Потребности семьи 8 кл.
Цели:
а) сформировать представление о потребностях семьи;
б) познакомить с основными терминами урока;
в) рассказать о правилах покупки товаров.
План урока
Организационный момент
Повторение пройденного материала.
Ответьте на вопросы:
Что такое индивидуальное предпринимательство?
Что понимается под предпринимательской деятельностью?
Что такое прибыль?
Основное содержание урока
Потребность — это осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен трудиться.
При выявлении потребностей семьи и очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей.
Существуют рациональные (разумные) и ложные (неразумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей приносит только вред. Это потребности в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т. д.
Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. Духовные потребности — это потребность в культуре, общении, знаниях, наслаждении искусством и т. д.
Конечно, желания человека нельзя свести только к материальным потребностям. Его нужды весьма разнообразны. Американский психолог Абрахам Маслоу предложил понятие «пирамида потребностей», которое описывает, по его мнению, всё разнообразие человеческих потребностей и желаний по восходящей линии (схема 1).
Схема 1.
«Пирамида потребностей» А. Маслоу
Потребность в самореализации (достижение лучших профессиональных, спортивных результатов, научных открытий)
Потребность в уважении со стороны других людей и самоуважении
Социальные потребности (любовь, дружба, общение с людьми, имеющими те же интересы)
Потребность в безопасности (защита от преступников и внешних врагов, защита от нищеты и помощь при болезнях)
Физиологические потребности (еда, одежда, жилье, воспроизведение рода)
Набор необходимых предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня материального развития общества и уровня благосостояния семьи.
Так, вашей прабабушке в молодости вряд ли пришло бы в голову, что на кухне нужно иметь миксер для взбивания крема, а прадедушка наверняка не связывал с электробритвой свое повседневное существование.
Покупка вещей или продуктов — фокус, в котором собираются многие лучики экономической составляющей семьи: благосостояние, удовлетворение потребностей, планирование, денежный расчет, межличностные отношения, разделение труда, управление, воспитание детей, бережливость.
Для любой семьи список вещей, которые необходимо купить, будет строго индивидуальным, так как каждая семья имеет свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Покупке предшествует кропотливая и долговременная подготовка. Спешка при покупке может быть разорительна.
Все подлежащие покупке вещи можно разделить на четыре группы (табл. 1).
Таблица 1. Классификация покупок по признаку рациональной потребности .
Уровень потребностей | Характеристика группы вещей |
Срочные | Вещи, которые следует купить немедленно. (Срочность определяется жизненной необходимостью вещи или внезапно возникающей потребностью в ней) |
Обязательные | Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена |
Желательные, но не обязательные | Вещи улучшенного качества, повышенной комфортности |
Престижные | Эксклюзивные вещи |
Подобной классификации поддаются все вещи и предметы, которые нас окружают: мебель, одежда, посуда и т. д. Намечая покупку, расчертите пополам лист бумаги, перечислите все возможные «за» и «против» и только после этого принимайте решение о покупке.
На примере покупки деревянной полки для книг мы проанализируем положительные и отрицательные стороны товара (табл. 2).
Примерные этапы совершения покупки.
Составление списков необходимых товаров.
Сбор информации. Мы узнаем о возможных вариантах, качестве товаров, сроке их службы.
Полка книжная деревянная |
За покупку | Против покупки |
Возможность хранить книги, кассеты, бумаги и т. д. Закрывает свободное пространство на стене Украшает комнату Книги и предметы меньше пылятся | Громоздкость по сравнению с металлической полкой Высокая стоимость |
Намеченные покупки «привязывают» к соответствующим магазинам: хозяйственным, книжным, ювелирным, детским. Это избавляет от ненужных походов по магазинам и лишних соблазнов.
Момент совершения покупки. Самый ответственный, но и приятный этап.
Оценка приобретенного товара или услуги.
Чтобы верно оценить качество товара, нужно составить потребительский портрет вещи, который учитывает свойства товара: практичность, удобство, красоту, новизну, оригинальность, сочетаемость с уже имеющимися вещами и ценность (табл. 3).
1 | 2 | 3 |
5 | Оригинальность | Нестандартность, своеобразие, соответствие индивидуальным вкусам, способность подчеркнуть достоинства покупателя (интерьера) или скрыть его недостатки |
6 | Сочетаемость | Соответствие ранее купленным вещам, способность вписаться в интерьер |
7 | Ценность | Свойство вещи сохранять и даже увеличивать свою потребительскую стоимость |
8 | Качество | Совокупность всех свойств покупки |
Приобретая вещи, необходимо знать правила покупки
(схема 2).
Таблица 3. Потребительский портрет товара
№ п/п | Свойство | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Практичность | Надежность в пользовании, полезность, соответствие названию товара |
2 | Удобство, комфорт | Способность создавать чувство комфорта в доме или в индивидуальных ощущениях |
3 | Красота | Соответствие эстетическим вкусам, качество исполнения |
4 | Новизна | Соответствие моде, современность |
Схема 2
Каждому из нас приходится быть покупателем. В обмен на деньги мы приобретаем те или иные товары и услуги. Даже тот, кто работает продавцом, не освобожден от «работы» покупателем.
Покупка товара или услуги в известной степени требует творчества; как правило, это свободный выбор из многих вариантов.
Практическая работа N3
Рассчитайте затраты на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей (одежда, обувь, учебники, канцелярские товары и др.).
Определите положительные и отрицательные качества 2—3 приобретенных вами вещей (табл. 3).
Возьмите, например, по 2—3 авторучки, карандаша или отвертки и сравните эти предметы по форме, размерам, массе, цвету, материалам. Какие из них по внешнему виду кажутся дорогими, а какие дешевыми? Если бы вам предстояло приобрести всего один из этих предметов, то какой и почему бы вы выбрали его?
Итог урока.
На уроке вы узнали о потребностях семьи, познакомились с основными понятиями этой темы (потребности рациональные, ложные, духовные, материальные, физиологические, социальные; потребности в безопасности и самореализации; уровень благосостояния)и научились правильно делать покупки.
Домашнее задание.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое потребность?
2. Какие виды потребностей вы знаете?
3. На какие группы по степени важности делятся вещи?
4. Назовите требования, предъявляемые к покупке.
9
12