Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Потребности человека и семьи", 5 кл»
Урок по теме «Потребности человека и семьи», 5 кл
Цели урока:
формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний. • закрепить понятия "потребности", «семейный бюджет" • учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги • формировать умение экономно и рационально тратить деньги.
Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Скажите, в чем заключаются наши потребности? Что же нужно нам для жизни? (Дети называют).
Вы назвали много потребностей человека, а теперь давайте разделим их на отдельные группы.
- Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т.д)
Следующая группа – это социальные потребности. Какие, как вы думаете?
Ребята, когда столько друзей рядом, что нам необходимо?! Потребность в общении, в дружбе. - Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа)
А как назвать всех вместе: папу, маму и вас? (Семья). - У всех есть потребность жить в семье.
А у взрослых есть еще потребность в труде. Потому что только благодаря труду, мы можем обеспечить свои некоторые потребности.
А есть еще духовные потребности, ребята. Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, получении знаний. В эту группу мы можем отнести с вами что?
Потребность в образовании, чтении книг, посещении театров и музеев, потребность в творчестве, искусстве, путешествия.
- Вот у нас с вами есть такая замечательная корзинка. Здесь находятся картинки со всеми нашими потребностями. Вы должны определить, какие потребности человека относятся к перечисленным группам, и приклеить картинку к соответствующему названию. Сделать лепестки к нашим цветочкам.
(Дети идут к столу, где лежит заготовленный плакат, и наклеивают лепестки к цветам).
(После завершения работы дети проходят на свои места и продолжают беседу по следующему понятию).
Учитель Продолжаем нашу беседу, и сейчас мы вспомним что такое «семейный бюджет». Кто мне может помочь в этом?
Наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи в большинстве случаев происходит с помощью денег.
Но деньги надо не только уметь зарабатывать, но еще и правильно их расходовать, тратить.
Учитель : Мы вам предлагаем познакомиться с семьей Монеткиных, которая живет в нашей стране Финансов. И узнать, как они зарабатывают деньги и на что их расходуют.
В этой семье есть папа, он работает в рекламном агентстве и получает зарплату – это деньги, полученные за труд.
Мама работает в банке и тоже получает зарплату.
Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию.
Есть сын, он учится в институте, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу.
Есть дочка, она еще маленькая, ходит в детский сад и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет.
И так, давайте повторим!
- Скажите, чтобы семье Монеткиных приобрести себе еду, одежду, квартиру - что нужно? (деньги) - А для того, чтобы были деньги, нужно чем заниматься? (работать) - Что мама и папа получают за свою работу? (зарплату)
- А бабушка и дедушка? (пенсию)
- А сын, который учится в институте? (стипендию) - Как можно назвать все деньги, которые заработала семья? (семейный бюджет) Давайте с вами посмотрим на экран и узнаем, как дочка Маша решила потратить зарплату папы Монеткина.
Папа получил зарплату,
Папа наш теперь богатый! Сходим с папой в магазин, Купим маме апельсин.
Купим килограмм конфет, И сардельки на обед. Купим ананас для брата - Папа получил зарплату!
Купим бабушке банан, В общем, королевский план! Купим пряники, сосиски, И трески для нашей киски.
Купим всё, что нам угодно, Вместе с папою сегодня. Я счастливей всех, ребята, Папа получил зарплату!
Как вы думаете, правильно ли Маша решила потратить папину зарплату? (Нет.) - Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить деньги в первую очередь? (Оплата за квартиру, покупка еды, одежды, оплата за детский сад...)
Учитель : Все вместе это называется - расходы!
А теперь мы с вами посчитаем свои денежки.
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Сейчас мы снова заглянем в нашу волшебную корзину, где находятся картинки с изображением доходов и расходов, и попробуем правильно их разместить на нашем плакате.
(Дети идут к столу, где лежит заготовленный плакат, и наклеивают картинки на него). Все доходы размещаем слева от нашего кошелька, а расходы – справа
(После завершения работы)
Учитель : Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
(Вспомнили, что такое потребности, что такое семейный бюджет, и как его нужно правильно расходовать).
Вы сегодня очень хорошо поработали, и за это вам полагается зарплата.