устное объяснение материала, использование наглядности, ИКТ.
Наглядный материал:
различная литература по вязанию спицами, журналы для вязания,
различные виды пряжи, набор спиц.
Дидактический материал:
технологические карты по выполнению разных видов петель.
Оборудование, инструменты, материалы:
набор спиц разного размера, ножницы, пряжа для вязания, ИКТ.
Тип занятия:
информационная лекция.
Межпредметные связи:
химия (свойства различных видов пряжи для вязания),
русский язык и литература (новые слова, терминология).
Профориентация:
знакомство с профессией вязальщицы.
Время: 2 урока (по 40 мин.).
Ход урока.
1. Организационный момент(5мин):
1) организация и подготовка к уроку;
2) отметка отсутствующих;
3) сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся по смежным темам(5мин.).
1) Какие виды пряжи вам известны?
2) Как правильно подбирать в зависимости от толщины ниток
инструменты для вязания спицами?
3) Как правильно обращаться с изделиями, связанными спицами,
после завершения вязания?
3. Изучение новых понятий и способов действий(20мин.):
1) историческая справка о вязании;
2) пряжа, виды пряжи;
3) спицы, виды спиц;
4) процесс вязания;
5) правила подбора спиц в зависимости от толщины и длины нити;
6) подготовка к вязанию;
7) условные обозначения петель, применяемых при вязании;
4. Закрепление изученного материала(10мин.):
1) какие правила подбора спиц и пряжи вы знаете?
2) как подготовить пряжу для вязания?
3) расскажите о правильном положении рук при вязании.
5. Практическая работа(урок2):
1) вводный инструктаж (организация рабочего места, знакомство
с инструкционно - технологическими картами, принадлежностями
для вязания);
2) вводная беседа (формирование правильных и рациональных приемов
труда, тренировочные упражнения по вывязыванию разных видов
петель и текущий инструктаж с показами);
3) самостоятельная работа учащихся по выполнению разного вида петель
с использованием инструкционных карт.
4) самоконтроль и взаимопомощь учащихся во время работы.
6. Подведение итогов занятия(5мин):
1) проверка выполнения самостоятельной работы;
2) анализ допущенных ошибок в работе;
3) демонстрация лучших работ;
4) выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.
7. Домашнее задание(2мин.):
потренироваться в выполнении петель, повторить изученный
материал, быть готовыми к следующему уроку.
8. Уборка рабочих мест(3мин.).
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Из истории вязания.
Ручное вязание – древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является
Подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется.
Установить точно, когда родилось ручное вязание, трудно: ведь трикотаж не камень, не легко ему сохраниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероятно, для того, чтобы можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет.
Самыми искусными вязальщиками в древности считались арабы.
Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад. В 12 веке вязать научились испанцы и итальянцы, век спустя – французы, шотладцы и англичане. Работали в основном спицами: деревянными, костяными, металлическими. Вязали чулки, носки, перчатки. Большую известность получил национальный головной убор шотландцев – вязаный б берет. Во Франции, начиная с 13 века, стали вязать шляпки, береты, фуфайки, перчатки, а в 14-15 вв. научились вязать колпаки (капюшоны), носки и даже верхнюю одежду.
Постепенно вязание стало известно всей Европе. Начали появляться цеха по изготовлению шелковых чулок. Интересно, что занимались этим ремеслом в те времена исключительно только мужчины.
В 1589 году в ручном вязании произошел переворот: английский священник Вильям Ли придумал ручной вязальный станов с крючковыми иглами, который позволил увеличить скорость вязания по сравнению с ручным в 10 раз. Принцип работы станка и его важнейший элемент – игла с крючком на конце – сохранились в современных вязальных машинах.
В конце 18в. во Франции была изобретена круглая трикотажная машина, на которой получается полотно в виде трубки. Из него затем выкраивали детали изделий и сшивали их.
В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца 19 начала 20в. было распространено вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами.
В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа.
Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в 18в.
Здесь изготавливают платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные - из белого. Последние неизменно вызывают восхищение красотой узоров, легкостью и высочайшим мастерством исполнения.
Такой платок размером 2х2м весит всего 70г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение. Наибольшие артели вязальщиков теперь объединились в крупный комбинат.
В настоящее время трикотажное производство в нашей стране развивается быстрыми темпами. Оно оснащается мощными высокопроизводительными машинами, позволяющими постоянно увеличивать количество и повышать качество трикотажных изделий. Они любимы всеми, так как не стесняют движений, хорошо растягиваются и вновь приобретают первоначальную форму, не мнутся, обладают способностью сохранять тепло, мягкостью и гигроскопичностью. Производственное изготовление трикотажа имеет неограниченные возможности. Несмотря на это, многие увлекаются ручным вязанием, позволяющим иметь абсолютно индивидуальные вещи. К тому же вязание – прекрасный отдых за работой.
Вязание, безусловно, один из самых древних и полезных видов рукоделия. Как и любой другой вид прикладного искусства, вязание постоянно развивается и видоизменяется. Мы знаем, что вязать можно крючком, на спицах, на машинах производственных и бытовых.
Пряжа, виды пряжи.
Лучший материал для вязания изделий – шерстяная пряжа. В последнее время в практике применяется искусственная пряжа с примесью целлюлозы, нейлоновая, «мелан», «ирис», а также хлопчатобумажная.
Немаловажное значение имеет подбор ниток по толщине. Из тонкой
Пряжи можно вязать красивые кружевные блузки, шарфы, платки. Из толстой пряжи, пушистой – свитера, джемпера, пальто и так далее. Для изготовления тонких изделий, например: ажурных платьев, нарядных женских изделий, детских вещей, применяют, как правило, тонкую нить, сложенную вдвое. Пальто, спортивные свитера, носки, гольфы, сумки вяжут из толстой пряжи.
В практике часто используется пряжа из домашней шерсти, не подверженная промышленной обработке. Она бывает разной по цвету, но чаще всего встречается черная и белая с желтым оттенком.
Спицы, виды спиц.
Выбор спиц определяется толщиной ниток, характером переплетения,
назначением изделия.
Наибольшее применение нашли стальные спицы различного диаметра и длины. Они тяжелее других, но в процессе работы не гнутся, петли на них хорошо скользят. Алюминиевые спицы легче стальных, но при вязании окисляются. Поэтому на них рекомендуется вязать легкие темные изделия.
Костяные спицы легки, удобны, но гнутся. Ими рекомендуется вязать тонкие ажурные изделия. Капроновые спицы изготавливаются больших диаметров и применяются для вязания изделий из толстой пряжи.
Очень важно правильно выбрать диаметр (номер) спиц, от которого
Зависит плотность вязания. Чем тоньше спицы, тем плотнее вязание.
Для вязания небольших изделий по кругу (перчатки, носки, варежки, гольфы и др.) применяются пять коротких спиц (чулочные спицы) разных
диаметров, в зависимости от толщины пряжи.
Немаловажное значение имеет правильная заточка спиц. Острой спицей можно наколоть пальцы, тупая спица затрудняет вязание. Затачивать спицы рекомендуется на конус длиной 10 – 12мм. Наименьший диаметр конуса (то есть конец спицы) должен быть примерно равен половине диаметра спицы.
Процесс вязания.
Основной единицей вязаного изделия является петля, образуемая из нити с помощью спиц или крючка. Вязание же представляет собой процесс превращения непрерывной нити в петли, которые, соединяясь между собой
По горизонтали (ряды) и по вертикали (столбики, цепочки), образуют сплошное полотно. Чередуя в строго определенном порядке разные по виду петли (при вязании на спицах) или столбики и цепочки петель ( при вязании крючком), получают требуемый узор. Уменьшая или увеличивая в процессе вязания число петель в ряду, обеспечивают конструктивные параметры полотна – его размеры и конфигурацию.
За пролетевшие века вязание перестало быть мужским ремеслом и теперь обязано своим расцветом женщинам. В наши дни ручной трикотаж можно встретить на каждом шагу: носки и следки, варежки и перчатки, шапочки и шарфы, платья и жилеты, жакеты и свитера. Это рукоделие позволяет создавать индивидуальные вещи, отвечающие требованиям самой последней моды.
Для того чтобы научиться вязать, необходимо знать ряд важных правил:
- правила подбора спиц в зависимости от длины и толщины нити;
- свойства различного вида пряж, применяемых при вязании на спицах;
- правила начала вязания и положение рук при вязании;
- условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Правила подбора спиц в зависимости от толщины и длины нити.
1) Для работы необходимо приобрести легкие, хорошо отполированные
спицы, концы которых не должны быть сильно острыми. Спицы круговые
(с тросиком) применяют для вязания крупных вещей.
2) Каждая спица имеет свой номер в зависимости от диаметра ее в мм.
Рекомендуется иметь набор спиц от №1 до №10.
3) Спица должна быть толще нити в два раза.
4) При вязании необходимо сделать поправку на то, как вяжет
ученица: туго или слабо.
Приобретая нити для вязания, обратите внимание на их крутку, упругусть, равномерность кручения и прочность окраски.
Слишком тугая шерстяная нить не подходит для вязания спицами,
ее лучше вязать крючком.
Если шерстяная нить при растяжении пружинит, то вещи, связанные из нее, не деформируются, если рвется, то при вязании ее надо соединить с нитью лучшего качества.
К пряже с утолщениями подойдет только рельефный узор, чулочная и ажурная вязка будет неаккуратной.
Начинать вязать можно из новых ниток или старых распущенных ниток от старых вещей. После роспуска вязаного изделия нить необходимо выпрямить. Для этого надо смотать в мотки диаметром 20 – 3- см, постирать, предварительно смотав в мотки и связав в нескольких местах ниткой, и при сушке повесить груз. Положение груза время от времени надо менять.
Мотки шерсти при стирке нельзя усиленно тереть и выкручивать.
При сматывании пряжи не следует делать тугих клубков, качество пряжи при этом ухудшается.
Подготовка к работе.
Прежде чем приступить к вязанию изделия, следует внимательно прочесть описание порядка исполнения, уяснить, из каких деталей состоит изделие, рассмотреть чертежи. Затем необходимо изготовить выкройку в натуральную величину в соответствии с размерами, указанными на чертеже в сантиметрах.
Связать образец основного узора и по нему определить плотность вязки, и затем число петель, необходимое для получения исходной ширины детали. В соответствии с плотностью вязки рассчитать число петель, которое необходимо убавить к талии (для приталенных изделий), прибавить к пройме, закрыть для проймы, ворота, плеча, чтобы получить указанные на чертеже размеры.
Условные обозначения петель, применяемых при вязании.
Использование инструкционной технологической карты «Условные обозначения петель и порядок их выполнения».
Инструкционно – технологическая карта «Правила начала вязания».
Порядок выполнения основных узлов.
Наиболее удобное положение рук: клубок ниток находится внизу, рабочий конец нити зажат на ладони левой руки. Нить проходит по указательному пальцу и петлей обвивает большой палец.
При наборе петель начального ряда складывают вместе две спицы, концы их вводят в петлю на большом пальце.
Затем провязанную петлю снимают с большого пальца и затягивают ее большим и указательным пальцем левой руки; так получается первая петля.
Вторую и все последующие петли набирают в таком порядке:
полученную петлю поддерживают указательным пальцем правой руки и оттягивают вниз на себя. Вводят спицы в петлю на большом пальце левой
руки снизу и подхватывают нить с указательного пальца.
Провязанную петлю снимают с большого пальца левой руки и затягивают большими указательными пальцами.
Когда нужное количество петель для начального ряда набрано, одну из спиц вынимают.
Набор петель начального ряда производят на двух спицах для того, чтобы петли были свободнее. Это облегчает вязание первого ряда.
Инструкционно – технологическая карта «Выполнение основных петель».
«Лицевая петля». Рабочая нить находится под левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю слева направо под левую спицу, захватываем рабочую нить сверху и продергиваем на себя. Вновь образованная петля остается на правой спице, а провязанную петлю (петлю начального, предыдущего ряда) сбрасываем с левой спицы. Аналогично вяжем все петли ряда.
«Изнаночная петля». Рабочаянитьнаходитсянадлевойспицей. Правуюспицувводимвпровязываемуюпетлю,справаналевонадлевойспицей,захватываемрабочуюнитьпочасовойстрелкесверхусправаипродергиваемееотсебя. Вновьобразованнаяпетляостаетсянаправойспице, а провязанную петлю предыдущего ряда сбрасываем с левой спицы.
«Лицевая скрещенная (поворотная) петля». Рабочая нить находится под левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю, справа налево за заднюю стенку, захватываем рабочую нить и продергиваем на себя.
Таким образом, нить петель предыдущего ряда получается скрещенными
у основания.
«Изнаночная скрещенная (поворотная) петля. Рабочаянитьподлевойспицей. Правую спицувводимвпровязываемуюпетлю,слеванаправозазаднююстенку под левую спицу. Захватываем рабочую нить и продергиваем ее от себя.
«Накид». Рабочую нить накидываем на правую спицу движением справа налево или слева направо. Накид не провязан в петлю предыдущего ряда, поэтому под ним образуется глазок – основной элемент ажурного полотна.
«Воздушная петля». Рабочая нить петлей обхватывает указательный палец левой руки. Правую спицу вводим в эту петлю и сбрасываем ее с пальца.
«Лицевая перемещенная петля с наклоном вправо». В работе участвуют две петли. Две петли снимаем с левой спицы, меняем местами и одеваем обратно та, чтобы вторая петля оказалась над первой. Затем обе петли вяжем лицевыми.
«Лицевая перемещенная петля с наклоном влево». В работе участвуют две
петли. С левой спицы снимаем первую и вторую петли и меняем их местами так, чтобы первая оказалась над второй. Обе петли провязываем лицевыми.
«Петля, вытянутая вправо». Вяжемпоизнаночнойстороне. Рабочаянитьподвязанием. Правуюспицувводимсверхувнизвпромежутокмежду4-й и 5-йпетлями. Захватываемрабочуюнить, протягиваемеенасебяи,оставивнаправойспице, вяжемпорисунку1-ю и 2-ю, и 4-юпетлиспервойспицы.
«Поперечная петля». Рабочая нить под вязание. Правую спицу вводим сверху вниз в промежуток между 4-й и 5-й петлями, захватываем рабочую нить, протягиваем ее на себя, переснимаем с правой спицы на левую и провязываем вместе с 1-й. Остальные петли вяжем по рисунку.
«Две петли в одну лицевой». Рабочая нить под вязанием. Правую спицу вводим, слева направо во 2-ю и 1-ю петли одновременно и вяжем лицевую петлю.
«Две петли в одну лицевой поворотной». Рабочая нить под вязанием.
Правую спицу вводим, справа налево в две петли одновременно и вяжем
Лицевую поворотную петлю. На правой спице получаем петлю с наклоном влево.
«Две петли в одну изнаночной». Рабочаянитьнадвязанием. Правуюспицувводимсправаналево.
«Две петли в одну изнаночной поворотной». Вяжется аналогично лицевой поворотной, но изнаночной петлей.
Использованная литература:
1) Азбука вязания, М.В.Максимова, Москва ПК «Алтай»,1992г.
2) Вкладыши – приложения к журналу «Работница» за 2005-06г.
3) Методические журналы «Школа и производство», №6 1999г, №3 2000г.
4) «Как ткани ткут и нити прядут», М.Константиновский, изд – во «Малыш»,