МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Должность
учитель технологии
Предмет
технология
Класс
7
Раздел
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов,
Тема и номер урока в теме
Вязание спицами
Базовый учебник
Павлова М, Б,. Сасова И, А,. Гуревич М, И,. Шарутинова А, Ю, «Технология»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: практическая с элементами работы в парах и самостоятельно
Цель:
1. Способствовать формированию у учащихся творческих способностей, технологических знаний и экономической культуры по изготовлению изделий связанных спицами,
2, Способствовать развитию речи обучающихся, овладению основными способами мыслительной деятельности, развитию внимания,
аккуратности, усидчивости в работе;
3. Способствовать воспитанию самостоятельности, культуры труда, ответственности за результаты своего труда
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, журналы мод, образцы тканей, символика видов спорта зимней олимпиады, цветные карандаши, книги по вязанию.
Планируемые результаты:
Личностные: создать условия для формирования у обучающихся интереса к народному творчеству.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение взаимодействовать с людьми и работать
в коллективе, Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником
для исследования
Предметные: формировать навыки самостоятельного выполнения всего художествен – технологического процесса создания изделий
Универсальные учебные действия:
Реулятивные: фиксировать результаты исследования и делать выводы, уметь планировать и регулировать свою деятельность, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владеть основами самоконтроля и самооценки в учебной познавательной деятельности
Познавательные: умение строить высказывания, извлекать информацию об истории вязания, современной моде на вязаные изделия, делать выводы
Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях, мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла ученика
Межпредметные связи: история, математика, изобразительное искусство
ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте. Меня зовут Валентина Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок. Посмотрите все ли материалы у вас в на рабочих столах в .порядке. И вот, когда у нас всё готово, мы можем приступить к уроку.
II. Актуализация знаний учащихся (введение в проблему)
- Какое знаменательное событие происходит в нашей стране в эти дни?
- Да, в России проходят сейчас XXII зимние олимпийские игры
- Представьте себе такую фантастическую ситуацию, что ваш класс пригласили на закрытие олимпийских игр в Сочи
- О чём мы в первую очередь думаем, когда получаем приглашение?
- Да, вы правы. В какой одежде мы отправимся на праздник.
- Мы должны помнить, что мы команда и нам надо быстро выполнить декорирование костюма единым аксессуаром. (словарь терминов: понятия: аксессуары, логотип)
- О чём мы должны прежде всего подумать при выборе единого аксессуара, ведь закрытие игр уже скоро?
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что это:
Наименьшие затраты
Доступность материала
Быстрота выполнения
- Как вы думаете, что это за предмет дополнения костюма?
( слайд: символы олимпийских игр – заяц, медведь, барс)
- Так какая же проблема стоит перед вами на этом этапе?
- Да, совершенно верно – выполнить шарф с олимпийской символикой.
- Скажите, из какого материала выполнен шарф?
- Вы верно заметили, что он связан нитками. А у вас есть навыки вязания?
III.Целеполагание
- Вот это и будет темой нашего урока, Вязание спицами.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей вязания, вязаными изделиями в современной моде, изучим свойства трикотажа, повторим цветовые сочетания, рассмотрим рисунки символов зимних видов спорта.
( словарь терминов: понятие слова – трикотаж)
- Какие же задачи будут стоять перед вами на уроке?
- Верно. Изучить теорию и выполнить упражнение – эскиз шарфа.
IV. Изучение нового материала
- Скажите пожалуйста, что предшествует любому делу, с чего надо начинать работу?
- Да, вы правы нам надо составить план изучения новой темы. Намети вопросы плана и какие пункты в него надо включить. Давайте это обсудим.
(сайд плана, составленный обучающимися)
История вязания
Вязаные изделия в современной моде
Свойства трикотажа
Цветовые сочетания
Рисунки символов зимних видов спорт
Обучающиеся выбирают вопросы плана и начинают работу по изучению материала, используя предложенную литературу, а так же проводят исследование изучению свойств трикотажа.
История вязания
В одной из египетских гробниц (1900 год до н. э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III – IV в.н.э .найдены в Египте. В IX – XI веках вязальщицы стали наносить тексты на носки. Самыми искусными вязальщиками в Древности считались арабы. Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад. В 1589 году английский священник Вильям Ли изобрёл вязальный станок с крючковатыми иглами. В конце XVIII века во Франции была изобретена круглая вязальная машина. Но ни одна произведённая станочным способом вещь, не могла сравниться и повторить узор подобный созданному вручную. Это и помогло вязанию не превратиться полностью в машинное производство, а сохранить свою уникальность и оригинальность исполнения.
В России с давних времён крестьянки вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX до начала XX в. было распространено вязание сапожек, украшенных цветными мотивами. Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII веке ( плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные – из белого). Такой платок размером 2х2 м. весит всего 70 грамм.
( слайд из презентации )
Вязаные изделия в современной моде
В современное время благодаря множеству журналов со схемами и выкройками можно найти вязаные вещи различной сложности .В 60- х годах XX столетия вязание пришло в высокую моду. Благодаря усилиям Оттавио и Розиты, которые создали первую в истории коллекцию вязаной одежды «Haute Couture», вязание впервые вышло на подиум. Событие это было отмечено огромным успехом и с тех пор многие известные дома моды отдают предпочтение трикотажу, как невероятно практичному, универсальному и благородному материалу.
В наши дни вязание как вид рукоделия продолжает развиваться: активно внедряются новые материалы, разрабатываются узоры, из трикотажа изготавливаются всевозможные аксессуары – начиная от головных уборов и заканчивая обувью. Вязаная одежда была и остаётся в моде, поражая воображение свободой форм, цвета и стиля. Но это ещё не всё. Удивительным образом за последние несколько лет вязание из традиционного рукоделия превратилось в модное увлечение, независимо от возраста и социального положения. Вклад в популяризацию вязания внесли и знаменитости, такие как Джулия Робертс, Вайнона Райдер, Кэмерон Диаз, Дакота Фенинг и Рассел Кроу. В 21 – веке многие мужчины начали начали вязать, вспомнив о том, что именно они стояли у истоков этого рукоделия.
( слайд из презентации )
Свойства трикотажа
Теплозащитность
Эластичность
Мягкость
Обучающиеся проводят сравнительную характеристику трикотажа с другими тканями, делают выводы, отмечая какие свойства у него наиболее выражены.
( слайд из презентации)
Цветовые сочетания
Обучающиеся по цветовому кругу, используя таблицу цветовых сочетаний рассказывают в какой цветовой гамме можно выполнить эскиз шарфа
( слайд из презентации)
Рисунки символов зимних видов спорта
Обучающиеся представляют по слайду, что можно изобразить не шарфе с олимпийской символикой, предлагают свои варианты.
( слайд из презентации)
V. Практическая работа
Выполнение упражнения – эскиз шарфа с олимпийской символикой.
Цель: формировать навыки выполнения эскиза
Задание:
Выполнить эскиз шарфа в цвете.
- Скажите пожалуйста, кто умеет вязать, на что похожи схемы вязания?
- Да, вы правы, что схемы схожи с шахматной доской, поэтому выполнять эскиз вы будете на бумаге в клетку и должны помнить что рисунок должен быть геометрическим.
- Я хотела бы вам напомнить правила коллективной работы
Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.
Внимательно слушайте того, кто говорит.
Если то, что говорят другие, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
( слайд из презентации)
Самопрезентация.
Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся.
Разбор типичных ошибок
VI. Подведение итогов урока
Рефлексия
- Вам было комфортно на уроке?
- Всё ли у вас получилось?
- Если что - то не удалось, как вы думаете почему?
Завершить урок я хотела бы, напомнив вам пословицы о рукоделии
С ремесло не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само накормит.
( слайд из презентации)
Домашнее задание:
Выучить термины, записанные на уроке в тетради.
Принести спицы и нитки.
VII. Заключительное слово учителя.
- Я хотела бы поблагодарить вас за замечательную работу на уроке и подарить медали чемпионов, связанные моими учениками – вашими сверстниками. Кем бы вы не стали в будущем, какую бы профессию не выбрали, желаю быть везде первыми, везде чемпионами и победителями.
Считаю, что цели, поставленные вначале урока, были достигнуты.