kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волшебный лоскуток

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для  этого урока группа учащихся заранее провела исследовательскую работу. Двое девочек подготовили материал о том, как лоскутное шитьё нашло своё отражение в творчестве художников. Трое девочек подготовили стихотворения о лоскутных одеялах и песню. Ещё две девочки подготовили информацию о лоскутном шитье в России и Казахстане.Учащимися были подготовлены презентации по каждой работе.

Урок начинается с мотивационной презентации «Что нас объединяет и делает разными». Учащиеся делают вывод, что всех людей на планете объединяет любовь к творчеству, но и творчество делает нас индивидуальными.

Далее следует рассказ учителя о истории появления и развития лоскутного шитья в мире. Затем слово предоставляется исследовательской группе. Учитель акцент делает на к?рпе, т.к. в качестве закрепления новой темы, учащиеся в группах должны будут выполнить минипроект в виде аппликации из бумаги к?рпе. При выполнении работы, учащиеся соблюдают правила сочетания цветов.

 В конце урока каждая группа защищает свой проект. Учащиеся отвечают на контрольные вопросы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Волшебный лоскуток»

Учебно-методический план занятия

Тема: Волшебный лоскуток.

Цель урока: познакомить учащихся с основами техники лоскутного шитья, выполнить мини-проект «Корпе».

Задачи урока:

Образовательная:

1. Познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел, получившего распространение у многих народов мира.

2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке.
3. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающая: 
1. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.

2.Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:
1.Воспитывать уважительное отношение к народным обычаям и традициям.

2.Воспитывать толерантность.

3. Воспитывать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.


Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

Формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока: образцы изделий из лоскутов, презентации«Что нас объединяет и делает разными», «История лоскутного шитья», «Лоскутные одеяла в картинах художников» , экран, записи народной музыки, таблицы гармонирующих цветов, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.


Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие,  проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос­ти учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

Девочки, для того, чтобы определить тему урока, поставить его цель и задачи, я хочу предложить вам посмотреть презентацию, которая называется «Что нас объединяет и делает разными?». /Просмотр мотивационной презентации/.

1 слайд. «Что нас объединяет и делает разными?».

2 слайд. Мы – люди, наш общий дом планета Земля.

3,4 слайд. Самое главное в жизни человека это семья.

5-10 слайд. Мы рождаемся, ходим в детский сад, школу, университет, на работу, создаём свою семью.

11 слайд. Мы разной национальности.

12 слайд. У нас разная культура, обычаи, традиции.

13-24 слайд. Каждый народ славится своим ремеслом.

25 слайд. Всё это делает нас индивидуальными.

26слайд. Но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание создавать красоту своими руками. Мы любим свою культуру, с уважением относимся к культуре других народов. Мы хотим жить в мире!

Учитель: тема нашего урока «Волшебный лоскуток». (Слайд 27) На уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – поджаги, пэчворк, или курак, или квилт, или лоскутное шитье. Девочки, а как вы думаете, почему техника лоскутного шитья носит разные названия? /Ответы детей/. Совершенно верно, этот народный промысел был распространен у народов разных национальностей. Это искусство нас объединяет и делает одновременно разными, а почему мы узнаем в течении урока. Ещё вы выполните минипроект «корпе».

Записать в тетради тему урока и ключевые слова: пэчворк, курак, квилт, лоскутное шитье.


III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. (слайд №28). Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. (Слайд № 29-31). Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в России, в музее имени А. Кастеева в Казахстане. (Слайд №32-34). По всему миру созданы ассоциации мастеров лоскутного шитья.

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. Так появился Patchwork.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода.

В подготовке этого урока принимала участие творческая группа девочек, которая занималась исследовательской работой. Девочки решили выяснить, как изделия из лоскутов нашли отражение в творчестве поэтов, художников, какие техники лоскутного шитья известны. Давайте предоставим им слово. /Выступление группы девочек. Они демонстрируют презентацию, где на картинах художников запечатлены лоскутные одеяла. Все картины наполнены теплом, уютом, радостью, светом. Также девочки декламируют стихотворения и презентацию о технике лоскутного шитья /.

ОДЕЯЛО /Лена/

Шила бабушка внучатам
Из лоскутьев одеяло.
В сундучишке небогатом
Разбирала, узнавала:

Вот горошек старой шторки,
Вот остаток покрывала…
Вот кусок от гимнастёрки –
В ней когда-то воевала.

В этом – радостно плясала…
В этом – горько голосила…
В небольшое одеяло
Жизнь нелёгкая вместилась.

Гелия Маура.

/Женя/

Я лоскутное шью одеяло 
Из озер, рек, травинок и тучек. 
Шью такое, каких не бывало, 
Чтобы мир стал нарядней и лучше. 
За стежком шью стежок кропотливо. 
Солнце – верный помощник мой светит. 
Я стараюсь, чтоб было не криво, 
И не смог разорвать его ветер. 
У природы расцветки, что надо, 
Много зелени и голубого. 
Есть вкрапленья цветущего сада 
И чего-то давно дорогого. 

Я лоскутное шью одеяло. 
Подмигнули мне с ткани цветочки. 
Я в единое ловко спаяла 
Слишком разные эти кусочки. 

Зинаида Маркина

/Алена/

С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!

Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!

Шерстяные и из ситца -
Всё для дела пригодится.

Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.

Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..

А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.

Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.

Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!

...Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!

Мария Федоренкова

Учитель: я тоже хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Ковальчук, которое называется «Оберег».
Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.
                                    
И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С  любовью сшитый оберег.

Вот такие замечательные картины и стихи были созданы в честь лоскутных одеял. Слово предоставляется Даше, она расскажет нам о техниках лоскутного шитья.

/Записать в тетради техники лоскутного шитья/

Ну а мы продолжаем наш рассказ о лоскутном шитье. Слово предоставляется Анофриевой Наде, она подготовила сообщение о лоскутном шитье в Казахстане.

« Техника пэчворк у казахов называется курак.  От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. (слайд №19, 20). Куракам  казахи приписывали  магические свойства. Считалось, что чем большее   количество лоскута  использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».

Учитель: Я хочу подробнее рассказать о корпе. /Просмотр презентации 36-46/. Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие корпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому, они зажигают дом энергией и счастьем.

Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла. Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.

     Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.

IV. Практическая работа.

Я предлагаю вам выполнить мини – проект «Корпе» из цветной бумаги. Я предлагаю вам для корпе выбрать технику «квадрат». Быстро подобрать цвет бумаги, а в дальнейшем ткани для из­делия из лоскутков, поможет цветовой круг (Слайд №47). Цвет имеет ре­шающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.)

     Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с раз­личной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в компо­зиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание — не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые компо­зиции. Родственно — контрастные сочетания имеют один общий цве­товой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение.

Работа проводится в парах, необходимо сделать эскиз в цвете и наклеить квадраты в соответствии с эскизом. Соблюдайте технику безопасности при работе с клеем. Если клей попал в глаза, необходимо сразу промыть в большом количестве воды.

V. Защита проектов.

Учащиеся демонстрируют свою работу, дают ей название. Рассказывают, какое сочетание цветов и почему использовали, что хотели передать.

VI. Закрепление нового материала. (слайд № 48).

-Какое название получило лоскутное шитьё в Англии? (Пэчворк).

-Как называется лоскутное шитьё в Казахстане? (Курак).

-Какие изделия можно выполнить в технике лоскутного шитья? (Одеяла, подушки, одежда).

-Что такое корпе? (Коврик для сидения на полу за столом).

-Какую ткань используют для изготовления корпе? (Бархат, велюр, ситец).

-Лоскуты какой формы используют мастерицы для корпе? (Квадраты, ромбы, полоски).

VII. Анализ урока.

-Девочки, вам понравился урок?

-Что было интересным?

-Что вызвало затруднение?

- Вы справились с поставленной целью урока?

Выставление оценок.


VIII. Домашнее задание: принести разноцветную ткань для изготовления корпе, картон, швейные принадлежности.














































































« Техника пэчворк у казахов называется курак.  От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков». Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. Куракам  казахи приписывали  магические свойства. Считалось, что чем большее   количество лоскута  использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте. Выполненные вручную лоскутные произведения приносят в дом ощущение устойчивости, традиционности и спокойствия. Такие изделия и раньше были незаменимым атрибутом быта кочевников и теперь не выходят из моды в среде современных казахов, являясь гордостью каждой семьи. ».




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Волшебный лоскуток

Автор: Губерская Светлана Ивановна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Игры в центре воды и песка с детьми раннего возраста "
    ["seo_title"] => string(60) "ighry-v-tsientrie-vody-i-pieska-s-diet-mi-ranniegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "144745"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418774169"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников через игровую деятельность»"
    ["seo_title"] => string(84) "razvitiiesiensornykhsposobnostieimladshikhdoshkolnikovchieriezighrovuiudieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "288589"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454653842"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Классный час "Путешествие со сказкой по разным странам" "
    ["seo_title"] => string(58) "klassnyi-chas-putieshiestviie-so-skazkoi-po-raznym-stranam"
    ["file_id"] => string(6) "224167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438533288"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Методическая разработка игровой викторины на тему "В поисках клада". "
    ["seo_title"] => string(72) "mietodichieskaia-razrabotka-ighrovoi-viktoriny-na-tiemu-v-poiskakh-klada"
    ["file_id"] => string(6) "224133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438515075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства