Просмотр содержимого документа
«Вышивка тамбурным швом»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ
на тему: «Вышивка тамбурным швом»
9 класс
Подготовила учитель технологии:Адаменко В. П.
Урок технологии в 9 классе на тему: «Вышивка тамбурным швом»
Цель: ознакомить учащихся, с видами вышивки, с предметами одежды составляющими казахский национальный костюм. Задачи: Образовательная: Дать представление о видах вышивки. Способствовать применению полученных знаний на практике. Развивающая: развитие творческих способностей, образного мышления, воображения, внимания, памяти. Воспитательная: Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса.
Оборудование: интерактивная доска, ножницы, иглы, шаблоны орнамента, простой карандаш, копировальная бумага,нитки для вышивки, ткань
1. Организационный момент, психологический настрой, гимнастика для глаз.
2. Активизация учебной деятельности.
Работа в группах
Задание 1: прочитайте зашифрованное слово: изделие для отделки которого применяется орнамент.
А
З
М
О
К
Л
Задание 2: отгадайте ребус и назовите получившееся слово
Мама цемент
О
р
н
а
м
е
н
Т
3.Повторение ранее изученного материала
Инструменты и приспособления, материалы для вышивки.
Ткань. Для вышивки подойдут однотонные льняные, шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые и смешанные ткани.
Нитки. Вышивать можно натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Прочность окраски ниток можно проверить, если нитку вложить в белую ткань, смочить и пропарить утюгом. Если на ткани останется след, нитки линяют. Краску можно закрепить уксусом(одна столовая ложка уксуса на стакан воды, на пять минут). Чаще всего для вышивки применяют хлопчатобумажное мулине, шерсть, объемные синтетические нитки.
4.Изучение нового материала.
Подготовка к вышивке.
Виды швов. Стебельчатый шов.
Шов «вперед иголку».
Тамбурный шов – это непрерывная цепочка из петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контору или застилают рядами всю плоскость мотива.
5.Тесты по теме «Виды вышивки» Ключ 1-И, 2-Г,3-А,4-Б,5-Ж,6-В,7-Д, 8-К,9-Е,10-З. При проверке работа в парах.
Казахский национальный костюм
Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения.
Традиционными материалами для неё были кожа, меха, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами Одежду шили из привезенных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным материалом обеспеченности её обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.
Камзол(кемзал)– легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с расширяющимся к низу полами. В зависимости от того, шилась ли она с рукавами или без, к её названию соответствующие слова. Например, камзол без рукавов назывался женсизкемзал, с рукавами –жендикемзал, или – шолаккемзал(с короткими рукавами). Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами – бешметом. Камзол шили из бархата, других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста.
Женские головные уборы
Женский головной убор замужней женщины состоял из двух частей: нижней - кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась.
Cаукеле - высокая, конусовидная шапка (около 70 см) Вышивается рубинами, жемчугом, кораллами и прочими драгоценными камнями, которые подчеркивают богатство "саукеле". Шьют из дорогого бархата, велюра и т.д. Края "саукеле" украшают пушниной - норкой, лисицей; вышивают мелким бисером, бахромой, орнаментом; различными мелкими золотыми и серебряными монетами, украшениями.
Виды казахского национального орнамента.
1.Космогонический(связанный с изображением солнца, луны и звезд). К нему относятся такие виды орнамента, как «ай» (луна), «айшик» (лунообразный), «жулдызша» (звездочка), «кун нуры» (солнечный свет), «кун кози» (солнечный глаз), «кун саулеси» (солнечный луч), «ай гуль» (лунный цветок), «жулдыз» (звезда). 2. Орнамент, связанный с названиями животных, частей их тел и т. д. В основу этого вида орнамента взята форма «кошкармуйиз» (бараний рог), «иткуйрик» (собачий хвост), «оркеш» (верблюжий горб), «туйетабан» (верблюжий след), «ашатуяк» (пара копыт), «туйемойын» (верблюжья шея), «аркармуйиз» (рог архара). 3. Орнамент, связанный с названиями мелких животных и насекомых: «алакурт» (пестрый паук), «жилан» (змея), «жиланбас» (змеиная голова), «кумырска» (муравей), «жиланбаур» (змеиное брюхо), «кобелек» (бабочка), «шыбынканат» (крылья мухи). 4. Орнамент, связанный с названиями птиц: «кусканат» (птичьи крылья), «казтабан» (гусиные лапки), «казмойын» (гусиная шея), «кусмойын» (птичья шея), «кустумсык» (птичий клюв). 5. Растительный орнамент, «арпабас» (ячменная головка), «уш, бес, алты, сегиз, он еки, жапырактыгульдер» (трех-, пяти-, шести-, восьми-, двенадцатилистные цветы), «кызгалдак» (тюльпан), «райхангуль» (роза), «гуль» (цветок), «жетигуль» (семицветик), 6. Орнамент, связанный с орудиями труда и быта: «балта» (топор), «озгим-озимек», (плетенка), «шарбак»,(плетень), «торт таспа» (четыре ленты), «туйме» (пуговица), «ожау» (ковш), «кайнар» (родник), «кос тумарша» (два амулета), «балтак» (костыль), «сынарокше» (один каблук), «ирек» (зигзаг), «тарак» (гребешок)
Цвет в орнаменте.
У казахов цвета всегда имели символический смысл: голубой цвет был всегда символом неба; красный цвет – символом солнца, огня; желтый цвет – символом разума, тоски, печали; черный цвет – символом земли; зеленый цвет – символом молодости, весны.
Правила:
1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.
2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной
композиции должны выделяться с помощью различных цветов.
5. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Инструктаж по выполнению вышивки.
Показ техники выполнения практической работы.
Практическая работа: работа с инструкционными картами