и умения, когда нельзя допустить «метод проб и ошибок», а конкретная технология, например обработка древесины. И не обязательно 5 классы, а в начале каждого курса, прослеживается в системе: из урока в урок. И здесь же, на первом уровне создание проблемной ситуации, которую решают в основном ученики (пример с пиломатериалами). Возможен диалог ученик – учитель. Как показала практика, в условиях трудового обучения такое преподавание наиболее эффективно.

На втором уровне – проблемная ситуация

Учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками формирует проблему и при их участии решает ее. На всех этапах решения проблемы он стимулирует деятельность учащихся проблемными и не проблемными вопросами, приучает их к простым умственным операциям: сравнению, выделению главного, применению аналогии и т.п. В процессе анализа условия проблемного задания учитель ориентирует школьников на поиск данных, которых не хватает, учит их делать предположения и обосновывать гипотезы, указывает, какие знания и умения следует использовать для решения проблемы.

Пример: В 6 классе есть такая тема «Пороки древесины» Не самая интересная тема в цикле уроков технологии. Мотивация к изучению – через проблемное обучение. Урок начинаю с вопроса: ребята есть ли у вас любимая поделка из древесины, с которой не хочется расставаться? А от чего зависит долгосрочность этой поделки? Умеете ли вы ухаживать за ней? Какие проблемы и последствия? И мы совместно выстраиваем урок: учитель - проблемное изложение материала, подводя ребят к выдвижению гипотез и их решению (покрытие лаком, заделывание трещин, склеивание) Сюда же подтягиваю знания по порокам древесины, с их свойствами. Дети начинают рассматривать причины возникновения пороков, возникает личностный интерес. Прошу прокомментировать, по каким признакам определяют тот или иной порок: 1. Чтение болезни древесины; 2. Чтение и объяснение; например «почему и отчего возникает данный порок древесины? Почему нельзя применять в строительстве древесину с этими пороками?» Чтобы правильно ответить, дети вспоминают все изученное из раздела материаловедения.

Урок проходит не скучно, вовлечены абсолютно все, у всех интерес на лице и активность.

На третьем уровне учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить ее.

Ученики должны самостоятельно выбрать из предложений гипотезу, обосновать ее, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы.

Изучение материаловедения сложнейшая тема: трудно произносимые термины, химические процессы, очень большой объем материала за 2 – 4 часа программы. Привлекаю к проблеме выбора качества пиломатериалов и формированию экологического и экономического мышления (доски, бруски, рейки).

Четвертый уровень – творческая активность

Ученики самостоятельно находят проблему, решают ее, делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль учителя при этом сводиться к опосредованному руководству всеми этапами проблемного обучения. Он создает условия для того, что бы ученики заметили проблему во время выполнения задания, ориентирует их на правильную ее формулировку, расставляет ориентирующие знаки, помогающие учащимся избежать лишних попыток и ошибок, постановкой вопросов подводит к нужным выводам и обобщениям.

Четвертый уровень проблемности не имеет границ завершения, поскольку является началом самостоятельной творческой деятельности и основной предпосылкой дальнейшего самообразования.

На трудовом обучении этот уровень больше всего подходит при выполнении проекта; в старших классах производственные работы.

Проблемное обучение – не перепаханное поле.

Можно изучать, осваивать и внедрять до бесконечности. Я только в начале пути. Очень трудоемкая работа подготовки к уроку, но того стоит: изученный материал через такое обучение, как показал опыт, дети понимают, не забывают. Педагог решает обучающие, развивающие, формирующие и т.д. проблемы.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Технология проблемного обучения в школе»

Автор: Самошкин Александр Анатольевич

Дата: 14.03.2018

Номер свидетельства: 461873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhiia-probliemnogho-obuchieniia-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "286915"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454416114"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_v_nachal_no"
    ["file_id"] => string(6) "378130"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484150383"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование технологии проблемного обучения в условиях современной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiavusloviiakhsovriemiennoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "273351"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства